Оснащение сенсорного уголка для детей младшей группы доу


Для чего нужна сенсорная комната?

Хорошо известно, что человек воспринимает самого себя и окружающий мир посредством рецепторов, нервных волокон и отделов головного мозга, которые реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и тактильные ощущения. Поэтому сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапии) позволяет оказывать комплексное воздействие на органы чувств человека и достигать колоссальных успехов в развитии детей всех возрастных категорий. При этом, использование разных наборов стимулов может оказывать как тонизирующий/стимулирующий эффект, так и успокаивающее/расслабляющее действие.

В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в детском садике можно использовать:

  • в раннем возрасте (1-3 года) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;
  • в дошкольном возрасте (3-6 лет) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.

Отметим, что занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:

  • психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;
  • нейропсихологическая коррекция «школьных» проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;
  • развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;
  • психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.

Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.

По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.

Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори

  • Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
  • Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
  • Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
  • Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
  • Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.

Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:

Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.

Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.

Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?

Зрительная информация

  • Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
  • Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
  • Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков

Тактильная информация

  • Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
  • Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
  • Масса: весовые цилиндры и таблички

Стереогностика

  • Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек

Звуковая информация

  • Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
  • Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты

Вкусовые качества и запах

  • Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
  • Баночки с запахами

Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:

  • Биноминальный куб
  • Триномиальный куб
  • Конструктивные треугольники
  • Квадраты Монтессори
  • Цилиндры без ручки

Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:

  • Наборы листьев разных растений
  • Тематические пазлы
  • Карты и глобус
  • Флаги
  • Наборы с природным материалом
  • Репродукции художников и фотографий природы

Что такое сенсорная комната?

Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

Для оснащения сенсорной комнаты, как правило, используется такое оборудование, как:

  • воздушно-пузырьковые колоны – активно используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;
  • интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;
  • оптоволокно с боковым свечением – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания;
  • тактильные панели – способствуют развитию фантазии
    , мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности;
  • развивающие и реабилитационные элементы – направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;
  • элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватели, наборы дисков с музыкальными произведениями и т.д.

Особого уюта и атмосферы комфорта сенсорным комнатам придают необычные светильники (например, светильники «Пламя», «Плазма», «Вулкан» или соляные лампы), а также нестандартная мягкая мебель (например, пуфик-мяч, водяной матрас или кресло-кубик) и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами, дидактические столы, игровые ширмы, тактильные дорожки, напольные конструкторы и многое другое. Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорных комнат оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]