Методика проведения утренней гимнастики для всех возрастных групп.методическая разработка по теме

Физические упражнения – один из принципов здорового образа жизни. Приучают к ним с самого маленького возраста. Первую зарядку для новорожденныхмама делает вместе с грудничком. Утренняя физкультура помогает малышу проснуться, заряжает бодростью на весь день, укрепляет мышцы и развивает чувство дисциплины. Однако, чтобы гимнастика действительно приносила пользу и была в радость, нужно соблюдать некоторые правила.

  • 5. Что делать, если болят мышцы после гимнастики
  • 6. Зарядка для детей: видео
  • С какого возраста начинать

    До года мама и малыш занимаются тем, что можно назвать подготовкой к настоящей гимнастике: зарядка для новорожденных до месяца включает поглаживания и потягушки, сопровождаемые стихами. Они дают малышу позитивный опыт от соприкосновений мамы и собственного тела.

    Затем к общеукрепляющему массажу грудничков добавляют пассивную гимнастику: мама аккуратно сгибает-разгибает, сводит-разводит ручки и ножки крохи. Можно также заниматься вместе с малышом на фитболе.

    Важно! Перед занятиями грудничковой гимнастикой проконсультируйтесь с педиатром и возьмите несколько уроков у профессионального массажиста.

    Основные правила утренней зарядки для детей

    Существую общие правила, которые соблюдают всегда, независимо от возраста:

    • упражнения делают на голодный желудок, а чтобы помочь организму проснуться, можно вначале умыться и выпить стакан воды;
    • помещение должно быть хорошо проветрено, еще лучше заниматься прямо на свежем воздухе;
    • большая часть комплекса должна состоять из разминки и растяжки, а силовых упражнений лучше избегать;
    • следите за дыханием: не должно быть задержек, должен присутствовать ритмичный цикл вдоха (носом) и выдоха (ртом).
    • закрепить положительный результат помогут закаливающие процедуры (контрастный душ или умывание холодной водой) и полезный завтрак.

    В детском возрасте особенно важно, чтобы деятельность была интересной. Поэтому подберите веселую бодрую музыку и время от времени меняйте зарядку для детей: добавляйте новые движения, усложняйте, придумывайте смешные названия для упражнений.

    Гимнастика для детей 6-9 месяцев

    К уже описанным упражнениям добавляются:

    Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

    Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

    Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

    Вводится новое упражнение: велосипед.

    Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

    В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

    Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

    Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

    Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

    В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

    Разминка

    Разминка помогает разогреть мышцы, избежать последующих болевых ощущений. Важно соблюдать правильный порядок, чтобы нагрузка не повредила детским мышцам и связкам:

    • начинают с быстрой ходьбы;
    • затем нагружают руки, пояс, спину;
    • следующая часть – это укрепление ножных мышц;
    • активная часть включает бег и прыжки;
    • заканчивают упражнениями для успокоения дыхания: ходьба, вдох-выдох с подниманием рук и т.д.

    Гимнастика для детей 3-4 месяцев

    Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

    Дыхательные упражнения

    Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

    Упражнение «бокс»

    Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

    Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

    Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

    Упражнения на мяче

    Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

    Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

    Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

    Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

    Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

    Детская зарядка для детей разных возрастов

    Если приучение к гимнастике начинать с раннего детства, то, скорее всего, и в дальнейшем гимнастика будет восприниматься как обязательная часть жизни. При этом важно правильно соотносить физкультурный комплекс и возраст.

    1 год

    Малыш еще не в состоянии долго концентрироваться на одной деятельности и только учится владеть собственным телом. Поэтому гимнастика проводится недолго, в игровой форме и с помощью взрослого. В раннем возрасте зарядка помогает малышу —научиться самостоятельно сидеть,— а позже – помогает правильно и быстро —научиться ползать.—

    На рисунке показан пример такого комплекса для годовалого возраста

    К полутора годам можно добавить и другие движения:

    • бросок мяча двумя руками;
    • делать «велосипед» ножками с помощью взрослого;
    • ходьба по узкой дорожке и по наклонной плоскости;
    • пролезание сквозь обруч.

    Все движения стоит подавать в игровой развлекательной форме, чтобы они служили источником радости.

    К двум годам малыш сумеет сделать повороты в стороны из положения стоя, прыгать на месте, бросать мячик в корзинку или другую цель, махать руками «как крылышками». Часть зарядки для детей 2 лет можно выполнять во время утренней прогулки:

    • лазать вверх и вниз по лесенке;
    • ходить по дощечке на площадке или по нарисованной мелом дорожке;
    • бросать мячик в цель;
    • бегать и прыгать.

