Проект развития сюжетно-ролевой игры для дошкольников. Центр здоровья
ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ»
«Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и перестроение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». Л.С. Выготский.
Одной из интересных ярких и творческих игр детей мы считаем должна стать игра «Центр здоровья». Она является доступной для детей дошкольного возраста, так как с рождения у ребенка заложен генетически неосознанный интерес к профессии врача, к самому себе, к своим частям тела, органам и их функциям. Психологически маленький ребенок уже готов играть в игру, но в силу недостаточности жизненного опыта и знаний он не может развернуть достаточно яркую, последовательную сюжетную линию. Сюжетно – ролевая игра «Центр здоровья» — творческая игра, свободная от регламентации, игра, которая позволяет ребенку выразить свои фантастические желания, свои мечты. Здесь ребенку открывается широкий простор для проявлений творчества, активности и смекалки, фантазии, любознательности, для самореализации. Сделать это могут дети старшего дошкольного возраста. В этой игре ребенок не только отражает реальную жизнь, но и перестраивает её, эта игра имеет и развивающее значение. Здесь в комплексе можно решить задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей. Данная игра требует от ребенка полноценных знаний об окружающем мире, о своем организме, о строении своего тела, органах, о способах их лечения, о лекарственных травах и медикаментах. В процессе игры ребенок уточняет и закрепляет знания о профессии врача, фармацевта, физиотерапевта, о работе скорой помощи, МЧС. Кроме того, эта игра учит детей успешно жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу. Здесь развивается чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за свои действия, коммуникативные качества. Игра «Центр здоровья» нацелена на воспитание любви к ближнему, сочувствие к больному человеку, доброе и ласковое отношение к ним. Проблема выбора детьми тематики игр стоит очень остро. Недостаточное оснащение атрибутами, неполный объем знаний и не совершенное создание условий приводит к тому, что детские сюжетно – ролевые игры становятся однообразными и скудными по тематике и развитию сюжетных линий, ограничиваясь играми в семью, в школу, в больницу, в детский сад. Данные методические рекомендации к игре «Центр здоровья» помогут воспитателям и педагогам ДОУ использовать их в своей работе, разнообразить и обогатить содержание игры, за счет внедрения ролей врачей – специалистов узкого профиля: лор- врач, окулист, хирург,стоматолог и т.д.
Цели и задачи игры 1. Познакомить детей с понятиями «здоровье», «медицина». На этой основе дать детям возможность реализовать свои потребности, интерес к данной теме через развитие игрового сюжета «центр здоровья». 2. Расширять знания детей о здоровье человека, влияния образа жизни на состояние здоровья, об особенностях функционирования организма. 3. Развивать игровой опыт ребенка через обогащение его впечатлений о социальном мире, труде взрослых (врача, медицинской сестры, фармацевта, спасателей МЧС и др.). 4. Активизировать фантазию, речевое общение и творческое воображение в создании новых сюжетных линий. 5. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. 6. Способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности. Этапы возрастного развития игры «Центр здоровья»
Словарный минимум Профессии: Главный врач, врач, медицинская сестра, педиатр, терапевт, хирург, окулист, отолоринголог, стоматолог, кардиолог, аллерголог, массажист, санитарка, лаборант, косметолог, невропатолог, фармацевт, провизор. Орудия труда: Медицинские инструменты, шприц, скальпель, фонендоскоп, щипцы, градусник, вата, марля, бинты, шпатели, молоточек, лейкопластырь, грелка, тубусный кварц, капельница, пробирки, тонометр, весы, ростомер. Дополнительные профессионально-значимые понятия: Температура, ангина, отит, ОРЗ, ОРВИ, гипс, травма, рана, травмпункт, насморк, кашель, головная боль, зубная боль, кариес, озноб, головокружение, насморк, перелом, солнечный удар, ожог, анализ, процедурный кабинет, флюрография, рентген, ЭКГ, УЗИ, пломба, операция, справка, больничный лист, рецепт, карточка, направление, госпитализация. Название трудовых действий: Лечит, взвешивает, оперирует, перевязывает, осматривает, направляет, принимает, выписывает, ведет прием, наблюдает, слушает, ставит диагноз, измеряет давление, исследует, изучает, спасает, проверяет, делает уколы, делает массаж, накладывает гипс. Этапы разработки и проведения проекта сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья» 1. Постановка целей игры, наличие мотивации. 