Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы


Дидактические игры по математическому развитию

Представленная картотека дидактических игр по математике рекомендуется педагогам дошкольных учреждений и родителям. В ходе занятий дошкольники знакомятся со счетом, учатся работать с цифрами и геометрическими формами, сравнивать, сопоставлять, перечислять.

Задачи представленных в каталоге игр:

  • получение навыка использования цифр;
  • совершенствование умения вести счет, распределять числовые значения;
  • знакомство с числовыми и понятийными обозначениями времени, дней, месяцев;
  • развитие пространственной и плоскостной ориентации, умения определять и объяснять местоположение объектов относительно друг друга;
  • расширение представлений о геометрических фигурах;
  • развитие памяти, умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, выдвигать предположения, подводить итоги, концентрировать внимание;
  • развитие творческого мышления, воображения.

Дидактические игры по математике в младшей группе

Представляем развивающие математические игры, с выполнением которых справятся младшие дошкольники.

Найди фигуру

Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке 12 геометрических фигур разной величины и окраски. Он называет объект с определенными параметрами, например, большой зеленый треугольник, а воспитанник должен найти эту фигуру на столе, указать на нее пальцем.

Геометрические фигуры вокруг

Игра расширяет представления об основных геометрических объектах. Для занятия нужно подготовить изображения известных дошкольникам фигур. Задача игроков — найти в игровом помещении вещи, схожие по очертаниям с демонстрируемыми фигурами.

3 квадрата

Игра формирует навык соотношения объектов по величине, закрепляет в памяти соответствующие определения.

Педагог подготавливает 3 стопки разноразмерных квадратов. Себе берет 3 бумажные фигуры, остальные по 3 штуки раздает воспитанникам. В начале игры воспитатель поочередно демонстрирует квадраты детям, при этом объясняет, какого размера эти фигуры: «Этот большой, этот средний, а вот этот маленький». Далее дает команды: «Покажите самый маленький квадрат. А теперь большой. Покажите средний». Дети выполняют.

На втором этапе игры воспитатель рассказывает, что из квадратов можно выстроить башенку, показывает, как это сделать. Крупный квадрат должен находиться внизу, на него ставится средний, а макушкой становится маленький. Воспитанники повторяют за педагогом.

Угости белочек и медвежат

Игра учит видеть, равны ли группы объектов разной величины. У игроков формируется понимание, что количество не определяется размером.

Воспитатель расставляет игрушечных зверят в ряд, объясняет, что они якобы пришли в гости, предварительно подготавливает изображения лесных угощений: орехов для белочек, земляники для медвежат. Интересуется у детей, хватит ли угощений, спрашивает, как это выяснить. Игроки подсчитывают, сколько игрушек пришло в гости, сравнивают количество. Далее дают зверятам лакомство: кладут рядом соответствующие изображения. Если число угощений оказалось недостаточным, дети добавляют, сколько нужно. Если лакомства слишком много, удаляют лишние картинки.

Уравняй

Педагог раскладывает счетные палочки в два столбца. Один столбец по количеству должен получиться больше, чем другой. Остальные палочки лежат в раскрытой коробочке. Задача — посредством дополнительных палочек уравнять количество объектов в столбцах. Завершив задание, игрок должен объяснить, как у него получился такой результат.

Методика проведения занятий по ФЭМП в детском саду

В качестве обучающей базы для готовящихся пойти в первый класс, применяют особенные методики:

  • последовательность;
  • системность;
  • индивидуальность;
  • логичность.

Знания, которые педагог передает детям, от занятия к занятию все сложнее, учитывая уровень развития воспитанников. Для повтора используют специальные ролевые игры. Математика становится у воспитанников любимым предметом, они с удовольствием занимаются, ищут сходство и разницу в предметах, сосредотачивают внимание на тонкостях, чтобы ответить на вопрос воспитателя.

