РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Так, Е.Е. Кравцова утверждает, что «игра — определённое отношение мира к ребёнку и ребёнка к миру, ребёнка ко взрослому и взрослого к ребёнку, ребёнка к сверстнику и сверстника к нему» [5, с. 68]. Игровая деятельность в отличие от игры — «понятие более узкое, оно предполагает специальные действия детей по моделированию мира» [10, с. 201]. По мнению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность включает «этапы её развёртывания: потребность, мотив, цель, структуру, «констатирующие моменты». Последние, в свою очередь, включают воображаемую ситуацию, игровую роль и правила игры» [10, с. 225]. Как правило, понятие «игровая деятельность» трактуется как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [6, с. 5].

Игровая деятельность тесно связана с предметной деятельностью. В монографии «Психология игры» Д.Б. Эльконин приводит данные экспериментального психолого-педагогического исследования Ф.И. Фрадкиной, подтверждающие тот факт, что «все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними» [10, с. 197].

В результате освоения предметных действий ребёнок под руководством взрослого усваивает общую схему действия с предметом, связанную с его общественным назначением. По результатам исследований Н.Я. Михайленко, Ф.И. Фрадкиной, Л.С. Славиной, «путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, — таков схематически путь к ролевой игре» [10, с. 218].

Игровая деятельность невозможна без игрового замысла, ролевых действий, а также игрового реквизита. Важнейшим условием состоятельности игровой деятельности является эмоциональная вовлеченность ребёнка в игру, осознание её субъективно эмоциональной и развлекательной значимости. В статье «Роль игры в дошкольном возрасте» С.О. Кожакина характеризует разновидности сюжетной игры:

— игру, связанную с условным (игровым) действием в воображаемой ситуации;

— собственно ролевую игру (когда ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);

— режиссерскую игру (когда ребенок — режиссер, а игрушки — актеры) [4, с. 24-25].

Обязательным атрибутом любого игрового действия является игрушка. Игровое оборудование позволяет ребёнку моделировать воображаемую реальность, опираясь на опыт предметной деятельности и опыт социального взаимодействия с окружающими. Количество и качество игрового оборудования определяют характер игры (индивидуальный или коллективный), форму игры, количество задействованных участников. Игрушка со строго фиксированным функциональным назначением устанавливает определённый набор ролевых действий с предметом. Использование такой игрушки, как правило, ограничено индивидуальным пользованием и лишает потенциальных участников игры возможности «приписать» игровому предмету различные свойства, обусловленные сюжетным наполнением игры. По мнению педагогов и психологов, в частности О.А. Степановой, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко, в детских играх должен присутствовать «полифункциональный игровой материал, т. е. предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики и т. п.), так как готовая игрушка во многом тормозит проявление детской фантазии» [9, с. 22].

Для детей от года до трёх

Поделки развивающие мелкую моторику рук сыграют немаловажную роль в мышлении, возможности анализировать и рассуждать. Когда речь идёт о малышах, которые только недавно начали самостоятельно ходить, важно учитывать, что их усидчивость минимальна.

А способность правильно держать и управлять карандашом или ножницами в руках или лепить фигурки из пластилина настолько редка в повседневной жизни, что приравнивается к чему-то особенно восхищающему. Именно поэтому малыши делают поделки под пристальным присмотром взрослого.

Цель взрослого при совместном рукоделии – это направить, дать идею и предоставить необходимые инструменты, материалы. На протяжении работы взрослый должен не просто показывать, что и как делать, но и обговаривать все совершающие действия. При этом чётко озвучивая все наименования и названия процессов.

Про доскональную правильность, ровность и красоту в работе с годовалыми можно забыть. Главное, чтобы такая форма общения приносила положительные эмоции обоим, и возникало желание продолжать.

На просторах интернета можно найти множество фото развивающих поделок, вид которых воодушевит на творение, их создание. При этом материалы используются самые разнообразные, начиная от листьев, веточек, бумаги и до специализированной атрибутики.

Примеры

Далее предложено несколько вариантов развивающих поделок для детей разного возраста. Их можно выполнять как дома, так и в группе детского сада.

Пещера

Понадобится:

  • толстый картон из-под коробки;
  • большой лист бумаги;
  • клеевой пистолет.

