Развитие экологической темы
После проведения игры будет целесообразно организовать эксперимент. Впрочем, проведение опытов в обязательном порядке включает в себя познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе. Темы, касающиеся экологии, в процессе экспериментов успешно раскрываются.
Нужны лишь два аквариума. С чистой и мутной водой. Эксперимент строится на вопросах. Их педагог должен задавать детям, которым, в свою очередь, предстоит дать на них ответ.
Вопросы простые. Есть ли у воды запах? Имеет ли она вкус? А цвет? Каждый ответ подразумевает формирование выводов. Как доказать, что вода прозрачная и не имеет цвета? Для этого учитель должен поставить перед детьми два стакана. С водой и молоком. А потом предложить им в каждый стакан поместить ложку и посмотреть, в каком из них она видна.
Затем нужно в каждый сосуд погрузить несколько предметов – камешки, например, или украшения. И задать ещё несколько вопросов. В каком аквариуме предметы видны? Одинаковая ли в них вода? В каком из них, теоретически, хорошо бы чувствовали себя рыбки? И была бы польза людям, если бы из крана текла мутная, а не чистая вода? Дети могут дать ответы на каждый из этих вопросов, и они способны даже обосновать их.
В завершение можно провести наглядный опыт. Взять сосуд с воронкой, на дно которой положить «фильтр» — салфетку, вату, уголь и бинт. После чего начать туда переливать грязную воду – на дно будет оседать чистая. Дети собственными глазами увидят процесс очистки. Это поможет им осознать природную ценность воды и научит их беречь её.
Эксперименты с солью
В ходе занятия дети должны понять, что привычная кулинарная добавка является не просто приправой, а уникальным элементом. Ведь в обретении новых знаний и заключается познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность!
Подготовительная группа воспитанников должна сконцентрироваться. Преподаватель на их глазах наполняет два прозрачных стакана водой. После чего в один насыпает 2 столовые ложки соли и тщательно перемешивает. Затем он кладёт в стакан с пресной водой яйцо. Оно тонет – дети должны это подметить. После педагог опускает яйцо в стакан с солёной водой. И оно всплывает! Такой яркий эксперимент позволит детям запомнить, что в солёной воде предметы не тонут.
Проектный метод
Это одна из наиболее эффективных технологий, использование которой подразумевает познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе. Она лучше других поддерживает ориентированно-компетентный подход в образовательном процессе.
Основой проекта является прагматическая направленность на результат, добиться которого получится лишь путём решения практически или теоретически значимой проблемы. А это, в свою очередь, удаётся посредством применения знаний, которые дети получают в процессе теоретической части занятия. Она обязательна, ведь метод проектов направлен на самостоятельную деятельность воспитанников, выполняемую ими за определённый временной промежуток. И обычно коллективно. Групповой подход в ДОУ является наиболее оптимальным.
Элемент игры
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе может затрагивать любые сферы. Главное, чтобы они были актуальными, интересными и полезными. Неплохим вариантом являются темы, касающиеся окружающего мира. Можно провести занятие о значении воды. Такой урок поможет закрепить у детей знания о ней, познакомить их с её свойствами и воспитать бережное к ней отношение. Цели и задачи, кстати, воспитатель должен озвучить на организационном моменте урока, в качестве вступления.
Начать занятие можно с дидактической игры. Вот в чём заключается суть: преподаватель включает звуки воды и просит детей прослушать их. Это может быть шум моря, ливень, водопад, течение реки, капающий кран. После этого запись включается ещё раз, а дети по мере прослушивания выкладывают перед собой карточки с изображением «источника» звука воды. Их преподаватель должен подготовить заранее.
Разговоры о кулинарном
С чем ещё знаком каждый ребёнок с детства? Конечно же с едой. И эту «сферу» тоже обязательно стоит задействовать. Благо дело, тематических ограничений нет – этим и хороша непосредственная образовательная деятельность (НОД).
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе в данном плане может быть построена вокруг… соли. Детям это будет интересно. Ведь каждый из них знает, что соль невкусная. Но в процессе занятия им представится возможность узнать о её пользе.
Начать можно такой загадкой: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна». Озвучив её, получится сконцентрировать внимание учеников и натолкнуть их на раздумья. Когда они найдут ответ, можно приступать к раскрытию темы.
Педагог может рассказать о видах соли – поваренная, кошерная, каменная, морская, чёрная и даже в виде хлопьев! Рассказ лучше сопровождать картинками (презентацией) и краткими интересными фактами об особенностях каждого типа. А потом от общеобразовательного аспекта можно перейти к более интересной части.
Творческое занятие
Познавательно-исследовательская деятельность в (подготовительная группа) действительности обязательно должна сопровождаться экспериментами, в которых будут принимать непосредственное участие сами воспитанники. Педагог может предложить им сделать цветную соль, ведь она легко окрашивается. Для этого нужно лишь натереть мелок на небольшой тёрке и смешать его с кулинарной добавкой. С таким заданием дети способны справиться самостоятельно. Потом можно предложить им сделать украшение – заполнить цветной солью стеклянные декоративные бутылочки.
Реализация потенциала
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе осуществляется очень легко. Ведь характерной особенностью всех маленьких детей является повышенный интерес ко всему, что их окружает. Малышам жизненно необходимо каждый день узнавать что-то новое и получать ответы на свои вечные «Почему?». А в задачу педагога дошкольного учреждения входит поддержание этого детского интереса.
Также в каждом своём воспитаннике преподаватель должен рассмотреть индивидуальные способности, которые обнаруживаются отнюдь не в умениях и знаниях ребёнка. Эти способности дети демонстрируют своей динамикой приобретения различных навыков. И чтобы реализовать их природный потенциал к обучению, воспитатель обязан направить весь образовательный процесс на развитие памяти, творческого воображения, внимания.
При этом ребёнок должен сам работать с объектами, пусть и под руководством преподавателя. Так воспитанник лучше познаёт окружающий мир, ведь он пропускает всё познанное через своё личностное мировосприятие.
Виды проектов
Всего их пять. Принято различать практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие и ролевые проекты. Все они разные, но объединены единой целью, заключающейся в изучении и глубоком осмыслении материала.
Самыми простыми для реализации являются те, которые относятся к двум последним группам. Это обусловлено спецификой возрастной категории. Детям нравится примерять на себя различные роли, изображать каких-то персонажей, героев. А творческие проекты хороши своим нетрадиционным и свободным подходом к оформлению результатов.
Разговор о праздниках
Проведение занятий, касающихся торжеств и традиций, тоже является неплохой идеей. Какой праздник может затронуть познавательно-исследовательская деятельность? Новый год! Подготовительная группа с удовольствием послушает об истории данного торжества и о том, как его отмечают в других странах. Эту тему можно неплохо развить. Как, собственно говоря, и любую другую, касающуюся праздников. Самое главное – выбрать подходящий день для проведения занятия. Про Новый год можно поговорить в середине декабря, про Пасху- в апреле, 8 марта затронуть вниманием ещё в феврале. Принцип понятен – занятие должно быть уместным.