Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста


Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации.

В современных условиях отмечается существенный рост интереса общества к процессу экономического воспитания подрастающего поколения. Новые экономические условия способствуют становлению современных детей как полноправных участников социально-экономических процессов, что приводит к необходимости организации экономического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. В процессе экономического воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях повышается экономическая грамотность детей, вырабатывается современный стиль мышления, который отвечает требованиям времени, представляет собой базу для дальнейшей образовательно-воспитательной работы.

В исследованиях А. Д. Шатовой отмечается ускоренный темп социализации детей, автор в результате эмпирических исследований подтвердил возможность усвоения в старшем дошкольном возрасте некоторых экономических понятий, соотнесения их с рядом соответствующих жизненных ситуаций [6].

Экономическое воспитание представляет собой важнейший компонент, входящий в современную педагогическую систему дошкольной образовательной организации. В литературе экономическое воспитание определяется в качестве педагогического процесса, который направлен на формирование комплекса нравственно-экономических качеств личности, усвоение представлений об особенностях экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки [4].

Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой наиболее характерный вид игровой деятельности детей в дошкольном возрасте; в процессе игровой деятельности происходит моделирование детьми деятельности взрослых, отношений между ними с опорой на игровой сюжет, в связи с чем сюжетно-ролевая игра предоставляет возможность обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, а также является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.

Успешность использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста существенным образом зависит от руководства ею. Под педагогическим руководством игровой деятельностью дошкольников понимается применение совокупности разнообразных методов и приёмов, расширяющих тематику сюжетно-ролевых игр, обогащающих её содержание, способствующих овладению детьми ролевым поведением [4]. В систему руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников входит: ознакомление детей с окружающим миром с использованием активной деятельности, обогащение игрового опыта детей, организация развивающей предметно-пространственной среды.

Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются:

– реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания;

– организация развивающей предметно-пространственной среды;

– целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников.

В процессе экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходима реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, которые в совокупности будут способствовать решению задач экономического и нравственно-трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра позволяет смоделировать ряд жизненных ситуаций: операция купли или продажи, производство и сбыт готовой продукции и т. д.

Реализация в практической деятельности сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач:

– закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд;

– применению экономических знаний в конкретной ситуации;

– воспитанию навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда.

В разработке содержательного аспекта окажут помощь исследования, носящие практическую направленность, таких авторов, как Л. Н. Галкина, Л. С. Гумерова, Л. Г. Киреева, В. П. Макеенок [1; 2; 3; 5].

Для использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста считаем необходимым:

– определить целесообразное содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

– обеспечить взаимосвязь экономического, трудового, нравственного воспитания;

– создать зону экономического игрового пространства, в которую входит активизирующий игровой материал, позволяющий организовать самостоятельную сюжетно-ролевую игру с экономическим содержанием;

– обеспечить взаимосвязь семьи и дошкольной образовательной организации по проблемам экономического воспитания старших дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать с целью экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, можно сгруппировать в соответствии с темами:

– труд;

– мир денег;

– товары;

– экономный хозяин.

Примерами сюжетно-ролевых игр по теме «Труд» являются: «Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кондитерская фабрика» и др. В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста закрепляются представления об орудиях труда, о труде как экономической категории, о роли труда в жизни человека, осуществляется знакомство с производственным циклом изготовления товара или получения услуги, устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт», «деньги».

По теме «Мир денег» могут быть проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты». Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями, кроме того, будут формироваться умения определения самостоятельно выгодности покупки, даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже. Данные игры позволяют также формировать правильное отношение к деньгам, являющихся предметом жизненной необходимости.

В качестве примеров сюжетно-ролевых игр по теме «Товары» могут быть представлены следующие: «Супермаркет», «Детское кафе», Туристическое агентство» и др. В результате применения данных игр дети узнают, что существуют разные формы сбыта продукции, детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество, игры учат правильному восприятию рекламы, происходит воспитание разумных потребностей, экономности, расчётливости.

Тема «Экономный хозяин» может быть реализована в процессе организации следующих сюжетно-ролевых игр: «Экономная семья», «Путешествие», «Полезные покупки». В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие).

