Как научить ребенка плавать: упражнения для детей и советы для родителей

01 июня 2018

Аверьянова Света

Очень сложно найти ребенка, который не любил бы воду. 9 месяцев маленький человечек плавает в околоплодных водах матери, они его кормят, согревают, убаюкивают, они – его естественная среда, но после рождения уже непросто справиться со знакомой стихией самому, нужна помощь взрослого человека. Тогда перед каждым родителем встают вопросы: как научить ребенка плавать и со скольких лет можно отдавать малыша в руки профессионального тренера?

С какого возраста можно начинать учить ребёнка плавать?

Физиологически у ребёнка с рождения есть способность к плаванию. Находясь в утробе матери он девять месяцев «плавал» в околоплодных водах. Появившись на свет, ребёнок на инстинктивном уровне может задерживать дыхание и осуществлять гребущие движения руками. Тут, правда, есть одна особенность: если не поддерживать этот рефлекс в течение первых двух месяцев – он угасает.

В 70-е годы прошлого столетия ученые из Москвы даже проводили исследования на эту тему. Младенцы в возрасте 1-2 месяцев легко могли держаться на воде, а в дальнейшем 80 % из них демонстрировали высокую сопротивляемость к простудным заболеваниям.

Возвращаясь к вопросу о возрасте – обучение плаванию стоит начинать тогда, когда родители к этому готовы. Ведь им предстоит вместе с ребёнком преодолеть трудности, избавиться от страхов. С одной стороны, чем старше ребёнок, тем проще с ним договориться. В большинстве случаев, он сам уже осознает преимущества плавания и заинтересован в обучении.

Когда речь идёт о воспитании профессионального пловца, терять драгоценные годы не стоит. Спортивные тренеры советуют приступать к тренировкам в возрасте 4 лет. Именно в этот период отмечается естественная жажда к новому и физиологическая способность мозга быстро освоить координированные движения руками и ногами.

Клуб «Аквадемия»

Аквадемия — клуб плавающих малышей от 2 месяцев до 6 лет у метро Щукинская. Два полноценных бассейна позволяют проводить занятия в разных форматах: тренер+малыш, тренер+пара (мама и малыш) и малые группы (до 4-х человек). В штате клуба только профессиональные инструкторы и гидрореабилитологи с профильным образованием и обязательно с опытом работы с грудничками.


Фотографии клуба «Аквадемия»

Качество воды — особая гордость Аквадемии. Температура поддерживается на уровне 31-33С, вода проходит тройную систему очистки и полностью обновляется за 30-60 минут.

Игровая Аквадемии стоит отдельного внимания, поэтому посещение клуба не должно ограничиваться временем занятий в бассейне. Дети с удовольствием исследуют увлекательные игрушки и зачастую задерживаются в клубе не на один час.

Аквадемия — территория не только детского, но и родительского счастья! Родители могут участвовать в занятии либо наблюдать за своим малышом на большом экране, сидя в комфортной зоне отдыха. Администраторы клуба заботливо предлагают чай, кофе и лимонады.

Учредители клуба подошли к формированию концепции бассейна с особым трепетом и большой душой. В дизайне использованы не только красивые, но и экологичные материалы.

Клуб находится по адресу ул. Академика Бочвара д.3, к.3. Стоимость одного группового занятия — 1000 рублей, индивидуального — от 1500. Абонемент на 6 групповых занятий стоит 4560 рублей.

Как преодолеть боязнь воды?