2. Вовлечение детей в решение этой проблемы (обозначение «детской» цели). 3. Создание плана игры (на основе поддержки детей). 4. Обсуждение плана с детьми. 5. Творческий поиск (сбор информации, материала). 6. Проведение основных мероприятий, предварительная работа — занятия, наблюдения, игры и т.д. 7. Домашние задания родителям. 8. Самостоятельная творческая работа с детьми. 9. Презентация проекта (КВН, праздник, открытое занятие, составление альбомов). 10. Результат работы — сюжетно-ролевая игра «Центр здоровья» — организованная, длительная игра. Примерные игровые действия: 1. Приход в поликлинику, регистратура; 2. Прием у врача; 3. Выписка лекарства; 4. Вызов «Скорой помощи»; 5. Госпитализация, размещение в палате; 6. Назначение лечения; 7. Обследования; 8. Посещение больных; 9. Выписка. Варианты и сюжеты игры «Центр здоровья» (новые сюжетные линии) 1. Лечение в санатории. 2. Наступил праздник «День медицинского работника». 3. Косметологическая лечебница. 4. Научно-медицинская лаборатория. 5. МЧС. 6. Туризм. Роли в игре Врачи – 6 человек: Педиатр Окулист Лор – врач Хирург Кардиолог Физиотерапевт Медицинская сестра в регистратуре – 1 человек Фармацевт – 1 человек Медицинская сестра в фитобаре – 1 человек Процедурная медсестра – 1 человек Лаборант – 1 человек Санитары на скорой помощи – 2 человека Врач скорой помощи – 1 человек Водитель скорой помощи – 1 человек Пациенты – 5 и более человек Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Центр здоровья» Регистратура 1. Ширма «Регистратура» 2. Халат, шапочка медсестры 3. График работы врачей 4. Направления к врачам – специалистам 5. Карточки 6. Журнал 7. Больничные листы 8. Печать 9. Телефон. 10. Бейджики для врачей Хирург 1. Халат, шапочка. 2. Журнал врача – хирурга 3. Бланки для рецептов 4. Операционный стол 5. Медицинский столик хирурга 6. Медицинские инструменты: капельница, шприцы, ножницы, вата, молоточек, бинты, лейкопластырь, скальпель, зажим, пинцет 7. Ширма «Изолятор» 8. Кроватка 9. Простыни 10. Одеяло Окулист 1. Халат, шапочка. 2. Журнал врача – окулиста 3. Бланки для рецептов 4. Таблица букв 5. Таблица рисунков 6. Набор «Оптика» 7. Глазок окулиста. Аптека 1. Ширма «Аптека» 2. Халат, шапочка фармацевта 3. «Лекарства» 4. Телефон Лор 1. Халат, шапочка 2. Журнал лор — врача 3. Бланки для рецептов 4. Шпатели 5. Глазок лор — врача 6. Трубочки 7. Трубка Педиатр 1. Халат, шапочка 2. Ростомер 3. Весы 4. Пеленальный стол 5. Сантиметр 6. Журнал педиатра 7. Бланки для рецептов 8. Шпатели 9. Градусники 10. Фонендоскоп 11. Тонометр Кардиолог 1. Халат, шапочка 2. Журнал врача – кардиолога 3. Бланки для рецептов 4. Медицинский столик ЭКГ 5. Медицинские инструменты 6. Кушетка 7. Простыня Физиотерапевтический кабинет 1. Халат, шапочка 2. Журнал физиотерапевта 3. Бланки для рецептов 4. Тубусный кварц 5. Кушетка 6. Простыни 7. Тренажеры Процедурный кабинет 1. Халат, шапочка процедурной медсестры 2. Журнал медицинской сестры 3. Медицинские инструменты: инструменты для забора крови, пробирки, ватные тампоны, шприцы, ножницы, бинты, лейкопластырь, пинцет, груша, градусник, грелка 4. Мыло 5. Полотенце 6. Простыни Фитобар 1. Барная стойка 2. Кислородная коктейлерная 3. Миксер для взбивания коктейля 4. Набор лекарственных трав 5. Чайник 6. Чайный сервис 7. Стаканчики 8. Трубочки 9. Муляжи фруктов 10. Муляж «Кумыс» 11. Муляжи коктейлей Скорая помощь 1. Машина «Скорая помощь» 2. Чемоданчик с медикаментами для скорой помощи и МЧС 3. Носилки 4. Телефон 5. Рация 6. Журнал скорой помощи
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Планирование воспитательно-образовательной работы) Младший дошкольный возраст ЗАДАЧИ: Учить детей: — умению принять на себя игровую роль и обозначить её для партнера; — умению осуществлять специфичные для роли условные предметные действия; — умению войти в образ и удержаться в нем определённое время; — умению изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; умению менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета; — умение развертывать ролевой диалог. Приучать к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения. Развивать речь, обогащать словарь детей. Поддерживать стремление узнавать больше о профессии врача. Побуждать детей заботиться о своем здоровье. Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих. СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1 БЛОК Познавательное развитие и развитие речи 1. Чтение произведений: «Петушок и бобовое зернышко» рус. нар. сказка (в обр. О. Капицы), К. Чуковский «Айболит». 2. Рассматривание иллюстраций по врачебной тематике: картины с изображением врачей, медицинского персонала, медицинского оборудования, медикаментов; обратить внимание на труд врача — чем занимается, обозначить виды деятельности, профессии. 3. Отгадывание двигательных загадок типа: «Что я делаю?» (забинтовываю, делаю укол, слушаю и пр.) 4. Разрешение проблемных ситуаций на основе незатейливых историй: «Таня простудилась», «Кукла заболела». 5. ТРИЗ — используя компонентный подход системного анализа рассмотреть системные свойства больницы (надсистема — система — подсистема). 6. Занятие. «Рассказывание о работе врача». Программное содержание: учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ о работе врача; обобщить знания детей о профессии «врач». 7. Организация ежедневных ролевых диалогов (1-2ребёнка) по типу: «Разговор по телефону» — Я как будто главный врач. Я звоню и узнаю, как работают врачи. Чем из атрибутов они пользуются? Что им нужно для работы ещё? и т.п. 8. Знакомство детей с игровыми атрибутами и показ профессиональных действий с ними: (внешние знаки: халат врача, колпак, фонендоскоп, шпатель, градусник, шприц, бинт, лекарство, тонометр, вата и т.д.) 9. Рассказы воспитателя о том, как она будучи совсем маленькой играла в «больницу». «Я надевала мамин белый халат и очки, ставила рядом стол и два стула, для врача и пациента. А ещё у меня был чемоданчик с инструментами (шприцем, фонендоскопом, бинтом, ватой, молоточком, градусником, шпателем). Я очень любила лечить своих кукол и родителей. 10. Познавательные опыты: — наблюдение за работой врача и медсестры в мед. кабинете. II БЛОК Художественно-продуктивная деятельность Рисование и аппликация: «Витамины» Программное содержание: познакомить детей со свойствами и значением витаминов в жизни людей, продолжать учить рисовать округлые предметы и закрашивать их. III БЛОК Трудовая деятельность Совместная с родителями поделка атрибутов для игры в домашних условиях. IV БЛОК Игровая деятельность 1. Дидактическая игра «У Ляли болят зубы» упражнять в четком произношении звукоподражательных слов, звука [О]. 2. Дидактическая игра «Найди предмет по описанию». Задача: Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить описывать предмет, не называя его. (А. К. Бондаренко, «Дидактические игры в детском саду»). 4. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?» Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. 5. Сюжетно-дидактическая игра «Больница» углублённое ознакомление с трудом врача; развитие умений действовать с предметами. V БЛОК Развлечения Кукольный театр К. Чуковский «Айболит» (инсценировка отрывка) — показ способа действия с игрушками и игровыми материалами. СЮЖЕТНО — РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА» Ролевые атрибуты: 1. Кукла Врач 2. Набор медицинских инструментов 3. Муляжи медикаментов 4. Белый халат и шапочка врача 5. Куклы-пациенты Роли в игре: 1. Врач 2. 1 -я семья мама и дочка 3. 2-я семья папа и сын Варианты, сюжеты игры Врач ведет приём. В больницу заходит мама с дочкой. Дочка стонет: «О-о-о». Врач: Здравствуйте. Что с вами случилось? Мама: У меня заболела дочь. Врач: А что у неё болит? Мама: У неё болит голова. Врач: Сейчас мы полечим голову, и дочка ваша престанет плакать. Открой рот, пожалуйста (берет шпатель и смотрит в рот). О, да у неё болит горлышко. Давайте измерим температуру (ставит градусник). И температура у неё высокая. Вот вам таблетка (витамин). Послушаем сердце, очень хорошо! Теперь нужно сделать укол (берет шприц, промокает вату кипяченой водой и делает укол). Как вы себя чувствуете? Дочь: Спасибо, хорошо (смеется). Врач: Вот она и здорова, смеется. В больницу заходит папа с сыном. Сын плачет: «А-а-а». Врач: Здравствуйте. Что с вами случилось? Папа: У меня заболел сын. Врач: А что у него болит? Папа: У него болит зуб. Врач: Сейчас мы полечим зуб, и сынок ваш престанет плакать. Открой рот, пожалуйста (берет шпатель и смотрит в рот). О, да у него болит зуб. Давайте измерим температуру (ставит градусник). А температура у него нормальная. Вот вам таблетка (витамин). Послушаем сердце, очень хорошо! Теперь нужно сделать укол (берет шприц, промокает вату кипяченой водой и делает укол). Как вы себя чувствуете? Сын: Спасибо, хорошо (смеется). Врач: Вот он и здоров, смеется. До свидания. Папа и сын: До свидания.