Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка»


Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация: «Игрушки в жизни детей».

Советская дошкольная педагогика, отмечая большие познавательные возможности игрушки, рассматривает ее как одно из важных средств коммунистического воспитания ребенка. Игрушка прежде всего удивляет малыша, а это чувство, по словам А. М. Горького, есть начало понимания и путь к познанию.

Игрушка помогает ребенку знакомиться с окружающим миром, через нее он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, ее организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофера. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребенок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных комбинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают игрушки, изображающие людей и предметы реального мира во всем его многообразии: животных, птиц, рыб, растительность, средства передвижения, предметы техники, быта и т. д. С ними у дошкольников ассоциируются определенные представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт. Образные игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они помогают ребенку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное. Чтобы почувствовать себя мамой, девочке нужна кукла, «шоферу»

или
«летчику»
— машина или самолет. Игрушка помогает сделать действия детей реальными, что связано с интересной психологической особенностью игры.
«…В ней много воображаемого, условного, «понарошку»
, как говорят дети, но переживания играющих всегда искренние, настоящие, и действия их реальны»
(1)
.

Игрушка оказывает большое влияние на создание игрового образа. Например, игрушечный волк из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»

не производит на детей впечатление злого и хитрого зверя. Серая рубашка, яркие красные шаровары, желтые тапочки вызывают улыбку, а сам персонаж — даже чувство симпатии. Поэтому в играх большинство детей изображали волка добрым: он хочет дружить с Красной Шапочкой, читает книжки бабушке, приносит ей в подарок елку, приглашает ее в детский сад на праздник.
«Ты не бойся, Красная Шапочка, я тебя не съем,— говорит малыш.— И бабушку твою есть не буду. У меня и зубов-то нет, посмотри!»
По мере развития ребенка меняется его отношение к игрушкам. Он начинает отбирать те, которые помогут ему реализовать свой замысел. Однако средством осуществления замысла игрушка может стать лишь в том случае, если ребенок правильно воспринимает ее образ, если у него имеются знания о предмете, изображаемом ею, если игрушка вызывает осознанный интерес и желание играть. Н. К. Крупская говорила: «Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно… Надо наблюдать, на что направлена его самодеятельность, и давать те игрушки, которые его самостоятельность стимулируют, организуют ее, направляют в определенное русло»
(2)
.
«Программа воспитания в детском саду»
ставит перед педагогом конкретные задачи воспитания дошкольников, определяет примерный круг необходимых представлений, умений и навыков.

Ребенок начинает осваивать и познавать реальный мир в семье. Любовь к родителям и близким людям оказывает на детей большое влияние и вызывает желание стать «такой, как мама»

, быть
«похожим на папу»
. Это определяет и тематику игр. Поэтому так велик у малышей интерес к куклами игрушкам, изображающим предметы домашнего обихода.

Постепенно внимание детей начинают привлекать и другие стороны окружающей жизни. С большим интересом малыши присматриваются к труду людей различных профессий: шофера, милиционера, врача; с увлечением смотрят парады войск Советской Армии и физкультурные праздники, проявляют интерес к животным, к различным видам транспорта и т. д. Эти представления отражаются и закрепляются в играх, для развития которых

детям нужны соответствующие образные куклы. Произведения художественной литературы вызывают потребность в игрушках, изображающих персонажей любимых сказок.

Задачи воспитания младших дошкольников, в частности развитие их творческих игр (дети идут от изображения близких, хорошо знакомых им явлений, к более далеким, связанным с расширением впечатлений)

, позволяют определить примерную тематику ассортимента образных игрушек и их количество для вторых младших групп детского сада. Повышенная эмоциональная восприимчивость и неустойчивость внимания в младшем дошкольном возрасте требуют особой красочности игрушки, простоты и выразительности ее формы. Большая активность ребенка, постоянная потребность в движении, в действии определяют основное требование к игрушке: она должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать, разыгрывая свою роль. Особенно важны для малышей игрушки с отдельными подвижными деталями
(куклы с головой, руками и ногами на шарнирах; автомобили, у которых поворачиваются передние колеса и руль, открываются дверцы, багажник, откидывается кузов)
или игрушки, которые можно собирать и разбирать. Следует обратить внимание на величину и количество игрушек разного вида. Наиболее удобны для малышей крупные машины, мишки, куклы и т. д. Вместе с тем для различных построек из настольного строительного материала необходимы предметы небольших размеров.

Важным условием для создания у детей интереса к образным игрушкам является объединение последних в единый комплекс по теме, обеспечивающий отражение определенных жизненных или сказочных событий. В этом случае воображение ребенка получает материальную основу для комбинирования представлений, выполнения разнообразных игровых действий, обогащающих сюжет игры. Комплексность игрушек стимулирует развитие игр детей, позволяет решать важные педагогические задачи формирования игрового творчества. Комплекс игрушек должен иметь единое стилевое оформление.

