Педагог-психолог в детском саду
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.
Основная цель работы педагога-психолога, — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:
Первое — это консультации
Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Второе направление — это диагностика
Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание
Третье направление — это коррекционно-развивающая работа
Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает следующие формы работы:
-индивидуальные коррекционные занятия;
— групповые коррекционно-развивающие занятия .
Четвёртое направление — это психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?
Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.
Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.
Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.
Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психолог в детском саду
Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Хочется сразу разъяснить ситуацию:
психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр — врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.
Психолог (детский) — педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом работы психолога является — наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.
Беседа, наблюдение, анкетирование — методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.
Успеха!
« Предыдущая запись Диагностические альбомы по психологическому сопровождению внедрения ФГОС в начальной школе.
Следующая запись » Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.
Что еще почитать?
Сценарий встречи с родителями «Как общаться с подростком?»
Программа «Путь к себе — путь к успеху».
Описание работы психолога
Общие положения:
Школьный психолог относится к категории специалистов. Должность педагога-психолога должно занимать лицо, имеющее среднее психологическое или среднее образование с дополнительной специальностью «психология»___ ): 2-4 года, 4-6 лет, более 6 лет) или высшее психологическое образование с дополнительной специальностью «Психология»___ : 2-4 года, 4-6 лет, 6-10 лет, более 10 лет) или___ квалификационная категория.
Назначение и увольнение школьного психолога производится по приказу директора учреждения по рекомендации
Школьный психолог должен знать:
- Конституция Российской Федерации.
- Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием.
- Декларация прав и свобод человека.
- Конвенция о правах ребенка.
- Законодательные документы, регулирующие вопросы охраны труда, профориентации, трудоустройства обучающихся и их социальной защиты.
- Общая психология, педагогическая психология и общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская психология и психология развития, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, психосоматика.
- Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профессионального консультирования, профессиональной психологии, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
- Методы активного обучения, социально-психологической подготовки общения.
- Современные методы индивидуального и группового профессионального консультирования, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.
- Школьный психолог подчиняется непосредственно .
Во время отсутствия школьного психолога его обязанности выполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Указанное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей.
Трудовые обязанности учителя-психолога:
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на поддержание психологического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения в учреждениях.
Содействует защите прав отдельных лиц в соответствии с Конвенцией о защите прав ребенка.
Способствует гармонизации социальной среды учреждения и осуществляет профилактические мероприятия по предотвращению возникновения социальных аберраций.
Определяет факторы, препятствующие личностному развитию учащихся , и принимает меры по оказанию различных видов психологической помощи .
Оказывает помощь учащимся, родителям и педагогическому персоналу в решении конкретных проблем.
Выполняет психологическую диагностику с различными профилями и целями.
Делает психолого-педагогические выводы по материалам научно-исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей на проблемы личностного и социального развития обучающихся .
Хранит документацию в установленной форме и использует ее по назначению.
Участвует в планировании и разработке программ развития и поддержки образовательной деятельности с учетом индивидуальной и половой и возрастной особенности учащихся , способствует развитию их готовности к ориентированию в различных жизненных ситуациях и профессиональному самоопределению.
Оказывает психологическую поддержку творчески одаренным учащимся , способствует их развитию и исследованию.
Определяет степень девиаций в развитии учащихся , а также различные виды нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Формирование психологической культуры учащихся , профессорско-преподавательского состава и родителей , в том числе культуры полового воспитания.
Консультирует сотрудников учреждения образования по вопросам развития учреждения, практического применения психологии, направленной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся , педагогов, родителей .
Школьный психолог имеет право:
Ознакомиться с проектами решений руководства учреждения в связи с его деятельностью.
Высказывать руководству учреждения предложения по совершенствованию его деятельности в вопросах, относящихся к его компетенции.
В соответствии с согласованной с Минтрудом России шкалой оплаты труда и квалификационными характеристиками должности педагога-психолога и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, заработная плата педагога-психолога устанавливается в диапазоне 7-14 классов Единой шкалы заработной платы. 7-12 классы оплачиваются в соответствии с подготовкой и опытом педагогической работы в своей области , а 12-14 классы — в соответствии с квалификационной категорией, достигнутой по результатам квалификационной оценки. психологическая тренировочная диагностическая коррекция
Согласно Письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т , заработная плата школьных психологов за работу в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушениями развития повышается на 15-20%, как и у других педагогов. Кроме того, у психологов, работающих в детских домах, специальных дошкольных образовательных учреждениях и психолого-медико-педагогических консультациях, есть еще одно преимущество: они получают 56 календарных дней отпуска, а у психологов, работающих в общеобразовательных дошкольных учреждениях, — 42 календарных дня .
Поскольку педагог-психолог подчиняется как руководителю дошкольного учреждения, так и руководителю научно-методического кабинета, то при его приеме на работу, с одной стороны, дни его отсутствия в дошкольном учреждении должны быть согласованы заранее, с другой — дни его участия в заседаниях научно-методического объединения психологов . Формы рабочей отчетности педагога-психолога также подготовлены для обоих руководителей — профессиональной и административной.
Для регулирования этих отношений школьный психолог перед приемом на работу заключает договор с директором дошкольного учреждения.
Особенности психологического консультирования
Психологическое консультирование — это одно из важных направлений психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Оно является компонентом работы педагогов-психологов и обладает собственной спецификой.
Особенность психологического консультирования состоит в его опосредованном характере. Оно концентрируется на проблемах развития, обучения и воспитания детей и происходит вне зависимости от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Дети-дошкольники очень редко выступают в качестве инициаторов запросов. В большинстве случаев инициатива проявляется лицами, которые окружают ребенка.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Психологическое консультирование в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) происходит в форме оказания психологической помощи. С его помощью решаются соответствующие проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация. Для консультирования присуща активная позиция консультируемого, совместная работа над имеющимися проблемами, поиск эффективных способов их решения.
Психологическое консультирование ДОУ состоит из следующих видов работ:
- Выработка и точная формулировка психолого-педагогических рекомендаций (делаются в форме, которая понятна и доступна для практической реализации);
- Организация бесед c лицами, которым необходима консультативная помощь;
- Работа с воспитателями и родителями, которая выполняется в рамках психологического обучения и системы повышения квалификации.