Игра с воспитателем

Рекомендации по организации занятий

Важно организовать игру позитивно и грамотно. Детсадовский возраст не предусматривает применения неудовлетворительных отметок, порицаний со стороны педагога. Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, допускается лишь анализ личностного роста воспитанника.

Воспитатель должен применять в работе те методики и приемы, которые провоцируют интерес. Занятия «по принуждению» бесполезны, формируют отторжение к математике и алгебре.

К сведению. При наличии личного контакта и позитивных отношений между воспитанником и его наставником будет успешный результат.

Пример календарно-тематического плана занятий по ФЭМП

Утром воспитатель беседует о героях сказки «Репка». Вместе участники смотрят картинки с изображением персонажей. Далее на прогулке участники играют в игру «Постройся, как в сказке репка», в обеденное время педагог рассказывает сказку «Репка». В вечернее время сказка обыгрывается, проходит нетрадиционное рисование геометрических фигур. Во время второй прогулки дети и воспитатель играют в «Съедобное-несъедобное» (с мячиком), собирают пазл «Репка». Создают костюмы к сказке «Репка».

ФГОС для детских садов содержит перечень тех понятий, которые должны формироваться у выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Дидактические игры по математике в средней группе

Представляем игры для детсадовцев средней группы, охватывающие широкий спектр математических знаний: арифметических, геометрических, логических.

Назови пропущенное число

Для игры нужно подготовить 10 карточек. На каждой изображен кружок с определенной цифрой от 1 до 10. Все изображения разного цвета.

Педагог раскладывает карточки в правильной последовательности цифр. Дети внимательно рассматривают изображения, убеждаются, что ни одна цифра не пропущена. Затем закрывают глаза, а воспитатель прячет одно изображение. Открыв глаза, дети пытаются вспомнить, кружок какого цвета исчез, какая цифра на нем была изображена.

Подсчитай по звуку

Для игры нужны карточки, изображающие объекты в количестве от 1 до 9. Педагог стучит в бубен определенное количество раз, дети внимательно слушают, подсчитывают количество ударов. Затем выбирают карточку, изображающую соответствующее число объектов.

Математические загадки

Игра развивает навык счета. Воспитатель выкладывает несколько изображений объектов, выполненных в определенном количестве. Детям раздает нарисованные цифры. Далее зачитывает загадку про один из изображенных объектов, игроки ее отгадывают. Например: «Я с кулачок, красный бочок, прикоснешься — гладкое, откусишь — сладкое». Ответ: «Яблоко». Дети указывают на картинку, подсчитывают, сколько на ней яблок, поднимают соответствующую цифру.

Геометрические рисунки

Для игры необходимо подготовить изображения 3-х объектов, выполненных из разных геометрических фигур: домик, елка с новогодними шариками, снеговик.

Дети внимательно рассматривают изображения, а педагог задает вопросы:

  • из каких фигур сделаны рисунки;
  • есть ли здесь треугольники, подсчитайте их;
  • есть ли квадраты, сколько их;
  • есть ли круги, подсчитайте их;
  • если ли еще фигуры, какие и в каком количестве;
  • сколько всего фигур на рисунке;
  • фигуры одинаковые или различаются по размеру;
  • каких фигур больше.

Починим машину

Для игры требуется изображение автомобиля, составленное из геометрических форм. Один из игроков становится ведущим, остальные дети закрывают глаза. Ведущий прячет одну из фигур, составляющих машину. Игроки, открыв глаза, должны сказать, что исчезло. Игрок, первым правильно назвавший исчезнувшую часть, становится следующим ведущим. Игру можно усложнить: убирать не одну, а две фигуры.

Найди ошибку

Педагог раскладывает геометрические фигуры в ряд по определенным признакам. Один из объектов не соответствует объединяющему признаку. Например, все квадраты зеленые, а один синий. Или, в ряду среди треугольников находится круг. Игрок должен выявить ошибку.