Для успешного развития игры не менее важное значение имеет хранение и расположение игрушек в группе. В младших группах детского сада стало традиционным располагать игрушки в разных местах групповой комнаты, создавая так называемые игровые уголки: в одном месте устраивается гараж для машин, в другом — домик для животных; выделяется также особый уголок, в котором постепенно накапливаются игрушки для игр в «семью»

и
«детский сад»
. Однако, как правило, создает эти уголки в начале учебного года сам воспитатель без участия детей. Детям разрешается играть с игрушками только в уголке, соблюдая порядок. Но при такой организации
«жизни»
игрушек не исключается тенденция навязывания темы игры, ограничения творческого подхода к ее сюжету. Поэтому надо тщательно продумать, какие игрушки внести сразу и как их расположить, где хранить остальные и в какой последовательности их вносить позже.

Учитывая склонность детей к подражанию, рекомендуется в младшей группе иметь по 3—4 игрушки каждого вида.

Для успешного развития игры, не менее важное значение имеет хранение и расположение игрушек в группе. Первая встреча с игрушкой должна вызывать у ребенка радостное удивление, желание играть. Поэтому надо тщательно продумать, какие приемы использовать при ее внесении, где и как лучше расположить. Сразу все игрушки предлагать детям неразумно. Создается большое количество раздражителей, отвлекающих и без того неустойчивое внимание ребят, теряется элемент новизны, неожиданности.

В младших группах детского сада целесообразно расположить игрушки в разных местах групповой комнаты: в одном месте устроить гараж для машин, в другом — домик для животных, для кукол выделить особый уголок, в котором постепенно будут накапливаться предметы для игр в детский сад и дочки-матери.

Игровые уголки очень помогают воспитанию организованности и дисциплинированности детей. А. С. Макаренко писал: «Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живет в определенном месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо»
(1)
.

Отношение детей к игрушкам нельзя сравнивать с отношением к различным, даже очень нужным предметам и вещам. Ребенок не просто играет игрушкой. Он одухотворяет ее, воспринимает как друга, с которым можно поделиться своими радостями, маленькими тайнами, переживаниями. Игрушка полностью подвластна ребенку, его фантазии: он может превратить любимого мишку то в ребенка, то в моряка, то в сказочного Мишутку. Учитывая специфику детской игровой деятельности, наиболее целесообразно привлекать детей к созданию игровых уголков, вызывать у них желание самим организовывать «жизнь»

своих игрушек в группе. Известно, что окружающая действительность становится эффективным фактором развития личности тогда, когда человек не пассивно усваивает ее влияние, а вступает в активное взаимодействие с ней, когда она выступает перед ним как объект его деятельности. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в руководстве интересами детей, в формировании у них желания и потребности самим творчески действовать с игрушками.

Используя разные приемы внесения, можно углубить интерес дошкольников к образным игрушкам и сделать его более устойчивым и осознанным; показать возможность целесообразного примения игрушек в играх разного содержания; воспитать навыки культурного обращения с игрушками; организовать «жизнь»

игрушек.

В различных игровых ситуациях одни игрушки несут определенную эмоциональную и смысловую нагрузку (посуда, телефон, стиральная машина, холодильник, телевизор, фотоаппарат и др.)

, имеют строго определенное назначение; другие
(куклы, животные, машины)
наделяются содержанием в зависимости от их роли. Та.к, самосвал обычно служит для перевозки грузов, но по мере необходимости может превратиться в
«скорую помощь»
, на которой заболевшего мишку везут в больницу. Кукла Машенька может быть просто дочкой, но может быть и школьницей, и главной героиней сказки.

Разная роль игрушек определяет и различные способы их внесения. Если воспитатель знакомит детей с предметами, которые используются в играх по своему прямому назначению, то его задача заключается в том, чтобы закрепить это назначение, напомнить ситуации, в которых эти предметы можно применять. Если же воспитатель вводит игрушки, роль которых широка и разнообразна, то необходимо помочь детям правильно воспринять передаваемый образ, показать варианты различного применения одной и той же игрушки, возможности ее обыгрывания.

Однако развитию игр способствует не только введение новых предметов, но и получение детьми соответствующих знаний об этих предметах и явлениях. Поэтому внесение игрушек нужно осуществлять в тесной связи со всей воспитательно-образовательной работой в группе.

В качестве основных приемов знакомства с игрушками рекомендуются дидактические игры с участием куклы, которую можно назвать любым именем, близким детям; загадывание загадок этой куклой; инсценировки театра игрушек и создание игровых ситуаций.