Реализация данных игр происходит поэтапно:

– в ходе обучающего этапа воспитателем широко применяются приёмы прямого руководства сюжетно-ролевой игрой;

– на закрепляющем этапе используются косвенные приёмы, воспитатель играет второстепенную роль;

– этап творческого развёртывания игры предполагает выполнение воспитателем роли наблюдателя, характерна самостоятельность и творчество детей в игре.

В рамках экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в качестве предварительной работы проводятся беседы, создаются проблемные ситуации, направленные на решение разнообразных экономических задач, дидактические игры, имеющие экономическое содержание, организуются продуктивные виды деятельности, чтение художественной литературы, имеющей нравственно-экономическую направленность.

Важным условием реализации сюжетно-ролевых игр экономической направленности является организация развивающей предметно-пространственной среды (активизирующая экономическая зона». Экономическую зону может представлять игровое оборудование с экономической тематикой (игрушечные кассы, банкомат, машинки для пересчёта денег, офисная техника, прилавки и т. д.), наборы денежных купюр, монет, куклы в костюмах разных профессий, муляжи товаров, печати, готовые бланки, магнитные карты, различный бросовый материал для изготовления атрибутов, униформа, др. материалы. Развивающая предметно-пространственная среда также пополняется за счёт оформления альбомов, в которых представлены монеты страны, валюта, библиотека книг о деньгах, бизнесе, дидактические игры, иллюстрации, фотографии.

Важным представляется организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников. Для этого используются разнообразные формы работы: информационная помощь (оформление стендов и памяток, консультаций «Особенности экономического воспитания дошкольников», «Экономические игры для дошкольников» и др.), проведение родительских собраний, организация индивидуальных экскурсий родителей и детей (в банк, супермаркет, в аптеку, в ателье и т. д.), привлечение родителей расширению и обогащению развивающей предметной-пространственной среды в группе (родителями оказывается помощь в изготовлении атрибутики для сюжетно-ролевой игры).

Итак, в ходе организации сюжетно-ролевых игр экономического содержания в старшем дошкольном возрасте дошкольниками получается необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.), формируются экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.), воспитываются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

Литература:

  1. Галкина, Л. Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста/ Л. Н. Галкина //Одаренный ребенок. — 2010. — № 4. — С.42.
  2. Гумерова, Л. С. Предметно-пространственная среда ДОУ как условие экономического воспитания дошкольников/ Л. С. Гумерова // В мире научных открытий. — 2012. — № 2. — С. 12.
  3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. / Авт.- сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2003.
  5. Макеенок, В. П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ/ В. П. Макеенок // Педагогические науки. — 2011. — № 3. — С. 43.
  6. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников/ А. Д. Шатова. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

«Поторгуемся?» Дидактические игры по экономическому воспитанию.

«Поторгуемся?»

Дидактические игры по экономическому воспитанию.

«Купи – продай»

В начале игры выбирается ведущий. Его роль заключается в том, чтобы наблюдать за действиями участников и подводить итоги в конце игры. Остальные участники делятся на две команды. Первая команда – это «продавцы», вторая команда – «покупатели». Каждый «продавец» получает от ведущего определенное задание, он должен «продать» какие-то определенные продукты. Это может быть что угодно – хлеб, сахар, молоко.

Каждый «покупатель» получает определенное количество денег. Он должен приобрести какой-то продукт, при этом желательно за самую низкую цену. Смысл игры в том, что когда начинается «торговля», каждый «продавец» старается предельно завысить цену, а задача «покупателя» – эту цену сбить. По ходу игры могут происходить различные диалоги, показывающие умение «покупателя» торговаться. Например, он может спрашивать о различных продуктах, сомневаться в их качестве.

Продавец» должен давать предельно краткую и вместе с тем понятную информацию. Если он не сможет этого сделать, ему придется снижать цену.

Правила игры запрещают «продавцам» самовольно менять ассортимент своего товара. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры. При необходимости он может сам что-нибудь «купить» у какого-то «продавца». Ведущий оценивает действия каждого «продавца», присуждает ему определенное количество очков. Оцениваются самые разные параметры – умение рекламировать свой «товар», громкий и четкий голос, доброжелательная интонация. Одним словом, важны все качества, которые пригодились бы настоящему продавцу.

