Конспект занятия по рисованию на тему: «Осенние листья» (старшая группа)


Рисование «Листья кружатся…»

Предварительная работа:

— Беседа, игры, чтение и заучивание стихотворений, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстрации по теме.

Дидактическое обеспечение занятия:

Иллюстрации с осенним пейзажем, костюм осени, корзинка с листьями, кисточки, краски красного, оранжевого, желтого цвета, листы с аппликацией или рисунком дерева, изображение солнышка, лист дерева, вырезанный из белой бумаги – на каждого ребенка, информационные карточки с правилами поведения в лесу.

Программное содержание:

— Образовательные задачи : продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно держать кисть и аккуратно пользоваться краской. Закрепить умение наносить мазки на лист, используя всю поверхность листа. Активизировать глагольный словарь. Обратить внимание детей на красоту окружающего мира, закрепить правила поведения в природе — в лесу;

— Развивающие задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление;

— Воспитательные задачи : воспитывать эмоционально- положительное отношение к рисованию, умение работать сообща. Бережно и внимательно относится к объектам природы.

Структура занятия:

Вводная часть (2 — 3 мин)

Цель: создание эмоционального настроя на занятие.

Методические приемы: сюрпризный момент, обращение к личному опыту детей.

Основная часть (9 — 10 мин)

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы: сюрпризный момент, показ картин с осенними пейзажами, вопросы воспитателя к детям, физкультминутка, самостоятельная деятельность детей, дыхательное упражнение, показ работ.

Заключительная часть (1 — 2 мин):

Цель: подведение итога занятия.

Методические приемы: вопросы воспитателя.

Этапы работы:

Вводная часть:

В группу входит воспитатель в костюме осени с корзинкой, на магнитной доске расположены иллюстрации с осенними пейзажами: Исаак Левитан «Золотая осень», А.М. Васнецов «Осенняя ветка», Ю.Ю. Клевер «Осенний пейзаж».

Воспитатель: — Здравствуйте мои хорошие, угадайте кто я? (ответ детей: осень)

Давайте рассмотрим картины:

В золотой карете, Что с конём игривым, Проскакала Осень По лесам и нивам. Добрая волшебница Всё переиначила: Ярко – жёлтым цветом Землю разукрасила. С неба сонный месяц Чуду удивляется. Всё кругом искрится, Всё переливается. (Ю. Капустина)

— Ребята, а что происходит осенью? (Ответы детей: желтеют и падают листья, дует холодный ветер, идет дождик.)

— Я хочу вас пригласить в путешествие по осеннему лесу, но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Дети рассказывают о правилах поведения в лесу с помощью информационных карточек).

— Молодцы, теперь мы готовы к путешествию, вперёд!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, мы в осеннем лесу! Я знаю волшебные слова и сейчас превращу вас в осенние листочки. Кружись-вертись в осенние листочки превратись!

Игра «Листочки»

Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер — полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть)

Воспитатель: А меня для вас есть несколько загадок:

Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно… Ответ (Листопад)

Он с весны висел на ветке, Был зеленый — пожелтел, Только дунул слабый ветер, Он уже и полетел.Ответ (Лист)

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?Ответ (осенью)

Воспитатель: Молодцы. Всё верно. А теперь посмотрите, у меня в корзинке много листьев. Давайте внимательно рассмотрим их. С каких деревьев эти листья? (с клена, с березы, с рябины, с дуба)

— Какого они цвета? (желтого, оранжевого, красного). Воспитатель с детьми рассматривает листья, называет их цвет.

— Ой, а в моей корзинке еще много белых листочков…Вы поможете мне их разукрасить? (Ответ детей: да.)

Воспитатель раздает белые листья ребятам и предлагает разрисовать для осени листочки. Дети садятся за столы.

Воспитатель:— К нам в гости опять пришли кисточки. Они принесли с собой краску желтую, оранжевую и красную. Мы кисточками будем разукрашивать листья.

Показ воспитателем приемов разукрашивания. Затем расставляет краску на столы. Сначала дети рисуют одной краской, затем воспитатель меняет розетки с краской на другой цвет. Помощь детям индивидуально.

Воспитатель: —А теперь мы полюбуемся своими работами.

Рассматривание листьев:

Что за диво, что за диво!

Стало все кругом красиво.

Листья яркие летят, на земле везде лежат!

Дыхательное упражнение «Осенние листочки»:

Текст произносит только воспитатель.

Дует легкий ветерок И качает так листок. (Выдох спокойный, ненапряженный).

Дует сильный ветерок И качает так листок. (Сила выдоха постепенно увеличивается).

Осенние листочки летят, летят, летят, Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А, Рябиновый – И-И-И, Березовый – О-О-О, Дубовый – У-У-У.

(Пропевание гласных).

Заключительная часть:

Воспитатель: — Ну, а теперь пора возвращаться в детский сад. Кружись-вертись в ребятишек превратись!

— Кем вы сейчас были? (листьями)

— Какие бывают осенние листочки? (желтыми, красными)

— Как называется природное явление, когда листья падают с дерева? (листопад)

— В какое время года бывает листопад? (осенью)

— А какое сейчас время года? (осень)

— Молодцы.

Рефлексия: — Давайте вспомним, что мы делали сегодня? (играли, отгадывали загадки, разукрашивали листочки, рассказывали про листики, что он умеет делать).

— До свидания ребята! Осень уходит, занятие закончилось.

Используемая литература:

1. Река Л. О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание, 10, 1990 г.

2. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М, 2008г.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005. -176 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Конспект занятия на тему «Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ОСЕННЯЯ ОКРАСКА ЛИСТЬЕВ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ. ЛИСТОПАД»

Автор — составитель:

Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юннатов» г. Вязьмы Смоленской области.

Цели:

познакомить детей с осенним явлением – листопадом, причинами листопада; научить детей определять листья растений с осенней окраской; воспитание любви к природе родного края, воспитание эстетических чувств.

Оборудование:

лупы
,
цветные карандаши, раскраска «Листья деревьев и кустарников», карточки «Какие это деревья?»

Наглядные пособия:

гербарий листьев деревьев и кустарников с осенней окраской; ветка клена;

Ход занятия:

I.Организационный момент.

II. 1. Сообщение темы и задач занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с загадки.

Желтые крылья осины, березы, Красные — ясеня, дуба и розы, В воздухе кружат и шелестят. Это осенний идет…(Листопад)

Итак, тема нашего занятия: «Осенняя окраска деревьев и кустарников. Листопад»

2.Рассказ с демонстрацией.

Какого цвета листья на деревьях и кустарниках летом? А какого цвета листья осенью? Как вы думаете почему?

Дело в том, что зеленый цвет листу придает хлорофилл. Он легко разрушается под влиянием света, и он вновь образуется в растении (но только на свету). Летом образование хлорофилла не отстает от его разрушения, и лист все время остается зеленым. В листве есть и другие красящие вещества, кроме хлорофилла.

Опыт (схема)

Зеленые листья + спирт = листья побледнеют, спирт станет зеленым;

Зеленый спирт + бензин = бензин станет зеленым, спирт желтым.

Из опыта видно, что в листьях кроме зеленых частиц, есть и частицы другого цвета, но летом много света и зеленых частиц больше, они заглушают другие. Осенью деятельность листа начинает затухать. Света мало, образование хлорофилла отстает от разрушения. Все меньше и меньше остается в листве «зеленой краски», и все заметнее и заметнее становятся желтые красящие вещества; лист желтеет.

Разные породы деревьев и кустарников приобретают разную осеннюю окраску. Давайте рассмотрим гербарий листьев деревьев и кустарников с осенней окраской.

Вы заметили, что некоторые деревья и кустарники бывают осенью только желтого цвета. Это береза, липа, ясень, дуб, ива. А вот листья клена, осины могут быть желтого и красного цвета. Листья рябины, бересклета, барбариса осенью окрашены в красный цвет. Наряду с этим некоторые остаются зелеными очень долго (сирень, ольха).

Быстрее всех изменяют окраску клены, липы, черемуха, осины, ясень, орешник. Позже рябина, калина, бузина, ива.

В пасмурную, сырую осень листья дольше остаются зелеными, т.к. хлорофилл активно разрушается на свету, и образуются другие красящие вещества.

Какое еще осеннее явление, связанное с жизнью растений можно наблюдать?

Листопад. К листопаду деревья готовятся заблаговременно, еще летом.

Давайте внимательно рассмотрим ветку клена. Посмотрите, в пазухе черешка листа образуется почка, а в клеточках древесины откладываются запасы питательных веществ. Придет весна и за счет этих запасов из почки разовьется молодой побег с листьями. Обратите внимание на лист клена. С помощью лупы рассмотрите основание листового черешка. Здесь к осени образуется пробковый слой. Он словно перегородкой разделяет черешок листка от ветки. Поэтому листья осенью без особого труда покидают родное дерево при малейшем дуновении ветерка.

Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Он идет по-разному не только у разных пород, но даже и у одной породы. В городских садах, парках листопад у березы идет в более короткие сроки, чем в лесах. Молодые деревья сбрасывают листья позже, чем более старые. Больные деревья скорее теряют листья, чем здоровые.

Почему осенью деревья и кустарники сбрасывают листву?

Оказывается причин несколько:

1.В первую очередь, листопад спасает растения от высыхания. Деревьям нужно много воды, а зимой ее нет. Представьте, что береза за теплые месяцы испаряет до 7 тонн воды. Если бы деревья не сбрасывали листву, они погибали бы от засухи. Хвойные породы испаряют влаги на много меньше, чем лиственные деревья. Сосна и ель так экономно испаряют воду, что им не страшен «зимний водяной голод».

2.Кроме, того, если бы деревья не сбрасывали листву, то на их ветках скапливалось большое количество снега. Под его тяжестью ветки ломались.

3.За весеннее — летний период в листьях растений накапливается огромное количество вредных веществ. От которых, они избавляются во время листопада.

3.Физкуль

Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

4.Осенние приметы

С давних времен люди наблюдали за тем, как проходит листопад у деревьев и кустарников. На основе их наблюдений появились народные приметы:

1.Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы.

2.Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

3.Если летом на деревьях рано желтеют листья, то будет ранняя осень.

4.Преждевременный листопад – к ранней зиме.

5.Если осенью листья быстро с деревьев осыпались, то жди крутой зимы.

6.Поздний листопад – к тяжелому году: зима будет долгой и продолжительной.

7.Если с берёзы и осины листья чисто опадут, то следующий год будет урожайным.

Однако на Руси наблюдали не только за тем, как и когда, начинается листопад, но и смотрели, как падающий лист ложится на землю:

1.Если осенний лист на землю ложится лицевой стороной кверху, то зима будет холодная; изнанкой – теплая; наполовину лицом – зима будет умеренная, а холода и тепло будут чередоваться.

2.Если осенью березовые листья начинают с верхушки дерева желтеть, то весна будет ранняя, а если снизу – поздняя.

5.Работа с карточками «Какие это деревья?»

Облетели листья. По стволам и веткам узнай, какие перед тобой деревья.

6.Раскрашивание раскраски «Листья деревьев и кустарников»

Перед вами раскраски листьев деревьев и кустарников. Давайте определим, каким растениям они принадлежат. Сейчас вы должны раскрасить листья таким цветом, каким они бывают осенью.

Выставка раскрасок «Вальс листьев»

III.Подведение итогов занятия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]