Как организовать театральную деятельность в детском саду?

Детство – это короткий, но важный период становления личности. В эти годы дети приобретают первичные знания об окружающем мире, у них формуется отношение к людям и труду, складывается определенный характер и стиль поведения. И в этом становлении сюжетно-ролевые игры являются основным видом деятельности, который помогает детям разобраться в сложном мире.

Роль театральной деятельности в детском саду

Театральная деятельность является особым видом сюжетно-ролевых игр, которые дают полноценное развитие способностей ребенка. На этом этапе взросления очень важно, чтобы дети целиком сосредоточились на мире, который нужно познать, и себе, которого нужно полюбить со всеми достоинствами и недостатками. Театр дает такую огороженную площадку, где ребенок чувствует себя «центром вселенной» и может делиться эмоциями. При этом дети не воспринимают занятия, как уроки, ведь происходящее похоже на забавную игру с костюмами и красивыми декорациями. Какие же навыки приобретают дети:

  • Физическая активность. Во время занятий дети много двигаются: подтягивают гибкость и выносливость тела, запоминают движения танцевальных номеров.
  • Логические способности. Естественным образом улучшается память, внимательность и сосредоточенность на деле. Развивается воображение и креативное мышление.
  • Общественный опыт. Через сказки и истории дети усваивают общественный опыт: нормы и правила поведения, ответственность за свои поступки, немногие обязанности, которые накладываются на детей.
  • Нравственная направленность. Каждое литературное произведение передает нравственные оттенки вроде «добра и зла», «любви и неприязни», которые помогают детям разобраться в собственных чувствах и поступать правильно.
  • Социальные отношения. Через персонажей дети видят, как взаимодействуют друг с другом члены семьи, друзья или неприятели, после чего могут скопировать примеры поведения и адаптироваться в социальном обществе.
  • Актерское мастерство. Дети учатся выражать свои чувства с помощью движений, слов и мимики. Оттачивают навыки и раскрывают творческие способности.
  • Развитие собственного мнения. Через героев ребенок видит как добрые, так и плохие поступки. Оценивает последствия и составляет свое мнение.

Цели и задачи театра в развитии детей

Цель театральной деятельности – показать ребенку многообразие окружающего мира и научить его взаимодействовать с этим окружением. Т.е. в процессе занятий дети не только получают всестороннее знание об устройстве мира и отношениях людей, но и избавляются от страхов, которые препятствуют гармоничной жизни в обществе.

Выполнение цели происходит через решение следующих задач:

  • Развитие любопытства детей. Через интересные сказки и яркие образы персонажей театр учит детей любознательности и погружению в интересующий вопрос.
  • Избавление от скованности и зажатости. Дети «прячутся» за персонажами, буквально встают на их место, совершают храбрые поступки и постепенно перестают стесняться сцены, что в последствии поможет выступать у доски.
  • Развитие речи и артикуляции. Дети исправляют неправильное произношение слов, расширяют словарный запас и красиво выражают свои мысли. А также учатся управлять телом, что помогает избавиться от комплексов.
  • Формирование быстрой реакции на события. Дети способны оценить ситуацию, правильно среагировать и выразить свое мнение, что помогает выкрутиться из непредвиденных обстоятельств и благоприятно влияет на уверенность в себе.
  • Сотрудничество с коллективом. Дети учатся ценить общую деятельность, координировать свои действия с другими, быть частью коллектива.

Важно! При выборе театрализованной деятельности необходимо учитывать возраст детей. Малыши не справятся с полноценной ролью: они не привыкли выступать на сцене перед множеством людей, не умеют выражать чувства и могут испугаться ответственности. А старшие ребята наоборот заскучают на мероприятии, где не требуется их участия.