После того как кто-либо из «продавцов» успеет освободиться от своего товара, команды меняются ролями. Теперь «продавцы» становятся «покупателями», и игра продолжается. В конце игры подводятся итоги. Ведущий выбирает того «продавца», который набрал максимальное количество очков. Он и станет победителем в этой игре. Его можно наградить призом, остальные игроки также получают какие-то призы, пусть даже и шуточные.

Кроме того, ведущий может оценивать также действия «покупателей». Прежде всего оценивается умение торговаться, заинтересованность «покупателя» в качестве товара, умение задавать вопросы. Таким образом, в конце игры кто-то получит звание «Лучшего продавца», а кто-то – «Лучшего покупателя».

«Мебельный магазин»

В начале игры выбирается ведущий. Ему поручается следить за ходом игры, наблюдать за действиями участников. В конце ему предстоит подвести итоги. Из игроков выбирается несколько ребятишек, их число может варьироваться в зависимости от общего количества участников, а также от степени размаха игры.

Два-три или четыре человека будут «продавцами», остальные – «покупателями». Сценарий игры следующий:

события разворачиваются в мебельном салоне, где каждый может купить какой-то предмет интерьера.
Задача
«продавцов» – заинтересовать «покупателей», чтобы за самый короткий срок была распродана вся «мебель».

Заранее ведущий оговаривает с участниками игры, какие именно предметы можно считать «мебелью». Это могут быть самые обыкновенные стулья или любые предметы, находящиеся в комнате. Когда начинается игра, каждый «покупатель» подробно расспрашивает «продавцов» о «мебели» в салоне. При этом следует оговориться, что цена на «мебель» назначается ведущим, и «продавец» не имеет права ее повышать. А снижать цену он обязан в случае, если у него долгое время никто из «покупателей» ничего не берет.

Каждый «покупатель» имеет право обратиться к разным «продавцам» и «купить мебель» у того, кто лучше остальных выполняет свои обязанности. Например, лучшим по праву считается тот, кто наиболее подробно рассказывает о качестве и особенностях мебели, кто умеет заинтересовать окружающих в достоинствах выбранной вещи. «Покупатель» должен стараться предельно снизить цену. Если ему это не удается, он имеет право отказаться от покупки.

Ведущий может обговорить с участниками игры, выполняющими роль «продавцов», следующее условие: если три раза «покупатель» отказался купить что-нибудь, значит нужно снижать цену. Желательно, чтобы сами «покупатели» не знали об этих условиях, иначе они будут целенаправленно отказываться от покупки.

В игре должно быть вполне определенное условие и для «покупателя». Он не может отказаться от покупки, если получил от «продавца» ответы на все свои вопросы. То есть, задачей «покупателей» остается найти различные каверзные вопросы, чтобы поставить «продавца» в тупик. Вопросы самые разные, например о качестве мебели, о ее долговечности, прочности, о производителе и о том, как за ней следует ухаживать. Разумеется, «продавец» обязан рассказать обо всем. Все зависит от фантазии «продавца» и от его умения импровизировать по ходу игры. К тому же, «продавец» не должен быть робким, ведь ему, возможно, придется отбиваться от назойливых «покупателей».

Итак, «покупатели» по ходу игры беседуют с каждым «продавцом». И покупают что-либо только у того, кто старается максимально соответствовать избранной роли.

Ведущий внимательно следит за ходом игры, каждый «продавец» и «покупатель» получают определенное количество очков. По ходу действия игроки меняются местами, «покупатели» становятся «продавцами», и наоборот. В конце игры ведущий подводит итоги.

Можно выбрать самого лучшего «продавца» и самого активного «покупателя». При этом должны быть соблюдены определенные условия, а именно – «продавец» должен суметь быстро продать свой товар, а «покупатель» – купить по максимально низкой цене.

«Книжный магазин»

Для этой игры нужно взять несколько самых разных книг. Это – необходимый реквизит для магазина. Перед началом игры выбирается ведущий, которому предстоит исполнять роль судьи, оценивать действия каждого игрока, чтобы впоследствии подвести итоги. Сначала «продавцом» становится один из участников игры, его задача – продать как можно больше книг, находящихся в «магазине».

