Цели и задачи экологического воспитания
Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:
- рационально пользоваться природными ресурсами;
- заботиться об их сохранении;
- изучать, охранять природу.
Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:
- Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
- Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
- Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.
Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.
Зачем нужно экологическое просвещение?
Актуальность экологического образования и просвещения определяется глобальными экологическими вызовами, которые стоят перед человечеством и перед нашей страной. Оно должно быть непрерывным начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое.
Важность экологического образования и просвещения постоянно декларируется российским государством. В ст. 71 федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится об «установке системы всеобщего и комплексного экологического образования» в целях «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды». В ст. 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти, органы местного самоуправления, СМИ.
В «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденной Президентом в 2012 году, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания приводится в качестве одной из основных задач для достижения стратегической цели госполитики в области экологического развития. Основы экологических знаний включены в федеральные государственные стандарты основного общего образования.
Однако с практической реализацией этой концепции есть большие проблемы: уровень экологического образования и просвещения не соответствует серьезности экологических проблем. Это связано с отсутствием единой государственной политики в данной сфере и низкой востребованностью со стороны общества, низкой экологической культурой. Экономические интересы, к сожалению, часто превалируют над экологическими, и концепция «зеленой» экономики пока остается только декларацией.
В школе экообразование и просвещение часто держится на энтузиазме отдельных преподавателей и учителей. В то же время, много экопросветительских инициатив реализуется некоммерческими организациями и гражданскими инициативами. Важное значение в этих условиях приобретает деятельность общественных организаций. При поддержке бизнеса НКО тиражируют и делают массовыми экопросветительские инициативы, создают качественные обучающие продукты.
Так, движение ЭКА реализует экопросветительские проекты в школах и вузах. На образовательном портале Экокласс.рф собрано на сегодня 15 общероссийских и международных экологических уроков, цель которых — научить школьников помогать природе простыми и доступными способами. Темы уроков: раздельный сбор отходов, водосбережение, экологичный образ жизни, глобальное изменение климата. На сайте зарегистрировано 35 тыс. учителей, в уроках приняли участие более 2 млн школьников из всех регионов России и 8-ми стран СНГ.
Вузовский проект ЭКА — федеральная партнерская программа «Зеленые вузы России», задачи которой — развитие «зеленого» администрирования на базе вузов-участников и реализация студенческих экологических инициатив. В рамках программы проходят всероссийские студенческие квесты, в которых приняли участие более 20 тыс. студентов из более 150 российских вузов, а также была создана Ассоциация «зеленых» вузов России. Данное направление реализуется при поддержке The Coca-Cola Foundation (по инициативе системы Coca-Cola в России второй год проходит квест «Разделяй с нами») и ФЦП «Вода России». В рамках общероссийского квеста «Разделяй с нами» 26 вузов внедрили на своей базе раздельный сбор отходов на постоянной основе.
На что же нужно делать упор в экологическом образовании и просвещении в России? Прежде всего нужно донести до школьников и студентов доступным им языком масштаб отдельных экологических проблем, рассказать, какие есть способы их решения. Важно не только донести знания, но и создать мотивацию влиять на проблему. И, конечно, необходимо рассказать о том, как уже сегодня школьники и родители могут вносить свой вклад в сохранение природы. Например, если речь идет о проблеме отходов, то можно научить сортировать отходы дома, найти пункты приема вторсырья в своем городе, снижать количество отходов, то есть раскрыть практический аспект, побудить к действию.
Чтобы экологическое образование и просвещение стали повсеместными, нужна координация всех структур образования и природоохранных ведомств, нужен общественный запрос на то, чтобы экообразование и экопросвещение стали приоритетными. Важна комплексная работа и сотрудничество многих сторон.
Экологическое воспитание младших школьников
В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:
- Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
- Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
- Давать знания, соответствующие возрасту.
Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.
«Проблемы экологического воспитания и образования и пути их решения»
Проблемы экологического воспитания и образования
и пути их решения
«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства».