Главным персонажем при внесении игрушек может служить кукла Андрюша. Этот улыбающийся, обаятельный «мальчик»

любит играть, шутить, хочет многое узнать. Детям очень близок Андрюша, так как своими действиями и стремлениями он напоминает их самих
(1)
.

Первый приход Андрюши в группу должен быть для детей неожиданным. Громко поздоровавшись со всеми, он знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Затем, выйдя на минутку за дверь, Андрюша возвращается с большим, красиво перевязанным пакетом и просит отгадать, что он принес. Так начинается интересная дидактическая игра

«Андрюшины подарки»
(из серии игр типа «Чудесный мешочек»
). Дети пытаются отгадать, что находится в пакете. Когда пакет развернут, малыши видят набор красивой кукольной мебели. Андрюша спрашивает, как каждый предмет называется, для чего он нужен. Дети с удовольствием рассказывают обо всем, что знают. Когда вся мебель рассмотрена, Андрюша спрашивает, где она будет стоять, будет ли у кукол своя комната. И, попрощавшись, уходит, пообещав прийти через несколько дней.

Так в игровой форме, ненавязчиво мысль детей направляется на создание кукольного уголка. «Мы сделаем куклам комнату, чтобы они там жили. У них теперь будет и кроватка, и шкаф, и столик красивый»

,— говорят дети.

Чтобы закрепить вызванный интерес и показать малышам различные варианты оформления кукольных комнат, можно провести экскурсию в другие группы. Во время экскурсии дети замечают, что в кукольных уголках, кроме мебели, имеется пианино, телевизор, холодильник, газовая плита и т. д. Это вызывает у них стремление сделать куклам не только комнату, но и кухню: «А то где же будет газовая плита стоять?»

Дети задают воспитателю вопросы
(«А у нас будет телефон, холодильник? А стиральная машина будет?»
), которые подготавливают почву для внесения новых игрушек.

В одном из детских садов Москвы, куда Андрюша принес подарки — кукольную мебель, в течение нескольких дней под руководством педагога дошкольники занимались оборудованием комнаты для кукол. Они расставляли мебель, развешивали на окнах занавески, на стенах — картинки; определяли, какие куклы будут жить в этой комнате, где будет спать каждая. С гордостью сообщали родителям, что делают куклам красивую комнату.

Рассказы малышей про Андрюшу, их ярко выраженная радость заинтересовали родителей. Некоторые стали сами предлагать свою помощь. Силами родителей были сделаны различные полочки, вешалки, плечики для кукольных платьев. В оборудованной комнате каждая игрушка имела определенное место. «Как хорошо теперь стало куклам. Красивая у нас комната получилась»

,— радовались дети. Они стали по-иному относиться к игрушкам, старались каждую положить на свое место. По мере накопления детьми знаний и представлений усложнялось и оформление игровых уголков
(«больницы»
,
«парикмахерской»
,
«жилой кукольной комнаты»
). Велась работа и по развитию навыков культурного обращения с игрушками..

Эстетическое оформление уголков вызывало у детей желание поддерживать порядок. Этому же способствовала оценка воспитателя, высказанная от имени Андрюши. Одобрение Андрюши вызывало у детей чувство удовлетворения, радости. Постепенно они сами научились поддерживать порядок в игровых уголках, стали проявлять нетерпимость к небрежности некоторых ребят, требовали от них аккуратности.

Дидактические игры с участием Андрюши давали хороший воспитательный эффект: они помогали вносить различные игрушки, оборудовать игровые уголки. Кроме того, обогатилось содержание игр, так как представления детей стали более четкими и разнообразными, малыши научились свободнее комбинировать в своей игре различные предметы. Кроме дидактических игр типа «Чудесный мешочек»

, могут быть использованы и другие:
«Магазин игрушек»
,
«Дружные ребята»
,
«Рукавичка»
. Первые две игры помогают уточнить представления детей о назначении игрушек. Игра
«Рукавичка»(по мотивам русской народной сказки)
дает детям возможность усвоить способы действий с новыми игрушками, знакомит с повадками животных: зайчик прыгает, быстро бегает, лисичка хитрит, помахивает хвостом из стороны в сторону, медведь переваливается с боку на бок.

Вызвать интерес к игрушкам, показать одних и тех же персонажей в различных ситуациях помогают инсценировки театра игрушек (например, по сказке С. Преображенского «Мишка болен»

, русским народным сказкам
«Кот, петух и лиса»
,
«Три медведя»
,
«Машенька и медведь»
и сказке К. И. Чуковского
«Доктор Айболит»
).

