Картотека пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста


Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» в старшей группе

Предлагаем пальчиковые игры, которые познакомят старших дошкольников с тем, какие животные и птицы живут с человеком.

Овечки

Что за животные — шерстка колечками? — дети соединяют указательный и большой пальцы, сделав знак «Ok»;

Это на пастбище бродят овечки.

Их охраняет лохматый Барбос, — изображают кистью собаку, сгибают указательный палец, большой оттопыривают, мизинцем двигают, имитируя, как собака лает;

Чует, где волки, его черный нос.

А пастушок на холме у осинки, — поднимают руки над головой, имитируя возвышенность, затем качают поднятыми руками из стороны в сторону, изображая дерево;

Песню играет на дудке красиво. — имитируют игру на дудочке, перебирают пальчиками в воздухе;

Слушают песенку овцы и пес,

Слушают маки, ромашки, овес. — соединяют запястья, растопыривают пальцы, имитируя цветы;

И колокольчик головкой кивает, — качают кистями в разные стороны;

Словно бы песенке в такт подпевает. — прикладывают ладонь к ушной раковине, как бы прислушиваются.

Цыплята

Две курицы-пеструшки вывели цыплят, — воспитанники сжимают кулаки, отставляют большие пальцы, имитируя куриные клювы;

Те цыплята зашагали за мамочками в ряд. — в темпе сгибают и разгибают пальцы;

За каждой пеструшкой четыре цыпленка,

Четыре веселых и пестрых ребенка. — поочередно соединяют правые пальчики, начиная с мизинца, заканчивая указательным, с аналогичными левыми пальцами;

Цыплята дерутся, играют, пищат,

Крыльями хлопают, зерна едят. — сцепив руки, хаотично двигают пальцами;

Как только солнце спрячется, птенчики — домой, — сжимают кулаки;

Под мамочкино крылышко ложатся на покой. — соединяют ладони, подкладывают под щеку, изображая сон.

Поросята

Ой-ля-ля, ой-ля-ля, поросячья семья! — дети сжимают кулаки;

Первый поросенок хвостиком виляет, — разгибают мизинец;

Второй поросенок бок о стену вытирает, — разгибают безымянный;

Третий поросенок на грядках ковыряется, — разгибают средний;

Четвертый поросенок в лужице купается, — разгибают указательный;

Пятый поросенок — вот задира и нахал, — разгибают большой палец;

Чтобы спать посерединке, братишек растолкал. — в темпе сжимают и разжимают кулачки.

Бычок

Копыта слышно — цок-цок-цок!

К мальчику бежит бычок. — воспитанники стучат по твердой поверхности кончиками пальцев.

Рожки выставляет,

Пободать желает. — выпрямляют мизинец и указательный на обеих руках, вращают кистями;

А мальчику не страшно,

Мальчик ведь отважный, — одной рукой поглаживают другую;

Бычку водички принесет,

И на лужайку уведет. — сцепляют руки в «замок».

Комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшей группы ДОУ

Энергично разминать. (делают массирующие движения)

.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются»

.)

В лес идём погулять, (пальчики

» шагают».)

За черникой, (загибают по одному пальцу.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке принесём.

Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)

Наши пальчики устали

.

Наши пальчики встряхнём

,
(встряхивают кистями.)
Рисовать опять начнём.

Пальчиковая гимнастика «У меня пропали руки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

У меня пропали руки, (прячем руки за спину)

Может быть они от скуки

Убежали в зоосад?

Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)

Они с джемом были в банке.

Мои ручки просто клад.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков

, начиная с большого
пальца
.)

Вышли пальчики гулять

,

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики

в кулачки начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Сгибание пальцев

в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать
пальцы
на обеих руках поочерёдно.)

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок!

Пальчиковая гимнастика «Улей»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)

Вот маленький улей, где пчёлы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Пальчиковая гимнастика «Надо спать»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок»

.)

Такого не послушного

Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбки весело резвятся,

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом)

.

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)

Подготовительная группа

Предлагаем пальчиковые игры для расширения представлений об окружающем мире и улучшения моторики у старших дошкольников.

Козел

Однажды старенький козел — воспитанники приставляют ко лбу указательный палец и мизинец;

На грядках лакомство нашел. — вышагивают пальцами по горизонтальной поверхности;

Смотрит он по сторонам, — поворачивают голову вправо-влево;

Вкуснота и тут, и там:

Внизу стелется трава, — опускают голову;

Вверху пышная листва. — задирают голову;

Вот капуста, вот морковка, — садятся на корточки;

Вот кудрявая фасолька, — поднимают руки, тянутся на носочках вверх;

Позади — томатов грядка, — поворачиваются на 180°;

Впереди — цветочки в ряд, — поворачиваются обратно;

Слева — лук и огурцы, — поворачиваются на 90° корпусом влево;

Справа — смородины кусты, — поворачиваются на 90° вправо;

На них ягод сто, нет — двести. — наклоняют корпус влево-вправо;

Топчется козел на месте. — поворачиваются вокруг своей оси;

Долго думал наш козел,

Пока хозяин не пришел. — шагают на месте.

Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр» для детей первой младшей группы

Аннотация:

Методическая разработка представляет собой картотеку пальчиковых игр, используемая с детьми первой младшей группы. Пальчиковая гимнастика может использоваться в работе в разные промежутки времени: в режимных моментах, в утренний и вечерний отрезок времени, а также во время прогулки.Методическая разработка рассчитана на детей от 2 до 3-х лет и может быть полезна для воспитателей и родителей в целом учебном году.

Цель:

развиватьмелкую моторику рук дляразвития речи детейпервой младшей группы в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение подражать движениям рук педагога;

-налаживать контакты, эмоционального общения педагога и ребенка;

-сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;

Развивающие:

-развивать внимание, зрительное восприятие, речь;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к малым фольклорным жанрам и русским народным сказкам.

Актуальность:

В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).

А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик. Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или игр-занятий в детском саду.

Основная часть:

Этапы разучивания игр:

1. Педагог сначала показывает игру с пальцами сам.

2. Педа

гог показывает игру, манипулируя пальцами и рукой обучающегося.

3. Педагог и обучающийся выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.

4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.

5. Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе.

Для проведения данной работы необходимо использовать различные

методы и приемы:

наглядный метод работы — показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;

словесный метод работы — проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;

практический метод работы — пальчиковая игра.

Заключение:

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Список литературы:

Агранович 3. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» — СПб. «Детство-Пресс», 2005

Бодраченко И.В. «Игровые досуги для детей» Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ». Творческий , М. 2011

Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей». — СПб. Издательский Дом «Литера», 2003

Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики». СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010

Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб. ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003

Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов» М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)» Петрозаводск: Издательство «Петр ГУ», 1999

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками»

— М.: Издательство АСТ», 2004

9. Я.Л. Юдина, Захарова И. С. «Сборник логопедических упражнений»

М.: ВАКО, 2010

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]