Конспект урока ИЗО на тему: «Декоративное рисование», 1 класс
МБОУ СОШ № 29, г.Екатеринбург
Учитель начальных классов Сёмина Серафима Андреевна
Урок изо в 1 классе
Урок по ИЗО на тему:
«Декоративное рисование»
Цель урока:
создать композицию «Букет цветов» в технике «ниткография».
Задачи:
- учить детей работать в технике «ниткография»;
- учить детей намазывать нить краской до нужной консистенции;
- учить детей располагать нить на бумаге для получения узора;
- учить детей придавливать бумагу с нитью для получения узора;
- учить детей дополнять узор различными элементами до узнаваемого образа (листья, тычинки, мелкие детали);
- учить детей располагать объекты на листе бумаги;
- учить детей смешивать краски.
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
а)
Введение.
Ребята, вы когда-нибудь дарили в подарок букет цветов? А вам дарили? А что такое букет? Букет
– это срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу.
Вчера, готовясь к вашему уроку, из этой книги я узнала, что в каждой национальности букеты составляются по-разному и существенно отличаются друг от друга. Меня очень заинтересовали японские букеты. Япония – маленькая страна, находится на островах. Зелень японцы очень берегут, т.к. она очищает воздух и поэтому их букеты славятся тем, что в них немного цветов. Японские букеты строятся вот по какому принципу. В их букетах используются сухие ветки, листья и может быть всего лишь один цветок или несколько. Каждый их букет с глубоким содержанием и имеет своё имя. Славятся японцы своими икебанами, так по-японски называют аранжировку (расположение цветов). Согласно правилам, применительно к икебанам, цветы расставляются в вазе в «естественном виде». Стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно и ничто не должно их заслонять.
Когда кто-то из семьи приходит из леса, сада, то они, наверняка, приносят букеты зимние или летние? В этих букетах видно каждый цветок или они заслонены друг другом? Россия – большая страна и букеты мы ставим овалом. Наши букеты, чаще всего, превращаются в веник. Если вы будете ставить букет, то нужно чтобы каждый лист и травинка были видны. Русские букеты следуют двум основным направлениям: 1) природному, т.е. в вазе цветы стоят также, как и в природе; 2) декоративному, где внимание уделяется на формы и контуры. По форме букеты могут быть круглыми и свободно собранными, односторонними когда букет ставится к стене, вертикальными, массовыми и др.
Сегодня вы будете художниками и ваша задача – создать красивый букет в необычной технике – ниткография. Вашей кистью сегодня будет нить, которой вы будете вырисовывать различные узоры. Но кисть и гуашь вам обязательно пригодятся для намазывания нити цветом.
Перед собой вы видите половинку листа – это палитра, на которой вы будете намазывать нить краской и также смешивать краски для получения нужного цвета. Также перед вами лист, который я вам раздала. Он – тренировочный, на нём вы будете тренировать создавать узор. И у каждого из вас есть две нити, одна – для тренировочного узора, другая – для изображения нашего букета на чистом листе.
б)
Объяснение нового материала.
Давайте посмотрим на иллюстрации, нарисованные мной. Мы видим, что букеты все различны как по форме, количеству цветов, так и по цветовой гамме. Нужно запомнить, что чем выше узор, тем он светлее, чем ниже, тем он темнее. Для верхних узоров лучше брать жёлтую или оранжевую краску, для узоров ниже – красную, бордовую и для нижних узоров – синюю.
Возьмёте тренировочный лист, положите его перед собой, свернёте поперёк пополам и раскроете. Возьмёте нить, свёрнёте её пополам, намочите два её кончика в воде для того, чтобы они не «расходились» во время работы. Свернёте нить пополам, но так чтобы конец нити с петлёй был чуть выше намоченного конца нити. Ещё раз свернёте нить пополам, сравняв концы (петля должна быть расположена напротив петли). И ещё раз свернёте нить пополам и снова петля напротив петли. Обратите внимание на то, что намоченный в воде конец нити в сворачивании не участвует, он нужен нам для того, чтобы держаться за него в течение рисования.
Кладёте свёрнутую нить на палитру, намоченный конец оставляем вне её. Берёте кисть, вымачиваете её в воде и набираете на неё ту краску, которая вам больше всего нравится, и кистью начинаете полностью намазывать краской свёрнутую нить, кроме намоченного её конца. После того, как нить выкрашена, переворачиваете её и намазываете с другой стороны краской этой же.
