Цель дидактической игры «Опасные предметы»
Цель — формирование и закрепление знаний о том, какие предметы потенциально опасны для человека, как с ними обращаться.
Задачи:
- определение опасных бытовых предметов, выявление их в окружающей обстановке;
- получение навыка безопасного их использования;
- формирование представления об опасных ситуациях, способах их предотвращения, правилах поведения при чрезвычайном происшествии;
- закрепление понятий «опасность», «безопасность», «осторожно»;
- развитие интеллекта, зрительного восприятия, скорости реакции, умения логически мыслить, аргументировать свое мнение;
- воспитание ответственности, самостоятельности.
Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)
Наталья Пустовалова
Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО
ОБЖ
(СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ
БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубле-ние и систематизацию в основном через дидактические игры.
Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту,проявляется в следующем: каждый ребенок максимально ак-тивен; имеется возможность дифференцированно осуществ-лять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с под-группой (от 2 до 8 человек)
или индивидуально; поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Подобранные дидактическиеигры дают возмож-ность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах без-опасного поведения; познакомить с необходимыми действия-ми в случае опасности.
При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок, поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизиру-ет их психические процессы. Положительная оценка со сторо-ны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»
Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; вос-питывать чувство взаимопомощи.
Материал:
— игровая карта с изображением девочки и «веселых»
человечков;
— картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человеч-ками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО — НАЙДИ»
Задачи: закреплять представления об источниках опас-ности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
.
Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отво-рачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы по-ощряются призами.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопас-ного поведения в быту; развивать внимание, память; воспиты-вать чувство сотрудничества.
Материал:
* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, уши-ба руки и пожара;
* картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы»
. Воспитатель
(в дальнейшем ребенок)
является ведущим. Он по-очередно поднимает
картинку с изображением предмета. Участ-ники должны догадаться, к какой травме может привести непра-вильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«ДОМИК УЛИТКИ»
Задачи: обобщать представления детей о правилах без-опасного поведения; развивать охранительное самосозна-ние; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило: соблюдать очередность.
Материал: игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домаш-него обихода; фишки; кубик.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке,на которой стоит его фишка: что изображено, правила обра-щения с этим предметом.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользова-ния карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из то-чек)
.
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опа-сен данный предмет.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи: закреплять представления о правилах без-опасного поведения, формировать знания о том, что для без-опасности все предметы надо убирать на свои места; раз-вивать наблюдательность, внимание; воспитывать жела-ние соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изоб-ражением вниз)
. Каждый ребенок берет одну
картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты.
* На игровом поле «разбросаны»
картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.
* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне»
, а потом и во всей
«квартире»
.
* То же в игровом уголке.
«ТАК И НЕ ТАК»
Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от не-опасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила: под красную карточку (кружок)
положить
картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных (разрешенных)
.
Варианты:
* индивидуально с воспитателем,
* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит те-левизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т. п. по всем видам опасных ситуаций.
Вариант: «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»
(с использованием фотографий детей)
.
В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бы-товую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосто-рожности. Кроме того, данный прием выступает в ка-честве своеобразного «мостика»
от знаний к форми-рованию умений: ребенок, рассматривая и анализируя (
«проговаривая»
) изображенную ситуацию, утвержда-ется в нормах
(правилах)
безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфото-графировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заг-лядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие
«Можно — нель-зя»
дети с удовольствием будут рассматривать и об-суждать
(и без участия взрослых)
.
«СТО БЕД»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуаци-ях, которые могут произойти дома, учить правилам без-опасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изобра-жением вниз. Ребенок выбирает любую,рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое слу-чилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»
Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчи-вость.
Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию ко-робки; пуговицы.
Задания: собрать «пирамиду»
из пуговиц, нанизывая их на игол-ку с ниткой; собрать
«бусы»
, продевая иголку с ниткой в обе ды-рочки пуговиц.
«МЫ — СПАСАТЕЛИ»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в бы-ту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; раз-вивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу)
;
* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
* набор карточек с изображением тех действий, кото-рые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»
Задачи: закреплять представления об источниках опас-ности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек)
.
Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чув-ство сотрудничества.
Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожо-га, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы»
. Воспита-тель
(в дальнейшем ребенок)
является ведущим. Он поочередно поднимает
картинку с изображением предмета. Участники долж-ны догадаться, к какой травме может привести неправильное об-ращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«УБЕРИ НА МЕСТО»
Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасно-сти все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание со-блюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображе-нием вниз)
. Каждый ребенок берет одну
картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты. На игровом поле «разбросаны»
картинки предметы. Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне»
, а потом и во всей
«квартире»
.
* То же в игровом угол-ке.
Младшая группа
Предлагаем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников младшего возраста.
Опасные бытовые предметы
Игра представляет собой лото. Для нее нужно подготовить таблицу с ячейками, изображающими опасные вещи, а также соответствующие карточки.
Педагог зачитывает стишок или загадку о предмете. Воспитанники, разгадав, что это за вещь, выбирают карточку, закрывают ею картинку в табличной ячейке.
Зеленый или красный
Для занятия нужно подготовить два больших круга: зеленый и красный. Также необходимо вырезать маленькие круги, изображающие опасные и безопасные вещи.
Педагог раскладывает картинки перед игроками. Те внимательно рассматривают изображения, обсуждают назначение и степень опасности нарисованных объектов. Затем раскладывают картинки вокруг больших кругов, словно лепестки вокруг сердцевины цветков. К красному кругу кладут предметы, которые несут опасность, к зеленому — совершенно безопасные в эксплуатации.
Опасности
Игра закрепляет представление о том, какие опасности могут подстерегать дошкольника в быту, как с ними справляться, как правильно действовать. Также занятие учит сочувствию, воспитывает желание помогать попавшим в беду людям. Нужно подготовить сюжетные картинки, изображающие разные опасные ситуации, которые могут случиться с дошкольником дома, во дворе, на природе.
Педагог кладет картинки лицевой стороной вниз. Воспитанники по очереди берут карточку наугад, рассматривают изображенный сюжет, рассказывают, что видят, почему такая ситуация случилась с ребенком, в чем он ошибся, как исправить ошибку, как действовать.
Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности
для детей старшего дошкольного возраста
- «Скорая помощь»
- «Когда грозит опасность»
- «Я не должен»
- «Как бы ты поступил?»
- «Телефон»
- «Наши помощники растения»
- «Знакомый, свой, чужой»
- «Мы – спасатели»
- «1, 2, 3, что может быть опасно – найди»
- «Выбери съедобные грибы и ягоды»
- «Подбери Танюшке игрушку»
- «Что мы знаем о вещах»
- «Я иголки не боюсь»
- «Осторожность»
- «Основы безопасности в доме»
- «Как избежать опасностей?» (дома)
- «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»
- «Так и не так»
- «Домик Улитки»
- «Часы безопасности»
Дидактические игры по безопасности в детском саду.
Цели:
стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, воспитание в детях потребности к здоровому образу жизни;
обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, в природе, и в различных жизненных ситуациях;
формирование умения и навыов безопасного поведения.
Игра №1 «Скорая помощь»
Цель:
закрепление у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Материал::
картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зелёнка).
Описание:
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
Игра №2 «Когда грозит опасность»
Цель:
закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.
Материал:
картинки с изображением действий опасных для ребенка, телефон.
Описание:
дети получают картинку , называют опасную ситуацию и набирают необходимый номер телефона, называют свое имя, адрес, говорят, что случилось.
Игра №3 «Я не должен»
Цель:
обучение нормам и правилам поведения во взаимоотношениях с людьми.
Материал:
сюжетные картинки , связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок), шаблон «Я — не должен»(например, изображение знака « — «).
Описание:
игроки раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях с людьми, объясняют свой выбор.
Игра №4 «Как бы ты поступил?»
Цель:
закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми.
Материал :
сюжетные картинки по проблеме, призы.
