Конспект организации хозяйственно-бытового труда во второй младшей группе


Конспект по хоз-быт труду «Игрушки любят чистоту»(младшая группа)

Филиал МБДОУ «Детский сад №43» -«детский сад №40» г. Славгород

Конспект

Организация хозяйственно – трудовой деятельности во второй младшей

Тема: «Игрушки любят чистоту»

Воспитатель Старосвет Марина Александровна

г. Славгород

Цель.

Создать условия для организации хозяйственно – бытового труда детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Учить детей правильно выполнять отдельные действия и на основе их усвоения формировать элементарную трудовую деятельность.

Развивать желание трудиться.

Содействовать развитию у ребенка интереса к деятельности взрослых.

Воспитывать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Предварительная работа.

Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр», А.Л.Барто «Девочка чумазая».

Оборудование:

фартуки, тазики, салфетки, резиновые игрушки.

Ход деятельности:

Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие.

Дети заходят в группу и видят беспорядок, разбросанные игрушки.

— Что же здесь произошло?

-Кто это всё сделал? (Приходил к нам мальчик Нехачуха поиграл, а игрушки разбросал, и на место не убрал)

-Красиво стало у нас в группе?

-Что ребята нужно сделать? (убрать игрушки на свои места)

Дети наводят порядок в группе, расставляют игрушки на свои места.

Воспитатель читает стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберем.

Какие вы ребята молодцы как вы красиво стало, навели порядок в группе , игрушки стоят на своих местах. Мы можем отправляться в путешествие. Раздается, плачь.

— Ой, а кто же плачет? Дети ищут и находят корзинку с грязными игрушками.

-Что с вами случилось. (рассматриваем игрушки).

-Кто ребята, догадался? (они грязные).

— Как же им помочь? (помыть)

У нас есть вот такие тазы, сейчас мы нальем в них воды и помоем игрушки. Я уверена, что вы справитесь с этим заданием.

— Ребята, что нужно сделать, перед тем, как мыть игрушки, чтобы не замочить одежду?

-Надели, фартуки, рукава закатали. А теперь пусть каждый выберет себе игрушку, какую будет мыть. Берите игрушку, поставьте ее на стол у тазика, возьмите салфетку, намочите ее водой, немного отожмите, возьмите мыло и намыльте ее мылом. Мыльной салфеткой потрите игрушку. Ополосните игрушку в чистой воде и поставьте на сухую

салфетку. Пока наши игрушки сохнут, мы наведем на столе порядок, отожмем салфетки и положим на разнос, снимем фартуки и вытрем руки бумажным полотенцем.

Кто закончил, подходите ко мне. Посмотрите на игрушки, какими они стали? (чистыми).

Расскажи, Вероника, как ты сделала игрушку чистой?

Ребята, вам понравилось трудиться? (Да).

А за то что вы помогли игрушкам снова стать чистыми, они хотят с вами поиграть и передали мне мыльные пузыри . игры с мыльными пузырями.

Формы организации детского труда

Труд дошкольников в детском саду организуется в трех основных формах: поручения, обязательный труд и коллективная трудовая деятельность.

Задания — это задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные способности, опыт и цели обучения.

Задачи могут быть короткими или длинными, индивидуальными или общими, простыми (с несложным конкретным действием) или более сложными, с цепочкой последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к работе и чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить свое внимание, проявить силу воли для выполнения задания и сообщить учителю о его завершении.

В младших группах задания индивидуальны, конкретны и просты и предполагают одно или два действия (положить ложку на стол, принести лейку, снять с куклы одежду для стирки и т.д.). Такие элементарные задания вовлекают детей в деятельность, направленную на благо коллектива, в условиях, когда они еще не могут самостоятельно организовать работу.

В средней группе воспитатель поручает детям стирать кукольную одежду, мыть игрушки, подметать дорожки, сгребать песок в кучу. Эти задания сложнее, так как содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить порядок работы и т.д.).

В старшей группе индивидуальные задания организуются в такой работе, где у детей недостаточно развиты навыки, или когда они обучаются новым навыкам. Индивидуальные задания даются также детям, которые нуждаются в дополнительном обучении или особо пристальном наблюдении (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), то есть когда необходимо индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе дети должны проявить необходимые навыки самоорганизации при выполнении общих заданий, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от объяснения к контролю, к напоминанию.