После берёте выкрашенную нить и осторожно её разворачиваете, т.к. она может запутаться. После того, как нить развернули, с неё нужно убрать лишнюю краску. Взявшись за намоченный конец нити правой рукой, двумя пальцами левой руки – большим и указательным – проводите по нити, убрав лишнюю краску. Руки при этом будут грязными, но такова техника.
Возьмёте тренировочный лист, уже свёрнутый пополам, к линии сгиба приложите нить так, чтобы вымоченный её конец выходил за пределы листа. За него мы будем нить вытягивать. Другим концом нити начинаете вырисовывать петли, одна петля побольше, другая – в ней – меньше и этот же конец выводите к линии сгиба так, чтобы он тоже выходил за пределы листа.
Накладываете чистую сторону листа на сторону листа с нитью, плотно прижимаете и, взявшись за оба конца нити вытягиваете её, можно тянуть за один конец. Затем открываете лист и смотрите, что получилось. А получились красивые узоры, похожие на лепестки цветка.
Во второй раз также сворачиваете нить, набираете на кисть другую краску и запоминаете, чем выше узор, тем он светлее, чем ниже, тем темнее. Берёте краски меньше, т.к. нить хлопчатобумажная, она хорошо впитывает, снова убираете лишнюю краску, также накладываете нить снизу, чуть ниже уже полученного узора, плотно прижимаете бумагу, вытягиваете нити и смотрите, что получится.
У кого осталось внизу листа место, можно сделать третий узор таким же образом.
В букете мы должны добавить листочки. На палитре нужно смешать краски. Какими цветами бывают листья? (Зелёные, желтые).
Эти краски мы смешаем, добавив белую, чтобы цветы на фоне листочков не терялись.
Листочки будут «выходить» от линии сгиба. Набрав на кисть краску, я мазну и вытяну, прижимаю кисть и вытягиваю.
Серединку листочков украсим тычинками. У цветка это то место, где находится пыльца. Их мы изобразим тонкими линиями, выходящими из одной точки.
в)
Использование технологических карт.
Давайте посмотрим на схему, на которой изображены узоры, которые вы можете выводить нитью. Также вы можете придумать и свои узоры.
Не забывайте, чем выше расположение цветка, тем он светлее, чем ниже, тем он темнее. Для верхних цветов лучше брать жёлтую или оранжевую краску. Для цветов пониже – красную, бордовую, а для самых нижних – синею. Зелёную краску мы будем использовать для листков.
III. Самостоятельная деятельность детей.
а)
рисование узора на тренировочном листе;
б)
выбор цвета для рисования букета;
в)
расположение узора на листе.
IV. Индивидуальная работа с детьми.
а)
помогать располагать нить на тренировочном листе;
б)
помогать выбрать цвета для букета;
в)
помогать расположить узор на листе.
V. Анализ работ детей.
5
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ «ЧУДО ГЖЕЛЬ»
Транскрипт
1 Михайлова Марина Борисовна Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ «ЧУДО ГЖЕЛЬ» Цель: расширять знания детей о гжельской росписи Задачи: учить детей самостоятельно украшать силуэты посуды (чашка, блюдце) характерными элементами гжельской росписи; — закреплять навыки рисования всей кистью и её концом; — закреплять умения равномерно чередовать цветы, листья и ягоды по кругу; — упражнять детей в определении холодных и тёплых цветов спектра; развивать память, внимание, речь; — пополнять активный и пассивный словарь учащихся. воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию. Оборудование: гжельская посуда, таблицы с элементами росписи, образец чашки и блюдца. Силуэтные изображения чашки и блюдца. Разрезные картинки. Лепестки ромашки с тёплыми и холодными тонами, веночек с лентами. Ход занятия:
2 Организационный момент: В классе организована выставка гжельской керамики. Воспитатель одет в народный костюм. Под русскую мелодию дети входят в класс. Воспитатель созывает всех: «Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары бары, Всякие разные товары. Подходите, подходите, Посмотрите, посмотрите!» Дети подходят и рассматривают гжельскую керамику: «Посмотрите, какая чудесная роспись на этой посуде» Садитесь. Сейчас я вам расскажу о гжельском народном промысле. — «В некотором царстве, российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили были там весёлые и красивые, смелые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, ка бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали думали и придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую белую. И решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовалина посуде
3 различные узоры из сеточек, полосочек и цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась она людям и стали в мире её называть «нежно голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Дети читают стихи: «Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых. Кувшины и кружки быль или небыль? Изделия рук золотых». «Синяя сказка глазам загляденье, Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье Русская звонкая Гжель
4 — Какие изделия лепили мастера? — Как они украшали свою посуду? — Какие цвета использовали в работе? — Как называется такая роспись? ( Дети отвечают на вопросы) 1. Сейчас мы с вами будем играть. Первая игра «Собери разбитую посуду». Из отдельных частей дети собирают полное изделие: блюдце и чашку. 2. Вторая игра «Кто быстрее соберёт ромашку». Ромашки должны быть одного цвета: или холодных оттенков, или тёплых С заданиями вы справились хорошо. Но делу время, а потехе час. Поэтому мы сейчас поработаем. (Дети садятся за столы) — Гжельские мастера много и хорошо работали, недаром народ сочинил много пословиц и поговорок о труде. Давайте вспомним некоторые из них. — Без труда не вытянуть рыбку из пруда. — Каков мастер, такова и работа. — Что посеешь, то и пожнёшь. — Труд человека кормит, а лень портит. — Упорство и труд всё перетрут. — Сейчас мы будем расписывать силуэт чашки и блюдца. ЧАШКА. — где расположен узор на чашке? (в центре, посередине) — какие цвета использованы? (синий, голубой) — Что нужно сделать, чтобы получился тёмный синий цвет? (надо нажать на кисть сильнее) — Что нужно сделать, чтобы оттенок был светлее? (нажать на кисть слабее).
5 — Где закрашиваем, синей краской полностью? (по краю чашки, дно и ручку) — С чего начинаем расписывать узор? (с крупных деталей, лепестков, сердцевины, стебля, листьев). — Что расписывают потом? (край чашки, дно, затем ручку) БЛЮДЦЕ. — Рассматриваем образец блюдца. — где расположен большой цветок? (в середине) — Что выделяем прямой линией? (дно блюдца) — Как расположен узор? (по кругу) — Из чего состоит узор? (изчередования цветов, листьев и ягод) — Какие лесные ягоды использованы в узоре? (черника, голубика) — Чтобы нарисовать чернику, что нужно сделать? (надо сильно нажать на кисточку) — А чтобы нарисовать голубику? (нажать слабее) — Край блюдца мы украсим каймой. Это придаст блюдцу законченный вид. Кайму следует рисовать, держа кисть плашмя. — Какой порядок выполнения росписи? (от середины к кайме). Воспитатель убирает образцы, оставляет только таблицы с элементами гжельской росписи. Дети приступают к самостоятельной работе. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. 6.Анализ работ: Отметить детей, у которых: правильно нарисован узор, правильно подобраны цвета, чашка и блюдце похожи на настоящие гжельские. — Кончил дело гуляй смело! Потрудились хорошо, а теперь можно и поиграть.
6 Игра «Карусель». Для игры используется венок с длинными лентами по количеству учеников. Игра проводится под русскую мелодию со словами: «Еле еле, еле еле закружились карусели. А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом. Тише тише, не бегите. Карусель остановите. Раз, два. Раз, два.вот и кончилась игра». Итог занятия. Пришло время расставаться. Вы хорошо потрудились, роспись получилась у вас хорошая, почти как у настоящих мастеров Гжели. Молодцы! Занятие закончено.
Значение декоративного рисования в работе с детьми дошкольного возраста
автор: Фокина Инна Олеговна
Воспитатель МБДОУ № 137 города Пензы
Значение декоративного рисования в работе с детьми дошкольного возраста
Значение декоративного рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения.
В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло
и
народные художественные промыслы
. В качестве приема традиционных художественных промыслов можно назвать:
роспись по дереву
(Хохлома, Сувениры, Гордец, Северная Двина) и
по фарфору
(Гжель),
глиняную игрушку
(Дымка, Каргополь, Филимоново).
Предметы народного творчества многообразно. Это могут быть игрушки из дерева, глины, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т. д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую детей и взрослых.
Задачи декоративного рисования.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведение народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей, народностей нашей страны, педагог должен воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства.