    2-3 года

    Для детей 2-3 лет очень интересно повторять движения за взрослыми, поэтому зарядку для детей 3 лет лучше делать вместе с родителями. Время занятий в этом возрасте – 4-5 минут. Интереснее, если весь комплекс проводится в виде игры.

    На рисунке – пример такого комплекса-игры с мячом:

    Комплекс начинается и заканчивается дыхательными упражнениями:

    1. Сделать пару глубоких вдохов-выдохов: на вдох – мяч над головой, на выдох – перед собой.
    2. Движения головой вверх-вниз.
    3. Наклоны вниз к мячу.
    4. Наклоны в стороны с поднятым над головой мячиком.
    5. Приседания, можно держать мяч в руках.
    6. Прыжки на одной ноге, или, если ребенок еще не освоил этот навык, то на двух.
    7. Бег с подниманием колен.
    8. Нормализация дыхания, 3-4 глубоких вдоха-выдоха.

    4-6 лет

    Старшие дошкольники ловко владеют собственным телом, им доставляет удовольствие повторять за взрослыми достаточно сложные движения. Зарядка для детей 5 лет тоже лучше проходит в игровой форме, ведь игра продолжает оставаться основным видом деятельности. Средняя продолжительность гимнастики – 8-10 минут. Старшие дошкольники, как и дети помладше, с интересом буду делать гимнастику в стихотворной форме, каждое движение повторяют 5-6 раз.

    Последовательность будет такой:

    1. Потягушки со скакалкой (взяться за шнур, спокойно поднимать и опускать руки). На вдохе – руки поднимают, на выдохе – опускают.
    2. Наклоны, держась за сложенную скакалку, руки вверху. Задача – коснуться скакалкой пола.
    3. Мельница – вращение руками вперед-назад.
    4. Повороты влево-вправо, руки на поясе.
    5. Приседания.
    6. Выпады влево-вправо.
    7. Прыжки на двух и на одной ноге.
    8. Заканчивают дыхательными упражнениями. Глубокий вдох, а на выдохе издавать протяжное «кваа».

    С пяти лет дошкольник становится очень ловким и физически развитым. И хотя одним из последствий возросшей познавательной и физической активности является кризис 5 лет, другой стороной развития будет большое количество новых навыков. Пятилетку можно легко —научить кататься на велосипеде— или с удовольствием —ездить на роликах.— Именно поэтому для старших дошкольников ежедневная зарядка просто необходима, чтобы мышцы могли справиться с возросшей физической активностью.

    7-9 лет

    Утренняя физкультминутка поможет младшему школьнику бодрее себя чувствовать, лучше адаптироваться к школьным нагрузкам, насытит мышцы кислородом. Особенно необходима гимнастика детям, не посещающим спортивные секции. Будет достаточно 10-15 минут ежедневно, чтобы мышцы получили нужную нагрузку и растяжку.

    Полноценный комплекс состоит из 12 упражнений

    Зарядку хорошо делать под ритмичную музыку. Следите при этом за правильной осанкой и дыханием, чтобы ребенок не задерживал вдох. Каждое упражнение повторяется 8-10 раз.

    1. Начинают с энергичной ходьбы на месте около минуты.
    2. Поочередные наклоны головы к плечу – 4-5 раз в каждую сторону. Следите, чтобы ребенок не делал резких движений и возвращал голову в исходное положение прямо.
    3. Одна рука тянется вверх, другая вниз – растяжка по диагонали, повторить 8 раз.
    4. Повороты корпуса влево-вправо, стопы при этом не сдвигаются.
    5. Мельница с наклоненным корпусом по 4 раза в каждую сторону. И.п. – корпус наклонен вперед, руки в стороны. Повороты в районе пояса, руки при этом остаются в одной плоскости, левая рука тянется к правой – и наоборот.
    6. Наклоны с касанием двумя руками, по очереди, к каждой ноге. К левой – выпрямились, к правой – выпрямились. Всего – 8-10 наклонов.
    7. Вставание из положения в полуприседе, с подъемом рук вверх.
    8. Поочередные поднимания прямых ног с хлопком под ними.
    9. Отжимания от пола.
    10. Повороты туловища в стороны из положения сидя с прямыми ногами, руки за головой.
    11. Поочередные поднимания прямых ног из положения сидя.
    12. Выпрыгивания вверх с поднятыми руками.