Есть несколько возрастных методик для театрализованных игр:

Младшая группа. Основную роль исполняют воспитатели или родители, а дети подхватывают игру по возможности. Обычно они становятся массовкой, которая кричит «Снегурочка!» вслед за Дедом Морозом или повторяет танцевальные движения за взрослыми. Могут управлять собственными игрушками и имитировать характерные движения персонажей: например, собачка машет хвостом и лает, а кошечка трется о ноги и мяукает.

Средняя группа. Дети участвуют в инсценировках песен, танцев, игр и сказок. Теперь им недостаточно быть собой или повторять за педагогом – сначала нужно выучить правильное поведение: запомнить несколько последовательных движений танца или несколько строк стихотворения. Также здесь происходит обучение художественно-образным средствам для выражения чувств вроде мимики, интонации и пантомимы.

Старшая группа. Дети разыгрывают инсценировки по художественным произведениям, где получают полноценные роли. Они играют за главного или второстепенного персонажа при помощи кукол и плоскостных фигурок. Проникаются духом своего героя, передают его эмоции через голос и движение куклы. Уже могут самостоятельно придумать небольшую сценку или поменять часть произведения под современные реалии.

Подготовительная группа. Дети разыгрывают костюмированные спектакли по художественным произведениям или собственным историям. Совершенствуют актерские умения и передачу художественных образов. Оценивают характер и поступки своего персонажа. Развивают творческую самостоятельность в передаче его образа: как персонаж двигается, каким голосом говорит, какие чувства испытывает и пр.

Виды театра для детей

  • Театр на стенде

Стендовый театр представляет собой определенную поверхность, на которую крепят декорации и фигурки. Действие происходит в пределах этой поверхности. Легкими движениями воспитатель создает реальность сказки: ставит и перемещает фигурки, подражает их голосам, взмахивает руками или топает ногами на драматичных моментах. А при первом появлении героя дети могут угадывать, кто это. Бывает:

  • Фланелеграф – тканевая поверхность, на которую крепят фигурки с липучками. Подходит для малоподвижных сказок;
  • Магнитный стенд, к которому крепят фигурки на магнитах. Подходят для подвижных сказок, ведь эти фигурки легко перетягивать, не снимая;
  • Театр теней – вместо экрана используют белую ткань, за которой стоит фонарь. Персонажами становятся черные фигурки или ладони, сложенные в узнаваемые формы;
  • Стенд-книжка – большая книга, на которой уже изображены события сказки. Воспитатель переворачивает страницы по ходу истории и указывает пальцем на персонажей, которые сейчас говорят.
  • Театр на столе

Спектакль происходит на столе при помощи настольных игрушек. Обычно красиво оформляют столешницу и прозрачные занавески, за которыми прячется рассказчик и рукой двигает фигуры. Использовать можно любые игрушки: соломенные, тканевые, глиняные, пластилиновые – главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не мешали при движении других игрушек. Кстати, можно предложить ребятам изготовить самодельные игрушки.

  • Театр на руке

Постановка происходит при помощи тканевых кукол, которые натягивают на руку. Такие сказки получаются наиболее эмоциональными за счет того, что игрушка постоянно двигается, прыгает, машет руками и кивает головой. Также дети сами могут сделать игрушки из подручных средств: например, пластиковых бутылок, спичечных коробков, пуговиц, картона, теннисных мячиков и пр. Бывает:

  • Пальчиковый театр, когда миниатюрные игрушки надеваются на один палец. Ими можно двигать вправо-влево и кивать головой, выражая яркие чувства;
  • Кукла-перчатка – это полноценная игрушка с головой, ручками и телом в виде платья или широкой рубахи. Ее одевают на всю руку: большой палец и мизинец управляют руками, остальные пальцы – головой;
  • Ложки – на выгнутую часть ложки наносится изображение лица или мордочки животного, после чего ими можно двигать вправо-влево или наклонять, кивая.
  • Театр на полу

Это представления, в которых игрушки на первый взгляд самостоятельно стоят на полу. Конечно, они привязаны на веревки, но движения получаются настолько реалистичными, что игрушки не отличить от живых человечков. Подобные представления кажутся ребенку настоящим волшебством. Бывают:

  • Марионетки – куклы, которые двигаются за счет веревочек, привязанных к конечностям. Дети в представлении не участвуют из-за сложности в управлении куклами;
  • Куклы-великаны – это игрушки размером с ребенка. Игрушку привязывают к телу ребенка: когда нужно подвигать ее руками или ногами – ребенок использует свои руки и ноги. А если нужно кивнуть – слегка наклоняет корпус.
  • Костюмированные представления

Это инсценировки в ярких костюмах. Группа детей заранее готовит представление: выбирает сюжет сказки, распределяет роли, учит свои реплики, подражает голосу и характерным движениям персонажа. Такая деятельность полностью раскрывает творческие способности ребенка и позволяет на время стать любимым героем. Готовые представления показывают перед родителями и весело проводят время.

Технология организации театрализованной деятельности в ДОУматериал

«Работа с дошкольниками над постановкой спектакля»

Воспитатель Горбатова Н.Г.

В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей.

Работа с дошкольниками над постановкой спектакля

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Существует важная проблема, волнующая педагогов. По данным, в период психологической адаптации ребенка к школе у 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот развязанность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С.Выготский).

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю стараться соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку. Сказка — пробуждает в детях сострадание, желание понять другого человека, чувство соучастия, справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время нужно обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Театральное объединение «Кукляндия» открыто для мальчишек и девчонок с 2003 года. Сначала это были подростки и старшие школьники. С 2006 года коллектив пополнился младшими школьниками, а с 2009 года коллектив расширился — дошколятами. В данной методической рекомендации хотелось бы уделить внимание основным этапам работы с дошкольниками над постановкой спектакля или инсценировки.

Основные этапы работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  3. Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  4. Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).
  5. Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.
  6. Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.
  7. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
  8. Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением.
  9. Репетиция всей пьесы целиком — прогон (декорация, реквизит, костюм).
  10. Премьера спектакля. Обсуждение.
  11. Повторные показы. Подготовка альбома с фотографиями.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.

Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т.е. фрагмент жизни), помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.

В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.

Пятый этап — поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.

Мизансцена — это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым о оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал…, если бы.…? а как бы ты сказала…, если бы …?). Итак, как видите на этом этапе дети сталкиваются с «магическим: если бы …»Станиславского, а это ведет к умению перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.

Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Шестой этап — это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)

Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.

На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно и т.д.)

Восьмой этап — репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.

Девятый этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.

Десятый этап — премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.

Премьера — это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!

Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.

И, заключительный этап — это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммировано и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива — самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой выполнена — раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).

Далее прилагаются разработки сценариев различных спектаклей.

Как организовать театральную деятельность в ДОУ?

Организация театральной деятельности – процесс не трудный, но требующий внимательности и хорошего знания детей. Нужно закупить или собственноручно сделать материалы для представления, создать сценарий, распределить роли и, главное, сохранить интерес детей, пока они учатся и готовятся к выступлению. Теперь по порядку.

Создание сценария и распределение ролей

На первом этапе нужно создать сценарий представления. Можно выбрать уже готовую сказку или придумать историю с самого начала. Наибольшей популярностью пользуются сказки с животными, потому что детям легко понять их характеры и изобразить поведение. Также они легко делятся на «добро и зло»: хищник и травоядный, страшный и безобидный.

Далее посчитайте количество детей, готовых участвовать в представлении. Если количество детей не сходится с количеством персонажей – нужно уравновесить сказку. Из нее можно убрать самых незначительных героев, которые появляются мельком и говорят одну фразу. Или, наоборот, добавить новых героев: например, вместо одной хитрой лисички станет две сестры-близняшки, которые устроят еще больше проказ. Так история заиграет интересными красками.

На втором этапе происходит распределение ролей. Чтобы не обидеть детей, лучше провести честное соревнование в виде игры. Предложите им изобразить лягушку и произнести одну фразу. Пусть покажут, как двигаются лягушки, и какими голосами говорят. А после дети сами выберут того, у кого лучше получится.

Выбор костюмов

На третьем этапе нужно создать правильный образ персонажа. С помощью наводящих вопросов воспитатель подводит детей к характерным ассоциациям вроде протагонисты носят светлую одежду, антагонисты – темную, а животные – цвета шерсти. Если бюджет не позволяет купить полноценный костюм, можно обойтись деталями: например, зайцу нужны длинные уши, а лисе – пушистый хвост с белой кисточкой.

Рынок предлагает богатый выбор:

  • Тканевые костюмы;
  • Пластиковые маски;
  • Шапочки с изображением животного;
  • Бумажные и картонные самоделки и пр.

Интересный факт! Если заранее потренировать представление в костюмах и декорациях, дети лучше почувствуют сказку. Они окунутся в атмосферу, как зрители, узнают персонажей с новой стороны и перестанут видеть в них своих «коллег». Также это снизит стресс в день представления, ведь дети будут находиться в знакомых декорациях.

Подбор реквизита

На четвертом этапе нужно обзавестись реквизитом, который не только украсит представление, но и поможет детям окунуться в сказку. На сайте Приоритет вы найдете много интересных вещей.

Игровое оборудование

Представляет собой аналоги существующих зданий и предметов. Дети легко заходят внутрь лавок и выглядывают в окно, что делает представление намного реалистичнее. И даже после выступления оборудование приносит пользу: здесь можно проводить сюжетно-ролевые игры, чтобы научить детей правильно вести себя в разных ситуациях. Например:

Игровое оборудование «Магазин». Это магазинная лавка с пустыми полками и ящиками для продуктов. Дети могут разыграть здесь сценку из «Буратино», когда мальчик приходит в книжный магазин, чтобы купить азбуку.

Игровое оборудование «Кабинет врача». Это кровать, стол и табуретка из кабинета врача. Дети могут разыграть здесь сценку из «Айболита», когда к врачу приходят лесные зверушки и жалуются на здоровье.

Настенные панели

Настенная панель может быть не только реквизитом с желанным ландшафтом, но и полезной игрушкой, которая пригодится позже. Например, большие бизиборды станут интересной и развивающей игрой для подрастающих малышей:

Декоративная панель «Пароход в океане». Это настенный бизиборд в виде парохода. Подойдет для сказки с морским приключением, например, истории о Робинзоне Крузо или Томе Сойере.

Декоративная панель «Дерево знаний». Это бизиборд в виде дерева с множеством птиц. Подойдет для любой сказки с лесными животными.

Игрушки

Для настольных представлений можно использовать любые игрушки: мягкие, твердые, глиняные, тряпочные – главное, чтобы они самостоятельно стояли. Например:

Кукла «Эля» подойдет для тематический представлений, которые знакомят детей с разными народами нашей планеты.

Кукла «Герда» подойдет для сказочных постановок, где нужна принцесса в красивом платье.

Куклы-персонажи

Это тряпочные куклы, которые одеваются на палец или всю руку. Ими легко управлять даже без навыков. И представления получаются очень энергичными и веселыми.

Кукольный театр «Курочка Ряба». Это набор кукол для популярной сказки о золотом яйце, которая учит детей быть бережливыми и тщательно охранять свое счастье.

Кукольный театр «Три поросенка». Это набор кукол для известной сказки о неуклюжих поросятах, которая учит детей вовремя делать дела и оказывать помощь близким.

Мебель

Представляет собой вспомогательный инструментарий, который нужен для проведения театральных представлений. Начиная от обычного стула, на который сядет персонаж старичка, и заканчивая полноценными комплексами, ставшими частью декораций.

Ширма «Играем в театр». Это деревянный постамент с вывеской «Кукольный театр» и специальным окошком для показа представлений. Можно прятаться в нижней части и незаметно вытягивать руку с куклой к окошку.

Ширма «В гости к сказке». Это ширма в виде старорусской деревянной избушки, которая идеально подойдет для сказочных представлений. Дети могут прятаться за ширмой и выглядывать в окно, чтобы сказать реплику.

«Мы играем в театр» (из опыта работы)

 Младший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период развития ребенка. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка используемый в нашей группе, является театр и театрализованные игры. Игра — это главный и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых доступных видов искусства.

Неизменным спутником детства также всегда является сказка. Она играет особую роль в жизни ребёнка, всесторонне влияя на его развитие. Малыш сопереживает героям, разделяя их чувства. В д/с вхождение в сказку происходит в условиях специально организованной среды. Именно организация предметно-игровой среды способствует успешности использования театральных игр в работе.

В младшей группе мы организовали уголок переодевания и подобрали игрушки, маски, костюмы для театрализации. Я организую с детьми игры — инсценировки знакомых сказок, игры в кукольный театр, игры-спектакли. Работа над театрализованной деятельностью начинается с младшей группы. Я показываю детям небольшие кукольные спектакли. Сюжет беру из знакомых потешек, стихов, сказок. Постепенно включаю детей в игры-драматизации, игра-имитация действий человека, животных, птиц, сказочных персонажей. Для показа в младшей группе использую настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Чтобы обогатить опыт малыша, нужно развивать умение быть зрителем, артистом и умение взаимодействовать с другими участниками игры.

Сначала я выразительно читаю или рассказываю сказку, пою песни героев, проговариваю их, дети слушают, подпевают, заучивают наизусть. Очень хорошо показать детям сказку с помощью фланелеграфа, настольного театра, пальчикового театра. При первом проигрывании сказки мы обязательно используем реалистичные изображения.

В нашем театральном уголке есть пальчиковый театр для того, чтобы эта деятельность была интересной мной была изготовлена ширма в виде большого красивого деревянного домика, деткам он очень нравится. А изготовить пальчиковые куклы можно из различных материалов, ткани, теннисных шариков, варежек, бумаги, картона. Или можно использовать уже готовый театр. Пальчиковый театр эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что влияет на формирование речи детей. Он является незаменимым помощник в общении с ребятами.

Так же в нашем уголке располагается теневой театр, который является радостным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране. Сценой теневого театра является экран. Экран для теневого театра я изготовила из фанеры и обтянула тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной, либо на фигурках есть магниты, и они приклеиваются на магнитную ленту. Поэтому их легко перемещать по экрану. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона или фанеры. Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.

Плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети называют настольным театром. Площадка для этого детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из-под молока и кефира, коробок из — под обуви. Я сажусь за детский стол, передо мной полукругом садятся дети. Дети не должны видеть игрушки, которыми я буду показывать спектакль.

Для спектакля рекомендуется брать сценки из знакомых сказок, а также можно придумать самим целую историю. Только надо помнить, что содержание их должно быть предельно простым, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений. Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей. Его можно показывать в групповой комнате. Цель таких показов — развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность. Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку, соответствующую возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.

Ролевой театр — это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В группе я сделала вешалку для них, здесь дети могут примерить на себя костюм и принять на себя роль то или иного героя.

Отличным вариантом театральных игр будет театр масок. Маски для игр также я сделаю из бумаги или плотного картона. Это могут быть также вязаные шапочки персонажей, которые крепятся резинкой вокруг головы. А если в изготовлении масок еще и помогают дети, это еще интереснее и увлекательнее.

Театр на палочках. Для изготовления этого театра мне понадобились деревянные палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона или бумаги. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту. Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Наши ребята очень любят участвовать в представлениях, они активно и с огромным удовольствием берут на себя ведущие роли. Во время игры в театр дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения. И хочется надеяться, что любовь к театру, к творчеству, к музыке останется у наших воспитанников навсегда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]