ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе


Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ в подготовительной группе «Живая природа» Тема: «Живая природа»

. Задачи: Показать детям, что дерево живое, оно состоит из твердых, жидких и газообразных человечков. Оборудование: Схемы твердых, жидких и газообразных человечков. Организационный момент: Воспитатель просит детей подойти к березе. Ход
занятия: (на участке…
Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ «Семь дощечек мастерства» для детей с ТНР (подготовительная группа)


Ф.И.О.автора:Рубан Людмила Аркадьевна Название работы: Методическая разработка с использованием технологии «ТРИЗ»
«Семь дощечек мастерства»
Возраст: для детей с ТНР дошкольной компенсирующей направленности-подготовительная группа Цель: способствовать интеллектуальному развитию…

Конспект занятия по развитию речи с применением ТРИЗ в подготовительной группе детского сада

Конспект НОД по развитию речи с применением ТРИЗ в подготовительной группе на тему «Сказочная страна»
Данное занятие будет интересным и полезным для проведения в старшей и подготовительной группах детского сада. Занятие проводится в игровой увлекательной форме. Как идею, можно использовать в развлечениях на тему «Сказки»Программное содержание. 1. Задачи на развитие познавательных способностей: закрепить материал по теме «Русские народные сказки», «Сказки зарубежных писателей», «Литературные сказки»; развивать воображения в соответствии с поставленной задачей, используя ближайшие ресурсы; научить решать несложные проблемы. 2. Задачи на развитие речи: развивать связную речь детей; закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных; усвоение слов-антонимов. 3. Воспитательные задачи: развивать эмоциональную сферу детей: умение сопереживать героям произведений, осознавать понятия «Добро – Зло», «Сильный – Слабый»; воспитывать целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникающих проблем. Материал к занятию. Картина-схема «Сказочная Страна» со схематическими домиками, деревьями, рекой. Карточки:
«положительные герои сказок», «отрицательные герои сказок».
Предварительная работа. Чтение рассказов и сказок по теме. Придумывание фантастического государства, в котором живут герои разных сказок. Рисование вместе с детьми «географической карты» этого государства. Последующая работа. Игра «Чудесные вещи». Изобретение «Дома Дружбы» (рисование, лепка, конструирование). Придумывание окончания сказки (как в «Доме Дружбы» будут жить наши герои, какие приключения случатся с ними позже). Организация. Дети сидят полукругом. Перед ними на мольберте карта-схема «Сказочной Страны».
Ход занятия
Релаксация. Закройте глаза, прислушайтесь к голосам лета. (Включается аудиозапись «Звуки летнего сада».) Воспитатель. Наступило лето. Солнышко на небе ясное, теплое, лучистое, оно светит всем и всех радует. На деревьях — сочная зелень. В садах зреют фрукты, на клумбах распустились яркие цветы. Над цветами летают красавицы — бабочки, жужжат трудолюбивые пчелы. По травке скачут беззаботные кузнечики и снуют туда — сюда трудяги — муравьи. В лесу резвятся зверушки. Птицы весело поют свои летние песенки. Дети радуются и протягивают свои ладошки вверх, а солнышко греет их, согревает своими лучиками. Хорошо, тепло, спокойно. Поздороваемся с Солнышком, с ласковым Летом! Дети. Здравствуй, Солнышко! Здравствуй, Лето! Воспитатель. Лето — веселое и сказочное время года! А вы любите сказки? Мы с вами знаем много сказок, но мне сегодня хочется придумать