Педсовет «Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «
Самый эффективный способ привлечения родителей к физической культуре в детском саду? (спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья!»
Вопросы для второй команды
Мальчики и девочки? (дети)
Наука о воспитании и обучении? (педагогика)
Привычное положение тела человека в покое и при движении? (осанка)
Сумка, которую носят дети на лямках за спиной? (ранец)
Детский зимний транспорт? (санки)
Женщина по отношении к своему ребенку? (мать)
Коньки на лето? (ролики)
Один за всех, и все за… (одного)
На основе культурно-гигиенических навыков формируются… (привычки)
Цель обливания холодной водой? (закаливание)
Главная артерия тела? (аорта)
Заминка в речи из-за судорожного сокращения мышц? (заикание)
2. Физкультминутки
.
Педагоги каждой команды показывают 2 варианта физкультминутки.
3. «Умники»
— Для каждой команды подготовлено по 2 ситуации. Для решения каждой отводится по 3 мин. За правильный, точный и полный ответ команда получает 5 баллов.
—Ситуация такая:
воспитатель приглашает детей, переодевшихся в спортивную форму, построиться и идти в спортивный зал на физкультурное занятие. Дети готовы идти в зал, но в группу приходит опоздавшая девочка. Воспитатель просит её быстро переодеться. Выясняется, что у ребенка нет спортивной одежды и обуви, она идет в спортивный зал в обычной одежде. Одно из заданий на занятии – ползание по скамейке. Зацепившись за край скамейки, девочка случайно рвет платье. Ребенок садится на скамейку, больше не занимается, плачет, чем отвлекает остальных детей. Порвано платье, прервано занятие. Испорчено настроение ребенка. Вечером родители объявляют воспитателю, что платье дорогое, и они будут требовать компенсацию за него.
А теперь вопросы:
Виноват ли воспитатель в порче платья?
Имеют ли право родители требовать компенсацию за испорченное платье?
Каким должен быть выход из сложившейся ситуации?
Пострадали ли в этой ситуации остальные дети?
—Рассмотрим вторую ситуацию.
Воспитатель собирается с детьми в спортивный зал, на занятие по физической культуре. Дети все переоделись в спортивную форму, построились. До занятия остается несколько минут. Заходит мама с ребенком. У неё множество вопросов, на которые она желает получить ответы незамедлительно. Воспитатель пытается дать ответы на поставленные вопросы, но разговор не получается, так как дети начинают шуметь и баловаться. Разговора не получилось, а время ушло. Воспитатель с детьми с большим опозданием заходит в зал. Начинается занятие. В середине занятия открывается дверь, и мама заталкивает очередного опоздавшего ребенка. Он не хочет идти на занятие, сопротивляется, своим поведением отвлекает детей и педагога. Пока педагог пытается наладить контакт с опоздавшим ребенком, в зал приходит следующая группа. Занятие сорвано. Дети уходят в группу.
план мероприятий по охране здоровья детейметодическая разработка
Утверждено
Заведующий ГБДОУ№11
Невского района
/_______________/Русакова О.П.
Приказ№____от_______
Дополнительный план мероприятий
К годовому плану мероприятий по охране здоровья воспитанников
на 2021-2022 учебный год
ГБДОУ№11 Невского района
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1. | Включение вопросов охраны и укрепления здоровья детей в содержание оперативных совещаний с работниками учреждения. | октябрь | Заведующий |
2. | Проведение планового инструктажа по охране жизни и здоровья детей с педагогами. | Октябрь, | Заведующий Зам.зав по УВР |
3. | Проведение планового инструктажа по охране жизни и здоровья с детьми. | Ежедневно | Педагоги |
4. | Проведение НОД по физической культуре и спорту, обучение правилам дорожного движения и навыкам здорового образа жизни. | Согласно комплексно-тематическому планированию ООПДО | Инструктор по физической культуре Воспитатели |
5. | Ознакомление коллектива ДОУ с нормативными документами по вопросам охраны жизни и здоровья воспитанников, профилактике детского травматизма. | В течение года | Заведующий Зам.зав.по УВР |
6. | Консультация «Первая помощь при …» | октябрь | медсестра |
7. | Консультация «Профилактика детского травматизма» | ноябрь | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
8. | Дополнительный инструктаж с сотрудниками ДОУ по: -организации охраны жизни и здоровья детей; -предупреждению детского травматизма, ДТП; -охране труда и выполнению требований техники безопасности на рабочем месте; | октябрь | Заведующий |
9. | Обучение воспитанников основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с годовым планом. | В течение учебного года | Воспитатели |