Соколов-Микитов Иван Сергеевич
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
— необходимостью повышения экологической культуры человека;
— необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
— необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
— необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
— низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
— недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально – чувственной деятельности сфер личности.
Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом и решает две задачи. Во-первых, оно направлено на изучение и исследование окружающей среды, во-вторых, учит заботиться о ней на основе разумных решений. Экологическое воспитание имеет широкую материальную базу: музеи, парки, экологические центры. Практически все учебные предметы: биология, химия, общественные, а также математические и художественные дают понимание об окружающей среде и способах ее сохранения. Целью экологического воспитания является подготовка такого человека, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. «Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать условия …, отражающим основные законы, которым подчиняются все организмы и перед которыми, в конечном счете, вынужден будет склониться человек». (Роберт Риклефс).
Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий. Однако стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, спектакли, беседы, викторины, ролевые игры и другие мероприятия. Важную роль в этом воспитании дает практическая природоохранная деятельность детей. И весь вопрос в том, как, где и чему мы будем учить детей, как будем воспитывать их экологически грамотными, понимающими важность сохранения окружающей среды, готовыми разделить в будущем ответственность за нее перед новыми поколениями.
Экологическое образование и воспитание является одним из направлений работы нашей школы. Мы являемся активными участниками природоохранных операций разного уровня. Ежегодно проводим такие акции, как «Покормите птиц зимой». Развешиваем на территории школы кормушки и подкармливаем птиц в течение зимнего периода. Ребята понимают, что птицам зимой без нас не выжить. Школьники участвуют в ежегодных городских субботниках. Так осенью 2015 года вместе с ветеранами провели субботник в будущем сквере «Дети войны». Собрали сухую листву, очистили сквер от мусора и высадили молодые дубки. Эти благородные деревья будут расти на радость детям войны, их внукам и правнукам! В рамках экологического просвещения проводим всероссийские экологические уроки «Вода России» и «Разделяй с нами». Где учащиеся учатся бережному отношению к водным ресурсам и грамотному обращению с отходами, через игровые состязания и практическое домашнее задание. Поставленные цели достигаются ненавязчиво, в игровой форме. Дети осознают, что эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, — необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Практической деятельностью является сбор макулатуры учащимися в течение учебного года.
Традиционной экологической работой стало участие учащихся создание проектов по оформлению территории школы газонами, цветочными клумбами. Работа начинается весной с подготовки, посадки и выращивания цветочной рассады учащимися. Летом ухаживаем за клумбами, наводим порядок. А с июля по август радуем себя и жителей города цветущими газонами. Школа ежегодно участвует в конкурсе на лучшее цветочное оформление территорий города. И дважды была признана победителем. Проведение праздников в школе «День Земли», «День птиц» развивают у школьников естественно-научные взгляды на взаимодействие общества и природы. Способствуют более тесному соединению теоретических знаний с эмоциональным восприятием окружающей среды, пробуждают интерес школьников, обеспечивают развитие их социальной активности.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.
Не первый год осуществляем сотрудничество со станцией юных натуралистов. В тесном контакте проводим следующую работу: экологические акции («Кормушка», «Родники», «Остановим загрязнение ТБО», «Серая шейка» и др.). Работы учащихся нашей школы неоднократно отмечены грамотами и дипломами разного уровня.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи: — развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой; — эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине; — формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы – благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.
Экологическое образование и воспитание: проблемы и перспективы развития
XXI век наречен мировым сообществом “Веком окружающей среды» в отличие от прошедшего XX века «столетия экономики». Это значит, что экологический «диктат» будет определять и экономику, и образование, и культуру. Живя в условиях глобального экологического кризиса, который обозначился во второй половине прошлого века, человечество делает вид, что ищет пути выхода из создавшейся ситуации. «Стихийное социально-экономическое развитие цивилизации ведет ее в тупик…
Фактически на Земле в настоящее время функционирует потребительское общество, в котором удовлетворение сиюминутных желаний становится на первое место и определяет его развитие на долгосрочный период». В образовательной системе и в обществе в целом распространен «узко педагогический подход» к экологическому воспитанию.
