Консультация по теме » Оздоровительные игры для дошкольников»

Беда, когда болеют дети. Их неокрепший организм борется, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.

Все это правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофи-зиологические особенности детского организма. И это значит, что выздоровление во многом зависит от психоэмоционального состояния ребенка. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. являются реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению.

Другая особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Следовательно, интенсивнее развиваются те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте тесно связана с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) сказывается на осанке, ослабляет функции дыхания, кровообращения. Пассивность в движении ведет к уменьшению потока раздражений, воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно заниматься. Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике забо-леваний. Эффект от них — не только в лечении детей, такие игры-упражнения способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощ-нейшим терапевтическим фактором.

Следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3 — 4 месяца по 2 — 3 раза в день).

Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

«Пальчик о пальчик»
Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, вы-полнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:

Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза)

Спрятались, спрятались(Закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук. (Повторить 2 раза).

«Коррекционно-оздоровительные игры» (консультация для родителей)

Консультация для родителей на тему:

«Коррекционно-оздоровительные игры»

Цель — вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта ведения здорового образа жизни.

Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:

· общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,

· правильный подбор обуви для ребенка,

· массаж,

· проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны),

· специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,

· использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.

Игры на формирования правильной осанки

Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Игра «В гости к мишке»

Посадив игрушку – медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, взрослый говорит:

Настя (имя ребенка) и Сережа

Часто ходят к мишке с горки.

Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Взрослому необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.

Игра «Качели-карусели»

Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой – за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.

Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.

Игра Совушка-сова»

Дети садятся полукругом перед взрослым. По сигналу взрослого «день» дети – «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками – «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза.

Цель игры: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох).

Игры при плоскостопии

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

Игра «Донеси, не урони»

Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением.Источник: О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Оздоровительные игры для учащихся начальной школы и среднего звена.

Оздоровительные игры для учащихся начальной школы

и среднего звена.

Пояснительная записка.

Данные игры можно использовать на уроках, во время занятий в группе продленного дня, во время летнего отдыха в оздоровительном лагере.

Помогают поддерживать двигательный режим ребят, хорошую осанку.

Проводить можно как в спортивном зале, так и на свежем воздухе. Каждую игру можно разнообразить, внести новые элементы.

1. « Тик – так»

В положении скрестив ноги , ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу покачивает головой вперед и назад, вправо и влево, произнося « тик – так

». Учитель контролирует осанку ребенка.

2. « Ласточка»

Учащийся стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперед, голова поднята. Учитель держит ребенка за обе руки ( в дальнейшем за одну) и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, а затем опорная нога меняется.

3. « Перекатывание шаров»

Дети перекатывают шары или мячи один к другому или к учителю. Путь перекатывания постепенно увеличивается.

4. «Переложи мяч»

Ребенок сидит на полу, опираясь руками сзади. Мяч положен у ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево.

5. « Спрыгни в кружок»

Около пня ( скамейки) чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька в кружок. Выигрывает тот, кто точнее прицелится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать нужно мягко, пружиня на носках.

6. « Воздушные шары»

Дети перебрасывают через веревку надутые воздушные шары. Играют в парах.

7. « Между кеглями»

Расставить кегли. Ребенок обходит змейкой поставленные в ряд кегли. Выигрывает тот, кто не собьет ни одной кегли. Можно пройти между кеглями с закрытыми глазами. Можно проползти по — пластунски между

кеглями, не задев их. То же на четвереньках. Можно играть командами.

8. «Чей прыжок красивее?»

Соревнования могут проходить между двумя детьми или несколькими парами. Может играть и один ребенок, проверяя себя на качество выполнения прыжка. Прыгать можно стоя на месте, обеими ногами, на ходу, на бегу, на левой, на правой ноге, прыгать вдвоем, лицом и затылком друг к другу. Учитель в соответствии с состоянием детей дозирует нагрузку. Отмечая качество выполнения движения учитель говорит: « Чей красивее прыжок? Кто красивей прыгнуть смог?» Контроль правильной осанки.

9. « Послушный мяч»

Лежа, вытянувшись на спине, зажать мяч между ногами. Повернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4 – 6 раз.

Вот какой послушный мяч!

Между ног его запряч.

Повернись и оглянись!

Мячик, на пол не катись

!

10. «Кто устойчивее?»

На расстоянии 50 см друг от друга рисуют два круга диаметром примерно

25 см. Два игрока становятся на левую ногу в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот. Кто не устоял и правой ногой коснулся пола.

11. « Ловкие ребята»

Дети стоят или сидят. В эту игру можно играть двум – трем учащимся, соревнующимся в ловкости ( кто подлезет под веревку или быстро перелезет через нее, не задев.) В игру можно играть командами.