Описание:
игроки рассматривают иллюстрированные типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице:
- незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку;
- незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;
- незнакомый взрослый угощает конфетой, мороженым и т. д.
За каждое правильно принятое решение игрок получает фишку.
Игра №5 «Телефон»
Цель:
формирование знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб — спасателей.
Материал:
иллюстрации с изображением той или иной опасной ситуации, игровые автомобили служб спасения, карточки с номерами телефонов.
Описание:
подобрать к иллюстрации с конкретной ситуации номер телефона, автомобиль определенной службы спасения.
Игра №6 «Наши помощники растения»
Цель:
закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.
Материал:
предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Описание:
игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.
Игра №7 «Знакомый, свой, чужой»
Цель:
формирование точного понятие того, кто является «своим», «чужим», « знакомым».
Материал:
мяч.
Описание:
перед началом игры выяснить у детей, кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого- «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
Игра №8 «Мы — спасатели»
Цель:
закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, воспитание сочувственного отношения к пострадавшему.
Материал:
игровая карта с тремя пустыми окошками (одно -сверху, два — снизу); картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях; набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Описание:
на игровую карту ведущий кладет картинку с изображением опасной ситуации, игроки выбирают из всех карточек с изображением действий две правильные, последовательно раскладывает их.
Игра №9 «1,2,3, что может быть опасно — найди»
Цель:
закрепление представления об источниках опасности в доме, развитие сообразительности, внимания.
Материал:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
Описание:
ведущий отворачивается и считает до 3-5, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными, затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
Игра №10 «Выбери съедобные грибы и ягоды»
Цель:
закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал:
корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Описание:
предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Игра №11 «Подбери Танюшке игрушку»
Цель:
закреплять представление о предметах быта, которыми можно/ нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
игровая карта с изображением девочки и «веселых человечков»; картинки с изображением различных предметов.
Описание:
Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых «веселыми человечками» те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
Игра №12 «Что мы знаем о вещах»
Цель:
расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:
четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Описание:
в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
Игра №13 «Я иголки не боюсь»
Цель:
закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание , усидчивость.
Материал:
иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Описание:
предложить детям собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой или собрать бусы, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
Игра №14 «Осторожность»
Цель:
Познакомить детей с надлежащим обращением с огнем, бытовой техникой и электроприборами. Развивать внимание, бытовые навыки, умение сосредотачиваться.
Материал:
Большие игровые карты, разделенные на 4 «осторожности», маленькие с ситуациями, как надо поступить, чтобы избежать неприятных последствий.
Правило: Подобрать к каждой «осторожности» подходящую картинку.
Описание:
Большие карты раздаются игрокам поровну. Водящий показывает маленькую карточку, называет изображенную ситуацию и спрашивает, кто хочет исправить свою «осторожность» такой карточкой. Игрок, узнавший свою карточку, закрывает его сюжет на игровой карте. Невостребованные карточки откладываются в сторону. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте. Этот игрок становится водящим.
Вариант 1
Игрок узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте и тогда получает маленькую.
Вариант 2
Маленькие карточки кладутся перед играющими стопкой, картинками вниз. Делая ход игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.
Игра №15 «Основы безопасности в доме»
Цель:
Познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в доме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.
Материал:
Карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.
Описание:
ведущий раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Выигрывает тот, кто первым закроет свои окошки.
Вариант 1
Перед тем, как закрыть окошко ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.
Вариант 2
Игрокам поровну раздаются большие карточки. Маленькие карточки лежат стопкой лицевой стороной вниз. По жребию один из игроков начинает «ходить», то есть тянуть из общей стопки одну маленькую карточку. Вытянув, кладет лицевой стороной вверх, и все игроки смотрят, у кого есть пустая ячейка, соответствующая изображенной вверху его листа положительной ситуации. Если игрок «узнал» ситуацию, он закрывает маленькой картинкой пустое окошечко внизу своего игрового листа. Затем ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые окошки на своих игровых картах.