Волшебный мешок

В непрозрачном полотняном мешке находятся геометрические фигуры. Игрок, погрузив руку внутрь, нащупывает предмет, называет, что это такое. Игру можно усложнить: педагог задает определенную фигуру, а ребенок пытается ее нащупать, отыскать среди остальных.

Смежные цифры

Игроки становятся в ряд. Ведущий бросает мяч каждому ребенку, называет цифру, например 5. Задача игрока, принявшего мяч, — назвать соседние цифры. В данном примере это 4 и 6.

Калейдоскоп квадратов

Игра закрепляет представление о соотношении частей и целого, развивает цветовое восприятие. Для занятия нужны 36 бумажных квадратов 8×8 см. Фигуры должны быть разного цвета, причем оттенки должны четко различаться. Квадраты нужно произвольно разрезать. На задней стороне каждого кусочка изобразить номер.

Игроки выполняют следующие задания:

  • складывают из частей квадраты;
  • распределяют части фигур по цветам;
  • раскладывают кусочки в соответствии с номерами;
  • пытаются составить квадраты из несоответствующих по цвету кусочков.

Опиши узор

Каждый игрок получает изображение, состоящее из разных геометрических фигур. Ребенок должен внимательно осмотреть свой узор, развернуто описать его. Например: «В верхнем правом углу находится овал, в верхнем левом — круг, в нижнем правом — треугольник, в нижнем левом — круг, а в середине — прямоугольник».

Матрешки

Игра формирует навык порядкового счета. Для нее нужно взять 5 платочков разного цвета, надеть на головы детей, ставших в ряд. Остальные игроки участвуют по очереди. Игрок подходит к матрешкам, те называют себя: «первая», «вторая» … «пятая». Игрок запоминает, под каким номером находятся матрешки с определенным цветом платка, затем отворачивается. Два человека в ряду меняются местами. Игрок, повернувшись обратно, должен сказать, что изменилось. Например: «Матрешка с зеленым платком была второй, стала четвертой. А матрешка с желтым платком была четвертой, стала второй».

Картотека игр по ФЭМП в старшей группекартотека по математике (старшая группа)

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе

Количественные представления

« Сосчитай себя».

  1. Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык,

грудь, живот, спина).

  1. Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза,

2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги). 3.

  1. Показать те органы тела, которые можно считать до пяти

(пальцы рук и ног).

«Зажги звёзды».

Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета — модель ночного неба;

кисть, жёлтая краска, числовые карточки( до пяти).

  1. «Зажечь» (концом кисти) столько «звёзд на небе», сколько изображено фигур на числовой карточке.
  2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым.

«Помоги Буратино».

Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 10 штук ). Задание: помочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас Барабас.

«Собери в корзину»

Цель: упражнять в счете; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

«Найди пару»

Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.

Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.

Ход игры: воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении.

«Отсчитай столько же»

Цель: продолжать учить отсчитывать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

Материал: цифры, разные игрушки.

Ход игры: воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.

«Не ошибись»

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.

Материал: плоскостные игрушки.

Ход игры: игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения.

«В магазине игрушек»

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.

Материал: разные игрушки.

Ход игры: приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер.

«Сколько нас?»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор.

Игры с цифрами и числами

В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна — две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

«Убираем цифры»

Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

Игры « Что изменилось?», « Исправь ошибку»

Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

«Сколько

На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице ». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько ».

«Считай — не ошибись! »

В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

«Которой игрушки не стало?». Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим

«Кто первый назовет?». Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

«Покажи столько же»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.

«Соберем букет»

Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.

Материал: плоские изображения цветов, вазы.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?

«Мои первые цифры»

Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до семи.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 7 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 7, называют свои цифры.

Величина

«Ленточки».

Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.

Самую длинную «ленточку» закрась синим карандашом, «ленточку» покороче закрась красным карандашом и т.д.

«Разложи карандаши».

На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.

«Разложи коврики».

Разложить «коврики» в возрастающем и убывающем порядке по ширине.

«Посадим ели»

Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Игры с геометрическими фигурами.

«Какой формы?»

