Конспекты экспериментов с песком для младшего возраста


Конспекты экспериментов с песком для младшего возраста

Краткая аннотация.

Для детей с ослабленным зрением весьма важно развитие других, сохранных анализаторов. Одним из способов познания мира для детей с ограниченными возможностями здоровья является экспериментирование.

Данный материал может быть полезен и для педагогов общеобразовательных ДОУ и для родителей младших дошкольников.

Экспериментирование с песком (младший возраст).
Цель:
познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости и делать простые выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Материалы для экспериментирования:

емкость с песком, вода, трафареты, формочки, трубочки для коктейля, пластиковая прозрачная емкость (банка).
Эксперимент 1. «Песочный домик»
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться.
Эксперимент 2. «Следы на мокром песке»
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки (работа с формочками), оставлять интересные отпечатки – следы (работа с трафаретами).

Эксперимент 3. «Где вода?»

Предложить детям выяснить свойства песка, пробуя его на ощупь (сыпучий, сухой). Дети наливают стаканчики с одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкости с песком, почему ушла вода (просочилась сквозь песок) где больше луж после дождя (на асфальте, в песочнице луж нет).
Эксперимент 4. «Ветер»
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган — дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).

Опыты с песком во второй младшей группе

Альбина Шмитько

Опыты с песком во второй младшей группе

Опыты с песком во 2 младшей группе.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Задачи:

Обучающие задачи:

Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природ

Познакомить детей со свойствами песка.

Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.

Учить детей делать самостоятельные выводы по результатам обследования.

Развивающие задачи:

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия

Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Обогащать словарный запас.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать нравственные качества ребёнка во время его общения с природой

Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность)

.

Опыт №1 «Знакомимся с песком»

Цель: познакомить с песком, обратить внимание на свойство сухого песка (сыплется, не марается)

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Опыт №2 «Легко ли сыпется песок»

Цель: Учить набирать песок и удерживать в ладонях, пересыпать его тонкой струйкой

Материал: подносы с песком.

Опыт №3 «Прятки»

Цель: Учить детей зарывать (доставать)

игрушки в сухом
песке, и прятать игрушки погружая их песок.
Материал :центр песка

Опыт №4 «Найди предметы»

Цель : учить просеивать песок через сито.

Материал :центр песка, ситечко, мелкие предметы (камушки, бусинки и т. д.)

Опыт №5 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Цель: Закреплять знания о свойствах песка

Материал: «песочница»

— банка с насыпанным тонким слоем
песка, подносы с песком, коктельные трубочки.
Опыт №6 «Чудесные превращения песка»

Матери: стаканчики с песком и водой.

Цель учить детей поливать сухой песок из лейки. Развивать умение замечать изменения происходящие с песком (Цвет, состояние)

.

Опыт №7 «Лепим из песка»

Цель: познакомить детей со свойствами влажного песка.

Материал: подносы с мокрым песком.

Опыт №8 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Опыт №9 «Чей след»

Цель: Формировать умение оставлять следы на песке, затем определять каким предметом оставлен след.

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Опыт №10 «Рисуем песком»

Цель. Формировать умение насыпать сухой песок на клеевой рисунок, затем стряхивать излишки песка.

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой в младшей группе

Транскрипт

1 Муниципальное казенное образовательное учреждение Стеклянский детский сад Сказка Купинского района Новосибирской области Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой в младшей группе Воспитатель младшей группы: Володина В.Н.

2 Октябрь Сыпем, лепим Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. 1. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) 2. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. 1. . 2. Формочки для песка. Про маленькую капельку Познакомить детей со свойствами воды. 1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. 2. Развивать активный словарь. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке. 1. Игрушка-капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли) 2. 2 тазика с водой (холодная, тёплая) 3. Банка с грязной водой. 4. Домашний фонтанчик 5. Чистая кипячёная вода, чашки. 6. Прозрачные одноразовые стаканчики. 7. Цветные губки 8. Плавающие игрушки. Ноябрь Отпечатки наших рук Закрепить знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета. 1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. 2. Развивать фантазию, творческие способности. 3. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей. 2. Разноцветные камушки.

3 Тонет, не тонет, плавает Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый — тонет. 1. Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами камушками. 2. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу. 1. Центр- вода песок. 2. Маленькие резиновые мячики по количеству детей. 3. Разноцветные камушки 4. Резиновая утка. В гости к мышке Закрепить знания детей о свойствах воды и песка 1. Формировать умение узнавать и называть основные цвета. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. 1. . 2. Дорожка. 3. Подвижная мышка. 4. Маленькие мышки по количеству детей. 5. Цветные коробочки. 6. Бочата- вкладыши. 7. Косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки. 8. Маленькие тарелочки. 9. Красный и синий таз. По ровненькой дорожке, шагают наши ножки. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. 1. Учить детей действовать с природным материалом. 2. Развивать зрительно слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. 1. Камешки разного размера 2. Пёрышки 3. Таз с водой 4. Ведёрки

