Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игр.
Игра
отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослым.
Зарубежные психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные
(подвижные).
Н.К. Крупская: классифицировала игры как самодеятельные
и игры
, предложенные взрослыми.
П.Ф. Лестгафт: игры символические
и игры
с правилами.
С.Л. Новоселова
1) творческие игры (по инициативе ребенка)
2) игры с правилами (по инициативе взрослого)
3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.
Традиционная классификация игр:
творческие игры | сюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др | Цель: изучение различных социальных ролей человека Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем) | |
режиссерские «Авария на дороге» и др. | Цель: развитие творчества и фантазии Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы; Условие: создание детям индивидуального пространства | ||
строительно-конструктивные | Цель: решение конструктивных задач Виды материала: природный, специально созданный, подсобный Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач | ||
театрально-художественные | Цель: приобщение ребенка к искусству; Виды: дети-режиссеры и дети-актеры; Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения; | ||
игры с правилами | дидактические | Цель: обучение Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года») Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил | |
подвижные | Цель: Виды: Особенности: наличие правил | ||
сюжетные и бессюжетные игры | спортивные игры | (большой, средней и малой подвижности) |
Дидактическая игра. Виды дидактических игр. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
ДИ
– способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Виды ДИ:
— сюжетно-дидактические («магазин»)
— игры с предметами («чудесный мешочек»)
— настольно-печатные («лото», «домино»)
— словесные («кем быть?», «времена года»)
Структура ДИ:
1) обучающая задача – определяет игровые действия, правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;
2) игровая задача
3) игровые действия
II мл. | — дидактическая игра как часть занятия |
ср.гр. | — игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.) |
ст.гр. | — игры организуются детьми, воспитатель как консультант (создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества) |
Творческие игры дошкольников. Своеобразие руководства творческими играми дошкольников.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью
дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими
или
сюжетно-ролевыми.
Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Творческие игры
наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.
Методы руководства играми:
Традиционный. Типы сюжетов
1. Однотемный, одноперсонажный – развитие сюжета сводится к цепочке игровых действий
персонаж ® действие1 ® действие2 ® действие3
2. Многоперсонажные – развитие сюжета обеспечивается через взаимодействие персонажей (семья)
персонаж1 D персонаж 2 D персонаж 3
3. Многотемные – семья + парикмахерская + больница = семья пошла в парикмахерскую и больницу
сюжет1 D сюжет2 D сюжет3
‘$( ‘$( ‘$(
п1п2п3 п1п2п3 п1п2п3
Косвенный.
Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми (Зварыгина , Новоселова)
Педагогические условия | |
подготавливающие к самостоятельной игре | побуждающие к самостоятельной игре |
1) активное познание окружающего(ознакомление с предметным миром) | 3) создание предметно-игровой среды |
*просьбы, поручения по взаимодействию с игрушкой | *наличие разнообразных игрушек |
*знакомство с животным миром | *уголки ряженья |
*наблюдение за действиями взрослых | *универсальность педагогического оборудования |
*посильная помощь взрослого (беседы, рассматривание картин, ИЗО, занятия, экскурсии; рассказы детей об увиденном, использование материалов печати и телевидения) | *изготовления материала для игр самими детьми |
2) обучающие игры | 4) активизирующее общение ребенка со взрослым |
*разыгрывание ситуаций, показ игрушек, уточнение их свойств, действий с ними | *индивидуальное обучение с помощью игрушек |
*показ инсценировки | *вопросы к детям |
*показ действий с рисованными или воображаемыми предметами (имитационные упражнения на выразительность мимики, игры имитационного характера, игры-загадки, театрализованные игры) | *предложения, советы, одобрения, предупреждения и т.д. |