Игра №16 «Как избежать опасностей?» (дома)
Цель:
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им дома, формировать умение избегать этих ситуаций.
Материал:
сюжетные картинки, знаки опасности Х, ! правила безопасности в стихах.
Описание:
ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.
Вариант 1
Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать. Победит тот, кто лучше и правильней объяснит ситуацию.
Вариант 2
Ведущий читает стихотворение и предлагает возле соответствующей картинки поставить знак опасности и объяснить, почему именно такой знак.
Игра №17 «Раз, Два, Три – что может быть опасным, найди»
Цель:
Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.
Правило:
Не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал:
Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки): знаки Х — нельзя самому пользоваться
! — осторожно пользоваться.
Описание:
ведущий отворачивается и считает до 5-10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
Вариант 1
Проведение игры в игровом уголке старшей группы.
Вариант 2
У каждого ребенка по два условных знака Х ! .Пока ведущий считает, дети кладут знаки возле опасных предметов. За каждый правильный ответ ведущий дает приз.
Игра №18 «Так и не так»
Цель:
Закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Правила: Под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).
Материал:
2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.
Описание:
воспитатель показывает картинку, дети по очереди, объясняя свой выбор, кладут картинку или под красную или под зеленую карточку.
Вариант 1
Вместо картинок использовать фотографии детей. Дети по очереди берут фотографию, рассказывают, что на ней изображено, если ситуация опасная, подбирают соответствующий знак – символ, объясняя правила безопасного поведения в данной ситуации.
Игра №19 «Домик Улитки»
Цель:
Обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило: Соблюдать очередность.
Материал:
Игровое поле с изображением улитки, внутри домика, которой нарисованы различные предметы домашнего обихода, фишки, кубик.
Описание:
дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий называет, что изображено на картинке, где стоит его фишка.
Вариант 1
Играющие рассказывают не только о том, что изображено на картинке, но и правила обращения с этим предметом.
Вариант 2
Если фишка остановилась на картинке, где изображен предмет, которым детям пользоваться запрещено – играющий пропускает ход.
Игра №20 «Часы безопасности»
Цель:
формировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Материал:
фишки, круглое поле со стрелкой, на котором изображены предметы.
Описание:
1 вариант
В игре участвуют от 1 до 3 человек.
Дети по очереди крутят стрелку на «часах». Ребенок, рассмотрев внимательно предмет, рассказывает, для чего он предназначен, чем может быть опасен и правила обращения с ним. За полный и правильный ответ ребенок получает фишку.
2 вариант
В игре участвуют 2 человека.
Ребенок крутит стрелку. Затем задает вопросы своему сопернику о том, как нужно пользоваться этим предметом, чтобы не произошло беды. Если ребенок отвечает правильно, то получает право следующего хода. А если затрудняется ответить, то ребенок, который задавал вопрос, должен ответить сам.
Средняя группа
Представляем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников средней возрастной группы.
Опасные ситуации
Для занятия необходим секторально разделенный круг, наподобие колеса в «Поле чудес». Секторов должно быть 12, на каждом должна стоять соответствующая цифра. Чередоваться цифры должны в произвольном порядке. На каждый сектор нужно положить карточку, изображающую чрезвычайную ситуацию, с которой ребенок может столкнуться дома, в детском саду, на природе, во время прогулки.
Воспитанники по очереди вытаскивают из мешочка карточку с цифрой. Находят соответствующий сектор. Рассматривают выпавшую сюжетную картинку, рассказывают, что изображено, почему так случилось, как исправить ситуацию.
Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»
Игра организуется в форме домино, участвует группа от 2 до 18 детей. Игроки распределяют карточки. С помощью считалки или иным способом определяется игрок, начинающий игру. Он кладет любую из имеющихся карточек. На ней справа изображается предмет, а слева картинка, символизирующая, как этой вещью должен пользоваться ребенок. Есть три варианта:
- можно пользоваться под контролем взрослого;
- нельзя пользоваться — вещь опасная;
- можно пользоваться самостоятельно — вещь безопасная.
