Пальчиковая гимнастика «Домашние животные» в старшей группе
Предлагаем пальчиковые игры, которые познакомят старших дошкольников с тем, какие животные и птицы живут с человеком.
Овечки
Что за животные — шерстка колечками? — дети соединяют указательный и большой пальцы, сделав знак «Ok»;
Это на пастбище бродят овечки.
Их охраняет лохматый Барбос, — изображают кистью собаку, сгибают указательный палец, большой оттопыривают, мизинцем двигают, имитируя, как собака лает;
Чует, где волки, его черный нос.
А пастушок на холме у осинки, — поднимают руки над головой, имитируя возвышенность, затем качают поднятыми руками из стороны в сторону, изображая дерево;
Песню играет на дудке красиво. — имитируют игру на дудочке, перебирают пальчиками в воздухе;
Слушают песенку овцы и пес,
Слушают маки, ромашки, овес. — соединяют запястья, растопыривают пальцы, имитируя цветы;
И колокольчик головкой кивает, — качают кистями в разные стороны;
Словно бы песенке в такт подпевает. — прикладывают ладонь к ушной раковине, как бы прислушиваются.
Цыплята
Две курицы-пеструшки вывели цыплят, — воспитанники сжимают кулаки, отставляют большие пальцы, имитируя куриные клювы;
Те цыплята зашагали за мамочками в ряд. — в темпе сгибают и разгибают пальцы;
За каждой пеструшкой четыре цыпленка,
Четыре веселых и пестрых ребенка. — поочередно соединяют правые пальчики, начиная с мизинца, заканчивая указательным, с аналогичными левыми пальцами;
Цыплята дерутся, играют, пищат,
Крыльями хлопают, зерна едят. — сцепив руки, хаотично двигают пальцами;
Как только солнце спрячется, птенчики — домой, — сжимают кулаки;
Под мамочкино крылышко ложатся на покой. — соединяют ладони, подкладывают под щеку, изображая сон.
Поросята
Ой-ля-ля, ой-ля-ля, поросячья семья! — дети сжимают кулаки;
Первый поросенок хвостиком виляет, — разгибают мизинец;
Второй поросенок бок о стену вытирает, — разгибают безымянный;
Третий поросенок на грядках ковыряется, — разгибают средний;
Четвертый поросенок в лужице купается, — разгибают указательный;
Пятый поросенок — вот задира и нахал, — разгибают большой палец;
Чтобы спать посерединке, братишек растолкал. — в темпе сжимают и разжимают кулачки.
Бычок
Копыта слышно — цок-цок-цок!
К мальчику бежит бычок. — воспитанники стучат по твердой поверхности кончиками пальцев.
Рожки выставляет,
Пободать желает. — выпрямляют мизинец и указательный на обеих руках, вращают кистями;
А мальчику не страшно,
Мальчик ведь отважный, — одной рукой поглаживают другую;
Бычку водички принесет,
И на лужайку уведет. — сцепляют руки в «замок».
Комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшей группы ДОУ
Энергично разминать. (делают массирующие движения)
.
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются»
.)
В лес идём погулять, (пальчики
» шагают».)
За черникой, (загибают по одному пальцу.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке принесём.
Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)
Наши пальчики устали
.
Наши пальчики встряхнём
,
(встряхивают кистями.)
Рисовать опять начнём.
Пальчиковая гимнастика «У меня пропали руки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
У меня пропали руки, (прячем руки за спину)
Может быть они от скуки
Убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков
, начиная с большого
пальца
.)
Вышли пальчики гулять
,
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики
в кулачки начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять.
Пальчиковая гимнастика «На лужок»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
(Сгибание пальцев
в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать
пальцы
на обеих руках поочерёдно.)
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружок!
Пальчиковая гимнастика «Улей»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
(Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)
Вот маленький улей, где пчёлы
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Пальчиковая гимнастика «Надо спать»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).
А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок»
.)
Такого не послушного
Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Рыбки весело резвятся,
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом)
.
Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)
Подготовительная группа
Предлагаем пальчиковые игры для расширения представлений об окружающем мире и улучшения моторики у старших дошкольников.
Козел
Однажды старенький козел — воспитанники приставляют ко лбу указательный палец и мизинец;
На грядках лакомство нашел. — вышагивают пальцами по горизонтальной поверхности;
Смотрит он по сторонам, — поворачивают голову вправо-влево;
Вкуснота и тут, и там:
Внизу стелется трава, — опускают голову;
Вверху пышная листва. — задирают голову;
Вот капуста, вот морковка, — садятся на корточки;
Вот кудрявая фасолька, — поднимают руки, тянутся на носочках вверх;
Позади — томатов грядка, — поворачиваются на 180°;
Впереди — цветочки в ряд, — поворачиваются обратно;
Слева — лук и огурцы, — поворачиваются на 90° корпусом влево;
Справа — смородины кусты, — поворачиваются на 90° вправо;
На них ягод сто, нет — двести. — наклоняют корпус влево-вправо;
Топчется козел на месте. — поворачиваются вокруг своей оси;
Долго думал наш козел,
Пока хозяин не пришел. — шагают на месте.
Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр» для детей первой младшей группы
Аннотация:
Методическая разработка представляет собой картотеку пальчиковых игр, используемая с детьми первой младшей группы. Пальчиковая гимнастика может использоваться в работе в разные промежутки времени: в режимных моментах, в утренний и вечерний отрезок времени, а также во время прогулки.Методическая разработка рассчитана на детей от 2 до 3-х лет и может быть полезна для воспитателей и родителей в целом учебном году.
Цель:
развиватьмелкую моторику рук дляразвития речи детейпервой младшей группы в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение подражать движениям рук педагога;
-налаживать контакты, эмоционального общения педагога и ребенка;
-сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;
Развивающие:
-развивать внимание, зрительное восприятие, речь;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к малым фольклорным жанрам и русским народным сказкам.
Актуальность:
В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).
А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик. Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или игр-занятий в детском саду.
Основная часть:
Этапы разучивания игр:
1. Педагог сначала показывает игру с пальцами сам.
2. Педа
гог показывает игру, манипулируя пальцами и рукой обучающегося.
3. Педагог и обучающийся выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе.
Для проведения данной работы необходимо использовать различные
методы и приемы:
наглядный метод работы — показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
словесный метод работы — проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;
практический метод работы — пальчиковая игра.
Заключение:
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Список литературы:
Агранович 3. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» — СПб. «Детство-Пресс», 2005
Бодраченко И.В. «Игровые досуги для детей» Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ». Творческий , М. 2011
Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей». — СПб. Издательский Дом «Литера», 2003
Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики». СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010
Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб. ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003
Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов» М.: ООО «Издательство АСТ», 2001
Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)» Петрозаводск: Издательство «Петр ГУ», 1999
Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Игры с пальчиками»
— М.: Издательство АСТ», 2004
9. Я.Л. Юдина, Захарова И. С. «Сборник логопедических упражнений»
М.: ВАКО, 2010