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

  1. Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.
  2. Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно определяет его форму.

Например, косынка-треугольник, яйцо- овал и т.д.

«Мозаика».

Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки.

«Почини коврик».

Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков.

Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) её на дырку.

«Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку».

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

«Только одно свойство»

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

«Найди и назови»

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

« Чудесный мешочек

В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

«Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку ( или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

«Кто больше увидит? » На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур

«Посмотри вокруг»

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий ( им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов , не имеющих углов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается , что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

«Найди свой домик ». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце- обруч- круг ,крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём ( сегодня) и т.д.

«Найди предмет такой же формы»

У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.

Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

«Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

Игры путешествие во времени

«Живая неделя». Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий? » Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

«Наш день», «Когда это бывает?».

Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер

«Времена года»

Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.) Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Игры на ориентировки в пространстве.

«Исправь ошибки».

Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, синего и черного цветов- модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.

«Определить направления движения от себя» (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз). Игровой материал: карточка с узором, составленным из геометрических форм

«Назови число»

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

«Отгадай, кто где стоит». Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д.

«Что изменилось? ». На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу . Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза дети рассказывают об изменениях , которые произошли ,где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

« Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине- большой чайник, справа от него- голубая чашка, слева-розовая чашка.

« Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг , в левом верхнем углу- квадрат , в левом нижнем углу- прямоугольник , в середине –треугольник.Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу-цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева- по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку ( изображение должно быть большим и узнаваемым ) , вверху, — на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

« Найди игрушку». « Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель , к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу , где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево , приседает и за шторой находит игрушку.

« Путешествие по комнате». Буратино с помощью ведущего дает детям задания: « Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения , количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: « Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг ». В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий по математике, особую роль играют подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате, но и в помещении всего детского сада.

Дидактические игры по математике в старшей группе

Представляем образовательные игры, соответствующие старшей возрастной группе детсада.

Самолеты

Игра знакомит с составом числа 10. Фланелеграф выступает в роли аэродрома. К нему прикрепляются изображения самолетов. Один из воспитанников становится диспетчером: отправляет в полет по одному самолету — убирает с фланелеграфа. Остальные игроки считают, сколько самолетов улетело, сколько осталось на аэродроме.

Забавная геометрия

Для игры нужны счетные палочки. Дети складывают их так, чтобы вышли геометрические формы:

  • 3 одинаковых квадрата из 10-ти палочек;
  • 2 одинаковых квадрата из 7-ми;
  • 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • 3 одинаковых треугольника из 7-ми;
  • 4 одинаковых треугольника из 9-ти;
  • один квадрат и 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • один квадрат и 4 треугольника из 9-ти;
  • 2 квадрата и 4 одинаковых треугольника из 9-ти.

В последнем задании нужно из 7-ми палочек сделать квадраты, затем 2-мя оставшимися палочками разбить их на треугольники.

Что таким бывает?

Цель дидактической игры по математике — развитие представлений о базовых предметных величинах, формирование навыка определять сходство по размеру.

Педагог называет прилагательное, определяющее величину, бросает игрокам по очереди мяч, а те должны назвать объекты, соответствующие указанному определению. Например: «Высокий». Дети перечисляют: «Жираф, шкаф, дом, человек, гора». Аналогично для других определений: длинный, узкий, короткий, низкий, большой, маленький, широкий.

Месяцы

Для игры нужны карточки, изображающие числа от 1 до 12. Дети разбирают карточки не глядя. Затем становятся в ряд соответственно полученным числам. Педагог говорит, что теперь ребята стали 12-ю месяцами года. Далее задает вопросы такого типа: «Третий месяц, какое твое имя? Апрель, какой ты по счету?».

На втором этапе игры педагог раскладывает на столе картинки, изображающие сезонные пейзажи и явления, соответствующие месяцам. Игроки разглядывают картинки, находят изображение, которое соответствует его месяцу.

