Конспект по рисованию в старшей логопедической группеТема: «Автопортрет»


Конспект по рисованию в старшей логопедической группеТема: «Автопортрет»

Программное содержание:

  • Учить детей рисовать автопортрет, передавая в рисунке особенности своего лица.
  • Приучать правильно располагать части лица.
  • Закрепить знания детей о жанре портрета, о том, что художник в портрете передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека его характер, настроение.
  • Развивать умение рисовать на всем листе, используя различные художественные материалы (карандаши, фломастеры, восковые цветные мелки, акварельные краски).
  • Воспитывать интерес к рисованию.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Материал: зеркала, карандаши, альбомный лист, иллюстрации, репродукция портрета, опорные рисунки для показа этапов работ. Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с портретом, использование художественного слова, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога. Словарь: Портрет, автопортрет. Предварительная работа: • Рассматривание портретов художников и поэтов. • Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела». • Рисование простым карандашом портретов. • Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.

Ход занятия

Дети становятся в круг, приветствуют друг друга улыбкой. Воспитатель: Вчера у нас в группе проходила выставка новых картин. Кто помнит, к какому жанру живописи они относятся? Дети: К жанру «портрет». Воспитатель: Кто напомнит, что такое портрет? (Ответы детей: Портрет – это …) Воспитатель: Кто создает портрет? А может художник сам себя нарисовать. Воспитатель: Этот портрет будет называться – автопортрет. Автопортрет – это тоже портрет, но только, когда художник передает в рисунке черты своего лица, свой характер и настроение. Как вы думаете, удобно писать автопортрет по памяти или глядя в зеркало? Дети: Глядя в зеркало, так будет больше сходства. Воспитатель: А вы хотите стать художниками и научиться рисовать свой автопортрет? Сейчас я вас научу. Давайте рассмотрим портрет этого мальчика, чтобы глаза, нос рот на лице вы изобразили на нужных местах. — Как лучше разместить лист бумаги (вертикально или горизонтально)? — Какой формы голова у человека? (Обвожу пальцем голову на портрете . Делаем набросок простым карандашом, не нажимая, чтобы линии были тонкими и их можно было подправить ластиком, рисую на листе овал ). Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица. Какой они формы? (овальные с острыми уголками, рисую глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок и маленький черный зрачок.) — Что находится над глазами? (Брови.) — Нос расположен между глазами, начинается от бровей, заканчивается посередине от глаз до конца лица. — От кончика носа до конца лица посередине находятся губы. — Дети , посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа отличается по форме от нижней? На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (рисую губы). — Ниже губ подбородок. Положите руку на подбородок. — По сторонам рисуем уши, они начинаются на уровне глаз, заканчиваются на уровне кончика носа. Подвожу итог: — Где расположены глаза? — Где расположен нос? — Губы? — Уши? Шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете). Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть одежды посмотрите в зеркало. Проходите за столы, в работе вам помогут зеркала, ваши руки и схемы, прежде чем приступить к работе, давайте свои пальчики настроим на рабочий лад. Пальчиковая гимнастика «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединять пальцы в «замок») С вами мы подружим маленькие пальчики. (касание кончиков пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять — начинай считать опять. (парное касание пальцев от мизинцев) Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями) Во время рисования можно смотреть в зеркало, чтобы лучше и точнее передать черты своего лица. Стараемся рисовать так, чтобы можно было узнать, кто изображен на этом рисунке. (во время работы по необходимости подсказываю, помогаю). По окончании работы дети приносят свои рисунки на панно «Наша группа». Анализ. Правильно ли Степа расположил глаза, нос…? Как вы думаете дети, узнают ли вас ваши родители на автопортретах? Как ты думаешь Максим (Кирилл), твоя мама узнает тебя? Почему? Каждый из вас старался нарисовать автопортрет. Я думаю, что все мамы вас узнают и полюбуются вашими автопортретами. Обращаю внимание на то, что мы можем сделать портрет группы, я вам предлагаю чуть позже вырезать свой автопортрет и наклеить его, и у нас получится портрет нашей, который мы повесим в раздевалку.

Конспект занятия «Автопортрет»

План-конспект занятия

Тема занятия: «Автопортрет»

Цель:

подвести обучающихся к пониманию того, что автопортрет – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств.