Дежурство — это организационная форма детского труда, предполагающая обязательное выполнение работы, ориентированное на служение коллективу. Дети поочередно привлекаются к различным видам услуг, что обеспечивает их систематическое участие в работе. Распределение и чередование дежурств осуществляется на ежедневной основе. Долг имеет большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в состояние обязательного выполнения определенной работы, необходимой для коллектива. Это позволяет детям развивать ответственность за группу, заботливое отношение и понимание необходимости их работы для всех.

В младшей группе, выполняя поручения, дети приобрели навыки, необходимые для сервировки стола, и стали более самостоятельными в выполнении работы. Это позволяет средней группе ввести дежурство по столовой в начале года. Каждый день за каждым столом работает один человек. Во втором полугодии дети дежурят, чтобы подготовиться к занятиям. В старших группах вводится дежурство в естественных уголках. Дежурные сменяются ежедневно, каждый из детей систематически участвует во всех видах обслуживания.

Коллективный труд — самая сложная форма организации труда детей. Он часто используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты работы имеют практическую и социальную значимость. У детей уже есть достаточный опыт работы с различными видами услуг и поручений. Расширение возможностей позволяет учителю решать более сложные задачи трудового воспитания: учит детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенное время. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как совместная работа, когда детям дается общее для всех задание, а в конце работы складывается общий результат.

В подготовительной группе совместная работа приобретает особое значение, когда дети находятся в процессе работы в зависимости друг от друга. Совместная работа дает учителю возможность развивать позитивные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Значение коллективной формы работы для формирования личности ребенка

Проявляя социальную активность, каждый студент воспринимает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения как личности. Благодаря педагогическому сопровождению общественной жизнедеятельности желание самоутвердиться в глазах своих и сверстников находит благоприятную почву в коллективе. Только в группе формируются такие важнейшие черты личности, как самооценка, самопринятие и самоуважение, то есть принятие или непринятие собственной персоны.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф. Козлова, специально исследовавшего творчество Макаренко, — это научно организованная система воспитания детской жизни. Организация коллективной воспитательно-познавательной, ценностно-ориентированной деятельности и общения создает условия для формирования и реализации интеллектуальной и нравственной свободы. Только в деятельности коллективной жизни формируются интеллектуальные и нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция, набор социально значимых навыков и умений.

Роль коллектива в организации трудовой деятельности детей ничем не заменить. В условиях коллектива это стимулирует проявление взаимной ответственности за конечные результаты работы, взаимопомощи.

Формирование навыков коллективного планирования способствует появлению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию методов и навыков, необходимых для реализации самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. А результатом коллективного планирования является высокое качество совместно полученного результата трудовой деятельности.

Успешное достижение цели во многом зависит от умения контролировать собственную активность. Дети 3-4 лет не замечают ошибок в своей работе и считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. Они критически относятся к работе своих сверстников. В возрасте 5-7 лет дошкольники пытаются правильно оценивать свою работу, хотя замечают не все ошибки, а только самые грубые. Их интересует качество работы. Поэтому они обращаются к взрослому с вопросами о правильности и качестве собственной трудовой деятельности.

Воспитатель предлагает всем детям испечь печенье, посадить лук, постирать одежду кукол (количество детей может быть самым разным: от 2-3 до 6-7, а в старших группах и больше). Каждому из детей дается определенное задание, например: взять кусок теста, раскатать его и вырезать формочкой печенье, или взять несколько луковиц, пусть учитель покажет, какую дорожку, отмеченную линией, нужно посадить, и начать работать и т.д.

Дети работают «бок о бок». Но когда процесс работы завершается, наставник подводит итоги. Таким образом, он может указать на преимущество коллективной работы: Каждый сделал немного работы, а вместе они достигли многого. Это самое простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но в этом задании учитель говорит детям в процессе работы: «Мы должны стараться не отставать от других. Не заставляйте своих друзей ждать. И с учетом возможностей и уровня способностей того или иного ребенка, он обеспечит такой объем работы для всех, чтобы каждый мог выполнять работу примерно в одно и то же время.

Эта форма объединения является переходом от работы «бок о бок» к совместной работе.

По мере приобретения детьми опыта участия в труде и овладения навыками, а также правилами организации собственной трудовой деятельности, по мере роста сформированности у них определенных принципов трудолюбия (то есть по мере решения ими ранее поставленных задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.

Важно формировать у детей начала коллективизма, умение работать сообща, помогать друг другу, видеть трудности товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам работы и так далее. Эти задачи наиболее успешно решаются в совместной работе детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]