При знакомстве детей с новыми сказочными персонажами необходимо учитывать уровень их представлений, от которых зависит выдумка и фантазия, развитие игрового замысла, объединение играющих, комбинирование игрушек при реализации игровой цели. Поэтому показ инсценировок следует проводить после работы по обогащению представлений. Например, ребятам в процессе занятий по развитию речи стали знакомы многие сказки. Воспитатель, желая систематизировать представления детей, сделать их более отчетливыми, яркими, запоминающимися, подбирает игрушки к этим сказкам, показывает инсценировку, после которой дошкольники самостоятельно организуют игру с внесенными атрибутами. Знакомые сказочные образы не оставляют детей равнодушными, побуждают в игре выразить свое отношение к ним.

Систематический показ театра помогает детям установить определенную зависимость между способами действий с игрушками и характером персонажей (мишка ходит неторопливо, вперевалочку, доверчив, медлителен; зайка всего боится, дрожит от каждого шороха, бежит вприпрыжку)

, соединить реальные представления со сказочными, вымышленными. Дети при этом не копируют показанные инсценировки, а вносят свои изменения, проявляют выдумку и фантазию, обогащая тем самым сюжет. Следующий прием внесения игрушек — создание игровых ситуаций предполагает активное руководство воспитателя. Игровые ситуации ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, подбирать игрушки для реализации задуманного. Например, кукла Андрюша сообщает в письме, что через два дня в гости к детям приедет его хорошая подружка Аленка. Если ей понравится у ребят, то она останется жить у них. Андрюшино письмо заставляет детей подумать о том, как встретить Аленку, как сделать, чтобы ей понравилось в детском саду. Задача воспитателя — поддержать вызванный у детей интерес к игрушке, к действиям с ней, нацелить их выдумку и фантазию на осуществление задуманного.

Можно оформить и уголок сказки, в котором время от времени будут появляться главные герои сказок; можно создать только игровой фон, подсказывающий сюжет хорошо знакомой сказки. Интересен и такой прием внесения игрушек, как Андрюшины загадки. Цель их — показать детям, как можно использовать одни и те же игрушки в разных игровых ситуациях; формировать нравственные представления детей; учить их правильно оценивать поступки своих товарищей; воспитывать желание поступать хорошо и осуждать дурное.

Например, в группу к детям приходит Андрюша и предлагает отгадать его загадки.

  1. загадка. Андрюша рассказывает: заболела дочка, надо вызвать врача, но папы нет дома, а мама боится оставить ее одну. «Как же можно вызвать врача?»
    — обращается Андрюша к детям. Он дает возможность им подумать, а затем показывает телефон и спрашивает, сколько нужно аппаратов, чтобы можно было позвонить в больницу.
    «Правильно, два. Один должен стоять дома, другой — в больнице»
    . Показывает, как нужно набирать номер и что при этом говорить.
  2. загадка. Андрюша рассказывает детям, как однажды увидел пожар, но не растерялся и быстро сообщил о нем пожарникам. Как он это сделал, ведь пожарная команда была далеко? Дети догадываются, что он позвонил по телефону.

Андрюша спрашивает, какой номер нужно набирать, чтобы сообщить о пожаре. Если дети не знают, отвечает сам. Затем предлагает подумать, в каких случаях еще можно использовать телефон (сообщить, например, о своем приезде, пригласить в гости друзей)

.

Внесение новой игрушки значительно обогащает игры детей: по телефону они вызывают врача на дом, сообщают о пожаре, приглашают гостей. Хорошую услугу оказывает эта игрушка при вовлечении в совместные игры робких, застенчивых детей. Игра-загадка «Что такое хорошо и что такое плохо»

помогает воспитателю формировать в детском сознании определенные нравственные нормы и представления.

Все дети садятся около стола. Приходит Андрюша, здоровается и говорит: «Сегодня я буду вам загадывать загадки. Я покажу хороших и плохих детей. Если вы увидите хороших, хлопайте в ладоши, а если плохих, то не хлопайте, говорите: «Плохо»

. Затем Андрюша садится на стульчик, а рядом, на столе, воспитатель разыгрывает сценки с помощью кукол.

  1. Сидит девочка Таня с игрушкой. Подбегает драчун, выхватывает у нее игрушку и убегает. Таня плачет. Дети кричат: «Плохо!»
    Если они не сразу реагируют, Андрюша спрашивает, хороший или плохой этот мальчик. Затем к плачущей Тане подходит Саша:
    «Не плачь, Таня! Вот тебе игрушки, давай вместе играть!»
    Все дети хлопают.
  2. Сидит растрепанная девочка, к ней подходит Галя: «Почему ты такая растрепанная? Заплети косички, застегни правильно платье и иди гулять»
    . Девочка-ревушка:
    «Никуда я не пойду, мне не нравится в саду. У-у-у!»
    Галя:
    «Возьми, Таня, молока»
    .—
    «Кружка слишком велика! В этой не могу я, дайте мне другую! В этой не желаю, дайте лучше чаю»
    . Дети кричат:
    «Плохо!»
    Андрюша говорит:
    «Какая капризная девочка-ревушка»
    .
  3. Саша: «Как мне хочется погулять. Сейчас все уберу и пойду»
    . Собирает книжки, игрушки, ставит все на место. Дети хлопают. Андрюша:
    «Правильно, Саша молодец, все убрал, а потом пошел гулять. Ребята, я к вам буду еще приходить, а сейчас давайте все вместе скажем: «Будем делать хорошо и не будем плохо»
    .