Задачи:

  • образовательные:

— продолжить знакомство с жанром потрет;

— активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения;

— способствовать поиску соответствия опыта наблюдений и изображения;

— подвести к осмыслению выразительных возможностей цветовой гаммы;

— продолжить освоение приемов работы акварелью;

  • развивающие:

— знакомство с понятиями «автопортрет», «пропорция»;

— закрепить знания о пропорциях лица человека;

— дать представление о том, как с помощью мимики лица передать настроение;

— закрепить навыки смешивания цветов;

  • воспитательные:

-формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;

— способствовать самостоятельному способу выражения своего отношения к изображаемому.

Формирование УУД на занятии

:

личностные УУД:

— навыки организации рабочего места для работы;

— формирование эстетических чувств;

регулятивные УУД:

— умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы;

— умение определять этапы работы; проговаривание пошагового выполнения работы.

познавательных УУД:

— активизация знаний по изучению рисования портрета (форма, строение частей лица);

-умение делать обобщения, сравнения;

— умение анализировать представленные работы и давать им характеристику; -понимание вопросов и умение строить логически верные ответы;

коммуникативных УУД:

— умение находить компромиссные решения при выполнении работы в группе.

Жанр занятия:

занятие-исследование

Материалы:

зеркало, лист А3, акварель, палитра, кисти

Методы обучения:

— создание ситуации творческого поиска;

— метод сравнения и сопоставления;

— объяснительно-иллюстративный

Формы работы:

беседа, индивидуальная творческая деятельность

Зрительный ряд:

  1. Портрет
  2. Парадный портрет (Рокотов. Портрет Екатерины II, портрет Наполеона).
  3. Камерный портрет (Левицкий Д.Г. Портрет Дьяковой М.А.(Львовой), потрет Д.Дидро, портрет графини Воронцовой А.А. в детстве).
  4. Костюмированный портрет (Левицкий Д.Г. Портрет Хрущовой Е.Н. и Хованской Е.Н., Рубенс П. портрет Саскии в костюме Флоры).
  5. Семейный (групповой) (Маковский К.Е., Славянский Ф.М., Герасимов А.М., Кочев К.).
  6. Автопортрет.
  7. Автопортреты знаменитых художников Рафаэля, Леонардо да Винчи.
  8. Альбрехта Дюрера, Тропинина В.А., Рембрандта, Сомова К.
  9. Таблица «Последовательность рисования лица человека»
  10. Таблица «Пропорции лица человека»
  11. Таблица «Глаза»
  12. Таблица «Нос»
  13. Таблица «Рот»
  14. Таблица «Ухо»
  15. Акварельные портреты П.Ф. Соколова
  16. Акварельные портреты Guan Weixing
  17. Последовательность выполнения акварельного портрета

Оборудование:

мультимедийное оборудование, иллюстративный материал

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение

— Что означает слово «портрет»? Дети дают ответы.

Портрет – это один из жанров изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего индивидуального сходства художник в портрете стремиться передать характер человека, его духовный мир. Портретная живопись – это летопись, наглядная история человеческого общества.

— Демонстрация видео ряда «Разновидности портрета». При показе репродукций, дети дают характеристики каждой разновидности портрета.

Разновидности портрета:

  • Парадный портрет

    предусматривает изображение человека, одетого в торжественный наряд в полный рост (стоя, либо сидя на коне). В парадном портрете персона представлена на фоне пейзажа либо архитектурного сооружения. Парадными портретами украшают залы.

  • Камерный (интимный) портрет

    — человек, представлен на нейтральном фоне, изображен по пояс, по грудь, либо по плечи. Разновидностью камерного изображения с нейтральным фоном является интимный портрет, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой. В них больше передается не значимость человека, а его внутренний мир и характер.

  • Костюмированный портрет

    Человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименованиях таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»)

  • Семейный (групповой) портрет

Задание:

Определить по иллюстрации разновидность портрета, определить автора (по возможности).

  1. Объяснение нового материала. Формулировка темы занятия. Объяснение при просмотре визуального ряда задач занятия, рассмотрение возможных способов решения стоящих задач при выполнении практической работы.

— Мы вспомнили несколько разновидностей портрета, но необходимо добавить еще одну. Какую? «Автопортрет». Это и будет темой нашего занятия. Что же такое автопортрет? Дети дают определение жанру «Автопортрет».

Автопортрет – специфический жанр. Художник изображает себя, стремясь передать не только внешнее сходство, но и внутреннее, запечатлевая свое душевное состояние, свое отношение к жизни.