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Что же такое экологическая культура? Экологическая культура- это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Цель экологического образования — формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой — в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения — в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.
Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно — оздоровительную деятельность детей на природе. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение [19].
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.
Как актуальная социально — педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей.
Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.
В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования [20].
Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы. Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно — логическом.
Сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовный мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники [21].
Школа испытывает потребность в педагоге — универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.
Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода [22].
Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу.
Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки, воспроизводящие образы природы.
Для учителей — предметников наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.
Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий: объединение познания, труда и охраны среды в систему; взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе; дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой.
Пример педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу. Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д.
Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
Экологическое воспитание по-прежнему рассматривают с субъект-объектных позиций как целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности [23].
Современный подход в условиях глобального экологического кризиса должен быть шире, включая основные направления экологического воспитания: формирование экологического мировоззрения через систему непрерывного экологического образования (естественно-научный подход) и образования для устойчивого развития, культурологическое (формирование экологической культуры), психолого-эколого-педагогическое , медико-экологическое, социо-экономо-экологическое, эколого-юридическое (правовое), социо-эколого-политическое, духовно-экологическое и эколого-этическое направления.
Немецкий гуманист И.В. Гете отмечал, что нет ничего страшнее невежества. Именно отсутствие необходимых знаний, их несоответствие реальной ситуации, которая порождает несостоятельность предусмотреть все, и в том числе негативные, следствия вмешательства человека в естественные процессы, а не злая воля, является главной причиной экологического кризиса. Противоречие экологического воспитания состоит в том, что подавляющее большинство населения под экологическим воспитанием понимают его, исходя из узких, предметных позиций.
Предмет «экология» в советской образовательной системе являлся лишь разделом «биологии». Современная экология охватывает философские, политические, социальные, экономические, правовые, гигиенические и нравственно-этические аспекты деятельности общества и человека. Экологическое воспитательное пространство детей широко: оно включает в себя влияние семьи, где, в первую очередь, определяется огромной ролью МАТЕРИ; дошкольных заведений, школы, учреждений дополнительного образования и культуры, средств массовой информации, а также сферой стихийного воспитания, являясь многофакторным и разноплановым. В первую очередь надо уделять внимание семейному экологическому воспитанию.
Всем известно, «ребенок учится всему, что видит у себя в дому». Семейное жизненное пространство представляет собой своеобразную микросоциоэкосистему, в которой члены семьи реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой, при благоприятных условиях и умелых действиях.
В настоящее время непростительно мало внимания уделяется семейному экологическому воспитанию.
Экологическим воспитанием должны заниматься родители ребенка в первую очередь. В образовательной системе России функцию воспитания традиционно «доверяют» школе, точнее на учителей взваливают непомерный груз воспитания детей, в том числе и экологического.
Экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в первую очередь заниматься родители, а школа может и должна быть организующим началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семей и общества.
Воспитание начинается в семье, «семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в ней, прежде всего, формируется и физически, и культурно каждый человек. Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Она является главной опорой человека и его заботой на протяжении всей жизни».
Пожалуй, нет человека, который не осознаёт свою зависимость от состояния окружающей природной среды, в том числе изменение климата, запасов природных ресурсов, качества воздуха, воды. Вместе с тем существует множество свидетельств низкого уровня экологической культуры у большей части населения страны, даже имеющих высокий образовательный уровень [24].
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Можно сказать, что школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Одна из важнейших задач современной школы — воспитание экологической культуры; вооружение детей навыками экологически грамотного поведения в природе; формирование экологических знаний. В связи с этим выделим компоненты экологической культуры (схема 1):
Схема 1
Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие — во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний. Воспитание экологического чувства является самым важным среди всех чувств человека. Это одна из основных характеристик целостной личности человека.
Перспектива экологического воспитания в содружестве семьи и школы. На формирование экологического сознания школьников средней и старшей школы оказывает большее влияние мировоззрение старшего поколения в семье, экологическая культура семьи, нежели «академическая» экология, преподаваемая в школе. Эффективность экологического воспитания в семье напрямую зависит от поддержки семьи, совпадении ценностей семьи и школы. Семья является той почвой, благодатной средой на которую падают семена школьного экологического воспитания и образования. Перспектива развития экологического воспитания в экологизации всего школьного образования и воспитания, в экологическом просвещении учителей-предметников и учителей начальной школы, школьной администрации, всех сотрудников школы. Нам коле видится, что внедрение семейного и школьно-семейного проектирования объединит наши усилия в создании дружественной экологической образовательной среды школы и семьи, где счастливо будут расти наши дети.
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Какая главная опасность для жизни человечества? Войны? Извержение супервулкана? Столкновение с кометой?
Жизнь среднестатистического человека сегодня наполнена комфортом. Он преодолевает дальние расстояния на личном автомобиле, самолете или поезде, его рацион состоит из разнообразных блюд, а за его здоровьем следит целая армия врачей, составляющих единую систему здравоохранения. Но это только на первый взгляд. На самом деле каждый из нас постоянно сталкивается с серьезными рисками, о которых мы можем даже не подозревать. Речь идет о глобальных экологических проблемах
.
Глобальное потепление
Наиболее серьезную угрозу представляет глобальное потепление климата, которое вызывает активное таяние ледников, истончение морского арктического льда
. В результате многие виды арктических животных, птиц и растений оказались на грани исчезновения. Дожди в низких и высоких широтах становятся более частыми и обильными, а в тропических и субтропических — напротив, климат становится более засушливым. Баланс в экосистемах нарушается, по всему миру отмечаются частые наводнения, засухи и ураганы. А в 2022 году американские ученые доказали прямую связь глобального потепления климата с резким ростом количества суицидов. Предотвратить это можно лишь одним способом: резко
сократить выбросы парниковых газов и углекислого газа
в атмосферу.
Р азрушение озонового слоя
Еще одна проблема, с которой столкнулось человечество — это разрушение озонового слоя. Поскольку озон, располагающийся на высоте 20-25 км над поверхностью Земли, является своеобразным фильтром,
поглощающим агрессивные ультрафиолетовые лучи Солнца, то при истончении озонового слоя люди массово теряют зрение, получают солнечные ожоги, которые впоследствии приводят к развитию злокачественных опухолей кожи. Кроме того, опасности подвергаются морские экосистемы, так как фитопланктон, выступающий здесь в роли основного звена пищевой цепочки, не может нормально развиваться при чрезмерном воздействии жесткого УФ-излучения. Решение данной проблемы базируется на отказе от использования фреоновых газов, которые наиболее активно разрушают озоновый слой.
Загрязнение мирового океана
Уже несколько лет научное экологическое сообщество ищет технологии для решения и такой проблемы, как загрязнение Мирового океана пластиковыми отходами. В данный момент обнаружено пять огромных мусорных островов
, которые дрейфуют в водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов и создают огромные риски для всех их обитателей. Некоторые животные и рыбы принимают микрочастицы пластика за фитопланктон и ошибочно поедают их. Птенцов морских птиц привлекают более крупные пластиковые кусочки ярких оттенков, молодые птицы проглатывают их, обрекая себя на мучительную смерть. В данный момент пока не найдено эффективных путей выхода из данной ситуации. Однако на суд экспертов постоянно предлагаются новые концепции и идеи.
Загрязнение воздуха
Жителей мегаполисов особенно волнует проблема загрязнения воздуха. Огромные объемы выхлопных газов, выбросов от предприятий окутывают города в толстый слой смога, дышать в котором порой становится просто невозможно. Отсюда многочисленные проблемы со здоровьем у взрослых и детей. Очистить воздух от примесей можно через сокращение автомобильного транспорта, использования многоступенчатых систем очистки на промышленных предприятиях, а также через широкое применение энергосберегающих технологий.
Недостаток питьевой воды
Население засушливых регионов остро страдает от недостатка питьевой воды. Бесконечные эпидемии, хронические заболевания, социальная напряженность и территориальные конфликты из-за источников воды
терзают людей, заставляя их покидать свою Родину и отправляться на поиски лучшей жизни. Последствия водного дефицита уже ощутили на себе и европейцы, когда улицы их городов заполонили мигранты из Африки и Ближнего Востока.
У ничтожение тропических лесов
Еще одна проблема, последствия которой уже скоро ощутит всё человечество — это уничтожение тропических лесов. Тропические леса не даром называют легкими планеты. Они перерабатывают углекислый газ,
концентрация которого в атмосфере постоянно растет, в кислород, необходимый для дыхания живых организмов. К тому же, с вырубка и сожжение лесных насаждений ведет к таким рискам, как
опустынивание почвы
и
утрата биоразнообразия
на Земле. Остановить эти процессы крайне сложно, поскольку здесь требуется комплексный подход, подразумевающей решение массы экономических, социальных и политических задач.
Опустынивание
В результате глобальных изменений климата, вырубки лесов, дефицита пресной воды, интенсивного использования плодородных земель происходит их истощение и превращение в пустыни.
В итоге возникает опасность голода
, а недостаток воды проявляется в
росте инфекционных заболеваний
. Люди вынуждены мигрировать в более благополучные районы, что приводит к социальным конфликтам и распространению эпидемий.
Уменьшение биоразнообразия
Скульптура уничтоженной человеком в 16-м веке гигантской бескрылой птицы МОА
В природе все взаимосвязано. Существующее многообразие видов живых существ на планете — не каприз природы, а насущная необходимость. Исчезновение одного вида вызывает нарушение работы всей экосистемы.
Как наглядный пример можно привести кампанию по уничтожению воробьев в Китае в конце 50-х годов прошлого столетия. В результате нарушился экологический баланс, и расплодившиеся насекомые уничтожили не только посевы, но и листву на деревьях. Это привело к масштабному голоду в стране и смерти более 30 млн. человек.
Процесс исчезновения видов и появления новых постоянно идет в природе. Однако, с участием человека уменьшение видового разнообразия происходит катастрофическими темпами. С начала 17 века
на планете
исчезло более 800 видов растений и животных
.
Истощение природных ресурсов
Не менее остро стоит и проблема истощения природных ресурсов. Бурный рост промышленности ведет к потреблению невероятного количество природных ресурсов, а их запасы на планете весьма ограничены. По оценкам ученых, нефти, угля и прочих полезных ископаемых хватит на ближайшие 40-50 лет
. Перспективы дальнейшего выживания для человечества весьма туманны. Помогут лишь отказ от топлива из ископаемого сырья, разумный подход к потреблению товаров и услуг, экономия воды и электричества в быту.
Перенаселение
За последние 200 лет население Земли выросло с 1 до 7,5 миллиардов человек и ежегодно увеличивается на 80-90 миллионов. По прогнозам к 2100 году оно может составить более 10 млрд.
Однако, по некоторым оценкам, Земля не так уж и перенаселена. Ведь 70% существующего населения
проживают всего
на 7% суши
. При таком раскладе рассчитали, что наша планета, с учетом мест непригодных для жизни,
может спокойно разместить до 25 миллиардов человек
.
Тем не менее, такая оценка не очень корректна, поскольку сегодня более половины населения сосредоточено в городах. Как следствие, уже сейчас мы сталкиваемся с проблемой относительного перенаселения
, когда скученность в совокупности с несовершенным механизмом распределения материальных благ приводит к серьезным последствиям.
Заключение или экологическое сознание
Как видно, рисков, с которыми столкнулся наш мир, довольно много. Однако причина их — одна. Это потребительское отношение человека
к планете, ее ресурсам, другим живым существам ее населяющим и, более того, друг к другу.
Ни одна из вышеперечисленных проблем не решается изолированно. Их можно решать только комплексно при условии изменения вектора нашего сознания в сторону восприятия Земли как нашего общего дома, как единого живого организма
, клетками которого мы все являемся.
Формы экологического воспитания
Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях. От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.
Уроки
Популярная форма – урок. Для дошкольников проводят тематические занятия. В начальной школе внедрен предмет «Познание мира». Он знакомит детей с окружающим миром, его законами. Классные занятия делятся на 3 типа:
- Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
- Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
- Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.
Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.
Тематические мероприятия
Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.
Походы и экскурсии
Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.
В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.
Труд
В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.
Навык будущего: почему важно разговаривать с детьми об экологии
Дети — наше будущее, поэтому наше завтра зависит от того, что мы расскажем им сегодня. О важности экологического воспитания мы поговорили с Анной Горшковой, координатором портала Экокласс.рф.
Почему важно заниматься экологическим воспитанием детей?
Очевидно, что сегодня человек так сильно влияет на природу, что она просто не успевает с этим справиться. Но ведь от здоровья и благополучия природы зависит и наше благополучие, поскольку мы используем все ее блага и ресурсы. И очевидно, что наличие здоровой и комфортной окружающей среды — это, прежде всего, необходимость для нас самих.
Нужно с раннего возраста рассказывать об этом детям, потому что такие знания, взгляд на мир, мышление и привычки формируются в дошкольном возрасте. Ребенок более открыт и восприимчив, ему проще пробовать что-то новое, выстраивать, в том числе, экологическое мышление.
Кроме этого, дети — будущее нашего мира: политики, учителя, обычные люди. От того, какое мышление и какие взгляды мы им поможем сформировать в детстве, зависит, каким будет наш мир.
Экологическое мышление — навык видеть взаимосвязи в природе, видеть, как наши действия влияют на окружающую среду, чувствовать ответственность за сегодняшний день и за будущее. В ближайшие 5–10 лет это мироощущение будет жизненно необходимо во всех сферах человеческой жизни, в любых компаниях, на любой должности. И в каждой профессии экологическое мышление станет одним из базовых навыков, поэтому его стоит прививать с детства.
С чего начать экологическое воспитание детей?
Я бы посоветовала понаблюдать за тем, что ребенку интересно, и стараться заходить именно с этой стороны. Мне в детстве были интересны животные и природа, благодаря этому я и выросла экологом.
Кому-то может быть интересна экономика — можно рассказывать про экологическую экономику.
Также рекомендую родителям воспитывать ребенка личным примером, ведь он подсознательно повторяет действия за взрослыми. Любые экопривычки, которые можно применять дома (не использовать пластиковые пакеты или выключать воду и свет), нужно вводить сначала в свою жизнь. Так, это не будет казаться ребенку чем-то сложным.
И, конечно, я бы начала с объяснения и демонстрации того, какой мир вокруг разнообразный, красивый и уникальный. Показать, зачем его стоит сохранять. Показать, сколько всего потрясающего! Ведь можно смотреть фильмы, читать книги на эту тему.
Как применять на практике полученные знания?
Повторюсь, вводить экопривычки. Например, вы с ребенком изучили, что пластик — это плохо. Теперь важно перейти от теории к практике. Проще всего начать сортировать отходы, использовать многоразовые вещи, чтобы была связь: есть проблема — я могу повлиять.
Какие советы вы можете дать для воспитания детей разного возраста?
Очень условно разделим детей на три большие возрастные группы:
Дети до 7 лет. Здесь большую роль играет влияние родителей. Личным примером стоит показывать правильные привычки, помогать, давать возможность изучать, быть больше на природе, смотреть, что в мире происходит. Можно добавить интерактивный формат, — перевести все в игру.
