Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: развивать умения детей ориентироваться во времени, закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый.
Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: развивать умения детей ориентироваться во времени, закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: мяч
Ход игры: педагог бросает по очереди мяч детям, говоря короткую фразу, например, «Мы занимаемся…» Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу (…сегодня).
Примеры фраз:
Мы пойдем гулять…
Вы ходили в парк…
Мы будем читать книгу…
Дидактическая игра «Разноцветная неделька»
Цель: закрепить представления о днях недели, закреплять названия и последовательность дней недели, развивать навыки ориентировки в днях недели.
Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.
Ход игры: педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.
Вариант1: педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.
Дидактическая игра «Неделька, стройся»
Цель: закрепить представления о днях недели, закреплять названия и последовательность дней недели, развивать навыки ориентировки в днях недели.
Материал: цифры 1-7.
Ход игры: на столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник…).
Задания:
1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.
2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.
3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.
Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепить представления о днях недели, закреплять названия и последовательность дней недели, развивать навыки ориентировки в днях недели.
Материал: мяч.
Ход игры: дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»
Варианты вопросов:
Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.
Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.
Игра с мячом «Бывает — не бывает»
Цель: развивать вербально-логическое мышление, закреплять представления о признаках времён года.
Материал: мяч.
Ход игры: играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.
Упражнение «Повтори, не ошибись»
Цель: закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Игра с мячом «Продолжай»
Цель: развивать навыки ориентировки во времени, закреплять умение называть признаки времён года.
Материал: мяч
Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.
Подготовительная группа
Для дошкольников 6-7 лет предусмотрены более сложные игры образовательной направленности, развивающие логику и мыслительные способности.
Прятки
Расскажите воспитанникам, что дни недели захотели сыграть в прятки. Но есть подсказка, позволяющая быстро их найти. Каждый из них спрятался за предметом или в помещении, название которого начинается с той же буквы, что и день. Называйте этот предмет, а дети должны угадать день.
Например:
- за партой спрятался… понедельник;
- за вешалкой… вторник;
- за скамейкой… среда;
- на чердаке… четверг;
- в прихожей… пятница;
- за стулом… суббота;
- в ванной… воскресенье.
Назови слово
Для игры нужен мяч. Бросайте его играющим по очереди, задавая вопросы такого типа:
- в понедельник мама работает, а в воскресенье… отдыхает;
- за средой следует… четверг;
- вторник – это сегодня, а среда – это… завтра;
- сегодня наступила пятница, а вчера был… четверг.
Формирование у детей 4-5 лет понятий — неделя, дни недели
Опыт работы по «Формированию у детей среднего дошкольного возраста понятий- неделя, дни недели»
Мой материал будет интересен воспитателям средних дошкольных групп, студентам и заинтересованным родителямЦель: Формировать у детей временные представления «неделя», «дни недели»; почему неделя и ее дни получили такие названия ;закрепить последовательность дней недели и порядковый номер дня; учить соотносить день недели и условное обозначение – цвет, цифра. Готовность ребенка к обучению в школе, помимо интеллектуальной готовности, включает в себя важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую познавательную активность, способность к восприятию окружающего мира и адаптацию к новым социальным условиям, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, пространственно- временную ориентировку. Дошкольникам жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность, меняя свои действия в зависимости от наличия времени. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста. Время воспринимается ребенком непосредственно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. С 4 лет можно начинать знакомство с днями недели. Запомнить дни недели ребенку будет непросто, но педагоги должны подойти к этому вопросу творчески. В самом начале своей работы я провела тестирование детей в целях выяснения знаний детей о днях недели задавала такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?» Ответы детей показали, что названия дней недели усваиваются детьми с трудом и неравномерно. Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими. Многие дети знали дни недели — понедельник и пятницу. Другие дни недели часто путали, заменяли название одного дня недели другим, или вместо дня недели называли месяц, или говорили «сегодня», «завтра», а то и просто (пасмурный день, солнечный день). Я выясняла также, знают ли дети последовательную связь дней недели, задавая вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?» — выяснилось, что дети лучше знали предыдущий, прошедший день, чем настоящий. Для выявления понимания последовательности чередования дней недели и взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке детям задавала вопросы типа: «Какой день бывает до понедельника и после понедельника?» Часть детей называли, какой день будет до и после названного, они восстанавливали в памяти цепочку слов-названий дней недели и безошибочно определяли предыдущий и последующий дни. Остальные дети испытывали различные трудности в установлении взаимосвязи в прямом и обратном порядке следования дней недели. Часто дети вполголоса называли всю цепочку названий и, дойдя до указанного дня, называли громко следующий день. При этом им было значительно труднее назвать предыдущий день. Результаты тестирования показали, что сама постановка вопроса о дне недели для детей вызывает затруднение. Владея, некоторыми конкретными представлениями, дети затруднялись в соотнесении их с нужным понятием. Знания детей о временных отрезках неточны и не систематизированы. Я сделала вывод,что мне, как педагогу, необходимо построить свою работу так, чтобы помочь воспитанникам закрепить знания по данной теме. Я свою работу строю следующим образом. Сначала формирую представления о выходных днях, далее о первом и последнем дне недели, затем о вторнике, среде и четверге. Только после этого выстраиваем с ребятами модель недели. В процессе формирования представлений о днях недели ,привлекаю личный опыт жизни и деятельности детей, обращая внимание на то, в какие дни бывают занятия музыкальной, театрализованной деятельностью, физической культурой и др. Использую различный наглядный материал: — Цветик-семицветик лепестки которого «отрываются» с каждым последующим днём недели; — круг, разделенный на 7 разноцветных частей со стрелкой посередине; (представления детей о днях недели можно связывать с порядковыми числительными, и каждый день недели обозначать цифрой, прикрепляя к частям круга ежедневно с понедельника по пятницу. В пятницу можно добавить субботу («Какой день недели будет завтра?»), а («Какой день недели будет послезавтра?») («Какой день недели был вчера?») Каждое утро вспоминаем с детьми: «Сегодня первый день недели – понедельник. Прикрепим цифру 1.» «Какой сегодня день недели? Какой по счету понедельник?»; детям можно задавать вопросы: «Почему этот день называется вторником?», «Какой день наступает после вторника?» «Среда — это который день по порядку?» «Как называется четвертый день недели?», «Сколько всего дней в неделе?» и т.д. Для повторения и закрепления представлений о днях недели применяю разнообразные дидактические игры, такие как: «Ловим дни недели», «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом), «Что зачем следует?»,»Что зачем следует?», «Послушай и запомни», «Выходные-будни», «Будь внимательным!»; Литературные произведения: разучивание детских стихов по теме Е. Стеквашова «Неделя», А Усачев «Семь дней недели», Ю Мориц «Куда девался понедельник, физминутки. Повышала уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепила сотрудничество с семьёй,собраны консультации для родителей. «Почему нужно учить дни недели»,«Учим дни недели легко и с удовольствием», «Учим дни недели.Познакомила родителей с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, подвижными играми способствующими развитию у детей временных представлений — неделя,дни недели. Опыт работы показывает, что дети владеют знаниями о «недели», «днях недели»; дети узнали, почему неделя и ее дни получили такие названия; закреплены последовательность дней недели и порядковый номер дня, дети научились соотносить день недели и условное обозначение –цвет, цифра. Я уверена, что в дальнейшем, моим малышам будет гораздо легче овладевать знаниями о временных представлениях-месяц, времена года и т.д. Используемый мною наглядный материал при работе по данной теме. — Цветик-семицветик лепестки которого «отрываются» с каждым последующим днём недели.Каждый цвет соответствует определенному дню:Красный-понедельник,оранжевый-вторник,жёлтый-среда,зелёный-четверг,голубой-пятница,синий-суббота,фиолетовый-воскресенье.
— Круг, разделенный на 7 разноцветных частей со стрелкой посередине; (представления детей о днях недели можно связывать с порядковыми числительными, и каждый день недели обозначать цифрой.
