Задачи воспитания и обучения в подготовительной группе

I
КВАРТАЛ
(сентябрь – октябрь — ноябрь)

Задачи

Систематизация знаний об осени (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, отлет птиц).

Углубление представлений о многообразии живых существ, населяющих нашу планету (жители степей и пустынь – верблюд, сурок, тушканчик, черепаха).

Расширение представлений о состоянии растений (видоизмененные стебли, многообразия цвета листьев, цветков, разнообразие плодов и семян), о приспособлении семян к распространению.

Обобщение представлений о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение); о дыхании растений, рыб, других животных, человека.

Закрепление знаний о человеке (питание, дыхание, движения, чувства, размножение и развитие), об отличии человека от растений и животных (разумность, гуманность, труд).

Зрительное распознание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию.

Обозначение пространственных отношений на листе бумаги (условными знаками); отношение во времени (неделя, месяцу).

Классификация предметов и объединение их в множества по трем-четырем признакам.

Сравнение групп предметов, чисел на наглядной основе.

Определение равенства нескольких групп предметов по числу (столько же, такое же число); неравенства (если одна группа предметов больше, то другая…).

Сериация по количеству, размеру, объему, массе.

Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел ряда. Состав числа их двух меньших чисел.

Самостоятельное придумывание задач, головоломок, загадок.

Художественно – творческая деятельность

Представление о декоративно-оформительском искусстве.

Создание объемных и рельефных изображений, употребляя штампы, материалы для крепления удлиненных, вытянутых форм. Освоение конструирования по типу оригами.

Развитие у детей воображения в конструировании из природного материала. Создание интересных поделок путем составления, соединения различных частей проволокой, пластилином, клеем, нитками.

Формирование у детей осознанного отношения к прочитанному, интереса к внутреннему миру людей, умения с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.

Использование детьми объяснительной формы речи и речи-доказательства в соответствии с принятыми нормами вежливого речевого общения.

Физическое развитие

Закрепление умений легко ходить и бегать, бегать, энергично отталкиваясь от опоры.

Развитие в играх, играх-эстафетах быстроты, ловкости, общей выносливости.

Воспитание у детей желания самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

II
КВАРТАЛ
(декабрь – январь – февраль)

задачи

Обобщение представлений и типичных зимних явлениях в неживой природе, установление связей между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.

Расширение представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, тюлень, морж и др.); о приспособлении человека к жизни в суровых условиях.

Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнца, земли, воздуха, воды, растений и животных – для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья.

Классификация геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.

Самостоятельное составление планов, схем. Определение и условное обозначение временных отношений: сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год.

Сравнимость и относительность величин. Сериация по площади, глубине. Зависимость перехода: если первая величина сравнима со второй, а вторая – с третьей, то первая сравнима с третьей.

Определение зависимостей при делении целого на части: чем на большее число долей делится целое, тем меньше каждая часть, и наоборот.

Сложение и вычитание, присчитывание и отсчитывание по единице при решении арифметических задач, примеров. Формулировка арифметического действия и способа его выполнения.

Организация деятельности детей

В подготовительной группе современная педагогически-образовательная система, хоть и характеризуется передачей знаний, навыков или умений посредством обучения, в это же время, она способна развить у детей такое важное качество, как мотивация к самостоятельному поиску необходимой информации, включая любую ответственную деятельность.

Основное свойство, по которому можно определить качество и эффективность развития школьников, — это воспитание и обучение при помощи совместной деятельности ребенка и учителя. Вместе с этим образуется навык самостоятельной деятельности, который выявляется в качестве главного аспекта для создания успешной личности.

При правильно настроенном педагогическом процессе, педагог развивает в дошкольнике стремление к поиску интересующих его ответов на тот или иной вопрос, а также всячески поощряет любознательность.

Учитель также позволяет ребенку совершенствовать творческие навыки, при помощи которых, он может лучше справиться с бытовыми проблемами.

Детская активность, отстраненная от участия педагога, проявляется в любом виде деятельности, включая игровой, художественный или познавательный. Также развивается социально-коммуникативный навык, что совершенствует личность будущего индивида.