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Планирование воспитательно-образовательной работы) Старший дошкольный возраст ЗАДАЧИ: • Развивать умения совместного комбинирования разнообразных событий. Стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. • Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни, о труде врачей, о функционировании организма. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с их интересами и мнением; справедливо решать споры. • Продолжать работу по активизации и уточнению словаря, развитию речи. Активизировать детей на ролевые диалоги, развивая связную речь, вести работу по развитию творческого воображения. Блок 1. «Познавательная деятельность» 1. Беседа «Что такое здоровье и как его сохранять»
Цель: Закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не навредить здоровью; развивать любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям.
2. Беседа о труде взрослых
Цель: Познакомить детей с профессией врача. Раскрыть ее значимость для общества. Раскрыть нравственные качества, характеризующие врачей. Вызвать уважительное отношение к профессии врача.
3. Экскурсии: в поликлинику, в регистратуру, в аптеку, в медицинский кабинет
Цель: Расширять представления детей о медицине. Вызвать интерес к этой сфере деятельности
4. Просмотр диафильмов, фильмов о медицине
Цель: Расширять представления детей о медицине. Вызвать интерес к этой сфере деятельности
5. Чтение произведений:
К.И. Чуковского «Айболит», отрывок из стихотворения «Кем быть» В. Маяковского, «На взморье» Я. Райниса (Отрывок «Кукла заболела»), «Наш доктор» А. Кардамовой Цель: Продолжать знакомить детей с профессией врача.
6. Рассказ воспитателя о врачах, их деятельности
Цель: Расширять представления детей о врачах, их деятельности. Вызвать интерес к профессии врача.
7. Комплексное познавательно-физкультурное занятие «День здоровья»
Цель: Сформировать привычку к здоровому образу жизни; удовлетворить потребности детей в двигательной активности; закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье.
8. Занятие «Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить»
Цель: Закрепить понятие «Здоровье»; расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм.
9. Занятие «Скорая помощь»
Цель: Рассказать о профессии «врач»; познакомить детей с номером телефона «03»; научить вызывать «скорую медицинскую помощь», называя свое имя, фамилию и домашний адрес.
10. Занятие «Как устроено тело человека»
Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека.
11. Занятие «Как работает сердце человека»
Цель: Познакомить детей с назначением и работой сердца.
12. Занятие «Как мы дышим»
Цель: Познакомить детей с органами дыхания.
13. Занятие «Как движутся части тела»
Цель: Познакомить детей с назначением мышц, суставов, их ролью в строении тела человека.
14. Занятие «Микробы и вирусы»
Цель: Рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях.
15. Занятие «Личная гигиена»
Цель: Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур.
16. Занятие «Здоровье и болезнь»
Цель: Научить детей бережно относиться к своему здоровью, заботиться о нем, избегать ситуации, приносящие вред здоровью.
17. Занятие «Отношение к больному человеку»
Цель: Воспитывать чувство сострадания, соучастия к больным, немощным; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.
18. Занятие «Витамины и полезные продукты»
Цель: Познакомить с понятием «витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
19. Занятие «Здоровая пища»
Цель: Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
20. Занятие «Спорт»
Цель: Познакомить детей с различными видами спорта, формировать понятие о здоровом образ жизни, о значении спорта для здоровья человека. Блок 2. Трудовая деятельность
Блок 3. Игровая деятельность
Блок 4. Художественно-продуктивная деятельность
Блок 5. Развлечения и праздники
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно — ролевая игра в старшей группе детского сада Конспект сюжетно-ролевой игры «Кафе» для старшей группы детского сада Проект. Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Театр»
Похожие статьи:
Развивающая игра в подготовительной группе детского сада