Если ученик боится воды, не стоит его убеждать в обратном. Для достижения быстрого результата важно, чтобы занятия проходили в комфортной и безопасной обстановке. Родителям стоит направить внимание не на преодолении страха, а на создании ощущения безопасности. Сделать это можно следующим образом:

  • дать возможность привыкнуть к воде. Когда малыш осмотрится, не будет отвлекаться на новые ощущения, стоит рассказать о свойствах воды. Доступным для возраста языком расскажите, что вода при правильном положении тела будет поддерживать его на плаву, «выталкивать» на поверхность. Покажите, что мяч в воде не тонет, объясните, за счёт чего это происходит. Отсутствие страха позволит быстрее достичь желаемого результата;
  • дать почувствовать почву под ногами. Не спешите сразу заводить ученика на глубину. Уровень воды до груди – оптимальный на первых этапах обучения. Предложите будущему пловцу поиграть в игры. Хорошо помогает освоиться в воде упражнение «Фонтан»: колени слегка согнуть, чтобы губы находились в воде. В таком положении следует выдувать воздух ртом, до образования пузырей. Такое занятие непременно развлечёт ребёнка и поможет справиться с тревогой. В дальнейшем можно заходить на глубину, где уровень воды достигает ключиц.

При обучении важно соблюдать спокойствие, не торопить ребёнка, не повышать голос. Родитель должен быть «спасательным кругом», «проводником» на пути к неизведанному. Когда страх воды останется позади, приступают к обучению держаться на плаву. Оттягивать этот момент не стоит, поскольку происходит привыкание находиться в воде, касаясь дна.

Сохраняйте спокойствие и будьте уверенным проводником для ребёнка не только в обучении плаванию, но и в любой другой ситуации. Всегда знайте, где находится ваш ребёнок, и что происходит вокруг него, чтобы иметь возможность вовремя оказать ему помощь или поддержку. Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Плавательные очки

Вам требуется приучить ребенка к плавательным очкам. У детей пяти лет это обычно проблем не вызывает, у более младшего возраста на этом этапе могут возникнуть капризы.

Попробуйте пройти этот этап в игровой форме. Восхищайтесь ребенком, когда он в очках. Объясните и покажите, что в них можно веселиться и брызгаться. Показывайте на личном примере.

Сами очки по возможности также лучше выбрать интересной формы или расцветки, но в первую очередь они не должны протекать – о том, как правильно их подобрать, я подробно писал здесь.

Можно, конечно, и вообще без очков обойтись – но тогда вам нужно выбрать такой бассейн, в котором, если находиться под водой с открытыми глазами, в глазах не будет неприятных ощущений (проверьте это сначала на себе).

Бассейн или открытый водоём?

Преодолеть боязнь воды можно в бассейне. Здесь меньше пространства, комфортная температура, территория огорожена – всё это добавляет ощущения безопасности. Судя по опросам знакомых родителей – примерно половина детей успешно осваивают плавание именно в бассейне. На юного пловца не оказывают влияния посторонние отвлекающие факторы (рыбы, камни, солёная вода и т.д.). При необходимости вы можете показать ребёнку инструктора или другого работника, отвечающего за безопасность.

Прозрачная вода поможет ученику контролировать свои движения, наблюдать за положением ног, да и просто не бояться того, чего не видно в мутной речке. Обучаться плаванию в открытых водоёмах рекомендуют в возрасте не младше 4 лет. В любом случае стоит ориентироваться по ситуации и прислушиваться к состоянию ребёнка.

Скольжение

Задача – чтобы ребенок мог проскользить в бассейне, вытянувшись стрелочкой. Дышать на первых порах необязательно – можно это делать на задержке дыхания.

Напомню, что все упражнения делаются исключительно в мелкой части бассейна!

Пусть ребенок оттолкнется ногами ото дна или от стенки бассейна и проскользит, вытянув руки вперед перед собой (“стрелочка”). В конце упражнения вы его берете на руки, либо он сам встает на дно.

Это приучает к правильному положению тела к воде, учит держаться на ней.

Основы правильного плавания в различных стилях

Независимо от возраста, в котором происходит освоение навыка, важно знать: правильное положение тела – горизонтальное с опущенным в воду лицом. Инстинктивно человеку свойственно задирать голову. Но опущенное лицо помогает удерживать баланс и препятствует переутомлению шейных позвонков при длительном нахождении в воде.

Такое положение повышает плавучесть и увеличивает скорость движения при любом стиле. Поэтому, когда вы учите «с нуля», лучше сразу выработать правильное положение, чтобы потом не тратить время и силы на переучивание.