Каждый участник игры располагает определенной суммой денег. Все условия игры заранее обговариваются с ведущим, именно он и называет цену каждой книги, а также распоряжается, сколько «денег» будет на руках у каждого «покупателя». Игра проходит по следующему сценарию: один из «покупателей» подходит к «продавцу» и начинает расспрашивать его о разных книгах. В данной игре задача «продавца» – подробно рассказать о той или иной книге, чтобы заинтересовать «покупателя». «Покупатель» может задавать любые, даже самые каверзные вопросы. «Продавец» обязан на ходу сориентироваться, чтобы немедленно придумать ответ.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой, он сам может «купить» что-нибудь, чтобы получить возможность задать какой-то вопрос «продавцу». По ходу игры ведущий назначает «продавцу» определенное количество очков. Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не попробует себя в роли «продавца». Каждому «продавцу» ведущий назначает определенное количество очков. В конце игры можно подвести итоги. «Продавец», набравший больше очков, становится победителем.

«Купи ягоды»

В начале игры выбирается ведущий. Он исполняет роль судьи, следит за ходом игры и подводит итоги. Для этой игры нужны обыкновенные весы или безмен. «Продавать» можно все, что угодно: ягоды, яблоки или другие фрукты. Сценарий игры следующий: «покупатель» приходит на базар, просит взвесить ему какое-то количество ягод или фруктов. Заранее с ведущим каждый «покупатель» договаривается, какой именно суммой он располагает.

Задача продавца – предельно повысить цену на свой товар, «покупатель» же, наоборот, намерен предельно снизить ее. При этом «покупатель» должен внимательно следить, не обманывает ли его «продавец», требуя деньги за меньшее количество товара. Игра продолжается, пока каждый участник игры не попробует себя в роли «продавца». Ведущий внимательно наблюдает за действиями каждого из ребятишек. Все «продавцы» получают по определенному количеству очков. Ведущий оценивает все их действия, в том числе и умение обманывать «покупателей». Чем больше «покупателей» «продавец» обведет вокруг пальца, тем больше очков он получит.

Таким же точно образом ведущий оценивает действия «покупателей». Если «покупатель» не смог распознать обмана «продавца», значит он получит меньше очков. В результате победителями игры становятся те «покупатели» и «продавцы», которые набирают максимальное количество очков.

«Купи дом»

В начале игры выбирается ведущий. Его обязанность – наблюдать за ходом игры, чтобы подвести в конце ее итоги. Сначала один игрок пробует роль «риэлтора», то есть «продавца недвижимости». Остальные становятся «покупателями», желающими приобрести дом или квартиру.

Задача «продавца» – подробно объяснить преимущества разных домов, квартир, обстоятельно ответить на вопросы «покупателей» о качестве коммуникаций, происхождении стройматериалов, их производителях.

Ведущий внимательно следит за ходом игры, оценивает действия «продавца», а именно – его уверенность в себе, мастерство в рекламировании своих услуг и ведении разговора с «покупателями». Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не попробует себя в роли «риэлтора». В конце игры подводятся итоги – победителем является тот, кто набирает больше очков.

«Магазин модной одежды и косметики»

Эта игра более интересна девочкам. В начале игры выбирается ведущий. Он становится судьей, наблюдает за ходом игры и подводит результаты. Желательно подобрать необходимый реквизит для игры, то есть одежду, духи, расчески, мыло, дезодоранты, шампуни и другие галантерейные товары и косметические средства. Один из участников игры становится «продавцом». Его задача – подобрать каждому из «покупателей» нужный товар, то есть одежду или косметику.

При этом «продавец» должен подробно ответить на все вопросы «покупателя», разрекламировать достоинства того или иного товара, убедить в необходимости сделать какую-то покупку.

Перед началом игры ведущий договаривается с участниками о денежной сумме, которой может располагать каждый игрок.

Таким же образом устанавливается цена на товары в магазине. Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не попробует себя в роли «продавца». Ведущий оценивает действия и профессионализм каждого «продавца» и присуждает ему определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги – победителем становится тот, кто набирает очков больше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]