Подсчитай на ощупь

Для игры нужны картонные полоски с пришитыми к ним бусинами в количестве от 2 до 10. Игроки становятся в ряд, заводят руки за спину, получают от педагога полоски. Руки остаются за спиной, смотреть на полоски нельзя. Игровая задача — подсчитать количество бусин.

Воспитатель называет произвольную цифру, например, 3. Ребенок, насчитавший у себя такое же количество бусин, поднимает руку, показывает всем полоску. Затем педагог меняет полоски у игроков, игра продолжается.

Когда это происходит?

Игра закрепляет представление о временных отрезках суток, о том, чем положено заниматься в разные часы. Для занятия нужно подготовить крупное изображение часов со сдвигаемой стрелкой, а также картинки, на которых показано, чем занимаются люди в разное время суток. Педагог передвигает стрелку на определенное время, а дети выбирают соответствующую картинку. Например, когда стрелка перемещена на час, дети выбирают изображение обедающей семьи.

Сравни ленты

Игра тренирует навык сравнения по внешним параметрам. Для занятия нужны 7 лент, в разной степени широких и длинных.

Разложив ленты, воспитатель спрашивает у детей:

  • сколько здесь лент;
  • одинаковые они или разные;
  • какая лента самая длинная, короткая, узкая, широкая;
  • разложите ленты, начиная от самой короткой, закончив самой длинной;
  • где в получившемся ряду находится самая широкая лента, а где самая узкая;
  • разложите ленты от самой узкой к самой широкой;
  • где в получившемся ряду находится самая длинная лента, а где самая короткая.

Подсчитай звуки оркестра

Для игры нужны знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, по которым можно стучать: барабан, бубен, треугольник, игрушечный синтезатор. Сначала педагог демонстрирует воспитанникам, как звучат инструменты, затем прячет их за ширмой. Там воспитатель снова ударяет по определенному инструменту 2–5 раз, а дети должны сказать, что это звучало, сколько ударов они услышали. Игру можно усложнить, за раз ударять по 2–4 инструментам.

Угостимся фруктами

Игра учит делению на разноразмерные части, расширяет тематический словарь. Педагог приносит фрукты, например, персики. Сетует, что на всех угощения не хватит. Спрашивает, что предпринять, чтобы каждый получил по кусочку персика. Дети советуют: «Поделить». Далее объясняют, как делят фрукты: «Пополам». Педагог разрезает персики. Но угощения все равно не хватает на всех. Тогда дети советуют: «Нужно разделить каждую половину на две части. Получатся четвертинки». Вот теперь всем хватает угощения.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы

«Рыбаки и рыбки»

Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10. Материал:карточки — рыбки; ведерки из картона.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть рыбаками и разложить свой улов по ведрам. Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужные ведерки. Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

«Отсчитай столько же»,
«Послушай и сосчитай»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10;

Материал: музыкальные инструменты, разные игрушки.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. «Сколько игрушек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько игрушек?»—спрашивает воспитатель.Задание повторяется 2 раза

с помощью разных музыкальных инструментов. Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле). Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько игрушек вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом игрушек).

«Посчитай, сколько»

Цель: упражнять в счете на слух.

Совершенствование умения считать в пределах 10.

Материал: молоточек. Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек». Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами».

«Найди пару»

Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10;

Учить соотносить число с цифрой;

Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные.

«Сделай столько же»

(счет движений)

Цель:Совершенствование умения считать в пределах 10.

Материал: карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: Воспитатель строит детей в две шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети, стоящие точно напротив, в этой шеренге (указывает), будут их проверять, а потом, наоборот, вы будете выполнять движения, а вы их проверять». (Педагог предлагает детям назвать, кто напротив кого стоит и кто кого будет проверять) Каждой шеренге дает по два задания. Детям предлагает выполнить несложные движения, например, поднять руки через стороны вверх, наклониться, присесть и т. д.

«Засели домик»

Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10.

Материалы: карточки — числовые домики, предметные картинки (жильцы).