10. | Своевременное проведение инструктажей по охране труда | ежемесячно | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
11. | Методическое совещание педагогов по вопросам охраны здоровья воспитанников | Ноябрь | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
12. | Проведение оперативного контроля. «Система охраны здоровья детей в условиях ДОУ» | Ноябрь | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
13 | Беседы с детьми: — «Правила безопасного поведения детей ДОУ при спуске и подъеме по лестничным пролетам (лестнице) -« Осторожно ступеньки» — « Как вести себя в детском саду» | Октябрь-ноябрь | Воспитатели |
14. | Проведение досугов по охране жизни и здоровья в быту: — Путешествие в страну Безопасности — «Путешествие в страну дорожных знаков» — «Веселые уроки безопасности в детском саду» | Октябрь-ноябрь | Воспитатели |
15 | Разработка алгоритма движения для участников образовательного процесса по лестничным пролетам. | Октябрь | Зам.зав.по УВР Старший воспитатель |
Отчет о проведении Дополнительный план мероприятий
К годовому плану мероприятий по охране здоровья воспитанников
на 2021-2022 учебный год
ГБДОУ№11 Невского района
№ п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Отметка о выполнении |
1. | Включение вопросов охраны и укрепления здоровья детей в содержание оперативных совещаний с работниками учреждения. | октябрь | Выполнено |
2. | Проведение планового инструктажа по охране жизни и здоровья детей с педагогами. | Октябрь, | Выполнено |
3. | Проведение планового инструктажа по охране жизни и здоровья с детьми. | Ежедневно | Выполнено |
4. | Проведение НОД по физической культуре и спорту, обучение правилам дорожного движения и навыкам здорового образа жизни. | Согласно комплексно-тематическому планированию ООПДО | Выполнено |
5. | Ознакомление коллектива ДОУ с нормативными документами по вопросам охраны жизни и здоровья воспитанников, профилактике детского травматизма. | В течение года | Выполнено |
6. | Консультация «Первая помощь при …» | октябрь | Выполнено |
7. | Консультация «Профилактика детского травматизма» | ноябрь | Выполнено |
8. | Дополнительный инструктаж с сотрудниками ДОУ по: -организации охраны жизни и здоровья детей; -предупреждению детского травматизма, ДТП; -охране труда и выполнению требований техники безопасности на рабочем месте; | октябрь | Выполнено |
9. | Обучение воспитанников основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с годовым планом. | В течение учебного года | Выполнено |
10. | Своевременное проведение инструктажей по охране труда | ежемесячно | Выполнено |
11. | Методическое совещание педагогов по вопросам охраны здоровья воспитанников | Ноябрь | Выполнено |
12. | Проведение оперативного контроля. «Система охраны здоровья детей в условиях ДОУ» | Ноябрь | Выполнено |
13 | Беседы с детьми: — «Правила безопасного поведения детей ДОУ при спуске и подъеме по лестничным пролетам (лестнице) -« Осторожно ступеньки» — « Как вести себя в детском саду» | Октябрь-ноябрь | Выполнено |
14. | Проведение досугов по охране жизни и здоровья в быту: — Путешествие в страну Безопасности — «Путешествие в страну дорожных знаков» — «Веселые уроки безопасности в детском саду» | Октябрь-ноябрь | Выполнено |
15 | Разработка алгоритма движения для участников образовательного процесса по лестничным пролетам. | Октябрь | Выполнено |
Доклад на тему: «Поиск эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольника»
Здоровье нужно всем. Здоровье детей – это будущее нашей страны. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Сохранить и улучшить здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, отметила, что большинство детей появляются с частыми простудными заболеваниями. Наш детский сад расположен в зоне ЧАЭС, пришедшие дети имеют вторую группу здоровья. Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребёнок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольном учреждении – первостепенная задача педагога. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? С древних времён было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно – оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывания ребёнка на свежем воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающие влияние на организм. В работу по закаливанию детей входят:
- Соблюдение санитарно – гигиенического режима;
- Утренняя гимнастика в проветренном помещении;
- Гимнастика в постели после дневного сна;
- Хождение босиком по ребристой доске;
- Умывание прохладной водой;
- Прогулка на свежем воздухе;
- Подвижные игры;
- Совместные развлечения родителей и детей;
- Оптимальное чередование различных видов деятельности.
Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребёнка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические прессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.
Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к режиму.
Путём ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определённом расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнения по показу, по слову. Ежедневно проводимая утренняя гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.
Чтобы ребёнок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, педагоги проводят её как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячи, султанчики). В конце зарядки проводят подвижную игру.
Гимнастика в постели. После дневного сна педагоги проводят закаливающую зарядку в постели. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели 2 – 3 минуты. После того, как дети проснутся, проводится ходьба босиком по ребристой доске. Такие упражнения нравятся детям.
Водные процедуры. Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.
Дети любят играть с водой; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции.
Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. В соответствии с СанПиН ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 ч. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -150С и скорости ветра более 7 м/с. Продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -150С и скорости ветра более 15 м/с. Для детей до 4 лет, а для детей 5 – 7 лет при температуре ниже – 200С и скорости ветра более 15 м/с. Прогулку организовывают так, чтобы она была интересной для детей. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т.д. Прогулка включает подвижную игру с повышением двигательным режимом, в котором преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Во время прогулки проводится 2 -3 игры.
Работа с родителями. В своей работе педагоги особое внимание уделяют взаимодействию с родителями, так как считают, сто в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находится семья. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей включает:
— проведение родительских собраний;
— консультации для родителей;
— педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания.
Оптимальное чередование различных видов деятельности. При проведении занятий, применяем здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. На занятиях дети ходят, стоят, сидят на стуле, на полу, ищут предметы, тянутся за ними. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включая в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки подбирают в соответствии с темой занятий, они не являются какой – то отдельной частью занятий. В ДОУ нет спортивного зала, образовательная деятельность проводится на спортивной площадке или в группе. Для физического развития детей в группе имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности: мячи (резиновые, набивные); обручи разного размера; игрушки, которые можно катать; гимнастическая лесенка. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступно детям.
Результатом нашей работы являются показатели: уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребёнком по болезни.
Автор:Артеменко Елена Ивановна
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУстатья на тему
Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
Леонтьева И.В., воспитатель
МАДОУ ЦРР ДС №476
г.Челябинск
Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.
Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.
Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствами решения данной задачи являются разные формы организации двигательной деятельности, закаливающие и оздоровительные мероприятия.
В содержании воспитательно-образовательной деятельности ДОУ большое внимание уделяется оздоровлению воспитанников и проведению следующих профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур:
* определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
* массаж и самомассаж;
* гимнастика для глаз;
* дыхательная гимнастика;
* упражнения по профилактике сколиоза, плоскостопия, игровые упражнения по расслаблению организма – аутотренинг;
* спортивные каникулы, включающие подвижные игры, эстафеты, командные игры, соревнования, полосу препятствий;
* оценка эмоционального состояния детей с последующей индивидуальной работой с ребенком;
* интеграция физического развития с другими предметами: математикой, развитием речи, конструированием, валеологией, театрализованной и игровой деятельностью, сенсорикой;
* создание атмосферы психологического комфорта: отзывчивость и внимание к детям;
* организация развивающей среды с учетом потребностей и интересов детей;
* игровая терапия;
* работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей;
* правильная организация двигательной активности детей на прогулке.
Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
- Образовательного
- Медико-профилактического
- Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
- Психологического
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
- Физическое воспитание
- Организация лечебно-профилактической работы с детьми
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду
Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в ДОУ
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные
- Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
- Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
- Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
- Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я — спортивная семья».
Мы учим детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:
- «Разговор о правильном питании»
- «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
- «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
- Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
- Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
- Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
- Облегченная одежда в детском саду
- Гимнастика после сна
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
- Солевые дорожки – младший возраст
- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
- Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
- Летом ходьба босиком по спортивной площадке
- Самомассаж
- Витаминотерапия
- Фитотерапия
- Массаж по назначению врача
Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:
1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)
2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.
3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.
Ожидаемый результат:
- Создание комплексного мониторинга здоровья ребенка;
- Снижение количества дней заболеваемости у детей;
- Снижение количества травматизма;
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей;
- Повышение квалификации сотрудников детского сада.
Список используемой литературы:
1. Резанова Т.С., Зайцев В.П., Титова А.А. Физическое воспитание в детском саду — важнейший фактор оздоровления детей //Современные технологии и оздоровительные программы оздоровительного процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях» материалы международной научно — практической конференции, г. Белгород, издательство БелГТАСМ, 2002 г.
2. https://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm