Картотека прогулок » Зима» Для старшего возраста
Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели
Цель
–на примере сравнения снегиря со свиристелью изучать особенности их строения, образа жизни (питания, движения);
воспитывать познавательный интерес к птицам.
Беседа
Грудка ярче, чем заря, У кого?(Уснегиря.)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(Свиристель.)
Как выглядит снегирь? (У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее — грудка у нее не алая, а темно-серая.)Как выглядит свиристель? (Оперенье у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки.
А на крыльях, словно нарисованные ярко-красным карандашом, ровные полоски.)Что у них общего? (Эти птицы пролетные; яркое оперение; они жители севера; любят ягоды рябины.)Чем отличается снегирь от свиристели?
(Размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель — размером со скворца, имеет хохолок; окраской оперения.)Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему?(Этих птиц можно увидеть на кустах рябины, калины, так как они питаются ягодами и семенами этих растений.)
Можно ли по рассыпанным на снегу ягодам рябины определить, кто ими кормился?(свиристели их роняют на снег, а снегири поедают только семена, выбрасывая мякоть.)Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели?(Снегири неторопливо перелетают небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды. Свиристели — быстрые, шустрые, пугливые; налетают большимистаями,жадно и торопливо клюют.)
Труд.
Разбрасывание песка на скользкие дорожки.
П/и:
«Совушки», «Скворечники». Ходьба на лыжах.
Индивидуальная работа.Дидактические игры.
«Реши». «Что лишнее».
Пальчиковая гимнастика
«Снегирь».
Самостоятельная игровая деятельность.
Игры со снегом.
№ 29
Наблюдение за вороной и сорокой
Цель
–закреплять представление о птичьем мире, знатьхарактерные их особенности.
Беседа
Сорока-ворона
Смотрит сверху,
Сверху на небо
С перевёрнутой ветки.
Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.) Что
вы знаете о ней? Какая она по характеру? За что не любят ворону?
Что в ней положительного? Ворону называют серой разбойницей.
Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же
нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться — берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон — самый крупный из вороньей семьи. Ворон и ворона — совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон — птица лесная. Во многих сказках ворона называет мудрым. Может, потому, что живет эта птица до ста лет. А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.) Какая сорока? В чем сходство и различие между вороной
и сорокой? Сороку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах — насторожились, притаились звери и
птицы. «Опасность, опасность!» — стрекочет сорока, и
всем понятен ее язык.
Труд.
Коллективный труд на территории участка.
П/и:
«Коршун и наседка», «Не попадись». Игра в бадминтон.
Индивидуальная работа.Дидактические игры.
«Угадай фигуру». «Сложи слово».
Пальчиковая гимнастика
«Ворона».
Самостоятельная игровая деятельность.
Катание на санках.
Картотека прогулок в старшей группе «Декабрь»
Опыт «лед – силач»
— налить воду в бутылку и поставить в сугроб в конце прогулки рассмотреть бутылку она треснула – объем льда всегда больше, чем объем воды, из которой он получился; учить делать вывод.
Трудоваядеятельность
: Уборка участка от снега
Цель:
закреплять представления о защитных свойствах снега.
Подвижные игры:
«Затейники», «Пожарные на ученье»
Цель:
закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием. «Найди себе пару»
Цель:
развивать ловкость, равновесие, выносливость, ориентировку в пространстве
Индивидуальнаяработа:
Развитие движений
Цель:
учить метать снежки вдаль.
Игры по желанию детей
Прогулка 2
Наблюдение за птицами зимой
Цель:
формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Не видно в лесу тропинок, Лети же, пичуга, к людям
В тулупах кусты стоят. И прячься скорей за окном,
Уснувших жуков и личинок А мы кормить тебя будем
Укрыл под корой снегопад. Крошками хлеба, пшеном.
Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?
Трудовая деятельность:
Очистка участка младших дошкольников от снега.
Цель:
воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.
Подвижные игры :
«Ловкая пара»
Цель:
развивать глазомер, достигая хорошего результата.
«Попади в цель»
Цель:
учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения. «Мороз — Красный нос»
Цель:
учить ловко и быстро перебегать через площадку;
Рисование
«Художник по снегу» — Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу.
Цель:
развивать творческую фантазию и воображение
Индивидуальная работа:
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель:
развивать координацию движений.
Игры по желанию детей
Вечерняя прогулка
Зимушка – зима
Цель:
систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней.
Ход наблюдения
Кто поляны белит белым, Шьет пуховые перины,
И на стенах пишет мелом, Разукрасил все витрины?
Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники? Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.) А сейчас давайте придумаем рассказ о красоте зимнего леса. Вы должны рассказать о погоде, о снеге, о красоте деревьев, и какое настроение
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимние явления природы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ «ЗВЕЗДОЧКА» П. ПЕРВОМАЙСКИЙ ОРЕНБУРГСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе
тЕМА: «Зимние явления природы»
образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ развитие»
Выполнила: | Воспитатель Хилкова Татьяна Владимировна |
п.Первомайский 2022г.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание | |||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | Согласно ФГОС ДО | |
1.2 | Вид деятельности детей | Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная. | Согласно ФГОС ДО | |
| ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Зимние явления природы» | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесный: беседа, диалог, вопросы, чтение рассказа «Зимние братья». Наглядный: рассматривание иллюстраций, проведение опыта. Игровой: дидактическая игра «Убери лишнюю картинку»; игровое упражнение на словообразование «Какая зима». Проблемный: решение проблемной ситуации (подумать, как можем помочь обезьянке узнать про зиму). | ||
3. | Оборудование | Коробка, игрушка обезьянка, мяч, колокольчик, иллюстрации «Зимние явления природы», 2 стакана с водой (один с холодной водой, второй с теплой), кусочки льда, ложка, Д/И «Четвертый лишний». | ||
4. | Интеграция образовательных областей | Художественно-эстетическое развитие: чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы- загадки о природе» — «Зимние братья», загадывание загадки. Физическое развитие: физминутка, И/У «Какая зима». Речевое развитие: И/У «Какая зима», проговаривание чистоговорки, умение детей давать развернутые ответы, делать вывод в процессе экспериментирования. Социально-коммуникативное развитие: умение вместе заниматься, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. | ||
5. | Возрастная группа: | Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет) | ||
6. | Цель: | Обогащение знаний и представлений детей о зимних явлениях природы. | ||
6. | Задачи: | |||
6.1 | Формировать у детей интерес к изучению природы. | |||
6.2 | Развивать познавательную активность, умение детей давать развернутые ответы, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | |||
6.3 | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение вместе заниматься. | |||
7. | Планируемые результаты: | |||
7.1 | Умеет видеть красоту окружающего мира, проявляет любовь к природе. Наблюдает за сезонными изменениями в природе, интересуется явлениями неживой природы. | |||
7.2 | Владеет знаниями о свойствах льда. Строит связанные высказывания, рассуждает. Владеет умением словообразования прилагательных из существительных. | |||
7.3 | Умеет слушать другого ребенка, не перебивая. Дружелюбен во взаимоотношениях со сверстниками и взрослым. | |||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | См. П.3. | ||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты | Наблюдения в природе за сезонными изменениями, зимними явлениями. Изготовление альбома по теме «Зимние явления природы». Дидактическая игра «Живая-неживая природа», рисование явления природы «Снегопад». Беседа на прогулке «Понижение температуры воздуха», проведение опыта «Таяние снега». Чтение художественной литературы на тему «Зима-зимние явления природы», чтение и заучивание стихов, рассказов, поговорок, пословиц, народных примет, о птицах, загадывание загадок. | ||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||||
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | В д/с приносят посылку, в ней – игрушечная обезьянка. Ей очень хочется узнать у детей о замечательном времени года, о котором она и ее друзья ничего не знают. А вот о каком времени года идет речь детям предстоит узнать, отгадав загадку (или кто-то догадается раньше). Поразмышлять о том, как может обезьянка узнать о зиме. | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Обсудить с детьми интересные и подробные способы объяснения обезьянке про время года. | ||
1.3 | Целеполагание | Подвести детей к мысли о том, что можно поговорить о зиме, рассказать о ней, поиграть в игры, посмотреть иллюстрации, провести опыты. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Напомнить детям о наблюдениях в природе, об изменениях, которые произошли в природе зимой. Беседа по иллюстрациям «Зимние явления природы». Вспомнить зимние месяцы, зимние забавы. Разгадывание загадок о времени года. И/У «Какая зима», направленное на словообразование прилагательных из существительных. | ||
2.2 | Добывание (сообщение и принятие) нового знания | Прочитать детям рассказ из книги Н. Виноградовой «Рассказы- загадки о природе» — «Зимние братья». Предложить рассказать о каких братьях-месяцах говорится в рассказе и обосновать свой ответ. Проведение опыта «Таяние льда в воде». | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Чтение наизусть стих-я «Январь». Наблюдение за ходом экспериментально-исследовательской деятельности. Д/И «Четвертый лишний», проговаривание чистоговорки. | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Выслушать ответы детей, касающихся данной темы. О каком времени года говорили? Какие зимние явления природы запомнились? Что понравилось больше всего? Напомнить детям о цели их деятельности. | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы | |||
4.1 | Продолжать с детьми дальнейшую работу по обогащению знаний о сезонных изменениях в природе, закреплению признаков. Продолжать поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы, а также навыкам к экспериментированию. |
2