Спортивное плавание выделяет 4 стиля:

  1. Батерфляй. Для детей, которые только учатся, такой стиль не подходит. Он требует больших физических усилий, отлаженной координации действий. Во время движения пловец «пролетает» над водой, делая одновременные махи руками и всплеск ногами, похожий на движения дельфина.
  2. Брасс. Руки выполняют широкие, «раздвигающие» движения, а ноги как бы отталкиваются от поверхности воды.
  3. Кроль на груди. Самый быстрый стиль: руки делают размашистые гребки, а ноги выполняют попеременные махи по типу «ножницы». Большую часть времени лицо пловца погружено в воду. В этом случае вдох происходит на повороте головы.
  4. Кроль на спине. Движения идентичны предыдущему стилю, только пловец находится на спине. Здесь явное преимущество для детей, которым не комфортно опускать лицо в воду.

Если вы не растите профессионального спортсмена, сразу приучать его к какому-то определённому стилю не стоит. В первую очередь нужно отработать дыхание, работу ног и рук.

Дальнейшее развитие

Независимо от того, прошли ли вы “экспресс” вариант либо “академический” вариант, на этом этапе у ребенка еще не сформируется правильная спортивная техника – он просто научится плавать, но движения не будут оптимальными.

Дальше нужно уже серьезно осваивать кроль на груди и на спине, брасс, по желанию можно также и баттерфляй.


Четыре спортивных стиля

Я убежден, что правильную технику этих стилей может поставить только тренер или опытный пловец.

Если Вы изначально на них нацеливаетесь – то по возможности лучше с самого начала отдайте ребенка в секцию в бассейн или на индивидуальные занятия к тренеру.

Если же такой возможности нет, то в дополнение к этой статье рекомендую ознакомиться с моими статьями по этим стилям плавания:

  • кроль: техника, как научиться;
  • брасс: техника, как научиться;
  • плавание на спине: как плавать и как его освоить;
  • баттерфляй: как плавать, обучение.

Как научить ребёнка плавать?

Если заниматься каждый день, вполне можно достичь желаемого результата за период недельного отпуска. Есть даже экспресс-методы, разработанные опытными инструкторами, позволяющие освоить базовые движения в течение одного-двух дней. Самое главное здесь – не форсировать события и ориентироваться на степень готовности вашего подопечного.

Процесс обучения зависит ещё и от того, что вы хотите получить «на выходе»: нужно ли просто научить ребёнка держаться на плаву или сразу освоить желаемый стиль. Если вы склоняетесь ко второму варианту, профессиональные пловцы рекомендуют начинать с «кроля».

Естественно, что подбирая упражнения, важно ориентироваться на возраст ученика. Далее рассмотрим базовые техники, соответствующие возрастным физиологическим и психологическим особенностям.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Заставлять маленького, но уже человека, плавать без желания нельзя, да и не имеет смысла. В возрасте 3-4 лет ребёнок познает мир через игру. Поэтому в игровой форме можно привить малышу главные навыки, а техника плавания будет отрабатываться по мере взросления.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут освоить нужные движения:

  1. «Мельница». Исходное положение: стоя в воде по грудь, руки полусогнуты. Нужно выполнять круговые движения руками, погружая их при опускании в воду. Здесь важно сделать акцент на правильной очередности погружения: в первую очередь с водой соприкасаются кисти, потом предплечья, локти, плечи.
  2. «Ножницы». Это задание направлено на работу ног. Держась руками за бортик или дно (при небольшой глубине) ребёнку понадобится лечь на воду и делать попеременные махи ногами вверх и вниз.
  3. «Медуза». Придерживая ученика под грудь, попросите его лечь на воду лицом вниз. Шея, ноги и руки максимально расслаблены. Такое положение учит держаться на плаву и не бояться окунать лицо.
  4. «Морская звезда». Положение тела схоже с предыдущим, только руки и ноги вытянуты в стороны. Можете усложнить задание, добавив выдох в воду. Если ребёнок не готов лежать лицом вниз, можно начать упражнение с положения на спине.
  5. «Сердце». Исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед. Попросите малыша «нарисовать» сердце, разводя руки в сторону и соединяя их внизу. Плечи и руки должны быть погружены в воду.
  6. «Лягушка». Ребёнок держится руками за взрослого, осуществляя движения ногами, как бы отталкиваясь от воды.
  7. «Прыжки» в воде. Предложите малышу присесть, а потом подпрыгнуть, делая одновременно два предыдущих упражнения. Будьте готовы оказать физическую помощь (придержать, поймать) и психологическую поддержку начинающему пловцу.
  8. «Поплавок». Исходное положение: стоя. Сделать глубокий вдох и, присев, опуститься ко дну. Предварительно скажите, что понадобится задержать дыхание. В качестве стимула для выполнения можно положить какую-то яркую игрушку на дно.

Такие тренировки помогут освоиться в воде, не плакать при попадании капель в глаза или нос. Вы можете использовать защитную экипировку: очки, шапочку и прочие аксессуары, чтобы создать ребёнку максимальный комфорт.

Если преподнести тренировки как весёлое времяпрепровождение с родителями – ребёнок с нетерпением будет ждать новых увлекательных занятий. К слову, такие занятия обеспечивают хороший психопрофилактический эффект и позволяют снять мышечное и эмоциональное напряжение.

«Академическая» методика обучения детей младшего школьного возраста

Период от 7 до 10 лет характеризуется осознанностью в выполнении упражнений. Уже не нужно выдумывать завлекающие занятия в игровой форме. Младший школьник готов учиться плавать по собственной инициативе. Конечно, родителям не стоит забывать, что мотивация в этом возрасте ещё зависит от внешних факторов. Поэтому, как и с малышами, важно создать атмосферу, стимулирующую к занятиям, вызывающую интерес и приносящую положительные эмоции. Чаще используйте похвалу и избегайте насмешек.

Теперь перейдем к практике. Поэтапное выполнение описанных ниже упражнений – гарантия, что ребёнок научится плавать:

  1. Дыхание в воду. Исходное положение: стоя, погрузив лицо в воду, руки держатся за поручни. При этом нужно выдыхать воздух носом или ртом до образования «бурления». Такие упражнения делают от 10 до 15 раз перед началом тренировки.
  2. Плавание с доской. Исходное положение: лёжа на воде, держась за доску. Руки вытянуты. Лицо опущено в воду. Перемещение вперёд осуществляется за счёт движения ног. Ноги работают от бедра, не сгибаясь в колене. Здесь важно соблюдать технику дыхания: для вдоха лицо поднимают вверх, выдох – в воду. На освоение плавания с доской может уйти от одного до нескольких занятий в зависимости от готовности вашего подопечного.
  3. «Стрела». Упражнение похоже на предыдущее, только выполняется без доски. Это задание является своеобразным тестом: если ребёнок с ним справился, значит стоит переходить к следующему этапу.
  4. Подключение рук. Тут может быть три варианта:
      если движения ногами выполнялись в стиле брасс, то и движения руками выполняют в том же стиле. Вы получите уже «готовый» брасс, останется только оттачивать мастерство;
  5. если ноги двигались кролем, допускаются «брассовые» движения руками. В этом случае ребёнок освоит технику «по-собачьи», которая интуитивно понятна и допускается на начальных этапах;
  6. и третий вариант: ноги при плавании – кролем, гребки руками – тоже кролем. При параллельной тренировке дыхания в бок, ребёнок полностью освоит этот стиль.

Конечно, говорить об идеальной технике исполнения на данном этапе ещё рано. Но ребёнок уже умеет держаться на поверхности воды и перемещаться вперёд.