Демонстрация слайдов, репродукций автопортретов живописцев прошлого с пояснительными комментариями Дети попробуют охарактеризовать эти портреты.

— На протяжении многих веков художники считали работу над автопортретом очень полезным занятием. Большинство из них рисовали себя хотя бы один раз, некоторые делали это периодически. Наиболее известным художником, часто практиковавшимся в рисовании автопортрета, был голландский художник Рембрандт, который за свою долгую жизнь нарисовал 50 автопортретов, многие из них являются шедеврами.

— Ребята, давайте определим задачи, которые нам необходимо решить сегодня на занятии.

— Что нам понадобится для того, чтобы нарисовать свой портрет?

  • нарисовать автопортрет, используя зеркало;

— Каждый из вас неповторим. Чем вы отличаетесь друг от друга?

  • передать особенности своего лица, черты характера;

-Какие инструменты и материалы вы будете использовать?

  • передать цветовое решение, используя акварель.

Перед тем, как перейти к практической работе, давайте вспомним о пропорциях лица человека. Рассматриваем таблицы — Этапы карандашного наброска лица с соблюдение пропорций, Последовательность выполнения акварельного портрета. Показ портретов, выполненных художниками-акварелистами.

Последовательность ведения работы

  1. Для начала определите композицию будущего автопортрета и его компоновку. Набросайте эскиз силуэта, нанесите на рисунок основные черты лица, прическу, наметьте одежду.
  2. Продумайте цветовую основу портрета – все цвета, выбранные для рисования, должны гармонично сочетаться друг с другом и подчеркивать основную эмоциональную задачу портрета.
  3. Чем более светлые оттенки вы используете, тем более спокойные эмоции вызывает портрет. Чем более яркие и контрастные краски вы выбираете, тем большее напряжение испытает зритель и тем более драматичным станет портрет.
  4. Сначала постарайтесь максимально использовать способ ала-прима, то есть сразу сочно, в полную силу взять цвета, начиная с наиболее плотных. От того, какой силы взяты самые темные оттенки в вашем этюде, зависит плотность и цветовая насыщенность будущего акварельного портрета
  5. Не забываем о том, что акварельный рисунок должен быть наполнен воздухом и прозрачностью, поэтому краски должны просвечивать сквозь друг друга и прорисовка должна подчиняться этому правилу. Не используйте белых красок – их роль играет белая бумага.
  6. Затем продолжим работу над самыми светлыми фрагментами портрета, стараясь максимально удачно передать цветом пластику изображаемого лица.
  7. Наблюдайте как формируются переходы между цветами и как лучше использовать разные оттенки акварели для того, чтобы наилучшим образом продемонстрировать эмоциональную насыщенность и звучность автопортрета.
  8. Не забудьте о световых бликах и затененных местах. Наносите краску кистью легкими движениями, не переусердствуйте с количеством краски – она должна быть прозрачной.
  9. В конце работы более подробная прорисовка деталей.
  1. Практическая работа. Выполнение рисунка с натуры акварельными красками. Сначала выполнение рисунка простым карандашом. Осторожные поправки и уточнения. Пропорциональные особенности модели. Обращение внимания детей на бережное отношение к поверхности бумаги (случайные загрязнения, бездумное, грубое использование ластика, потертости, изломы и т.п.) Индивидуальная работа с каждым ребенком. Раскрытие живописных возможностей и изобразительных средств акварели. Наблюдение за ходом работы над этюдом. По мере необходимости корректировка последовательности действий и возможных ошибок в работе.
  2. Подведение итогов. Просмотр работ совместно с детьми.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественно-эстетическому развитию «Мы рисуем натюрморт» для детей старшей группы.

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Зимние ёлочки» в старшей группе.

Конспект НОД художественно – эстетическое развитиеНа тему: «Лошадки»для детей старшей группы.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в старшей группе.

Данный конспект предназначен для педагогв в ДОУ.Цель – развитие мелкой моторики рук в лепке из соленого теста.

Цель: формирование положительной мотивации к образовательной деятельности посредствам аппликации.

комплексное занятие с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста по теме «Космос&quot.

Источник

1. Ритуал начала занятия

Ритуал проходит как обычно, но хотя дети и знают о том, что это последнее занятие, ведущий на всякий случай напоминает им об этом.

2. Диагностическое задание «Рисунок в круге»

Это повторное задание-«маркер». Так же как на втором занятии, ребята раскрашивают круги. Новые рисунки сравниваются с нарисованными раньше. Дети выбирают, какой из них вызывает больше симпатии, более ценен, первый или второй.

3. Творческое задание «Автопортрет»

Психолог: «Сегодня последнее занятие. Очень хочется, чтобы на память о наших встречах в игровой комнате остались ваши портреты».

Предлагается техника коллажа. В качестве материалов подойдут детские и подростковые журналы. В них много фотографий и иллюстраций из популярных фильмов, комиксов. Ребята сами выбирают и вырезают для своего портрета глаза, нос, рот и любые другие части. Приклеивают к основе, для завершения образа дорисовывают фломастерами или красками.

Коллажи делать весело! С одной стороны, ребенок создает портрет, с другой – от него не требуются изобразительные навыки, он может брать имеющиеся фотографии, рисунки и использовать их для своих целей. И еще. Такой портрет только условно можно назвать портретом. Ну разве похож на своего автора человечек с разноцветными разномастными руками, пририсованными ногами и головой, на которой перемешаны пропорции лица, прически? Тем не менее это своеобразный автопортрет, в нем прочитывается характер ребенка, взгляд на мир, отношение к себе.

Часто дети создают коллажи, которые можно назвать «образным портретом». Имеется в виду, что на них присутствуют сказочные персонажи, машины, боксерские перчатки, игрушки и другие элементы, с помощью которых ребенок воплощает свой образ Я, украшает себя, делает сильнее, интереснее. Однако если посмотреть на эти «образные портреты» с культурологической точки зрения, становится не по себе от того, что занимает умы наших детей: иномарки, реклама, герои зарубежных фильмов и мультфильмов (я знаю далеко не все из них) (рисунки 38, 39).

По окончании работы традиционно устраивается выставка. После занятия ее смогут посетить родители.

4. Итог занятия

Итог занятия должен логично завершить цикл встреч. Несмотря на то что содержание занятий повторяется в работе со всеми группами, каждая из них обладает уникальностью и своей психологической атмосферой. В связи с этим трудно унифицировать последнюю церемонию. В зависимости от степени развития отношений между детьми можно выбрать один из вариантов:

• торжественно вручить детям дипломы, в которых перечислены их сильные качества, продемонстрированные за период встреч;

• придумать сюрприз, например, детям очень нравится видеоролик о создании рисунков с помощью песка;

• по предварительной договоренности подготовить чаепитие.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад комбинированного вида № 67 г. Сочи

по художественно-эстетическому развитию

по теме: «АВТОПОРТРЕТ»

для детей старшей группы

Н.В. Белобородова, воспитатель

Словарь: портрет, одиночный портрет, групповой портрет, автопортрет.

Использованные технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.

Предварительная работа: рассматривание фотографий и портретов, рисование портретов мамы и папы.

1. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Ребята, в каждом доме хранятся фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы, друзей. Мы смотрим на них и вспоминаем, где были, как жили, как одевались.

Фотографии могут рассказать о многом. Раньше, когда не было фотоаппаратов, разные события в жизни людей отражали художники. Чаще рисовали портреты людей.

Посмотрите на портреты своих мам и пап. Кроме внешнего сходства вы стремились передать характер человека, его духовный мир. По выражению лиц мы узнаем о чувствах, которые испытывали люди – радость или печаль… Каждый человек уникален и неповторим.

Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули!

Выполняется сидя за столами, дети “рисуют” глазами круг, не поворачивая головы “рисуют” окно “рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

3. Введение нового знания.

Воспитатель: Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует.

Возьмите зеркало и внимательно рассмотрите свое лицо, глаза, их цвет, брови, нос, волосы, прическу, одежду и т.д. Поиграйте выражением лица – покажите грусть, радость, удивление.

Все это только ваше, индивидуальное.

Именно так, гладя на себя в зеркало, художники рисовали свой автопортрет.

Физминутка «Художники» (упражнение «Рисуем в воздухе»):

Сделаем фон картины (сразу двумя руками)

4. Введение нового знания в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям нарисовать самого себя, глядя в зеркало.

По ходу работы воспитатель напоминает детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т.д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.

Повторить, что дети рисуют автопортрет – т.е. самих себя.

В конце занятия рассмотреть портреты.

Рефлексия. Что особенно удалось? Что не получилось? Чему удивились на занятии?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]