Игрок выбирает, как можно использовать изображенный предмет, аргументирует выбор, делает вывод — опасна или неопасна вещь. Кладет карточку игрок, быстрее товарищей определивший, какая картинка нужна. Игра продолжается, пока не будут правильно разложены все карточки.
Чем опасна вещь
Игра расширяет представление о том, как правильно вести себя в бытовых условиях, развивает концентрацию внимания, воспитывает дух взаимопомощи. Для занятия нужны карточки, изображающие разные травмы: порез, гематому, перелом, ожог, прокол. Также необходимы изображения бытовых предметов.
Дети разбирают карточки, изображающие травмы. Педагог по очереди демонстрирует изображения вещей. Игроки должны сообразить, какую травму можно получить, используя изображенный предмет. Игрок, у которого находится соответствующее изображение, поднимает руку, рассказывает, чем опасна демонстрируемая вещь, как с ней правильно обращаться, затем забирает карточку.
Картотека «Дидактические игры по ОБЖ Правила безопасности в быту»
«Дидактические игры по
ОБЖ
Правила безопасности в быту»
.
Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через дидактические игры
.
Преимущество использования дидактических игр,
по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем: каждый ребенок максимально активен; имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с подгруппой
(от 2 до 8 человек)
или индивидуально; поддержание устойчивого интереса школьников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.
Подобранные д
идактические игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок, поощрительных призов вызывает желание школьников играть, активизирует их психические процессы. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.
«Подбери игрушку Танюшке»
Задачи:
закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
— игровая карта с изображением девочки и «веселых»
человечков;
— картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.
Ход игры:
воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.
«Раз, два, три, что может быть опасно — найди»
Задачи:
закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.
Правило:
не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
(фишки иликартинки)
.
Ход игры.
Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
«Что мы знаем о вещах?»
Задачи:
расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:
* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
* картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры.
В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением
«травмы»
. Воспитатель
(в дальнейшем ребенок)
является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку
.
При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«Домик улитки»
Задачи:
обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.
Правило:
соблюдать очередность.
Материал:
игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки; кубик.
Ход игры.
Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.
«Соедини по точкам»
Задачи:
закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал
: листы с изображением контуров предметов
(из точек)
.
Задание:
соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.
«Убери на место»
Задачи:
закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.
Материал:
игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры.
В коробке лежат картинки-предметы
(изображением вниз)
. Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты.
* На игровом поле «разбросаны»
картинки-предметы
.
Дети по очереди раскладывают их на место.
* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне»
, а потом и во всей
«квартире»
.
* То же в игровом уголке.
«Так и не так»
Задачи
: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,
* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила:
под красную карточку
(кружок)
положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных
(разрешенных)
.
Варианты:
* индивидуально с воспитателем,
* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
Примерное содержание
картинок
: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т. п. по всем видам опасных ситуаций.
Вариант
:
«Можно — нельзя»(с использованием фотографий детей)
.
В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание школьника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием выступает в качестве своеобразного «мостика»
от знаний к формированию умений: ребенок, рассматривая и анализируя (
«проговаривая»
) изображенную ситуацию, утверждается в нормах
(правилах)
безопасного поведения. Для этого можно сфотографировать ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие
«Можно — нельзя»
дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать
(и без участия взрослых)
.
«Сто бед»
Задачи:
закреплять представления об опасных ситуациях, которые могут произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.
Ход игры
: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.
«Я иголки не боюсь»
Задачи:
закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал
: иголки с нитками, прикрепленные к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
собрать
«пирамиду»
из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой; собрать
«бусы»
, продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
«Мы — спасатели»
Задачи:
закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу)
;
* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;
* набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры.
На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Что мы знаем о вещах?»
(лото)
Задачи:
расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.
Материал:
четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.
Ход игры
. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением
«травмы»
. Воспитатель
(в дальнейшем ребенок)
является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.
