Содержание
ВВЕДЕНИЕ 5
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9
ОСОБЕННОСТИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 9
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 10
Пропедевтический этап 11
Особенности работы с неговорящими детьми 11
Развитие понимания речи у неговорящих детей 12
Активизация речевого подражания 13
Формирование первых форм слов 15
Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных 17
Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи 18
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 19
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 19
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 21
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 24
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ 27
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ 29
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 33
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 36
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 39
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 42
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 44
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ 47
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ 49
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА 50
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ 52
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ 53
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 54
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ 56
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ 58
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ 60
СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ (ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ) 62
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 64
Приложение 71
ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ 71
Дидактические игры для подготовительной группы детского сада
Дидактические игры по развитию слоговой структуры слова.
Автор: Будилова Галина Евгеньевна, воспитатель ГБОУ СОШ 821, дошкольное отделение. Дидактические игры предназначены для детей подготовительной к школе группы.
Игра №1 «Слоговое домино».
Для игры нам понадобится цветной картон, предметные картинки, клей, ножницы, простой карандаш. Берем цветной картон, обратную сторону цветного картона расчерчиваем на прямоугольники размером 5х10 см.
Расчерченный лист картона разрезаем на карточки.
Из старых книжек вырезаем маленькие предметные картинки и наклеиваем их на цветную сторону карточки по две штуки (слева и справа).
Цель игры: закрепить умение делить слова на слоги. Упражнять детей в определении количества слогов в слове; в сопоставлении слоговой структуры различных слов; подбирать картинки, в названии которых одинаковое количество слогов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух. Ход игры: ребенку предлагают посмотреть на карточки – домино и выложить цепочку домино таким образом, чтобы количество слогов последующего слова – названия совпало с количеством слогов предыдущего. Если задание выполнено верно, то цепочка замкнется, т. е. слоговая структура названия последующей картинки совпадет со слоговой структурой первой.
Игра №2 «Цветочный магазин».
Для изготовления игры нам понадобятся открытки, цветной картон, клей, ножницы, карандаш. Берем цветной картон, на обратной стороне расчерчиваем картон на прямоугольники размером 14х10 см.
Разрезаем картон на прямоугольники.
На цветную сторону картонных прямоугольников наклеиваем открытки цветов.
Берем картон другого цвета, обратную сторону картона расчерчиваем на прямоугольники размером 3х8 см.
Разрезаем картон на карточки.
На цветную сторону карточек наклеиваем кружочки (по 1, по 2, по 3, по 4).
Цель игры: закрепление умения делить слова на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух. Ход игры: на наборное полотно поставить карточки с цветами. Воспитатель рассказывает: «Это у нас цветочный магазин, в нем продаются разные цветы. Одни – с короткими названиями, например: пион; другие с длинными названиями, например: незабудки. У вас есть у каждого числовая карточка с кружочками. Это – «деньги». Вы будете покупателями, а я – продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его, если ошиблись, цветок остается на прилавке». В конце игры воспитатель показывает числовую карточку и просит назвать купленные цветы, в названии которых столько слогов, сколько кружочков на карточке.
Игра №3 «Три линейки»
Для игры понадобится цветной картон, предметные картинки, ножницы, клей, карандаш. Берем лист картона и делим его на три части.
Берем другой лист картона, с обратной стороны расчерчиваем на квадраты со стороной 5см.
Разрезаем картон на квадраты.
На квадраты наклеиваем предметные картинки.
Цель игры: упражнять детей в делении слов на слоги; определении количества слогов в слове; находить картинки, в названии которых определенное количество слогов. Развивать речь детей, воспитывать внимание, мышление. Ход игры: детям раздаются большие карты, разделенные на три части и предметные картинки. Дети должны на первую линию выложить картинки, название которых состоит из одного слога; на вторую линию выложить картинки, название которых состоит из двух слогов; на третью – из трех слогов.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра со звучащими предметами для старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Весна
Похожие статьи:
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе детей компенсирующей направленности «В гостях у Зимы»
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»
Дидактические игры по ознакомлению с флорой и фауной для детей старшей – подготовительной группы