4 Декабрь Речка и ручеёк Закрепить знания детей о свойстве песка — удерживать воду. 1. Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький». 2. Развивать фантазию, творческие способности. 3. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. 2. Узкий и широкий совок. 3. Мерные стаканчики. 4. Ведро с водой. 5. Большой и маленький бумажные кораблики. Разноцветная водичка Формировать представление детей о свойстве воды — возможность окрашивания. 1. Приучать называть основные цвета. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности. 1. Игрушка- капитошка. 2. Одноразовые стаканчики с водой. 3. Гуашевые краски. 4. Морковный сок. Январь Норки для ежат Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. 1. Формировать представление о количестве (один- много, размере (большоймаленький). 2. Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов. 3. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. 4. Воспитывать заботливое отношение к животным. 1. Игрушка-ёж 2. Пластилиновые ежата по количеству детей. 3. Сосновые иголки в тарелочках. 4.

5 Снеговик в гостях у детей Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. 1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами. 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу-снеговику. 1. Снеговик -игрушка 2. Формочки для песка 3. Совочки 4. Подносы 5. Цветные льдинки 6. Чистый снег в тазу Февраль Горки для козлят Учить детей выкладывать форму из влажного песка. 1. Формировать знания о высоте предмета- высокий, низкий. 2. Развивать общую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать доброжелательность, желание помочь. 2. Набор деревянного театра «Волк и семеро козлят». 3. Ведёрки большие и маленькие. Какая разная вода Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд. 1. Формировать умение называть основные цвета. 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать положительное отношение персонажу. 1. Формочки из донышек пластиковых бутылок10-15штук. 2. Вкладыш из-под шоколадных конфет в коробке. 3. Стакан с прозрачной водой 4. Цветная вода в стаканчиках 5. Игрушка- зайчик Март Лисичка в гостях у ребят

6 Закрепить умение определять свойства сухого (сыпется) и мокрого (держит форму) песка. 1. Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь. 4. Игрушка-Лисичка. 5. Шнур. 6. Крупные бусины 15шт. 7. Песок в прозрачных стаканах. (по количеству детей) 8. Сита (по количеству детей). 9. Формочки, подносы. 10. Лейка с водой. Бусы для мишки Дать понятие о свойствах и качествах льда. 1. Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе). 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. 1. Игрушки (заяц, медведь, белочка). 2. Угощение для животных (капуста, морковь, шишки, конфеты). 3. Цветные бусы из льдинок. 4. Крупные деревянные бусинки. 5. Шнур для нанизывания бус. Апрель День рожденья куклы Маши Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. 1. Приучать детей договаривать слова знакомой сказки 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им. 2. Кукла большая. 3. Настольный театр «Колобок» 4. Формочки. 5. Подносы. 6. Совки. 7. Большой строительный материал. Постираем кукле платье

7 Формировать у детей умение называть температуру воды. 1.Упражнять в назывании предметов одежды, белья. 2. Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз). 3. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. 1. Кукла 2. Тазик 3. По ведру с горячей, холодной водой. 4. Мыло 5. Мыльница Май Мы ходили в огород Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка. 1. Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. 2. Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу. 2. Кукла- дед 3. Овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа). 4. Шапочки персонажей сказки «Репка». 5. Корзинка. 6. Формочки, разносы, совки (по кол-ву детей) 7. Лейка с водой. Купание куклы Кати Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». 1. Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними. 2. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи. 3. Воспитывать культурно- гигиенические навыки, поведения. 1. Кукла 2. 2 ведёрка с водой (холодная, горячая) 3. Ванночка 4. Мыло 5. Мыльница 6. Полотенце

Экологический проект в первой младшей группе на тему: «Волшебный песок» (неживая природа)

Экологический проект «Волшебный песок»

Тип: краткосрочный, исследовательский.

Цель: Удовлетворить потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.

Задачи:

Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится). Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

Ресурсное обеспечение: песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Актуальность:

Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Для малышей игры с песком:

А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).

Проект рассчитан на 3 дня. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.

Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.

Ожидаемые результаты: Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

Планирование работы

Дни недели Образоват. область Образ. деятельность в режиме дня НОД Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
1-й день Познание

Физическая культура

Труд

Утро: ситуативный разговор «Петушок и уточка». Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет).

Прогулка: Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.

Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму). Поливка песка в песочнице из леечек.

Рыхление лопаткой. Цель: освоение способов обращения с леечкой и лопаткой.

Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей».
2-й день Чтение худож. литературы

Познание

Социализация

Труд

Коммуникация

Утро: чтение рассказа

В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа.

Прогулка: дидактическая игра «Тайничок». Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.

Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки. Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость. Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка.
3-й день Чтение худож. литературы

Познание

Социализация

Здоровье

Безопасность

Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.

Прогулка. Беседа об аккуратном обращении с песком. Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.

Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо». Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку. Игры в песочнице с формочками и лопатками. Цель: Закрепление представлений о свойствах песка. Игры с песком – лепка пирожков и печенья с помощью формочек.

Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и воспитателя; закрепление навыков игр с песком.

Фотоматериалы.

Получить текст

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]