Понятие «игра» и «игровые технологии» в психолого-педагогической науке


Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игр.

Игра

отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослым.

Зарубежные психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные

(подвижные).

Н.К. Крупская: классифицировала игры как самодеятельные

и игры
, предложенные взрослыми.
П.Ф. Лестгафт: игры символические

и игры
с правилами.
С.Л. Новоселова

1) творческие игры (по инициативе ребенка)

2) игры с правилами (по инициативе взрослого)

3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.

Традиционная классификация игр:

творческие игрысюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др Цель:

изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета:

бытовой, производственный, общественный

Особенности:

сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

режиссерские «Авария на дороге» и др. Цель:

развитие творчества и фантазии

Виды сюжета:

бытовой, производственный, общественный

Особенности:

отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие:

создание детям индивидуального пространства

строительно-конструктивные Цель:

решение конструктивных задач

Виды материала:

природный, специально созданный, подсобный

Особенности:

вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

театрально-художественные Цель:

приобщение ребенка к искусству;

Виды:

дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности:

представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;

игры

с правилами

дидактические Цель:

обучение

Виды:

сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)

Особенности:

наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил

подвижные Цель:

Виды:

Особенности:

наличие правил

сюжетные и

бессюжетные игры

спортивные игры(большой, средней и малой подвижности)

Дидактическая игра. Виды дидактических игр. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах.

ДИ

– способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Виды ДИ:

— сюжетно-дидактические («магазин»)

— игры с предметами («чудесный мешочек»)

— настольно-печатные («лото», «домино»)

— словесные («кем быть?», «времена года»)

Структура ДИ:

1) обучающая задача – определяет игровые действия, правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;

2) игровая задача

3) игровые действия

II мл.— дидактическая игра как часть занятия
ср.гр.— игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)
ст.гр.— игры организуются детьми, воспитатель как консультант (создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)

Творческие игры дошкольников. Своеобразие руководства творческими играми дошкольников.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью

дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими

или
сюжетно-ролевыми.
Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Творческие игры
наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.

Методы руководства играми:

Традиционный. Типы сюжетов

1. Однотемный, одноперсонажный – развитие сюжета сводится к цепочке игровых действий

персонаж ® действие1 ® действие2 ® действие3

2. Многоперсонажные – развитие сюжета обеспечивается через взаимодействие персонажей (семья)

персонаж1 D персонаж 2 D персонаж 3

3. Многотемные – семья + парикмахерская + больница = семья пошла в парикмахерскую и больницу

сюжет1 D сюжет2 D сюжет3

‘$( ‘$( ‘$(

п1п2п3 п1п2п3 п1п2п3

Косвенный.

Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми (Зварыгина , Новоселова)

Педагогические условия
подготавливающие к самостоятельной игрепобуждающие к самостоятельной игре
1) активное познание окружающего(ознакомление с предметным миром)3) создание предметно-игровой среды
*просьбы, поручения по взаимодействию с игрушкой*наличие разнообразных игрушек
*знакомство с животным миром*уголки ряженья
*наблюдение за действиями взрослых*универсальность педагогического оборудования
*посильная помощь взрослого (беседы, рассматривание картин, ИЗО, занятия, экскурсии; рассказы детей об увиденном, использование материалов печати и телевидения)*изготовления материала для игр самими детьми
2) обучающие игры4) активизирующее общение ребенка со взрослым
*разыгрывание ситуаций, показ игрушек, уточнение их свойств, действий с ними*индивидуальное обучение с помощью игрушек
*показ инсценировки*вопросы к детям
*показ действий с рисованными или воображаемыми предметами (имитационные упражнения на выразительность мимики, игры имитационного характера, игры-загадки, театрализованные игры)*предложения, советы, одобрения, предупреждения и т.д.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]