Приемы внесения игрушек, можно чередовать. Если после проведения дидактической игры игрушка используется детьми все же не по назначению, неправильно или редко, то применяется другой прием, например показывается инсценировка или Андрюша загадывает сценку-загадку про эту игрушку.

Целенаправленное использование приемов внесения игрушек помогает комплексно решить целый ряд задач: театр игрушек вызывает у детей положительные эмоции, влияет на их воображение, придает игре нужное направление без навязывания сюжета, показывает разные варианты употребления одних и тех же игрушек; создание игровых ситуаций развивает способность намечать цель игры, подбирать игрушки для реализации задуманного, побуждает проявлять творчество; загадывание сценок, загадок активизирует мыслительную деятельность детей, пробуждает желание искать ситуации, где бы еще можно было использовать игрушку; дидактические игры закрепляют умение использовать игрушку по назначению, а также способы действий с ними.

Таким образом, в играх проявляются те знания и представления, которые были даны детям, те чувства, которые у них воспитаны, а игрушка, в свою очередь, помогает закрепить эти знания, развить и углубить чувства.

Различные приемы внесения игрушек оказывают влияние на развитие игрового замысла, обогащают содержание игр. И если эти приемы сочетаются со всей воспитательно-образовательной работой, то игрушка приобретает важное значение в жизни ребенка, дает широкий простор его воображению, развивает организаторские способности, самостоятельность, возбуждает активность, способствует проявлению коллективистских отношений.

Следующая >

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

  • Календарь. Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной.
  • Часики. Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять.
  • Счетный материал. Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Игрушки. Консультации для родителей — Консультация для родителей «Во что играть с особым ребёнком»

Публикация «Консультация для родителей «Во что играть с особым…» Все знают, что особенным деткам необходимы развивающие занятия и игры. Но, к сожалению, не всегда есть возможность посетить развивающие центры. Поэтому предлагаю Вам, уважаемые родители несколько игр, в которые можно поиграть с детками дома. Обратите внимание на некоторые…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей «Совместная игры» Консультация для родителей на тему «Совместные игры» Ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид…

Консультация для педагогов «Дидактические игры и игровые упражнения по звуковой культуре речи» Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно готов к обучению в школе. Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. Вот почему дети,…

Методические рекомендации для развития чувства ритма с использованием музыкально-дидактических игр Музыкально-дидактические игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания: выразительное исполнение музыкальных произведений, беседу о музыке, творческие задания, наглядно — слуховой и наглядно-зрительный методы, художественное слово,…

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки.
  • В 2-3 года малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение.
  • Ребенок в 5 лет — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка»

Консультация для родителей

на тему: « Игрушка в жизни ребенка»

Цель

: помочь родителям открыть новые возможности игрового отражения мира.

Задачи:

  • заинтересовать проблемой;
  • дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;
  • вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Ход

:

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их, в первую очередь в игре, которая является для него ведущей деятельностью. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Как сказал А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Именно в игре, свободной, ребенком самим создаваемой, или играх с правилами малыш ведет деятельную, увлекательную жизнь. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. (Слайд №1)

Игрушка — спутник жизни ребенка, источник его радости. А что же такое игрушка или игрушки? (Слайд№3) Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Для каждого из детей, игрушка представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер и обладает общечеловеческой ценностью. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно, чем игрушка.

Велика воспитательно-образовательная ценность игрушки. (Слайд№4)

(Сдайд№5) В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные.

(Слайд №6) Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. (Слайд №7) Очень важно, чтобы в подбор игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».

Предлагая ребенку игрушку важно помнить:

  • При внесении моторных игрушек, необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними.
  • Представляя образную игрушку, проявите своё положительное отношение к ней, пробуждая такое же отношение у ребёнка. Дать имя, место, где будет жить. Любую игрушку нельзя отделить от игры. Дети осваивают игрушку в игре и принимают её в свой мир.
  • Не должно быть игрушек, отображающих орудие насилия, жестокости, ужасов. Игрушка для ребёнка полна смысла.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа — предметы-заместители.

(Слайд №9)Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д. (Слайд № 8)

Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку. В возрасте с 4 до 7 лет детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому мальчики выбирают машинки и конструктор (Слайд №9), а девочки кукол и всё, что с ними связано. (Слайд №10)

(Слайцд№11)Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото, у детей просыпается интерес к конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками. В играх детей кроме игрушек, купленных в магазине, участвуют и игрушки, сделанные родителями или самими детьми.Слайд №12)

Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию — и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения семьи.

(Слайд №13)Воспитывайте бережное отношение к игрушке. Старайтесь постепенно приучать малыша поддерживать среди своих игрушек порядок — прежде всего на собственном примере. Начните уборку и попросите малыша вам помочь. Объясните, что у каждой игрушки должен быть свой собственный домик. Похвала подействует лучше, чем порицание: хвалите ребенка каждый раз, как он уберет игрушку на место. Удобные шкафчики, красивые коробочки — все это поможет привить ребенку любовь к порядку в детской, а позже — к порядку в доме. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Итак, с раннего возраста у ребёнка есть потребность в игре и в игрушках и наша с вами задача, уважаемые родители, эту потребность удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям, поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. (Слайд №14)

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!(Слайд №15)

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Больше интересных статей про игрушки вы можете найти в нашем блоге.

Статья:

Игрушки сопровождают детей с первых дней жизни и обычно рассматриваются как средства для забавы и развлечения. Однако не нужно забывать, что они также имеют большое влияние на физическое, психическое, коммуникативное и творческое развитие малышей. Игрушки в жизни ребенка Как правило, первые игрушки для ребенка – это погремушки, резиновые кольца, различные подвески и т. д. Они, прежде всего, направлены на развитие зрения, слуха и моторики пальчиков. Поэтому такие игрушки должны быть разными по форме, текстуре, цвету (желательно яркими), чтобы у крохи было желание их рассматривать, трогать, взять в ручки. В первый месяц после рождения у ребенка происходит формирование слуховых реакций, поэтому важно обеспечить его также несколькими музыкальными игрушками с разным звучанием. Благодаря таким игрушкам кроха постепенно начинает понимать причинно-следственные связи: когда игрушку потрясти, она издает звуки. Важно, чтобы игрушки для младенцев были сделаны из безопасных и мягких материалов (лучше всего резины, пластмассы), ведь малыш в любом случае станет тянуть их в рот и кусать. Годовалым малышам будут интересны разноцветные пластмассовые кубики, пирамидки, состоящие из нескольких элементов, коробочки-стаканчики или мисочки разных размеров, которые как матрешки вкладываются друг в друга. Такие игрушки приносят детям радость и отлично влияют на ранее развитие интеллекта. Купите также большой легкий мяч, который не будет закатываться под кровать или шкаф, и малыш сможет играть с ним в комнате, толкая ножкой либо подбрасывая вверх. Детишек от 2-х лет можно знакомить с мягкими игрушками. Во-первых, ребенок в таком возрасте уже не тянет их в рот, а, во-вторых, такая игрушка станет малышу другом, с которым он быстрее будет засыпать и охотнее кушать. Также присутствие «мягкого» друга сделает ребенка более уверенным и поможет адаптироваться к новой обстановке, например, в детском саду. К своим любимым мягким игрушкам дети начинают испытывать эмоциональную привязанность, ухаживать за ними. Таким образом, у них формируются такие качества, как заботливость, ответственность и гуманное отношение к окружающим. Мягкие игрушки и куклы нужны детям для сюжетно-ролевых игр. Обыгрывая различные ситуации из жизни или увиденные в мультфильмах, у малышей хорошо развивается мышление, память и воображение. Почти всех деток привлекают музыкальные игрушки в виде дудочки, барабана, гармошки, мини-пианино. Если для младенца любопытен сам звук, исходящий от погремушки, то деток постарше уже начинают интересовать мелодии, которые можно воспроизвести через детские музыкальные инструменты. Чтобы приучить ребенка к аккуратности и самостоятельности, обеспечьте его большой коробкой или другой емкостью, куда он сможет складывать после игры свои кубики, машинки, мячики и другие игрушки. Маленьких деток часто интересуют предметы живой природы, поэтому для игр они нередко собирают всевозможные веточки, палочки, листочки, шишки, камешки и ракушки. Лучше узнать окружающий мир малышу помогут также детские игрушки в виде различных зверушек. Малыши от 3-х лет начинают активно включаться в мир социальных взаимоотношений и понимать, что каждый человек выполняет какую-то работу, что у каждого есть определенная профессия. Поэтому игрушки для детей данной возрастной категории – это, прежде всего, принадлежности для ролевых игр (например, детская посуда, наборы для доктора или парикмахера). Сюда же можно отнести и игрушки-орудия (ведерка, лопатки, совочки, разные формочки). К 5 годам детишки не утрачивают интерес к сюжетно-ролевым играм, однако начинают увлекаться более сложными игрушками: различными конструкторами, пазлами, что развивает их логику, терпение и усидчивость. В таком возрасте дети учатся использовать одни и те же игрушки для разных игр. Это способствует развитию фантазии, образного мышления ребенка, обогащению его внутреннего мира. Технические игрушки с простыми и сложными механизмами знакомят ребенка с миром техники, побуждают к экспериментам и стимулируют логику. В 6-7 лет детей начинают привлекать настольные игры, а также игрушки, сделанные собственными руками. К счастью, сегодня можно приобрести специальные наборы для детских поделок. Например, комплект предметов для шитья, набор запчастей для конструирования самолета, наборы для лепки, рисования или аппликаций. Спортивные игрушки не только помогают развитию мышц, координации движений, моторики и дыхательной системы, а также формируют в маленьком человеке таких полезные качества, как сила воли, выдержка и настойчивость. Кроме прочего, детские игрушки и игры оказывают огромное влияние на социальную адаптацию и коммуникативное развитие, поскольку дети, играя вместе, учатся общаться и эффективно взаимодействовать друг с другом. Почему ребенок ломает игрушки? Как утверждают психологи, ребенок ломает игрушки не из-за того, что он слишком разбалован или не ценит то, что имеет. Существуют другие причины, объясняющие такое поведение: • Малыши каждый день познают мир, им все интересно и любопытно. Соответственно, у них возникает сильное желание посмотреть, как внутри устроен самолет или из чего сделана кукла. • Во время сюжетно-ролевых игр дети часто разделяют игрушки на хороших и плохих персонажей. И последних они хотят победить, наказать, уничтожить. А сделать это проще всего, если сломать «плохую» игрушку. • Иногда дети портят игрушки, когда чувствуют потребность выплеснуть негативные эмоции (злость, обиду, ревность). Возникновение игрушки, изменение её внешнего вида, применение в процессе подготовки ребёнка к будущей жизни имеет длительную историю. Игрушка, как предмет детских забав, со временем стала средством умственного, нравственного, физического и эстетического развития. Первые российские игрушки не отличались хорошим качеством, производились из второсортного сырья. В мае 1932 года в России впервые в мире был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в городе Загорске. У игрушки появляется множество классификаций, видов, групп, но не в одной из них не упоминается игрушечное оружие и игрушки, изображающие монстров, вампиров. Это объясняется тем, что данный вид игрушки появился в большом количестве и стал доступным буквально для каждого ребёнка только в последние десятилетия. По мнению А. В. Лонтионовой игрушки включают в себя несколько наиболее важных групп: — защитники-успокоители — игрушки-утешители — символические игрушки — игрушки- посредники — игрушки- однодневки — игрушки- коллекции В настоящее время появилась ещё одна группа игрушек — это герои современных мультфильмов и игрушки «страшилки». Как же из всего этого многообразия выбрать самую нужную и полезную игрушку? В современных магазинах игрушек взрослые, а порой и сами дети, теряются в выборе нужной игрушки. Ассортимент настолько разнообразен, что глаза просто разбегаются. Но часто взрослые не задумываются о том, какие чувства игрушки могут воспитывать в детях: доброту, внимание, заботу, любознательность или агрессию, злобу, безжалостность и раздражительность. Ведь специалисты не зря утверждают, что игрушки формируют характер ребёнка и влияют на его дальнейшую судьбу. Каким же