«Собери опасный предмет»
Цель.
Совершенствовать умение детей собирать из частей — целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.
Атрибуты:
Разрезные картинки опасных предметов.
Ход игры.
Собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.
«Опасные предметы»
Цель:
закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества.
Атрибуты:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы
(фишки иликартинки)
Ход игры:
воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-pravila-i-bezopasnost-dorozhnogo-dvizhenija-po-fgos.html
- https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-podgotovitelnaya-gruppa-1181586.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-didakticheskih-igr-po-obzh-srednii-vozrast.html
«Правила и безопасность дорожного движения» по ФГОС
«Нам на улице не страшно»
Цели:
• Закрепить знание правил дорожного движения;
• Расширять знания о правилах поведения на улице;
• Учить решать на модели д
орожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах;
• Воспитывать внимание, сосредоточенность;
• Стимулировать игровую деятельность.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям подойти к макетам улиц, которые они построили на занятиях по конструированию, и разыграть на макетах следующие сюжеты:
- Дети должны перейти проезжую часть улицы по наземному переходу- зебре.
- Рядом с переходом нет светофора.
- Отсутствует и регулировщик.
Настольно
—
дидактическая игра«Поездка»
Цель.
Расширить, закрепить возможные варианты событий, которые могут произойти с транспортом и пешеходами на улицах города, с тем, чтобы использовать эти знания в играх.
Атрибуты:
- Игровое поле;
- Фишки, кубик;
- Наборы карточек красного, желтого, зеленого и черного цветов с текстами, которые читает воспитатель.
Ход игры.
В игре принимают участие 2-6 детей и обязательно взрослый;
• Воспитатель выполняет роль ведущего, т. к. ему приходиться читать текст.
• Дети по очереди бросают кубик и выполняют ход в соответствии с выпавшими ходами.
• Игрок, попавший на красное поле, пропускает ход. При этом он из красной стопки карточек
берет первую попавшую. На ней – объяснение того, что случилось с его транспортом.
• Игрок, попавший на желтое поле, берет желтую карточку с вопросом
, загадкой. Если ответ найден, участник продолжает игру. Если- нет, то пропускает ход.
• Игрок попавший на зеленое поле, имеет право
на дополнительный ход. На зеленой
карточке
дано объяснение этому.
• Игрок попавший на черное поле, возвращается на 4 хода назад. Он нарушил правила
. Черная
карточка объясняет
, какое именно
правило нарушено
.
• Использованная карточка
возвращается в свою стопку, но кладется вниз стопки.
«На прогулке»
Цель:
закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными
Материал:
иллюстрации, 2 обруча
Ход игры:
несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок. Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
«О чем говорит светофор»
Цель:
закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал
: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Ход игры:
воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
Картотека дидактических игр по безопасности в средней группе
Дидактические игры по безопасности в средней группе
«Знакомый, свой, чужой»
Цель:
Формирование точного понятия того, кто является «своим», «чужим», « знакомым».
Материал:
Мяч.
Ход игры:
Перед началом игры выяснить у детей , кого, по их мнению, можно считать «своим», а кого «чужим», кого можно назвать «знакомым», чем знакомый отличается от близкого человека, чем от чужого, постороннего. Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Ведущий — в центре поочередно бросает мяч каждому, приговаривая: знакомый, свой, чужой, выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч ведущему.
«Правила дорожного движения»
Цели:
Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Ход игры:
Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.
«Карточная викторина»
Цель
: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
— Назови возможную причину пожара;
— как правильно вызвать пожарных;
— что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
— можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
— что нужно делать, если в доме запахло газом;
— можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
— можно ли поджигать тополиный пух;
— можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
— можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
— что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
— как правильно покинуть задымлённое помещение;
— можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
«Вершки-корешки»
Цель :
Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровые действия
. Разыгрывание фантов.
Ход игры:
Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле — вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
«В мире опасных вещей»
Цель:
Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует бытовые предметы. Дети хлопают на безопасные и топают , если предмет может причинить вред.