ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Темы ООД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время ООД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.
Кто-то ходил в гости к детям, к тем кто правильно объяснял путь движения от детского сада к своему дому.
Почемучка всегда приходил с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.
Дети очень любили, когда на занятиях появлялся Буратино, любили исправлять его ошибки. Также интересен был им и Незнайка.
Вот как, применяя элементы игры, я многому обучала своих детей. У них исчезало умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняли все задания.
Итак, серьёзная, целенаправленная игра помогла закрепить знания детей, подвести итог занятия, снять умственное напряжение.
Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности.
Поэтому игровой метод занимает важное место в обучении дошкольников. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.
Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание у воспитателя – педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях.
При проведении игр учитываются знания детей, интерес, знать и учитывать игровой опыт детей, представлять, какие конкретные задачи решаются во время ООД при использовании того или иного игрового приёма.
Игру предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми.
Игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.
Чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко используются игровые приёмы. Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.
- Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д.Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
- Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия).
- Предложить детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия).
- Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. д.
- Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.
- По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.
Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.
Любимцем детей был медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравлял детей с днём рождения. Заглядывал в детские работы и «шептал» слова одобрения. Иногда сердился на кого-нибудь и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети интересовались им, старались не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.
Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшей группе дошкольного возраста.
Игровые приёмы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.
Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме, вводит мотивы, побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.
В подготовительной группе также используются игровые приёмы обучения, но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.
В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например: путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.).
Игровые формы ООД: спектакль, сказка, встреча и т. д.
Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтомуООД я провожу в виде путешествий.
Путешествия провожу самые разнообразные:
«В страну сказок».
«В страну Любознаек».
«На остров Фантазий».
«Путешествие на площадь «Искусств», где познакомимся с архитектурными памятниками».
«Космический полёт на ракете». И т. д.
Приведу пример (конструирование).
— Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?
— Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?
Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.
Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.
«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.
Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».
— Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения).
Итак, мы отправимся на улицу «Строителей», где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.
Приведу пример математического путешествия на поезде.
— Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.
Поезд наш необычный — математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)
А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.
(Далее дети выполняют задания: например: называют геометрические фигуры, из которых состоит паровозик и вагончики, посчитать сколько вагончиков и т. п.)
ООД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками, куклами).
ООД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.
При проведении ОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» можно применить такой способ.
При изучении понятия «порядок» полезно выстроить детей в соответствии с каким- либо порядком: по росту, по возрасту, по порядку номеров и т. д. Можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например: по картинкам предложить вопросы и задания: (картинки: мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела).
— Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.).
— Каким по счёту стоит зайчик? Волк?
— Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?
— Каким по счёту с конца стоит котёнок?
Очень любят дети игру на развитие внимания: они закрывают глаза, а воспитатель меняет порядок предметов или убирает какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.
По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7».
Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.
Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах», можно прочесть отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях». Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много». Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.
Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.
Следующая > |
Развитие игровой мотивации у дошкольников
Самые важные аспекты психики личности развиваются в игре. Именно благодаря ей, в сознании выделяются главные этические принципы, а также происходит формирование познавательной активности у дошкольников. Главное стремление любого малыша — стать таким, как взрослый человек. В раннем детстве ребенок еще не способен полноценно руководить своими желаниями. Это его желания руководят им. Данная особенность дает родителям и педагогам многообразные возможности мотивировать, направлять его увлечения и стремления.
Развитие мотивации у дошкольников не должно быть этапом, предшествующим обучению. Эти два процесса должны происходить параллельно. Учебную деятельность в раннем возрасте необходимо организовать так, чтобы она была разнообразной, увлекательной, а также давала возможность фантазировать.
Подготовка младших дошкольников к школе
Дошкольное детство — это главный период становления ребенка, развития его навыков и способностей. В это время нужно учить малыша любить себя, своих друзей и родных, быть дружелюбным и добрым, с уважением относиться к окружающим. Кроме того, ребенок должен сохранить врожденную жажду знаний. Если он в первые 3-4 года жизни научится усваивать новую информацию, концентрироваться, анализировать и делать выводы, то его готовность к школе можно будет считать удовлетворительной.
Игра — это не только радость и развлечение. С ее помощью можно развивать память, мышление, внимание, воображение и другие качества, которые необходимы для учебы в школе. Играя, дети приобретают новые знания, даже не догадываясь об этом. Психологи называют игры школой жизни. Они облегчают процесс формирования представлений об окружающем мире и усвоения информации.
Основными аспектами подготовки ребенка к успешному обучению в школе являются психологическая, эмоциональная и интеллектуальная готовность. Игра — активная форма обучения. В ней одновременно работают 2 направления: познавательное и занимательное. Познавательную мотивацию дошкольников превосходно развивают ролевые игры. Это незаменимый инструмент для полноценного развития ребенка.
В ходе игр с занимательным материалом дошкольники овладевают умением самостоятельно вести поиск решения задачи. Педагог вооружает детей только схемой и основами анализа проблемы. Такие игры активно способствуют развитию сообразительности, конструкторских способностей, логики, пространственного воображения. Мотивационная сфера дошкольника чрезвычайно гибка, ее можно легко корректировать с помощью интересных упражнений. Похвала старших за успехи — награда, ради которой дети охотно согласятся попробовать новые занятия.
Игры должны охватывать все сферы. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста не менее важно, чем работа над их эмоциональным или интеллектуальным развитием. В последнее время требования, которые предъявляют школы к учащимся младших классов, возросли. Без сильной мотивации ребенок не сможет справиться ни со стандартной программой обучения, ни с альтернативной. Поэтому только всесторонняя подготовка может сделать будущего ученика конкурентоспособным.
Систематичность занятий оказывает большое влияние на развитие мотивационной сферы дошкольника. Если родители и педагоги по тем или иным причинам не могут регулярно проводить занятия с ребенком, он утрачивает способность решать сложные задачи, поскольку его аналитические навыки лишаются постоянной практики.