образом это происходит и как понять, что полезно для детского организма, а что принесёт один лишь вред? Каждый родитель, стараясь идти в ногу со временем, покупает ребёнку много игрушек, покупает то, чего не было в их детстве, то, что им кажется очень современным и модным, но и, конечно же, то чего хочет их ребёнок, а дети всегда хотят больше, больше и больше. Однажды учёные подсчитали примерное количество игрушек в детских комнатах. Это была, по их мнению, просто огромная цифра. Среднее их количество приближалось к четыремстам для одного ребёнка. При таком изобилии он ни одну из них не может полюбить, освоить и многие просто становятся не нужными и, в конце — концов, обесцениваются. Каждый должен понять, что игрушка — это средство для осуществления игры, а игра имеет огромное значение для детского развития. Игра это форма жизни для маленького ребёнка, он живет, играя, выражает свой внутренний мир, желания, события, интересы. В игре ребёнок усваивает особенности окружающей действительности, выражает себя, учится думать и придумывать. Игра это сложный процесс, где ребёнок создаёт свой воображаемый мир. Он вкладывает в речь игрушки свои переживания, мысли, своё представление о мире. Играющие дети более самостоятельные, ведь когда взрослые учат ребёнка, они просто усваивают то, что им предлагают, а играя, он сам что-то придумывает, проявляет инициативу, творит. Эти дети более творческие, самостоятельные, организованные. Важный и острый в современном мире вопрос: что важнее игра или обучение ребёнка на ранней стадии развития? Родители в большинстве своём обесценивают игру, считая её развлечением. Это огромное заблуждение. Ведь обучение предполагает не только знание букв и цифр, это ещё и познавательная активность ребёнка, его готовность обучаться. Всё это ребёнок приобретает только в игре. Психологи утверждают, что игра имеет большое преимущество перед ранним обучением, всё действенно лишь в комплексе. Те дети, которые не доиграли в дошкольном возрасте, передвигают игру на более поздний период (7–8 лет), когда пора учиться. Играть нужно в определённом возрасте. Посмотрев на современные игрушки детей, взрослые задумываются, а есть ли в них хоть какая-то польза, И мало кто из них пытается посмотреть на них глазами маленьких детей. Современные игрушки зачастую сопровождаются известными среди детей сериалами, мультфильмами. Им хочется играть в знакомые ситуации, которые они увидели, поэтому они просят купить так понравившегося героя. Если вспомнить, то игрушки мам и бабушек тоже создавались по мотивам сказок того времени, и несли всё туже идею добра и зла. Дети в отличие от взрослых способны видеть за внешностью игрушек совсем иное содержание. Не всегда некрасивая игрушка несёт в себе зло и наоборот. Полезность игрушки не всегда связана с её ценой, иногда, чем проще игрушка, тем она лучше и удобнее. Самое главное, чтобы в неё хотелось играть. А чтобы возникла игра, обязательно с ребёнком должен быть человек, который учит и приобщает к игре. И в большинстве своём эту роль на себя должны взять родители. Подводя итог, хотелось бы поразмыслить о том, почему нельзя забрасывать ребёнка игрушками. Наверное, потому, что он должен ценить каждую из них, а родители не должны просто откупаться от малыша. Игрушка не заменит внимания, заботы мамы и папы. Игрушка должна действовать, учить и развивать ребёнка. И если есть сомнение в покупке той или иной игрушки, то самый лучший вариант, смастерить её своими руками. Ребёнок оценит время, проведённое с вами, сможет пофантазировать и понять, что не всё ценное покупается за деньги. Для ребёнка игрушка — это неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьёзного внимания. Игрушкой может стать всё, что угодно. Именно ребёнок превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним. Игрушка может обладать огромной властью и способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет, зависит будущее детей. Игрушка является спутником ребёнка с первых дней его появления на свет. Это не только радость и забава, но и отличный воспитатель, готовящий ребёнка к жизни в обществе. Для ребёнка должно быть важным разнообразие игрушек, а не их количество. Ведь иногда именно с игрушки дети берут свой первый пример. Появление новой игрушки порой не только отражает уже существующий уровень технической оснащенности, но и в определенной мере может способствовать рождению новой технологии. Так, в конце XIX века представление о мире выразилось в широком распространении оптических игрушек (бинокли, подзорные трубы, микроскопы и пр.), что, как считается, определенным образом подготовило изобретение кинематографа. Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Рассмотрим современные игрушки. Для девочек, конечно, Барби. К куклам прилагается инструкция-программа: сколько у Барби должно быть подруг (оказывается, не меньше 8), одежды, мебели, косметики, «бой-френдов» и пр. Таким образом формируется потребность и перспектива жизни — быть «как хорошая американская девочка». Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Кто они — дочки? Подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней «бой-френда». На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. Это прекрасно чувствуют сами дети, правда, самые маленькие, нередко дающие Барби оценку «плохая», отказывающиеся с ней играть, а то и ломающие ее. Исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, лечить их, кормить и нянчить. Вместо них в магазине — реальные до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные — как пособие для акушерок. Самое главное достоинство мягкой игрушки — дарить нежность малышу. Эта ее особенность используется психотерапевтами и просто хорошими педиатрами; и, как показывает практика, — симпатичный мишка, пушистый слоник или лохматая собака способны «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа. А сейчас очень часто можно увидеть существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски, ни одну из них не хочется взять в руки, погладить. Подарив любимому чаду миниатюрные наручники и резиновую дубинку, родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие — самый короткий путь решения проблем. Это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Игрушечный меч может оказаться грозным оружием мальчика против страха темноты, средством овладения собственным поведением: четырехлетний малыш, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас направился с ним в темную комнату и через некоторое время вышел из нее счастливо улыбающимся: «Он убежал, Бармалей!» Разумеется нужно воспитывать в сыновьях смелость, отвагу и мужественность. Но может быть, игрушечные воины, которых родители смастерят вместе с сыном, окажутся более приемлемы для воспитательных целей? Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки — конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную. В традиционной народной игрушке заложены простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особое игровое пространство. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и прежде всего в ребенке) такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]