    Заканчивают комплекс дыхательными упражнениями: из положения стоя на вдохе медленно подняться на цыпочки, сосчитать до 3, опуститься на всю ступню. На выдохе – наклониться как можно ниже, стараясь коснуться пальчиков на ногах, сосчитать до 3, вернуться в исходное положение.

    Методика проведения утренней гимнастики для всех возрастных групп.методическая разработка по теме

    Методика проведения утренней гимнастики для детей всех возрастных групп.

    В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной к школе ― 10―12 мин.

    На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

    В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты направо, налево, кругом чаще используется в старших группах.

    Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную; со средней группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

    В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

    Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6―8 раз.

    Полезно менять скорость ходьбы ― от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением).

    Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

    При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»).

    Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонке по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях.

    Перед общеразвивающкми упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 2―3 раза. Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 10―20 с, для среднего ― 20―25 с, для старшего ― 25―30 с, для детей 6 лет ― 30―40 с (эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей). Воспитатель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

    В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); Для детей старшего возраста общее количество прыжков на утренней гимнастике можно довести до 25―30. В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

    Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

    В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

    Упражнения для крупных мышц (особенно в старшем возрасте) сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы. Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать кисти в кулаки и разжимать их.

    Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для детей первой младшей группы рекомендуются 3―4 упражнения; для второй младшей ― 4 и средней ― 4―5; для старшей ― 5―6; для подготовительной к школе ― 6―8. В первой и второй младших группах упражнения повторяются 4―5 раз; в средней ― 5―6 раз; в старшей ― 6―8 раз; в подготовительной к школе ― 8―10 раз. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются больше раз (8―10); а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 раз.

    Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром, потом 2―3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.

    Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (ка спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя. Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего возраста выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего ― основная стойка, сомкнутая стоика.

    Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем ― стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

    В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем ― основная стойка.

    При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

    В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

    В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает), а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).

    Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз ― «присели», вверх ― «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

    В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

    Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

    При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей ― для выполнения отдельных элементов упражнения.

    В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки. При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

    Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

    Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке. Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

    Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

    Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе. Если дети в группе резко отличаются по возрасту (от 2―3 до 6―7 лет), то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.

    Если разница в возрасте между детьми небольшая (например, дети 5 и 6 лет), то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам).

    Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Когда даются бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка.

    Что делать, если болят мышцы после гимнастики

    Обычно боль в мышцах появляется как реакция на чрезмерную нагрузку. Однако, детская гимнастика не предусматривает обилия силовых упражнений, поэтому и боли в мышцах быть не должно. Если же нагрузка соответствует возрасту ребенка, а болевые ощущения все же появились, то, возможно, причина в следующем:

    • недостаток воды увеличивает вероятность мышечных спазмов, поэтому следите, чтобы перед зарядкой ребенок выпил воды, и чтобы в помещении не было слишком жарко;
    • возможно, проблема в недостатке калия и магния, поэтому пересмотрите детский рацион и добавьте в него продукты, содержащие эти микроэлементы: фасоль, курагу, гречку, картофель, шпинат, тыкву, апельсины;
    • боль в мышцах и суставах может появиться как предвестник вирусной инфекции.

    Не нужно прекращать занятия, так как физические упражнения ускоряют обмен веществ и улучшают состояние мышц. Нужно только снизить интенсивность нагрузки. А снять излишнее напряжение в мышцах помогут массаж и теплый душ.

    Важно! Причиной боли может стать не просто перенапряжение, а разрыв мышцы. Тогда любое движение в этой области будет вызывать острую боль. Если такое случилось, нужно обязательно обратиться к врачу.

    Чтобы зарядка приносила только положительный результат придерживайтесь простых советов:

    • Помните, что занятия должны быть регулярными, так как мышечные боли возникают, если после длительного безделья начать интенсивно заниматься.
    • Обращайте внимание на хронические заболевания и на состояние здоровья: при любом хроническом заболевании обсудите планируемые упражнения с врачом. Если ребенок вялый, болит горло, голова или появились другие признаки надвигающейся инфекции, отложите занятия до выздоровления.
    • Не принуждайте. Зарядка делается, в том числе, и для создания позитивного эмоционального фона. И если в какой-то день маленький человечек отказывается делать упражнения, то не давите. Проанализируйте причины: возможно, движения слишком трудные, возможно, ребенок устал и не может собраться с силами или просто надоело делать одно и то же. Поговорите о причинах отказа, внесите коррективы и попробуйте снова.
    • Соблюдайте порядок упражнений: сначала легкие разминочные движения, а затем – основная часть.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]