Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»


Хохлома. Хохломская роспись для детей.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.

Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят — втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком — золотистой. Расписывают посуду «под хохлому» масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый — цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Роспись бывает «верховая» — на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» — сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота :)

Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там — берите в руки кисть и краски и вперёд!

Травка — узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.

Травный орнамент.

Узор листочки — стебельки и листики.

Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.

Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.

В росписи «под фон» чаще используется элемент «кудрИна». Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Задачи.

Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать ху­дожественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначе­ние предметов, материал, технология из­готовления (в самых общих чертах, до­ступно детскому восприятию), колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской рос­писи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Разви­вать технические умения — умело пользо­ваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предме­там искусства.

Предварительная работа.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искус­ством, беседа о традиционных промыслах. Экскурсия в музей народного творчества или краеведческий музей (с воспитателем, искусствоведом или с родителями в выход­ные дни.) Организация в детском саду ми­ни-музея или «музея в чемодане» («в сун­дучке»), экспонатами которого могут быть предметы старины и народного декоратив­но-прикладного искусства, принесённые родителями для временной экспозиции.

Подготовка «книжечек» для иллюстри­рования детьми на трёх последующих за­нятиях по рисованию. Эту работу воспита­тель проводит сам или вместе с детьми в самостоятельной художественной дея­тельности. Книжка делается следующим образом: два листа бумаги белого цвета складываются пополам, один вкладывает­ся в другой и скрепляются степлером или сшиваются иголкой с ниткой.

Материалы, инструменты, оборудование.

Альбом для детского творчества «Золотая хохлома», пособие для ознакомления с ха­рактерными элементами и цветосочетани­ями разных видов народного декоратив­но-прикладного искусства.

Содержание занятия.

Перед занятием воспитатель выставля­ет на столе или на большой подставке предметы с хохломской росписью и при­глашает детей полюбоваться ими.

Примерный рассказ воспитателя «Золотая хохлома».

— Село Хохлома Нижегородской области, где с давних-давних времён проходят яр­марки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в на­шей стране и за рубежом. Село называется Хохлома, и посуда, которая здесь изготав­ливается, тоже называется «хохломой». Вот уже много-много лет умельцы делают здесь деревянные ковши, поставки (поставцы), братины, ложки… В наше время мастера научились делать современные наборы по­суды — для соков, мороженого, варенья, са­латов и пр., а также декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

Все предметы, сделанные народными умельцами, очень яркие, нарядные, празд­ничные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льня­ным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металличе­ским порошком и расписывают красивы­ми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шка­фах-печах. Металлический порошок и масло после нагревания в печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которого сам промысел и все изде­лия называют «золотой хохломой». Золо­тая, — потому что все предметы блестят как золото.

Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые хорошо сочетаются с зо­лотым фоном. Как вы думаете, какие? Да! Красный, чёрный, зелёный, коричневый и жёлтый. В этом состоит особенность дан­ного жанра, у него есть свои строгие пра­вила.

Посмотрите на эту посуду и скажите, ка­кими же узорами мастера украшают свои изделия? Да, любимые узоры мастеров хохломской росписи — это веточки, кусти­ки, ягодки, цветы. Веточки и кустики в этих узорах особые. Мастера очень любят их рисовать и ласково называют «трав­кой». Иногда мастера рисуют травку так, будто все листочки и травинки преврати­лись в завитки. Такие веточки и кустики называются «Кудриной» (от слов — кудри, кудрявая).

Рассмотрите эти узоры (воспитатель де­монстрирует детям таблицы с вариантами элементов и узоров). Сейчас я покажу вам, как можно рисовать «травку» и «кудрину». Воспитатель знакомит детей с вариантами растительного орнамента (см. рисунок) и предлагает самим попробовать нарисо­вать сначала травку, а потом ягодки и цве­точки. Воспитатель показывает детям ос­нову будущих книжек-малышек, поясняет, что они сами будут рисовать картинки в этих книжках, чтобы подарить их малы­шам.

— Сегодня мы нарисуем сказочный — зо­лотой — лес. Вслушайтесь: золотой лес — золотая хохлома… Давайте нарисуем лес, как хохломские мастера. В этом лесу будут кустики, веточки, деревца с листочками — травкой и Кудриной, с ягодками и цветоч­ками. Дети рисуют «золотой лес» по моти­вам хохломской росписи на первом разво­роте книжки и в конце занятия рассматри­вают, у кого какой лес получился и похож ли он на золотую хохлому.

После занятия. Декоративное рисование и аппликация по мотивам хохломской рос­писи — на полосе, круге, в уголках страни­цы будущей книжки (в форме квадрата или прямоугольника).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]