Ход игры: Воспитатель показывает числовые домики и жильцов (предметные картинки) объясняет , чтонужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить вам покажет цифра на крыше дома. После выполнения дети по очереди считают своих жильцов.

Закрепление навыков порядкового счета:

«Который по счёту?»

Цель: Закрепление навыков порядкового счета.

Материал: Веер состоящий из 9 лепестков разного цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 9 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель дает детям задание: «Запомните расположение лепестков и закройте глаза». В это время он убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

«Угадай, что изменилось»

Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: На стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Воспитатель предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем предложить детям отвернуться, а в это время воспитатель меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

«Исправь ошибку»

Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета. Материал: карточки с цифрами от 1 до 7 расставленные в хаотичном порядке.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 7 (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 7).

«Встань на свое место»

Цель: Закрепление навыков порядкового счета, развивать мелкую моторику.

Материалы: Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от одного до десяти.

Ход игры: Дети становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и воспитатель проверяет, правильно ли они заняли свои места.

Дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Кто ушёл и на котором месте стоял?»

Цель: Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок.

Игра повторяется 2–3 раза со сменой играющих.

Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10):

«Найди на один меньше (больше)»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Материалы: карточки с предметными картинками.

Ход игры: Воспитатель называет число, а ребёнок находит карточку с предметной картинкой, на которой изображено на один меньше или на один больше предметов.

«Найди соседей числа»

Цель:формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Материалы: карточки с цифрами.

Ход игры: Воспитатель ставит карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь) Какое число предыдущее (последующее) к числу два, пять, восемь» (Дети обосновывают свой ответ.)

«Найди пропущенное число»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Материалы: Цифровой круг.

Ход игры: Дети рассматривают «Цифровой круг», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5:

«Составь число»

Цель: закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5.

Материалы: круги разного цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 (4,3) с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число 5 (4,3) из единиц?».

«Подбери столько же разных предметов»

Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Материалы: разные предметы, игрушки.

Ход игры: Воспитатель показывает цифру 5 и предлагает детям подобрать столько разных предметов, игрушек. (каждого по 1).

«Я знаю пять имен…» (игра с мячом)

Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Материалы: мяч.

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».

Величина

Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке

«Исправь ошибку»

(длиннее, короче)

Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Материалы: Магнитная доска, 10 карандашей разного цвета из картона и разных по длине.

Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши.

Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?» Затем предлагает расположить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким.

Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку), запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.

«Сломанная лестница»

Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Материалы:10 прямоугольников, величина большого 10×15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; магнитная доска .

Ход игры: На магнитной доске строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Воспитатель вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

«Расставь по порядку»

Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Материалы: магнитная доска, деревья разной высоты.

Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены деревья разные по высоте, воспитатель предлагает детям расставить деревья по порядку: от самого высокого до самого низкого.

Форма

Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

«Найди пару»

Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Материалы: карточки с изображением геометрических фигур разделённые на две части; карточки с изображением предметов разной формы.

Ход игры: Принимают участие 5 детей. Каждому ребёнку предлагается по 5 карточек с изображением геометрических фигур круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.

«Найди предметы такой же формы» (лото)

Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Материалы: 5 карточек с изображением геометрических фигур посередине: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы, например: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воздушный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина) и т.д.

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя, подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Дорисуй предмет»

Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Материалы: карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

Ход игры: Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют геометрические фигуры и предполагаемые предметы, которые похожи на геометрические фигуры. Например: круг, что мы можем нарисовать похожее на круг? Яблоко, помидор, мяч и т.д, дети рисуют предметы.

Ориентировка в пространстве

Упражнения в умении двигаться в заданном направлении:

«Правильно пойдёшь — клад найдёшь»

Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Материалы: круги из бумаги.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти».

При помощи считалки выбирается ведущий.

Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивается направо и делает ещё три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки.

«Поручение»

Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении; учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Материалы: лист бумаги, карандаш.

Ход игры: Ребенку дается инструкция: «Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с помощью воспитателя рисует маршрут своего пути.

«Где спрятались игрушки»

Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении; развивать память.

Материалы: разные игрушки.

Ход игры: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти, нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги:

«Запомни и повтори»

Цель: Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги, развивать память.

Материалы: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

«Что изменилось?»

Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать память.

Материалы: геометрические фигуры.

Ход игры: Перед ребёнком на столе в 2 (3) ряда выложены геометрические фигуры, по 3 (4) в каждом ряду. Педагог предлагает ребенку посмотреть и запомнить расположение геометрических фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Педагог убирает какую — нибудь фигуру и просит назвать её и то место где она находилась.

Дидактические игры по математике в подготовительной группе

В подготовительной группе идет подготовка дошкольников к поступлению в школу. Дети уже обладают многими знаниями, поэтому игры становятся сложнее, обеспечивают развитие математических представлений, достаточное для беспроблемной учебы в начальных классах.

Украшаем елочку

Педагог прикрепляет к фланелеграфу, а также раздает воспитанникам изображения елочки и новогодних шариков. Он прикрепляет к елочке 4 игрушки с правой стороны, 2 с левой. Дети делают то же самое со своими елочками. Воспитатель предлагает сложить шарики: 4 + 2 = 6. Затем меняет шарики местами, получается 2 + 4 = 6. И так несколько раз с разным количеством игрушек. Игра формирует представление о том, что от перемены слагаемых сумма не меняется.

Тропинка для Красной Шапочки

К фланелеграфу прикреплены изображения бабушкиного домика, Красной шапочки, лесных деревьев. Под каждым деревом — несложный арифметический пример, с которым справится дошкольник. Воспитанники поочередно подходят к фланелеграфу, решают пример, тем самым придвигают Красную Шапочку ближе к бабушкиному домику.

Да или нет

Педагог записывает на доске арифметические примеры. Затем демонстрирует детям изображения чисел. Если число соответствует решению очередного примера, дети выкрикивают: «Да!». Если ответ неправильный, то кричат: «Нет!».

Составь слово

Игра соревновательная. Воспитатель вывешивает в два столбца арифметические примеры. Участники каждой команды выходят их решать. Решивший пример игрок подходит к столу, на котором лежат картинки чисел, соответствующих решениям. Выбирает свое число, переворачивает картинку, а там изображена буква. Решив все примеры, команда получает слово. Побеждают те, кто выполнит задание быстрее.

Дидактические игры по математике своими руками

Чтобы усилить познавательный интерес дошкольников, рекомендуется делать для игр яркий, разнообразный и увлекательный материал. Сделать своими руками математические игры несложно, вот несколько интересных примеров:

  1. Вырезанные из бумаги яблоки с разным количеством семечек — от 1 до 10. К ним дети прикрепляют карточки с соответствующим изображением цифр.
  2. Математические четки — шнурок с нанизанными бусинами. При решении арифметического примера ребенок сдвигает бусины: отсчитывает первое число, затем второе. А после складывает или вычитает, определяет получившееся количество бусин.
  3. Продолжи ряд. На бумажных полосках изображены разные изогнутые линии. В начале вдоль этих полосок приклеены геометрические фигурки в определенной последовательности. Задача ребенка — продолжить ряд, используя дополнительные фигуры из коробочки.
  4. Вылови рыбку. На бумажных ведерках изображены цифры от 1 до 10. На рыбках — арифметические примеры. Дошкольник решает пример, смотрит на каком ведерке изображен ответ, помещает туда рыбку.
  5. В картонных листах определенного цвета прорезано несколько разных геометрических отверстий. Также вырезаны геометрические фигуры, соответствующие этим отверстиям по форме и цвету листа. Игровая задача — правильно разложить фигуры по отверстиям.

Изготавливая материал для игр, можно использовать любые подручные и природные средства. Главное — они должны быть безвредны для ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]