-Картинки с «изображением»каждого дня недели и стихотворения к ним.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации Кинезиология в детском саду Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с днями недели».
Задачи: Познакомить детей с названиями, с последовательностью дней недели. Закрепить в активной речи детей названия, последовательность дней недели. Учить детей наглядно в определенной последовательности раскладывать дни недели. Продолжать учить порядковому счету. Развивать внимание, память, мышление. Продолжать учить детей называть цвета спектра. Оборудование: Демонстративный материал: «Сетка-неделька», карточки с изображением чисел (от 1 до 7), цветные карточки (К, О, Ж, З, Г, С, Ф);тот же раздаточный в количестве присутствующих детей.
Ход занятия:
На доске висит сетка-неделька. • Что это на доске? как вы думаете? • Давайте посчитаем СТРОЧКИ? Сколько их? (7) • Вам о чем-нибудь говорит это число? • Давайте вспомним наши любимые сказки, в каких сказках встречается число 7? (7 КОЗЛЯТ, ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК, БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ) • Где мы в жизни можем встретить число 7? (7 ЧУДЕС СВЕТА, 7 ДНЕЙ В НЕДЕЛИ, 7 ЦВЕТОВ РАДУГИ) Отгадайте загадку: БРАТЬЕВ ЭТИХ РОВНО СЕМЬ. ВАМ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ВСЕМ. КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ КРУГОМ ХОДЯТ БРАТЬЯ ДРУГ ЗА ДРУГОМ, ПОПРАЩАЕТСЯ ПОСЛЕДНИЙ – ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕДНИЙ. ( ДНИ НЕДЕЛИ) • а может кто-то знает как зовут каждого из братцев? (ПН, ВТ, СР….) А теперь вернемся к нашей сетке. Это ребята не просто сетка, а сетка-неделька , она нам поможет запомнить дни недели. • Как вы думаете, а зачем нам нужно знать дни недели? ( для того, чтобы знать когда выходной и не приходить в детский садик, чтобы знать когда, а какой день занятия, вот на музыкальное занятие мы ходим в ПН и СР, то есть в определенные дни) • А вы не думали почему же у наших братцев такие имена? А потому что ( ПОКАЗЫВАТЬ НАЗВАНИЯ НА РУКЕ и одновременно по порядку числами заполняю сетку) ПОНЕДЕЛЬНИК – он первый после недели, после выходных . ВТОРНИК – второй , СРЕДА – кто знает почему? ПОТОМУ ЧТО ОН В СЕРЕДИНЕ! ПЯТНИЦА, СУББОТА И ВОСКРЕСЕНИЕ – НА ДРУГОЙ РУКЕ, ПОТОМУ ЧТО ВЫХОДНЫЕ ДНИ!! • Ребята, а теперь заполним нашу «НЕДЕЛЬКУ», и каждый, каждый день обозначим цветом: ПН — КРАСНЫЙ ВТ — ОРАНЖЕВЫЙ СР – ЖЕЛТЫЙ ЧТ – ЗЕЛЕНЫЙ ПТ — ГОЛУБОЙ СБ – СИНИЙ ВС – ФИОЛЕТОВЫЙ • Ну, что красивая у нас стала НЕДЕЛЬКА ? • Чего – то здесь не хватает? Ну, конечно, кто мне скажет какие же занятия у нас ……………..? (отметить символами занятия, которые должны быть) Физминутка: В понедельник мы стирали, Пол во вторник подметали, В среду – мы пекли калач, Весь четверг играли в мяч, В пятницу мы чашки мыли, А в субботу – торт купили И конечно в воскресенье Звали всех на День Рожденье Пели, прыгали, плясали Дни недели посчитали! Рефлексия. А теперь у каждого на столах лежит своя НЕДЕЛЬКА! вам нужно заполнить пустые клеточки так же как мы это делали на доске. Не забываем, что у каждого дня есть свое порядковое число и свой заданный цвет!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе