Цель дидактической игры «Живое-неживое»
Игра направлена на познавательное развитие дошкольников по теме «Экология», она воспитывает интерес и уважительное отношение к природным объектам.
Цель — расширение и закрепление представлений о природе, формирование навыка различать живые и неживые объекты, находить связи между ними.
Задачи:
- формирование умения определять объекты живой и неживой природы, а также рукотворные;
- совершенствование речевых навыков;
- обучение навыку формулирования вопросов и ответов на них;
- обогащение индивидуального тематического словаря;
- обучение навыку решения возникающих проблем, формулирования выводов;
- формирование интереса к природе, стремления положительно влиять на экологию;
- воспитание любознательности, познавательного интереса;
- развитие памяти, творческого и логического мышления, концентрации внимания.
Литосфера
Литосфера
Сама планета Земля считается неживым объектом. Однако она – единственная изученная на данный момент планета, на которой существует жизнь в том виде, в котором мы ее видим. Планеты возникла миллиарды лет назад благодаря удачному стечению обстоятельств, ее нынешнее положение в Солнечной системе обеспечивает комфортное существование организмов на ее территории.
Структура земли – это не только ее внешняя оболочка. В самом центре есть ядро, заполненное раскаленными металлическими соединениями. Поверх ядра располагается расплавленная мантия, ее слой крайне толстый, намного больше слоя почвы. Эволюционные процессы затронули не только живую природу, материки постоянно изменяли свое положение, возникали горы, океаны.
Интересно: Почему на Черном море нет приливов и отливов?
В настоящий момент различают 6 континентов, однако задолго до появления человечества материк был один. Рельеф на каждом участке планеты свой, также как и климатические условия. Каждая зона имеет свои характерные особенности, на ней проживают определенные виды, свойственные только для нее.
Помимо этого, богатства есть и в глубине Земли. Полезные ископаемые значительно облегчают человеческую жизнь, продлевая ее продолжительность и развивая города, страны и поселения.
Средняя группа
Перед проведением лексической игры необходимо напомнить воспитанникам, что ответ на вопрос «Кто это?» указывает на живой объект, а на вопрос «Что это?» — на неживой предмет. Для игры подготовьте электронные, если есть проигрыватель, или бумажные изображения объектов живой и неживой природы, а также зеленые круглые и треугольные синие метки.
Листайте изображения на презентационном экране, а дошкольники должны говорить, какой объект видят — живой либо неживой, на какой из вышеперечисленных вопросов нужно ответить. Например, видя на экране кошку, игроки говорят: «Кто это? — Кошка». Затем обсуждают животное, почему оно относится к живой природе. Или на экране появляется изображение камня. Это неживая природа, для которой должен звучать вопрос «Что это?».
Природные явления
Явлениями природы называют еще метаморфозы (что это такое?). Например, по весне на деревьях вырастают листья, а осенью они опадают. После дождя в небе появляется радуга, и растут грибы. Зимой идет снег, вместе с ветром образуя метель или пургу.
Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы:
- по происхождению (климатические, космические, геологические, биогеохимические, геоморфологические) – цунами, ураганы, землетрясения, осадки, молнии, солнечное и лунное затмение и т.д.;
- по продолжительности (мгновенные, кратковременные, долговременные) – извержение вулкана, сосульки, усыхание русла реки и т.д.;
- по регулярности действия (суточные и сезонные) – восход, распускание почек;
- по масштабу распространения;
- по характеру воздействия (благоприятные, неблагоприятные). Например, стихийные явления могут быть очень разрушительными – наводнения, смерчи и др.
Старшая группа
Для игры, предназначенной для дошкольников 5–6 лет, нужны карточки альбомного размера и маленькие изображения природных объектов. На карточках должны быть отображены вопросы «Живой?» и «Неживой?», «Кто?» и «Что?». Дидактическая игра «Живая и неживая природа» учит развернуто и грамотно задавать вопросы, давать четкий и правильный ответ. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен с достаточной детализацией рассказывать об увиденном, описывать изображения. Игра помогает получить навык составления повествования по плану.
Для одного занятия возьмите столько изображений, сколько не утомят дошкольника. Демонстрируйте картинки по очереди, спрашивайте, что на них изображено. Задача игрока — ответить на вышеперечисленные вопросы, указать пальцем на правильный ответ, рассказать об изображенном объекте, как он выглядит, что делает. Игру можно сделать соревновательной, если участвуют несколько детей, тогда за правильные ответы каждый игрок получает значок.
Вот примеры вопросов со стороны педагога и ответов игрока:
- «Кто это?» — «Собака» — «Она живая?» — «Живая» — «Что собака делает?» — «Лает, бегает, кусает, виляет хвостом, нюхает, играет»;
- «Что это?» — «Дерево» — «Оно живое?» — «Живое» — «Что делает дерево?» — «Растет, цветет, шелестит ветвями, гнется от ветра»;
- «Что это?» — «Камень» — «Он живой?» — «Не живой» — «Что делает камень?» — «Лежит».
Интегрированное занятие по экологии и аппликации в старшей группе. «Интересные облака»
Интегрированное занятие по экологии и аппликации в старшей группе.
«Интересные облака»
Цель:
Продолжать знакомить детей с явлениями природы.
Сформировать представление об облаках, условиях образования, значение.
Научить видеть прекрасное в окружающем мире и бережно относиться к природе.
Развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику рук.
Оборудование:
Ноутбук, таблица «Круговорот воды в природе», презентация «Удивительные облака », ватман, вата, клей ПВА.
Предварительная работа
.
1.Занятия по ознакомлению с окружающем миром.
2. Чтение художественной литературы.
3. Наблюдения во время прогулки на территории детского сада.
Ход занятия.
Организационный момент. Не заметно для ребят в гости прилетает крылатое пони.
Воспитатель: Внимательно послушайте загадку, в ее отгадке заключена тема нашего занятия.
Над землёй они летают,На вершинах отдыхают.Льётся с них дождём вода,Снег и льдинки иногда.Жизнь прекрасна и легка,Если жить на …(Облаках)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим про природное явление – облака.
— Куда плывете,облака?И главное, откуда?— Откуда мы? Издалека!И мы бываем всюду.Мы там – и здесь,Мы тут – и там.Мы подчиняемся ветрам:На север дуют – мы туда,На юг – пожалуйста, всегда.А вот и ночь, вам спать пора,А нас с собой зовут ветра.И крыльев нет, а мы – летим,И даже ночью мы не спим,И нету в мире уголка,Где б ни бывали облака.
– Так что же такое облака? Как вы думаете? На что они похожи?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, если присмотрится они всегда меняются и даже приобретают форму различных животных и природные образы!
Облако – это светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление водяных капелек, ледяных кристаллов.
Образуются облака следующим образом (показ схемы круговорот воды в природе).
Вода, испаряется на земле, в виде водяного пара, поднимается вверх в атмосферу. Водяной пар смешивается с воздухом. Здесь он остывает. Внутри облака крошечные капельки становятся все больше и больше. Потом капли становятся такими большими, что не могут удержаться наверху, и выпадают на землю в виде осадков. Это явление называется круговорот воды в природе.
Физминутка «Облако»
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
Воспитатель: Теперь ребята мы посмотрим на красивые облака . Увидим и попробуем угадать какую форму они приобрели, немного с вами пофантазируем.
Показ презентации «Удивительные облака ».
1 слайд – Название «Удивительные облака ».
2 слайд – стихотворение
По небу голубому плыли облака,
Похожие на тортик, подушку и слона.
Играя с ветерками, меняли облик свой.
Как хочется, чтоб взяли они меня с собой.
3 слайд – Облако в виде птицы
Воспитатель загадывает загадку. Ребята смотрят и предлагают свои варианты.Символ мира эта птица,
Ей на месте не сидится,
Письма носит на себе,
И всегда она в цене!
Ответ: Голубь
Ребята смотрят и предлагают свои варианты.
Подготовительная группа
Игра учит различать природные объекты и предметы, сотворенные руками человека. Дошкольники получают навык классификации, описания, рассуждения, формирования выводов. Игра может быть индивидуальной по принципу «педагог и ребенок» или групповой.
Необходимо подготовить изображения природных и сделанных человеком предметов. Картинки рукотворных объектов разложите перед детьми. Демонстрируйте по очереди изображения природных объектов, а воспитанники должны найти среди рукотворных предметов похожие по назначению или внешним признакам. Например, увидев картинку пчелиного улья, дети могут выбрать изображение человеческого дома, курятника, хлева.
Вот еще примеры схожих природных и сделанных человеком объектов для игры:
- паутина — сетка, решетка, марля, салфетка с кружевами;
- летящая птица — самолет;
- солнце — лампа, фонарь, прожектор;
- полевая мышь — компьютерная мышка;
- берлога — спальня, конура;
- ветер — вентилятор, фен;
- насекомое бабочка — галстук-бабочка;
- еж — щетка, расческа;
- клешни ракообразных — клещи, плоскогубцы;
- растение колокольчик — музыкальный инструмент колокол;
- жираф — подъемный кран;
- рыба — подводная лодка;
- гусеница — поезд;
- стрекоза — вертолет.
Важно, чтобы ребенок не просто подобрал схожие по определенным признакам объекты, но и развернуто объяснил, чем они похожи, почему он сделал именно такой выбор. Например, у ежа на спине густо расположенные иголки, похожие на зубья, торчащие из расчески.
Микроорганизмы
Микроорганизмы
Первыми живыми существами на планете можно по праву считать микроорганизмы. Они зародились задолго до появления человечества и даже животных. Это самая долгоживущая форма жизни.
Микроорганизмы зародились миллионы лет до нашей эры, однако, пройдя такой долгий путь, они до сих пор являются самыми распространенными формами жизни. Их можно встретить в каждой экосистеме. Микроорганизмы – микроскопические одноклеточные существа, имеющиеся абсолютно везде. Их не увидеть невооруженным глазом, а для их изучения используют микроскоп. Среди большого разнообразия выделяют бактерии, грибы и вирусы.
Выживаемость микроорганизмов просто колоссальная – им нипочем практически все условия внешней среды. Найти этих существ можно в твердых породах. Основная особенность микроорганизмов – интенсивное размножение в благоприятных условиях. Передача генов осуществляется горизонтальным путем – для распространения своего влияния им не нужно передавать генетические данные потомкам.
Развитие происходит благодаря остальным живым существам. Подобный фактор является решающим в любой среде обитания. Некоторые виды микроорганизмов выживают даже в условиях космического вакуума.
Различают опасные, полезные микроорганизмы. Благодаря вторым развивается жизнь на планете, а вот вредные только ухудшают положение, разрушая все вокруг. Иногда вредные микроорганизмы приносят пользу – некоторые вирусы способны излечивать тяжелые заболевания людей.
Интересно: Как менялась поверхность Земли? Описание, фото и видео