Декоративное рисование решает следующие задачи:
— развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;
— развивать чувство цвета;
— развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;
— совершенствование технических навыков в рисовании кистью и карандашами.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.
Важной задачей обучения является — развитие умения составлять узоры, учитывать ритм, симметрию, цвет.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно, представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
Развитие чувства цвета выделяется как главная задача. Цвет врасписном орнаменте тесно связана с композицией, в узоре они не отделимы «друг от друга.
Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм. Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах
, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия — не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми
четырех лет.
Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:
развивать умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;развивать чувство цвета — умение красиво сочетать контрастные цвета;развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм — простых элементов узора;развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Мазок
— самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.
Точка
требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Чередование
— более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе. В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Детям пятого года жизни
можно поставить более сложные задачи декоративного рисования:симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях). Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров. В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип
чередования
элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы — растительные (листья, ягоды, цветы).
В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских — птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен — сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.
Задачи обучения детей седьмого года
жизни декоративному рисованию следующие:развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы — прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка — линейный орнамент, на округлой части — узор из центра). Усложняется и понятие о симметрии.
Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение. Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента — повторение и
чередование элементов в шахматном порядке
.
В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Методика обучения рисованию в возрастных группах детского сада
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада. Первая младшая группа
. Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно, поэтому приемы обучения детей усложняются. Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения. На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным.
Приемы обучения во второй младшей группе
связаны с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы. Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Восприятие окружающей жизни — основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании.
Воспитатель напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми.
Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге. Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка.
Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется.Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Перед воспитателем средней группы
стоит задача — научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. Программные требования основываются на развитии способности более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования до занятия. Именно поэтому в средней группе большее место начинает занимать
использование натуры.
При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета.
Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей, что повышает их активность. В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. В старшей группе
много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию.
В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста — фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки — круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы. Рисование с натуры в старшей группе не требует дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов. После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно. Образец, изготовленный воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном рисовании.В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узор дети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все его элементы, цвет и т. д., не нарушая поставленной задачи. Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы
большое место отводится рисованию с натуры — ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами. В подготовительной группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя. В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска — положения всего предмета, его частей, их пропорций. Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.
При обучении новым техническим приемам показ необходим во всех группах. В подготовительной группе воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета и т. д.; пользоваться новыми материалами — сангиной, пастелью. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки. Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе.
Знания
,
умения и навыки,необходимые в декоративной деятельности.
Композиции узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступны детям. Вначале в 3,5-—4
года
они овладевают самими простыми навыками декоративной деятельности: ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье) , затем учатся чередовать простые элементы (лепестки — приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски).
В средней и старших группах
задачи усложняются. Закрепляя навыки повторения элементов узора, дети учатся симметрично располагать его на бумаге, имеющей форму квадрата( салфеточки, платочки), круга (тарелочки). Чтобы выполнить узор, ребенок должен использовать весь лист бумаги, найти углы, края, середину. В процессе создания узора ребенка учат сопоставлять одинаковые части. В узор включаются дуги, цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, бно и кончиком ворса. В старшей групппе узоры должны быть симметричны.
В подготовительной группе
детей учат составлять симметричиые узоры. Значительно усложняются элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. Также ставится и другая задача- научить выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства — дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах. При составлении узоров детям предоставляют возможность использовать не только основные цвета, не и оттенки. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами постепенно переходят к симметричным, а затем и асимметричным; композициям.
Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:
— знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;
— углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;
— творческое использование полученных знаний, умений, навыков.
Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование.
Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, по возможности — украшение объемных форм.
В основе обучения декоративному рисованию, как отмечалось выше, лежит знакомство с народными промыслами.
Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы, все, что воспринимается нами просто, как декор, издавна наполнялся глубочайшим смыслом.
Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение. В этом выражалась утилитарная функция орнамента. Эстетическая функция появилась позже. Например, когда предмет переставал выполнять свое первоначальное назначение. Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая изначально служила атрибутом религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков.
В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь; черные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен – согретое солнцем, наполненное небесной влагой , прорастет зерно – начнется новая жизнь…
Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет:
— пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;
— создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности;
— наполнить повествовательным смыслом общую композицию;
— сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.
Значение декоративного рисования в работе с детьми дошкольного возраста