Логопедический проект «Путешествие в мир посуды»
Актуальность проблемы:
Известно, что базисом речевой организации человека является лексикон, недостатки которого значительно затрудняют процесс социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с 3ПP ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к неполноценности социально-бытовой ориентировки. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с детьми с ЗПР должно быть формирование и развитие лексикона. Бедность, недифференцированность значений слов приводят к нарушению норм словоупотребления и способов функционирования слов в составе предложения и связного высказывания. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс познания окружающего мира. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Именно эти особенности определяют ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире.
Однако система формирования и развития лексикона у детей с ЗПР на логопедических занятиях на данный момент разработана недостаточно. Это, в свою очередь, не позволяет сформулировать научно обоснованные методические положения коррекционной работы. В силу этого рассмотрение предложенной проблемы является своевременным и актуальным.
Актуальность данной темы является ещё и то, что в наше столь модернизированное время, семья, как одна из важнейших структур в развитии ребёнка, себя не оправдывает. Многие родители или просто не понимают сущность проблемы — это так называемые педагогически запущенные родители; или родители, которые заняты добыванием средств для полноценного проживания, или это, семьи социально неустойчивые. Все эти факторы играют не в пользу ребёнка, тем более с задержкой психического развития. Зато это даёт огромное поле деятельности профессионалу своего дела, человеку, который не просто делает своё дело, а душой болеет за каждого ребенка. В связи с этим для логопеда остаётся актуальной проблемой поиска эффективных технологий обучения детей с задержкой психического развития, комплексного подхода к коррекции и формированию познавательных интересов, накоплению разнообразных знаний об окружающем мире и использовании этих знаний в практической деятельности.
Цель:
Выявить знания детей о посуде. Развивать познавательную и творческую активность детей.
Задачи:
Развивать способности к поисковой деятельности: Определять задачу, исходя из поставленной проблемы.
Планировать этапы своей деятельности в соответствии с задачей.
Выбирать материалы и способы действия.
Уметь аргументировать свой выбор.
Уточнить и обобщить знания детей о посуде.
Развивать умение вести диалог. Развивать коллективную мыследеятельность.
Воспитывать потребность в уходе и бережном отношении к посуде.
Формы работы: групповая, индивидуальная
Продолжительность проекта: Краткосрочный.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- кукла бабушка Федора
- логопед
- родители
- другие участники (бабушки, дедушки)
Предполагаемый результат:
Мы узнаем:
Для чего нужна посуда.
Какая бывает посуда (ее виды: чайная, столовая, кухонная).
Из каких частей состоит посуда.
Как и почему появилась посуда.
Материалы, из которых изготавливают посуду (дерево, железо, пластмасса).
Как обращаться с посудой и как за ней ухаживать.
Мы увеличим словарный запас:
супница, сахарница, масленка, перечница, солонка,крышка, ручка, носик, стенки, донышко, края. Активизируем слова: столовая, кухонная, чайная, заварочный, большая, маленькая, десертная, глубокая, мелкая, металлическая, фарфоровая, хрустальная, стеклянная, керамическая, деревянная; хрупкая, прозрачный, чистый, прочная, приготовить, наливать, варить, жарить, тушить, печь, кипятить, заваривать, мыть, вытирать, хранить, чистить, беречь….
Мы изготовим:
Книжку-брошюру «Посуда разная бывает». Странички этой книжки делают дети вместе с родителями. В дальнейшем её можно использовать в речевых играх с детьми на занятиях (рассказы, иллюстрации, пословицы, потешки, поговорки, загадки).
Этапы реализации проекта
Этап реализации проекта | Деятельность логопеда | Деятельность детей и родителей |
I этап – Подготовительный | Беседа:
| Предложить родителям провести экскурсию в магазин в отдел «Посуды» |
II этап – Планирование | Составляем последовательность действий совместно с детьми:
Обсуждаем вместе: какая будет книжка (внешний вид, что в ней будет находиться, размер книги). Обсуждаем кто и чем будет заниматься: кто узнает виды посуды, происхождение посуды, из чего сделана посуда; кто принесет фотографии посуды, кто найдет загадки, пословицы о посуде. | Просим родителей помочь нам найти ответы на вопросы, которые у нас возникли. |
III этап – Сбор и обобщение информации | Каждый день один из детей рассказывает то, о чем он узнал, какую информацию собрал. Экспериментирование с посудой
Подготовка продукта к презентации: Сортировка рассказов, иллюстраций, рисунков. Составление и распределение коротких рассказов в книгу по наводящим вопросам. | Предложить родителям подобрать пословицы, загадки, стихи, иллюстрации о посуде. Каждому из родителей дается конкретное задание. Дети с помощью логопеда каждый день рассказывают о новостях родителям. |
IV этап – Презентация продукта проекта | Показать книгу и каждый, кто участвовал в проекте, расскажет, что он узнал о посуде другим детям. | Сделать слайд-шоу, либо презентовать саму книгу на родительском собрании. |
Анализ
В проекте разработаны все виды непосредственно – образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная (рисование), социализация. Проект разработан на одну неделю.
Дети закрепили и обогатили представления о цветах и оттенках окружающих нас предметах посуды. К уже известным цветам и оттенкам добавили новые (коричневый, оранжевый, светло – зелёный). Сформировали умение закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура.
Работая с детьми по проекту, дети путешествовали во времени и пространстве (мысленно побывали в пещерах первобытных людей, которые не знали о посуде и ели сырую пищу), принимали участие в экспериментальной деятельности.