Дети 7-14 лет. В этом возрасте дети начинают активно читать, этим можно воспользоваться и давать им тематические книги. Плюс есть много разных мультфильмов и фильмов на тему экологии для детей. В начальной школе многим предлагается сделать собственный проект, так предложите сделать его именно на экологическую тему.
Дети с 14 лет. В этом возрасте можно участвовать в проектах на более серьезном уровне: как сделать школу экологичнее, изменить свои экопривычки. Можно волонтером или стажером участвовать в молодежных конференциях и движениях. Это хороший опыт и иногда даже профориентация. Возможны поездки с классом на ООПТ, биостанцию или посещение биокружков. Главное, стараться быть активными в любом возрасте.
Методы экологического воспитания
Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.
Наглядные методы
Включают в себя:
- Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
- Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.
Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии.
Практические методы
Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:
- моделирование;
- эксперименты;
- тематические игры.
Практика создает общее представление о природных объектах.
Словесные методы
Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Статью подготовила воспитатель дошкольной группы МБ ОУ С (К) НШ-ДС№2 г. Нерюнгри РС (Якутия) Байдина Наталья Петровна
Взаимодействие человека с природой — чрезвычайно актуальная проблема современности. Наверное, все помнят слова известного писателя А. де С. Экзюпери «… все мы родом из детства».
Если посмотреть на сегодняшних детей, то можно увидеть, что иной ребенок не понимает, что все, что нас окружает – это живая природа, наша Земля, наш дом, и мы должны научиться все это любить и беречь. И от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (повернуть реки, вырубить кедровый лес) всего один шаг. И чтобы этот шаг не был сделан, надо уже в дошкольном возрасте формировать основы экологического воспитания.
Приобретенные в детстве представления о природе, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет знания, способствует формированию характера, делает их добрее и терпимее.
И в этом нас убеждают биографии многих знаменитых людей: ученых-естествоиспытателей К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина; известных поэтов, писателей, художников, композиторов – А.Пушкина, В.Бианки, М. Пришвина, Г.Скребицкого, П.Чайковского и многих других. Очень хорошо, когда детям читают стихи, сказки, рассказы о природе – дошкольники стараются понять, осмыслить прочитанное, задают вопросы, строят свои ответы на основе своего пока еще небольшого жизненного опыта. И если малыши больше любят непосредственное общение с природой, то старшие дошкольники уже могут рассуждать о более глобальных проблемах, которые касаются взаимодействия с окружающей природой.
Как вы знаете, XXI век спрогнозирован как информационно-экологический. Этот факт подтверждает приоритетность экологического воспитания и образования дошкольников и учащихся.
Однако, как считает генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор, решить эту проблему можно, но только «посредством глобального воспитания» т.е. постановкой экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений.
А ведь постановка в такой плоскости вопроса не случайна — экологическое образование не достигло высокой результативности. Что касается дошкольного образования, то до сих пор ведется поиск эффективных стратегий, технологий, рассматриваются самые разнообразные подходы.
Одни специалисты считают, что необходимо ввести тематические занятия, поскольку экологическое образование не тождественно биологическому. Другие ратуют за эфективную «экологизацию» всего воспитательного процесса. И надо заметить, что второй подход сегодня получает все большую поддержку.
Как отмечают современные экологи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего должен быть экологизирован сам человек во всех сторонах его деятельность – в быту, воспитании, обучении. Рассматривают две модели вхождения в новую реальность — через развитие личности на основе «активного наступательно-утверждающего» отношения к окружающему миру (С. А. Рубинштейн) и на способности к созиданию на благо человечеству (А. Н. Леонтьев).
При постановке экологических задач решаются вопросы умственного, эстетического, нравственного, этического, физического воспитания.
Умственное развитие происходит в процессе образования у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших; доступных чувственному восприятию детей; связью между объектами и явлениями природы.
Нужно показывать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на органы чувств. Надо также воспитывать интерес детей к наблюдаемым явлениям. Необходимо показывать, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращать внимание на внешний вид — движения, повадки, таким образом формируются не только знания о природе, но и отношение детей к ней.
Исследования последних лет показывают, что развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных, устанавливать связи между строением отдельных организмов и условиями жизни растений и животных.
В нравственном развитии ребенка особое место уделяется развитию бережного, заботливого отношения ко всему живому.
Эстетическое отношение выражается в развитии умения видеть красоту, многообразие красок природы. Можно заметить, что отсутствие у дошкольников знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению детьми «некрасивых» насекомых, пресмыкающихся. Это наносит вред не только природе, но и неокрепшей психике ребенка, ожесточает его. Вот почему важно с самых ранних лет детям получать верные сведения об окружающем нас мире.
Но экологическое воспитание несколько шире по своему содержанию. Оно строится на осознании деятельности человека для окружающей среды.
Экологическое воспитание возможно при следующих условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (о животных и растения как живых существах; о единстве организма и среды; о сущности взаимодействия человека и природы); понимания важности охраны окружающей среды; воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам; в осознании выполнении определенных норм поведения.
Эти правила дети хорошо усваивают в дидактических, экологических играх, запоминают, как нужно себя вести и что нужно делать, чтобы не причинить вред природе.
И конечно, не только детское образовательное учреждение воспитывает и образовывает в экологической сфере, но и родители в первую очередь прививают нормы поведения своим детям – и в театре, и в лесу. Так что напоследок можно сказать, что каким вырастет маленький человечек — зависит от тех мыслей и поступков, которые ему «вложат» в душу и в сердце близкие люди. И будет ли он сопереживающим, чутким и внимательным по отношению к природе – тоже зависит от того, чему его научили в детстве.
Библиография
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с., ил.
- Горощенко В.П. Природа и люди., М.: Просвещение, 2006 г.
- Дмитриев Ю.Д. Земля у нас одна., М.: Детская литература, 2007 г.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве., М.: Просвещение, 2009 г.
Следующая > |
Экологическое воспитание в семье
Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.
Родители должны понимать, что принуждать ребенка к определенным правилам поведения нельзя, если они сами им не соответствуют. Воспитывать экологическую культуру нужно в первую очередь у себя.
Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:
- На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой. Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
- Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
- Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
- Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.
Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок.
На каком уровне находится экологическое образование в России
Во ФГОС нет учебной дисциплины «Экология» — ее начали преподавать в 1993 году, но уже в 1997-м убрали из федерального компонента учебного плана, рекомендовали вводить только в 10-11 классах на факультативной основе.
Ирина Таранец, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова и ведущий специалист Эко: «Уровень экологического образования в стране достаточно низкий, иногда — средний: знания оказываются поверхностными и часто интуитивными. В школе есть учителя-энтузиасты, заражающие детей идеей делать проекты, но это единичные случаи».
Учителей-энтузиастов поддерживают негосударственные фонды. Например, Фонд им. Вернадского в номинации «Экологическое просвещение» получает 500-600 заявок в год на гранты.
Алла Волынская, руководитель образовательных проектов неправительственного экологического фонда им. Вернадского: «Сильных работ много, но экологию учителя часто рассматривают утилитарно — подними бумажку, посади дерево. Экологии часто отказывают в роли отдельной науки, это такая служанка».
Но и без поддержки экоэнтузиасты за последние пять-шесть лет научились консолидироваться — созданы методические базы экологических уроков, работает центр экономии ресурсов, действуют волонтерские отряды, в которых школьники заботятся о природе своими силами.
Кроме того, для ребят проводятся олимпиады по экологии, государственные и частные. Благодаря Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаде «Ломоносов», Московской олимпиаде школьников ученики с удовольствием вовлекаются в научную деятельность.