Учите ребёнка плавать перед путешествием? Будьте спокойны за него не только в воде, но и на суше. Чтобы ребёнок не потерялся в чужом месте, скачайте приложение «Где мои дети» с функцией Звук вокруг и GPS из магазинов AppStore и GooglePlay.

«Экспресс-вариант» для младших школьников

Если вы считаете вышеописанный способ слишком сложным или длительным (особенно, когда лето в разгаре и хочется научить свободно плавать ребёнка за считанные дни), попробуйте другой путь. Он позволит добиться результатов за короткий срок, не акцентируя внимание на отработке техники.

Суть занятий сводится к нескольким упражнениям:

  1. Исходное положение: лёжа на воде, руки упираются в дно. 10 раз погрузить в воду лицо и расслабить мышцы шеи. Естественно, что выполнить упражнение удастся только на небольшой глубине.
  2. Выполнение тех же действий с отрывом одной руки от дна бассейна.
  3. Выполнение тех же действий с попеременным отрывом рук от дна.

Когда ребёнок освоит третье задание, попросите убрать сразу две руки. Таким способом он научится «лежать» на воде. Но это только половина дела. Дальше следует научить его передвигаться вперёд. Сделать это можно с помощью следующих упражнений:

  1. Исходное положение: лёжа на воде, руки плавно выпрямить вперёд. Помните, что спешка и рывки здесь ни к чему.
  2. Находясь на воде с вытянутыми руками, оттолкнуться от бортика ногами и «проскользить» вперёд. Когда это получится, добавляем движения ногами (просто шевелить ими без акцента на технику исполнения). Освоив перемещение с ногами, подключаем руки также без привязки к стилю. Пускай ребёнок двигает ими так, как ему комфортно. Единственное требование: не заводить руки за тело, чтобы можно было поднять лицо над водой без потери баланса.
  3. Подъём головы. На первых порах голову следует поднимать без вдоха. Важно отработать последовательность действий. Когда это получится, добавляем вдох над водой.

Такой метод был предложен тренером Д. Таракановым. Автор утверждает, что желаемый результат может быть достигнут всего за одно занятие.

Средний и старший школьный возраст

Обучить подростка можно с использованием методов, изложенных выше. После 12 лет детям проще выполнить описанные задания, они с легкостью усваивают инструкции. Сложности, возникающие при обучении, чаще всего, могут быть вызваны психологическими моментами:

  • сильный страх воды (как следствие неудачных попыток плавать раньше);
  • отсутствие контакта с «учителем»;
  • устойчивое нежелание учиться.

Здесь взрослому необходимо найти подход к старшему школьнику, мотивировать на получение новых навыков, продемонстрировать преимущества плавания. Как только будут установлены доверительные отношения, можно приступать к тренировкам.

Самый важный принцип учебы

Вторая важная мысль, на которую также хотел бы обратить особое внимание: самое главное при обучении плаванию в этом возрасте – это радость, интерес, позитив у ребенка.

Дело в том, что уроки плаванием должны быть систематическими (одного-двух раз явно не хватит!), а ребенок в этом возрасте еще не является сформировавшейся сознательной личностью и не готов систематически делать то, что ему не интересно или не нравится.

Более того, правильное обучение плаванию (а неправильно учить не стоит!) предполагает не очень естественные для человека действия, такие как опускание лица и выдох в воду.

Ребенок может бояться и не понимать этого и, в конечном итоге, может решить, что ему это всё вообще “не надо”.

Потому, если Вы будете обучать его самостоятельно, то рекомендую учесть следующее:

  • Обучение должно происходить в игровой форме в легкой, непринужденной манере. В самом маленьком возрасте и на первых порах игры обязательны.