Основные виды деятельности самостоятельного характера в дошкольной группе:

РазновидностьФорма реализации
ИгроваяИгровой процесс, — это основа любой деятельности ребенка, при котором он способен воссоздать модель внешней среды, исходя из своих творческих способностей. Воспитателю особо важно сохранить игровую активность, которая хорошо применяется в процессе образования. Так, дети могут разыгрывать различные сказочные сюжеты, обсуждать рассказы или любые другие ситуации, используя игрушки. В игровой деятельности также совершенствуется способность дошкольника к правильному взаимодействию с другими детьми или взрослыми.
ПознавательнаяИсследовательские навыки в старшей группе чаще всего находятся на хорошем уровне для того, чтобы проводить самостоятельные опыты или наблюдения. Так, дошкольник может обдумывать те или иные гипотезы, обозначить интересующий вопрос или спрогнозировать результат в конкретном случае. Интересно, что исследовательская практика ребенка максимально приближена к научному подходу.
Художественная и речеваяДеятельность художественного характера заключается в том, чтобы создать интересующий образ с помощью тех или иных творческих навыков. Старшие школьники могут выражать в своих подделках различные сюжеты, при этом вкладывая в них скрытый смысл или мораль. Дети используют лепку, рисование с использованием красок или карандашей, а также конструирование из различных материалов. Часто любимой формой взаимодействия является театрализация конкретного сюжета или сказочного героя. Поэтому, дети любят различные костюмы, маски или аквагримы, что позволяет им окунуться в сказочный мир.
ДвигательнаяВ этом случае дошкольники самостоятельно организовывают различные двигательные упражнения, могут составлять график выполнения, а также изучать техники выполнения. Также у ребенка появляется соревновательный дух, который эффективен не только при физических нагрузках, но и в жизни.
ТрудоваяЕсли дети наблюдают за тем, как работает дворник, готовит еду повар, а также каким образом педагог сохраняет порядок в детском саду, они неосознанно стараются подражать взрослым, что повышает чувство уверенности в себе и ответственности перед конкретным заданием. В этом случае также развиваются умения для самообслуживания.

Из всех вышеперечисленных методов организации, эффективнее всего оказывается игровой вид, который присутствует абсолютно во всех описанных техниках.

При этом педагог не может отказаться от других в пользу какого-то конкретного, потому как только при помощи комплексного подхода можно получить наилучшие результаты в образовании и воспитании.

Художественно – творческая деятельность

Формирование представлений об индивидуальной манере творчества некоторых художников, графиков, скульпторов.

Представление о портрете и его видах (автопортрет, детский портрет, семейный портрет и т. д.).

Освоение способов работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому). Освоение техники многослойного и ажурного вырезания – более эффективного способа получения нескольких форм. Освоение способов работы различными инструментами: ножницами, иголками, линейками в конструировании из природного материала.

Использование принятых норм вежливого речевого общения в разговорах-интервью (говорить не громко, не крикливо, внимательно слушать собеседника, правильно, грамотно задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).

Задачи воспитания и обучения в подготовительной группе

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познаватель­ные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, фор­мировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Раз­вивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриоти­ческие и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. За­креплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди раз­ных национальностей. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользо­ваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематиче­ский слух и навыки звукового анализа речи. Развивать художественно-творческие способности детей в различ­ных видах художественной деятельности. Развивать эстетическое вос­приятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре).Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллекти­визм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, ока­зывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: вниматель­но слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а так­же самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставлен­ную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет). Возрастные особенности психического развития детей

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни

начинают осваи­вать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, тру­доустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупа­тель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи­рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появле­ния новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать испол­нение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передава­емые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и про­порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, под­бородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освои­ли конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных де­талей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объ­емными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зритель­ной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый ма­териал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в ко­торой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже до­ступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые мо­гут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается об­разное мышление, однако воспроизведение метрических отношений за­труднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отноше­ния между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится кон­статировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения до­стигает 30 минут.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грам­матический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказыва­ниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают актив­но употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной обра­зовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем по­знавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем ус­пешно учиться в школе.

Физическое развитие

Совершенствование координации движений, равновесия. Воспитание честности, дружелюбия, самостоятельности в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.

III
КВАРТАЛ
(март – апрель — май)

задачи

Обобщение представлений и типичных весенних явлениях в неживой природе.

Расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем (лес, луг, водоем, парк, огород); о проявлениях положительных и отрицательных взаимовлияний организмов в экосистемах.

Уточнение основных правил поведения человека в экосистемах («Красная книга»; возможности жизни в среде неживой природы, среди живых организмов).

Подбор по образцу и по названию предметов определенной формы. Преобразование геометрических фигур по условиям с использованием линейки, циркуля, шаблонов, трафаретов.

Обозначение пространственных отношений на плане, схеме; отношений во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год).

Состав числа из нескольких меньших чисел. Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по 2) при решении арифметических задач. Находить следующее, предыдущее число каждого числа от 1 до– 30).

Художественно – творческая деятельность

Развитие последовательного целостного художественного восприятия произведений искусства, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного.

Освоение способов различного наложения цветового пятна: работа пером, тушевка, штриховка, гратография; создание эскизов.

Применение техники обрывания в сюжетной аппликации в коллективных работах; освоение техники папье-маше.

Совершенствование умений в конструировании объемных поделок из бумажных готовых разверток (чтение условных обозначений и точное следование им в пооперационных картах).

Развитие творческих способностей детей в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках, драматизация и других видах исполнительской деятельности.

Развитие умений отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя подходящую форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.

Социально – нравственное воспитание

Формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, понятий о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ и т. д. по отношению к другим детям.

Закрепление правил поведения со взрослыми и сверстниками, правил поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре), правил дорожного движения, способов обращения к незнакомым людям.

Понимание техники безопасности в обращении с огнем, электроприборами; представление об элементарной помощи в случае травмы и др.

Осознание своих способностей в нахождении интересных видов трудовой деятельности.

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе характеризуется возможностью решения множества задач, которые станут особо полезными для подготовки к школе.

Наиболее эффективным из них являются:

  • Развитие волевых и мотивационных качеств. В этом случае у ребенка формируется психологическая устойчивость, которая позволяет защитить его от различных факторов из внешней среды: чужое мнение, посторонний шум или голоса, критика в свой адрес. Все это позволяет развить умение, при котором ребенок будет доводить свою деятельность до логического конца. В старших группах, такая задача позволяет создать необходимые условия для формирования навыка самоанализа, а также оценочным суждениям к определенным действиям.
  • Развитие саморегулирующих процессов. Дошкольник учится точно рассчитывать процент затраченной энергии на выполнение определенных действий, а также понимает необходимо в смене деятельности или наличию отдыха. С 5-6 лет у ребенка начинают формироваться важные физиологические процессы в нервной системе, что развивает усидчивость, концентрацию, а также положительную реакцию на конструктивную критику и замечания.
  • Формирование важной способности к самостоятельному построению алгоритма действий. В этом случае ребенок учится выстраивать подробный план для исследовательской, игровой, трудовой или наблюдательной деятельности без посторонней помощи. Также развивается важность наличия дружеских отношений, как с детьми, так и с взрослыми.
  • Развитие социальных и культурных качеств при помощи различных игр, в основе которых лежит сюжетно-ролевая методика взаимодействия. Хорошим примером является игровая деятельность «Больница», «Магазин», «Банк», что дает возможность более глубоко узнать о тех или иных особенностей разной деятельности.

  • Укрепление самостоятельных навыков. В этом случае ребенок обучается различным действиям, которые направлены на раздевание и одевание, соблюдение этикета, личной гигиены или чистоты детского сада. Такие вещи должны выполняться автоматизировано, без участия воспитателей. Также присутствует развитие самостоятельности посредством выполнения различных поручений от педагога. Подобное воспитание совершенствует добросовестное поведение к дежурным работникам ДОУ.

Исходя из вышеописанных задач, у дошкольника развивается игровая, художественно-речевая, познавательная, а также социально-коммуникативная активность.

Помимо этого, педагог может способствовать совершенствованию трудовой деятельности, благодаря чему ребенок будет стремиться помогать старшим во всем, — от уборки на территории детского сада, до ухода за цветами.


Стирка кукольной одежды — пример формирования трудовых навыков при организации самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе

Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе, — это особо важная черта личности, которая характеризуется повышенным стремлением к быстрому и эффективному решению определенных задач, без наличия сторонней помощи от взрослого.

Такое личностное свойство позволяет увеличить критичность, инициативность, а также развить наиболее адекватную самооценку у ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]