свою сказку — хорошую, новую, интересную, волшебную. Давайте вместе с вами придумаем такую сказку! Согласны? Далеко-далеко среди лесов и гор появилось новое государство – «Сказочная Страна». Страну разделяла пополам река Сказочка. Справа от реки жили отрицательные герои сказок. Каких отрицательных героев вы знаете? (Ответы детей). Что они умеют делать? (на карту магнитами крепим картинки-домики названных героев сказок). Дидактическая игра «Кто что делает» Воспитатель. Карабас — Барабас? Дети. Ищет ключик, злится, мучает кукол… Воспитатель. Бармалей? Дети. Бегает по Африке, всех пугает… Воспитатель. Сказочная Лиса? Дети. Крадется, обижает слабых, хитрит… Воспитатель. Баба — Яга? Дети. Пугает, летает на ступе, топит печку… Воспитатель. Волк? Дети. Охотится, воет, злится… Воспитатель. Кощей — Бессмертный? Дети. Крадет царевен, копит золото, пугает людей… Воспитатель. Синьор — Помидор? Дети. Злится, не дает жить другим овощам… Воспитатель. У одного героя нет домика. У кого? Дети. У Бармалея. Воспитатель. У остальных сказочных персонажей как домики называются? Проводится дидактическая игра «Где живут сказочные герои?» Воспитатель перечисляет героев, а дети называют их жилище (Карабас — барабас: кукольный театр, Баба — яга: избушка на курьих ножках и т.д.) Воспитатель. Продолжим сказку. Слева от реки жили положительные герои разных сказок. Как вы думаете, кто это? Дети. Буратино, Айболит, Зайчик, Аленушка, Красная Шапочка, Царевна-Лягушка, Чиполлино. Проводится игра «Хорошо — плохо» Воспитатель. Как вы думаете, что хорошего в этой стране? (В этой стране много зелени, значит, там свежий воздух. В центре страны можно купаться в реке, умываться, чистить зубы, пить воду. В лесу можно собирать грибы, ягоды, ловить в реке рыбу. В Сказочной Стране красиво: летают птицы, бабочки, растут цветы, кусты, деревья. А еще там происходят разные чудеса.) Воспитатель. Что плохого в этой стране? Дети. Положительные герои добрые, на них могут напасть отрицательные герои, за них там некому заступиться. Предупреждая утомление детей, воспитатель проводит динамическую паузу: «Покажи, кем бы ты был в этой стране». Задание «Изобрази героя, которого ты выбрал, а остальные дети угадают, кто это» Дети по очереди вытягивают карточки со сказочными героями и изображают их, используя средства пантомимы. Воспитатель. Отрицательные герои были очень недовольны своими соседями, ведь на берегу положительных героев всегда было весело, звучала музыка и смех, они жили все вместе. Только у Бармалея не было своего домика, а остальные герои были злые и завистливые, все время ругались. Как вы думаете, что же случилось дальше? Дети. Отрицательные герои решили напасть на своих добрых соседей. Кто же их спасет? (Варианты ответов детей: люди, Иван – Царевич, Богатыри, волшебники, инопланетяне…) Воспитатель. Услышал, как плачут малыши, Гном – Хранитель Сказок. Пожалел он их и сделал так, чтобы положительные герои стали храбрыми и сильными. Как вы думаете, какие волшебные слова надо сказать для этого? Дети. Раз, два, три! Вам злодеи не страшны! (Появляется кукла-гном и с помощью детей «превращает» положительных героев в смельчаков). Воспитатель. Решили положительные герои дать отпор злодеям. Что они могли придумать, ведь несмотря на полученную храбрость, они все равно продолжали оставаться добрыми? Дети. Выстроили стену из цветов и ягод, а пока злодеи ели вкусные ягоды и вдыхали аромат цветов, они подобрели. Подарили Бармалею собственный домик. Айболит вылечил им зубы и злодеи перестали злиться. Подарили Кощею — Бессмертному несгораемый сундук для его иглы. Воспитатель. Отрицательные герои поняли, как плохо, когда рядом нет друзей. А у нас с вами кругом друзья! Проводится эмоционально-стимулирующее упражнение «Мы с тобой одна семья!» Дети стоят в кругу. Выполняют движения по смыслу слов. Мы с тобой одна семья, вместе нам грустить нельзя! Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева! Мы с тобой одна семья, вместе нам скучать нельзя! Обними соседа справа, обними соседа слева! Воспитатель. Ребята, а меня Гном — Хранитель Сказок спрашивает, какие вы? Проводится игра «Скажи наоборот»: Воспитатель. А вы грустные ребята? Дети. Мы веселые ребята! Воспитатель. Вы ленивые? Дети. Мы трудолюбивые! Воспитатель. Вы недружные? Дети. Мы дружные! Воспитатель. Но что же было дальше? Услышали эту историю веселые, трудолюбивые, дружные, дети и решили помочь героям сказок. Дети позаботились обо всех. Они хотели, чтобы все в Сказочной Стране были довольны и счастливы, сыты и спокойны. Догадайтесь, что они сделали? (Ответы детей). Вывешивается картинка «Дом Дружбы». Дети. Надо построить Дом дружбы. Воспитатель. Что должно быть в этом доме? Дети. Кафе, чтобы все могли поесть. Театр, цирк, чтобы все смогли выступать, если захотят, или быть зрителями. Дискотека, они смогут там танцевать. Спортивный зал, чтобы все могли играть в футбол, волейбол, теннис… Воспитатель. Какими стали все герои в нашей стране? Дети. Добрыми, веселыми, радостными, дружелюбными… Воспитатель. Вот какое доброе дело сделали наши дети. Все герои захотели подружиться. Помогите им в этом. Назовите своего любимого сказочного героя и опишите друга, которого вы ему выбрали, чтобы они познакомились и подружились. Дети. Бармалей, я хочу подружить тебя с Чиполлино. Он веселый, добрый, любит музыку и приключения, и т.д. Воспитатель. Что надо делать героям сказок, чтобы всем хорошо жилось в Сказочной Стране? (Ответы детей). Какими словами закончим сказку? (Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!) Теперь вы знаете новую сказку и сможете рассказать ее другим. Воспитатель. Интересная у нас получилась сказка. Теперь для сказочных героев нам нужно создать Дом Дружбы. А чтобы он был необычным, движущимся и веселым, мы поиграем в нашу любимую игру «Чудесные вещи». Давайте, по очереди, будем вытягивать карточки. Проводится дидактическая игра «Чудесные вещи» 1. Серия движение: курьи ножки. Дом будет на курьих ножках. 2. Серия материал: паутина. Дом будет из паутины. 3. Серия звуки: колокольчик. Дом будет звенеть, как колокольчик. 4. Серия запах: море. В домике будет пахнуть, как на море. Воспитатель. Чем хорош такой домик? Дети. В домике из паутины всегда светло, все хорошо видно. Можно везде пройти на курьих ножках. Колокольчик будет всех будить по утрам. Воспитатель. А чем плохо? Дети. Паутина может намокнуть под дождем. Если колокольчик все время будет звенеть, то заболит голова. Воспитатель. Как же сделать так, чтобы все было хорошо? Дети. Паутину надо пропитать непромокаемым раствором и укрепить крышу. Куриные ноги надо тренировать. Колокольчик заводить, как будильник. Воспитатель. Вот теперь наш домик стал еще лучше. А чтобы герои сказок могли в нем поселиться, нарисуйте придуманный нами домик и расскажите о нем. Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Особенности внедрения технологии ТРИЗ в старшей группе детского сада Конспект занятия по ТРИЗ в детском саду. Средняя группа ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Похожие статьи:

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Конспект НОД с элементами технологии ТРИЗ для детей старшей группы «Новый образ сказочных героев»

Цель: развитие у детей умений находить нестандартные подходы в комбинировании разных вариантов характеристик сказочных героев при создании их новых образов с помощью метода морфологического анализа.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с методом морфологического анализа и морфологической таблицей.
  2. Формировать у детей умение использовать морфологическую таблицу как вспомогательное средство при создании нового образа сказочных героев: Бабушки Загадушки, Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Емели.
  3. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
  4. Совершенствовать умение узнавать сказочных героев.
  5. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
  6. Совершенствовать умение детей отвечать полным ответом на вопрос воспитателя.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей действовать согласованно в паре со сверстником при создании новых образов сказочных героев.
  2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
  3. Развивать восприятие, память, внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к чтению, любовь к сказкам.
  2. Воспитывать уважительное отношение к продукту деятельности сверстников (рассказу, описывающему новый образ сказочного героя).
  3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Ход НОД

Воспитатель: Добрый день ребята. Вчера я в почтовом ящике нашла объявление. В нем написано «Всем! Всем! Всем! Внимание конкурс. На самые лучшие образы сказочных героев Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бабушки Загадушки.»

Воспитатель: Ребята я очень люблю конкурсы! А вы? (Ответ детей)

Воспитатель: Ребята давайте примем участие в конкурсе и создадим самые необычные образы нашим любимым сказочным героям. А помогут нам в этом замечательные таблицы.

Воспитатель: Эта таблица не обычная, а волшебная. Здесь все зашифровано.

Нашем героям мы можем поменять возраст.

Возраст мы обозначаем…

В таблице возраст мы обозначаем

Наши герои могут быть детьми (мальчиком или девочкой), молодыми людьми (парень или юноша) или пожилыми людьми (старушкой или дедушкой).

Также нашим героям мы можем поменять одежду.

Одежду мы обозначили…

В таблице одежду мы обозначили

Третья строчка это на чем наш герой будет перемещаться.

Средство перемещения мы обозначили…

В таблице средство перемещения мы обозначили

Четвертая строчка нашей волшебной таблицы — это настроение нашего волшебного героя.

Условный знак настроение…

В таблице условный знак настроение

И последняя строчка таблицы это места жительства…

В таблице места жительства

Чтобы создать свой образ нужно выбрать по одному варианту в каждой горизонтальной строке.

Воспитатель: Давайте первый образ для Бабушки Загадушки создадим все вместе на доске.

Вместе с детьми разбираем один пример. Прикрепляем магниты к своей таблице и вместе с детьми расшифровываю, и они проговаривают, глядя на магниты и таблицу.

Воспитатель: Ребята, теперь вы сами создадите образ для Бабы Яги. На столах лежат таблицы и фишки. Но не забудьте о главном, в таблице нужно выбирать по одному варианту в каждой горизонтальной строке.

Далее дети на столах берут карту для создания образа Бабы Яги и фишки.

После того как все фишки расставлены, дети проговаривают какой образ получился у каждой пары. Воспитатель фотографирует таблицы для конкурса.

Воспитатель: Ребята вы молодцы. У вас получилась очень необычная Баба Яга. А теперь возьмите вторую таблицу и создайте необычный образ для Кощея Бессмертного.

Далее, когда все фишки расставлены дети рассказывают какой у них, получился Кощей Бессмертный.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята ну чтобы нам точно выиграть я вам предлагаю составить необычный образ для еще одного сказочного героя для Емели. Но случилась одна беда, когда я распечатывала вам таблицы у меня, закончились чернила в принтере и таблица получилась не полная. Я нашла много картинок и предлагаю вам в каждую строчку выбирать самостоятельно картинку. В горизонтальный ряд можно выбирать только одну картинку.

Дети берут усеченную таблицу и самостоятельно конструируют ее из карточек. После того как все собрали образ, каждая пара проговаривает, что у них получилось.

Воспитатель: Ребята вы молодцы. У нас получились очень необычные образы. Я все сфотографировала и ваши работы отправлю на конкурс. Я думаю мы обязательно победим. Скоро Новый год и очень интересно посмотреть , какие сказочные герои к нам придут на нашем утреннике, может быть они тоже будут какие-то необычные.

Скачать — Конспект с таблицами

Автор: Глущенко Надежда Леонидовна воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детский сад №36 «Поиск» город Новосибирск

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]