«Игры -эстафеты , как средство развития психофизических качеств у детей старшего дошкольного возраста»


Занятие по физической культуре в виде эстафет.

Занятие по физической культуре в подготовительной группе в виде эстафет

Инструктор по ФИЗО: Нуриева Ю.Г.

Вид занятия — физическая культура

Тип занятия — в виде эстафет

Этап обучения – совершенствование.

Оборудование.

Деревянные палочки; 2 поворотные фишки; 2 металлофона; 2 коната; 2 мяча; медали с надписями по количеству детей.

Цель.

Заинтересованный ребёнок, совершенствующий свои двигательные умения в игровой и соревновательной ситуации.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять здоровье детей.

2. Закреплять и совершенствовать двигательные навыки в процессе эстафет.

3. Развивать физические качества: быстроту и ловкость.

4. Формировать у детей ответственность перед своей командой, направляя внимание детей на правильное выполнение движений.

5. Воспитывать чувство товарищества, самостоятельность.

Предварительная работа.

Разучивание и закрепление двигательных действий.

Беседы о физических качествах: быстроте и ловкости, в каких жизненных ситуациях эти качества необходимы.

Вводная часть.

Построение в шеренгу.

Инструктор:

Равняйсь! Смирно! Вольно!

Ребята, сегодня на мы отправимся с вами за быстротой и ловкостью. На занятии мы будем соревноваться, а значит быстро, правильно и ловко выполнять задания. Кто справится с этими испытаниями, тот обязательно приобретёт и быстроту и ловкость. А мы уже говорили с вами, что быстрым и ловким может быть человек сильный и выносливый. Хотите быть такими? Тогда вперёд! Но перед эстафетами надо провести маленькую разминку.

Тогда на право, по кругу, шагом марш (выполняются различные виды ходьбы).

Ходьба обычная в колонне по одному; ходьба на носках руки вверх; ходьба на пятках руки за головой; бег обычный; бег, высоко поднимая коленни; бег с выполнением команды «кругом», переход на обычную ходьбу, востоновление дыхания.

Дети строятся в одну шеренгуна первый, второй расчитайсь.

Инструктор:

Все, готовы!

Дети:

Да, готовы.

Инструктор:

Ну, тогда начнем наши соревнования.

1 эстафета с бегом «Передай эстафетную палочку».

По сигналу первый ребёнок с палочкой в руках бежит до поворотной фишки и, оббежав её, передаёт палочку следующему игроку, а сам встаёт в конец колонны.

Методические указания. Второй игрок не может приступить к бегу, не дождавшись первого игрока. Ожидая, через стартовую линию заходить нельзя.

2 эстафета с прыжками «Прыжки через препятствия, обратно «змейкой»»

5 палочек разложены параллельно друг другу на расстоянии 60см. По сигналу первый игрок перепрыгивает их способом ноги вместе вперёд и, оббежав поворотную фишку, возвращается, оббегая палочки «змейкой» и передав эстафету касанием руки, становится в конец колонны.

Методические указания. Ноги при прыжках держать вместе.

3 эстафета с прыжками «Прыжки вправо-влево»

На полу лежит конат. Первый игрок начинает эстафету, прыгая через конат боком вправо-влево с продвижением вперёд и, оббежав поворотную фишку, возвращается обратно. Передав эстафету касанием руки, становится в конец колонны.

Методические указания. Ноги при прыжках боком держать вместе.

4 эстафета с лазанием «В туннель «по-пластунски»».

Дети стоят близко друг к другу, широко расставив ноги. Последний игрок ложится на живот и «по-пластунски» проползает вперёд. Как только последний игрок скрылся в туннеле, за ним тут же ползёт предпоследний игрок и. т. д. Игрок, вылезая из туннеля, быстро становится перед колонной и широко разводит ноги. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Методические указания. Ползти на животе. Не забывать разводить ноги в стороны, выйдя из туннеля.

5 эстафета с мячом «Передай мяч»

Дети стоят в колонне, подняв руки. У первого игрока в руках мяч (можно набивной). По сигналу он передаёт мяч над головой назад. Как только мяч дойдёт до последнего игрока, он тут же бежит в начало колонны, встаёт перед первым игроком и, также через голову, передаёт мяч назад. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Методические указания. Руки держать вверху до конца эстафеты. Если мяч упал, то игра продолжается с того места, откуда прервалась. Бежит за мячом тот, кто упустил.

6 эстафета «Весёлые музыканты»

На финише стоят металлофоны на подставках. По сигналу первый игрок бежит до металлофона, берёт молоточек и проводит им по пластинам, затем кладёт молоточек и возвращается, передав эстафету касанием руки следующему игроку, сам становится в конец колонны.

Инструктор

: Вот и закончились наши соревнования.

Инструктор:

Внимание! В шеренгу для награждения — становись! У вас была хорошая тренировка и вы достойно справились со всеми заданиями, проявив такие физические качества как быстрота и ловкость. Значит вы стали сильными и выносливыми. Награждение медалями.

Статья «Игры-эстафеты» в ДОУстатья по физкультуре

Игры-эстафеты в ДОУ

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является физическое воспитание детей.

Важное место в работе по развитию двигательной активности дошкольников отводится подвижным играм с правилами, которые подразделяются на сюжетные и несюжетные.

Игры — эстафеты принадлежат к группе несложных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, так — как ориентируют их на достижение определённой цели.

Игры — эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, целей, подчинением личных интересов, интересам всей команды, а так же тем, что от действий каждого игрока, зависит победа всей команды.

Игры — эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

В каждой игре — эстафете одновременно решается ряд задач.

Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, развивается физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность быстрота реакции на сигнал и т. д.

Наряду с этим у детей воспитываются смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность и др. Происходит комплексное развитие физических и морально — волевых качеств детей.

Игры — эстафеты с детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться:

— с целью общей и специальной разминки; улучшения эмоционального состояния детей; повторения и закрепления отдельных упражнений или их целевого использования для развития определённых двигательных способностей.

— перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления изученных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями. Подбираются эстафеты, включающие одно — два задания, простые по организации и требующие минимум времени для провидения. С той же целью можно использовать сложные эстафеты вплоть до комбинированных эстафет, с использованием и установкой различного оборудования.

В играх — эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания;

1) бег с метанием;

2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;

3) бег с впрыгиванием на в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствия;

4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;

5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;

6 ) бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;

7) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;

8) бег «змейкой», между предметами;

9) ходьба с перешагиванием предметов;

10) передвижением различными способами по полу и спортивным снарядам.

В каждой игре — эстафете, в зависимости от её сложности, может содержаться в определённом сочетании от 2 до 10 упражнений из основных видов движений, знакомых детям.

Специфика игр — эстафет заключаются в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с отдыхом, когда физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остаётся высокой, т. к. внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры — эстафеты воспитателю необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допускать излишнего азарта.

Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений и от того где проходят игры — эстафеты, в спортивном зале или на участке детского сада или на полосе препятствий.

В играх — эстафетах различаются соревнования 3-х видов:

— Индивидуальное или личное первенство (доступно детям с 5 лет и проходит по принципу » кто лучше»).

Такое соревнование дает возможность оценить качество выполнения движений каждым ребёнком. При правильном применении данного вида соревнований снижается количество ошибок; сокращается время выполнения движений.

— Коллективное или командное первенство проходит по принципу » чья команда выполнит быстрее или лучше?».

Такой вид соревнований способствует воспитанию чувства ответственности перед товарищами, создаёт общность интересов и радостных переживаний, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Используется этот вид соревнований на этапе совершенствования двигательных навыков и доступен детям с 6 — 7 лет.

— Индивидуально — коллективное первенство проводится по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выиграет та команда, в которой больше победителей».

Такой вид соревнований способствует формированию у детей умение сочетать личные и коллективные интересы, используется на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков и доступен детям 7-го года жизни.

По количеству включаемых заданий делятся на простые и сложные эстафеты.

Простые эстафеты — включают одно или два несложных задания; ведение мяча, перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия и др.

Сложные эстафеты — включают более двух заданий, задания могут выступать как полосы препятствий. По требованиям к выполнению задания эстафеты делятся на строго регламентированные и произвольные.

Эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.

Линейные — это когда дети делятся на две команды и выстраиваются друг против друга. По сигналу выполняют игровые задания. Круговые — это перемещения по кругу.

Также существуют эстафеты, в которых задания выполняются поочерёдными передвижениями по 2 — 3 и более человек.

Учитывая классификацию подвижных игр и игр- эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образовательных и воспитательных задач, для этого надо знать методику проведения игр — эстафет.

Как подбирать игры?

Игры — эстафеты должны обеспечить разностороннее развитие моторики детей, а так же способствовать формированию умения действовать в коллективе. Необходимо использовать игры — эстафеты не только с разнообразным содержанием, но и с разной организацией детей.

При отборе игр — эстафет воспитатель руководствуется, прежде всего, уровнем подготовленности детей и степенью овладения тем или иным видом движений.

Главное требование, которым надо руководствоваться при подборе двигательных заданий для игр — эстафет, соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их умениям и навыкам, возможностям.

Необходимо учитывать общий уровень физического и интеллектуального развития детей данной возрастной группы, уровень техники движения, уровень двигательных умений; состояние здоровья каждого ребёнка, индивидуальные особенности, место проведения игры — эстафеты, время года.

При отборе игр — эстафет нужно учитывать и время в режиме дня, лучше всего рекомендуется проводить игры — эстафеты утром.

При подборе игр — эстафет необходимо учитывать:

1. Педагогические задачи, которые будут решаться в играх — эстафетах.

2. Форму занятия, в которое включена игра — эстафета.

3. Состав команд по количеству участников, по двигательным способностям, по возрасту и полу.

4. Уровень физической подготовленности детей.

5. Условия и место проведения игры — эстафеты: размеры зала или площадки.

6. Состояние участников, характер их деятельности перед игрой — эстафетой и непосредственно после эстафеты.

При подготовке к проведению требуется подготовить площадку, атрибуты, отметить места для построения команд; продумать награды (жетоны, медали, грамоты, призы, подарки), музыкальное сопровождение, сюрпризный момент (появление героя).

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством детей, выбирается капитан команды. При проведении игр — эстафет с детьми дошкольного возраста находятся 2 — педагога — это судьи.

Судьи следят за правилами выполнения, начисляет очки. Объяснение эстафет должно быть кратким, понятным. Игра начинается по условному сигналу (команда, чтобы развивать у детей точность и быстроту, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком.)

Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции.

Усвоение игры и поведение детей во время игры, в значительной степени зависят от правильного руководства ею. Необходимо начать игру, организовано и своевременно. Задержка снижает эмоциональный настрой детей. Необходимо приучать детей сознательно соблюдать правила игры.

Не следует игру останавливать криком, резкой командой, надо приучать детей останавливаться по условному сигналу, по свистку. Игрой надо руководить так, чтобы сам процесс её доставлял детям удовольствие.

Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время.

Поэтому не рекомендуется сразу проводить игру — эстафету большой подвижности, т. к. это может вызвать чрезмерное мышечное напряжение.

Надо учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка возрастает. Дети, увлечённые игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не расчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Командой, первой окончившей эстафету, считается та, участники которой выполнили задание последней, участник передал эстафету первому и он поднял руки вверх.

При оценке игры — эстафеты воспитатель отмечает её положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших игровые задания, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Оценивать результаты выполнения игровых заданий в эстафетах следует справедливо, т. к. дети старшего дошкольного возраста могут объективно оценить быстроту выполнения упражнений и очень ревностно реагируют на необъективность. Разное количество очков за выполнение заданий можно начислять лишь в случае одновременного окончания действий двумя и более командами. За каждую эстафету команды получают очки. Это могут быть жетоны или значки, которые судья даёт капитанам команды. Также начислять очки за выполнение заданий можно на табло. Подведение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а команда — победитель объявляется последней. Призы командам вручаются публично.

Необходимо учить детей переживать неуспех и справляться с негативными эмоциями. Однако следует отметить что игры — эстафеты должны приносить радостные переживания. Элементы соревнований побуждают детей к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстрота, ловкость, выдержка, самостоятельность, настойчивость).

Таким образом, использование игр — эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]