    Радость – главный принцип занятий

  • Не должно быть никакого принуждения и давления. Если ребенок не хочет заниматься, ваша задача – придумать, как его заинтересовать, вызвать у него желание заниматься, но ни в коем случае не заставлять. Педагогика – тонкая и спорная наука, но я бы при этом не рекомендовал делать ребенку подарки за занятия. По крайней мере, точно не за каждое занятие и не за сам факт занятий.
    Подумайте, как сделать радостным и интересным само нахождение в воде – чтобы ребенок хотел там быть, а не отбывал “номер” для того, чтобы получить после этого вознаграждение за мучения. Иначе вы можете его разбаловать и оказаться потом в очень плохой ситуации, когда без подарка он откажется заниматься. Да и результаты таких занятий будут хуже, чем результаты занятий, которые сами по себе приятны и желанны для ребенка.
  • Хвалите его за занятия, даже если нет успехов (а если есть успехи – и за них отдельно). Не ограничивайтесь безликими фразами “молодец”, а старайтесь делать это более развернуто, чтобы он чувствовал, что ваши слова – не формальность.
  • Будьте рядом в воде и показывайте всё на личном примере. Играйте, выполняйте сами все задания параллельно с ребенком, порой даже в соревновательной манере. Во-первых, так ему будут намного более наглядны и понятны ваши задания. Во-вторых, часто дети не хотят делать того, что перед этим не сделал сам родитель.
  • Не кидайте ребенка в воду и не делайте того, что может его испугать!
  • Не бойтесь сами – дети чувствуют, если родитель боится.

Этапы освоения и обучения плаванию детей дошкольного и школьного возраста

Элементы техник подают постепенно. Для обучения детей дошкольного и школьного возраста разработана специальная поэтапная методика обучения. Она разделена на 4 последовательные тренировочные фазы.

Каждый этап применим к процессу в целом и направлен на освоение отдельных движений, улучшение дыхательной деятельности, адаптацию тела к водной среде, синхронизацию работы всеми конечностями.

Первый этап – общее представление

Начальная часть спортивной подготовки. Подается теоретический материал. Самым быстрым способом передвижения человека в воде считается кроль. Этому стилю уделяется особое внимание.

Детям объясняют пользу занятий плаванием, представляют учебные материалы в форме рисунков и красочных иллюстраций, фотографий и видеоряда. Большой интерес у занимающихся вызывает соревновательный момент. Преподаватель объясняет технические нюансы, правила заплывов на время.

Второй этап – разучивание элементов и их соединение

В этой стадии обучения осваивают правильное дыхание в воде, которое синхронизируют с работой конечностей.

Второй этап крайне важен для подготовки пловцов. На нем закладываются базовые основы техники, отрабатывается координация.

Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок

В этой фазе обучения оттачивают слаженность движений всеми частями тела и дыхательной деятельности. Занятия проводятся в воде с плавательными нагрузками. Исправляются ошибки и корректируются неверно совершаемые движения.

Такой подход позволят избежать нарушения техники и закрепления ошибочных навыков спортивного плавания способами брасс, кроль, баттерфляй.

Задачи третьего этапа подготовки:

Правильное понимание важности технических приемовОбучающиеся осваивают основные закономерности плавательного стиля.
Отработка и совершенствование общей динамикиУчитываются индивидуальные особенности физической готовности и организма обучающегося.
Исправление технических ошибокОтрабатываются и закрепляются правильные навыки плавания заданным стилем.
Интуитивность движенийДоводятся до автоматизма все действия в комплексе.

Важный нюанс подготовки на третьем этапе – отработка плавательной техники на время с полной координацией движений. Нельзя допускать переутомления занимающихся. Такое состояние часто становится причиной повтора ошибочных действий и их стереотипного закрепления.

Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование

Расширяют отработанные и закрепленные навыки для их вариативного выполнения в ходе соревновательного заплыва. Создаются различные условия и нагрузки, вплоть до предельных.

На четвертом этапе обучения оттачивается и совершенствуется индивидуальная техника в соответствии с личным физическим развитием. Закрепляются приобретенные стилевые навыки, расширяется спектр вариаций плавательных движений.

Много внимания уделяют упражнениям на развитие скоростных показателей и силовой выносливости. Применяют короткие, но интенсивные комплексы. На тренировках отрабатываются отдельные элементы и движения во время заплыва в целом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]