Пошаговая инструкция:

  1. Из картона вырезать три элемента: основу произвольной формы и две кривых дуги разного размера.
  2. Установить дуги перпендикулярно к основанию и зафиксировать горячим клеем.
  3. Бумагу смять и накрыть ей получившуюся конструкцию, оставив с одной стороны вход.
  4. Объёмная эффектная поделка готова. Внутрь можно поместить фигурки животных, расположив их на кучке соломы или на гальке.

Советы для успешной работы

Прежде чем приступить к выполнению выбранной работы стоит прислушаться к следующим советам:

  1. Заранее подготовить все требуемые материалы.
  2. Ножницы для детей должны быть в первую очередь безопасными, поэтому подойдут только с закруглёнными концами.
  3. Подумать о защите рабочей поверхности. Лучше покрыть её клеёнкой, а для лепки положить специальные пластиковые доски.
  4. При рисовании красками стоит следить за тем, чтобы вода была не сильно замутнённая. По завершению рисунка хорошо закрыть краски для предотвращения их высыхания, и хорошо вымыть руки.
  5. При лепке, если нет цели высушить материал, нужно его завернуть в подходящий материал: глину – в лоскут влажной материи, пластилин – в обычную бумагу.
  6. Фломастеры должны храниться с хорошо закрытыми колпачками.
  7. Карандаши хорошо заточить точилкой.

Для детей от трёх лет

Большинство детей идут в детский сад в три года. В этом возрасте они уже более самостоятельные, поскольку многое умеют делать сами: рисовать конкретные предметы, вырезать элементы с прямыми сторонами.

Мелкая моторика развита уже довольно-таки неплохо. В связи с этим они способны справиться с более сложными поделками. На первых этапах могут возникнуть сложности, но с каждым разом будет получаться всё лучше. Движения станут более гармоничными и уверенными.

Развивающие поделки в детский сад могут быть выполнены из различного материала: бумаги и картона, пластилина, блёсток и мелких бусин, перьев, шишек и желудей. Работа с мелкими элементами помогут в будущем с практичными вопросами, такими как завязывание шнурков, застёгивание пуговиц на кофточке и так далее.

Акула из прищепки и бумаги

Необходимые материалы:

  • прищепка;
  • цветная бумага;
  • клеевой пистолет;
  • зубочистка;
  • фломастер.

Ход работы:

  1. Вырезать из бумаги голубого цвета две детали: верхнюю часть акулы и нижнюю. На верхней нарисовать глазик.
  2. Из оранжевой бумаги вырезать маленькую рыбку. Такую, чтобы помещалась в рот акуле.
  3. От зубочистки отрезать небольшую палочку и к её верху приклеить оранжевую рыбку. А свободную часть палочки приклеить с края внутренней стороны нижней части акулы.
  4. Взять прищепку и приклеить к её концам голубые детали, чтобы получилась акула. Выйдет, что при раскрытии прищепки, акула начнёт открывать рот, а рыбка пробовать ускользнуть. Но при закрытии она снова будет съедена хищной рыбой.

Для детей от 6 лет

Для ребят постарше, которые умело управляются с ножницами и другими инструментами, можно предложить для создания развивающие поделки из фетра. Такой вариант работы особенно интересен.

В процессе происходит закрепление навыков работы с ножницами, развивается взаимодействие с иголкой, ниткой и дополнительными материалами. А также тренируется мелкая моторика на более высоком уровне, совершенствуется художественный вкус и улучшается терпение, усидчивость.

При этом создаётся нечто особенное, не похожее на остальные экземпляры. Это может быть новогодняя игрушка на ёлку, кукольный театр или подставка на кухонный стол. Такое творение может долго прослужить создателю или стать практичным подарком для друга.

Мышка из втулки

Необходимые инструменты и материалы:

  • втулка;
  • картон;
  • цветная бумага;
  • краски;
  • клей;
  • ножницы.

Ход работы:

  1. Раскрасить втулку в серый цвет и дать высохнуть. Это будет туловище мышки-норушки.
  2. Из серого картона вырезать уши и лапки.
  3. Во втулке сделать надрезы, чтобы в них зафиксировать картонные элементы.
  4. Из розовой бумаги вырезать овал — и приклеить к основе. Это будет животик.
  5. Осталось нарисовать глазки с ресничками, носик и два зубика.

Развивающие поделки для малышей могут стать хорошими помощниками в изучении многих тем. Например, при изучении фигур можно сделать комод из спичечных коробков и каждый обозначить определённым значением: круг, треугольник, квадрат. Затем вырезать данные фигуры из цветного картона. Так ребёнок научится не только вырезать простейшие фигуры, но и правильно их сортировать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]