12. « Танцуем казачок»

Ребенок в присядке выбрасывает одну ногу вперед и ставит ее на пятку. Потом меняет положение ног. В дальнейшем с помощью взрослого или опираясь на стул, подскоком плавно меняет положение ног.

13. « Великан»

Ходить, поднимаясь на носках как можно выше. ( 4 – 5 минут)

14. « Карлик»

Ходить, поднимаясь на носках, согнуть ноги в коленях. ( 5 – 7 минут)

15. « Лошадь»

Двигаться по кругу, подражая ходу лошади в различных темпах: шагом, рысью, галопом ( 4 – 5 минут).

16. « Перелет птиц»

Дети бегут друг за другом и , помахивая руками, изображают летящих птиц. По сигналу учителя или ведущего « ветер, буря» они поднимаются на гимнастическую стенку. По сигналу « хорошая погода» дети бегают по залу, а при повторении сигнала « ветер, буря» снова ищут себе место на гимнастической стенке. Тот, кто по первому сигналу занял место на гимнастической стенке, по второму сигналу должен найти себе новое место. Игра повторяется несколько раз. В заключение все дети должны принять правильную осанку. А учитель контролирует качество выполнения упражнения.

17. « Контроль осанки»

По предложению учителя ребенок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, голова прямо, шея вертикально, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей, слегка поднимают руки, пальцы разведены, как у елочки иголочки, напряжены. В позе « куклы» отойти на 3 — 4 шага от стены

( поза напряжена), затем руку свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо, пройти 1 -2 шага по залу, сохранив правильную осанку. Дети, сумевшие сделать все задание по «контролю осанки» лучше, отмечаются.

18. « Вытянулся – свернулся»

В положении лежа на спине ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями. Повторить 2 – 6 раз. Между каждыми повторениями отдохнуть, полежать, как тряпичная кукла, расслабиться.

19. « Мой веселый звонкий мяч…»

Дети сидят или стоят на на расстоянии 1 метра друг от друга. Им раздают маленькие мячи. Вместе с учителем или ведущим дети ударяют мячом об пол и ловят одной рукой под стихотворение :

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскач?

Красный, желтый, голубой.

Не угнаться за тобой.

Затем перекидывают друг другу по очереди. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные дети начинают игру заново. Играют 2 – 3 раза. Учитель контролирует правильность осанки.

20. « Карусель»

Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и обруч товарища. Получается большой замкнутый круг. По сигналу « поехали!»

все начинают двигаться шагом; по сигналу « бегом!» все бегут, по сигналу

« прыжки!»

начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге ( т.е. приставным галопом). На слова
« Тише, тише, не спешите. Карусель остановите!»
переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда воспитатель произносит «
отдохнем!»
все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны, подальше от лежащих обручей. Услышав сигнал

« карусель заводится!

», все бегут к обручам, быстро берут их и игра повторяется.

21. « Качни»

Дети лежат или сидят на полу, ноги вытянуты. По сигналу учителя раскачивают ступни ног в стороны ( вправо и влево). Сгибают их и разгибают. Повторяют 2 – 6 раз.

22. « Школа мяча»

1) Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2) Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3) Бросить мяч вверх. Сесть, скрестив ноги. И поймать мяч.

4) Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

5) Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцевдо носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

6) Ударить мяч о землю или об пол так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться. Дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.

7) Сильно ударить мяч перед собой о землю или пол, повернуться кругом и поймать мяч.

8) Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой о землю или пол так, чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч правой рукой.

9) Начертить на земле круг, оббежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки ( то правой, то левой).

23. « Мостик через речку»

Сесть на пол, ноги вытянуть, опереться на ладони за туловищем. Прогибаясь вперед и вверх поднять таз, опираясь на пятки и кисти рук (сделать мостик).

Вернуться в и.п., встать на четвереньки, пробежать 5 метров. Повторить

4 – 6 раз.

Мостик, мостик через речку –

Это я занял местечко.

Стал мостом через реку,

Скоро речкой побегу

Игра может быть командной. Между командами можно провести соревнования на качество и скорость выполнения.

24. « Рыбки»

Играющие стоят. Очерчивается пруд –площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: « Рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку — « сети» и пытаются окрутить и поймать «рыбок». « Рыбки» увертываются. Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется с новыми «рыбками», которыми назначаются самые ловкие дети.

Оздоровительные игры для учащихся начальной школы и среднего звена

составлены учителем физической культуры, преподавателем – организатором ОБЖ Шавриным В.В.по материалам публикаций разных лет. Использованы также личные материалы.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Источники:

  1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/ The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children. Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi
  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/ Play Therapy Considerations and Applications for the Practitioner. Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO
  3. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]