Формирование навыков самообслуживания для детей в старшей группе


Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. Предлагает рассмотреть конструкторы:

-Ребята, какой конструктор есть у нас в группе? (крупный, средний, мелкий). Чем они отличаются друг от друга? (отличается величиной).

-Ребята, а как мы будем мыть конструктор? Что мы будем делать сначала? Что будем делать потом?

Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает рассказать последовательность действий.

-Ребята. Давайте покажем и расскажем, как мы будем мыть наш конструктор.

Воспитатель предлагает проговорить и показать одному ребенку образец действия по мытью игрушек (1 ребенок — 1 деталь конструктора).

Ребята, а какими инструментами мы будем трудиться?

Воспитатель обращает внимание детей на стол.

Какие инструменты вы видите? (тряпочка, ёмкость с водой — тазик, моющее средство — мыло, лейка). Для чего они?

-Ребята, а все ли инструменты нам понадобятся для мытья игрушек?

-Что лишнее? Почему?

-Где мы можем использовать лейку?

-Правильно, лейку мы можем использовать в уходе за растениями, а в мытье игрушек она нам не пригодится, давайте уберем ее.

-А все остальные инструменты нам нужны? Мы их оставляем?

-Ребята, но, чтобы действовать с инструментами, мы должны вспомнить правила безопасности.

Тазик с водой- можно пролить воду, а что будет если мы прольем воду?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Мыло, мыльная тряпочка- что будет если мы будем кидаться ими?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Ребята, но все будет хорошо если мы будем соблюдать правила поведения и помогать друг другу.

-Ребята, но нам нужно помыть несколько видов конструктора, и чтобы это сделать быстрее, я предлагаю вам объединиться в команды. Посмотрите, к нашим конструкторам прикреплены разноцветные карточки и на столе у меня лежат разноцветные карточки, но перевернутые цветной стороной вниз. Я предлагаю вам по очереди выбрать карточку и подойти к тому конструктору, на котором обозначение такого же цвета, как и у вас. Воспитатель наблюдает за объединение детей с помощью жеребьевки.

Ребята, посмотрите внимательно у вас на карточках обозначен не только конструктор, но и инструмент, с которым вы будете работать, найдите и положите его рядом со своим рабочим местом.

-Ребята, мы рассмотрели, какие конструктора есть у нас в группе, вспомнили, как их мыть, выбрали инструменты, вспомнили технику безопасности, объединились в команды и распределили обязанности между собой, мы готовы трудиться, нам осталось только надеть фартуки.

Выводы

Несмотря на то, что навыки самообслуживания включают в себя достаточно весомое количество освоенных операций, в целом дети, не испытывающие задержек развития, без труда справляются с этими задачами. Однако, родителям не стоит забывать выделять время на освоение этих навыков через игры и многочисленные повторения.

Если малыш систематически не справляется с одним или несколькими навыками самообслуживания, родителям следует насторожиться и, по возможности, обратиться за консультацией к детскому психологу, ведь подобная картина может быть связана как с безобидными индивидуальными особенностями воспитания и развития ребенка, так и с более серьезными проблемами, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также может быть индикатором эмоционального неблагополучия ребенка.

Как помочь малышу развить свои навыки?

Разумеется, возникает вопрос, как помочь ребенку освоить все эти многочисленные и порой сложные навыки? Собрав опыт других родителей и рекомендации педагогов, мы выделили пять советов по воспитанию в детях самостоятельности в бытовых вопросах:

  • Создавайте красочные пошаговые инструкции или чек-листы и вешайте их на стенку. Такие карты помогут малышам запомнить порядок действий, что особенно важно при одевании, когда ребенку приходится держать в голове длинную цепочку операций.
  • Делите сложные действия на маленькие шаги. Не пытайтесь научить ребенка всему и разу, разбивайте целиковые задачи на последовательность отдельных операций. Сегодня учимся натягивать носки, завтра вставлять ногу в ботинок, а послезавтра делаем упор на липучку.
  • Будьте последовательны. Возьмите себе за правило, что пока ребенок маленький, он решает одну бытовую задачу одним способом, это позволит ему быстрее выучить необходимые действия. Расширять репертуар и работать над креативностью вы будете после освоения базового навыка, а сейчас постарайтесь, чтобы вещи лежали на своих местах, процедуры по уходу за собой имели собственный распорядок, а новый предмет гигиены или элемент одежды не слишком отличался от своего предшественника.
  • Используйте короткие и четкие инструкции. Что взять, какие действия совершить. Повторяйте инструкции, не меняя последовательности действий и используйте те же слова и формулировки, это способствует запоминанию.
  • Выделяйте достаточно времени. «У нас нет времени ждать пока он там копается!» — возмущаются родители, когда мы начинаем разбираться в причинах несамостоятельности малыша. Такой подход не только не позволяет ребенку развиваться, но и подвергает его постоянному стрессу. Представьте, если после пары демонстраций вас заставили бы быстро завязать особые морские узлы или сыграть без ошибок какую-нибудь мелодию. Именно так ситуацию видит ребенок. Варианта два: изначально выделить в два раза больше времени на необходимые процедуры или, в крайнем случае, помочь ему выполнить задачу.

«Навыки самообслуживания»

«Навыки самообслуживания»

Олару Э.Д. г. Новый Уренгой

НАВЫКИ — это умения, доведенные до автоматизма путем повторений и практики. Это приспособительный механизм, помогающий адаптироваться к выполнению определенной деятельности, значимой для человека. САМООБСЛУ́ЖИВАНИЕ – обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У них не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки, не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

При формировании навыков социально-бытовой ориентации учитываются три фактора – возраст, особенности индивидуального развития и уровень развития детей.

Рекламное сообщение

Основными методами воспитания у детей навыков и умений являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

Формировать навыки самообслуживания у детей с ОВЗ следует начинать как можно раньше.

Помните, что формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.

Никогда не упускайте возможности поощрить стремление ребенка быть самостоятельным. Как только вы заметите, что он хочет научиться делать что-то сам, старайтесь всеми способами поддержать в нем это желание.

Старайтесь дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие и вмешаться в процесс, только если это действительно необходимо.

Учитывая данную категорию воспитанников не рассчитывайте на получение быстрого результата, но стимулируйте их к собственной деятельности, учите эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Обязательное условие работы – положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность.

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы и орудия.

Интерес и желание познакомиться могут вызвать у него лишь «полезные» раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т.д.).

Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным «кормить» куклу.

Процесс формирования навыков самообслуживания важен для любого ребенка, у детей же с ограниченными возможностями здоровья успешность овладения навыками самообслуживания является необходимым условием успешной социализации и адаптации в обществе. Этот процесс может быть значительно растянут по времени в силу особенностей развития ребенка, а также по причине гиперопеки со стороны родителей «особого» ребенка, когда за него стараются выполнять многие вполне посильные действия.

Наша задача (специалистов) в этой ситуации – помочь родителям осознать возможности ребенка и как можно раньше привить ребенку навыки самообслуживания.

На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.

Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться чашкой, взрослый показывает (руками ребенка), как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол.

Каждая операция обязательно сопровождается объяснением, например:

– Возьмем свитер, найдем воротник… вот он. Положим свитер перед собой… Теперь проденем руки в рукава и т.д. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться.

При первоначальном знакомстве с предметами, действиями, которыми дети должны овладеть, ни при каких обстоятельствах нельзя игнорировать цветовые и другие зрительные качества, помогающие малышу ориентироваться в ситуации. Поэтому, знакомя ребенка с различными предметами в процессе обучения его действиям по самообслуживанию, надо обращать внимание ребенка на цвет предметов и постараться, чтобы предметы (чашка, тарелка, вешалка для полотенца и т.д.) были по возможности ярких, насыщенных тонов.

Как научить ребенка есть ложкой?

Говорят, что в возрасте 10-12 месяцев малыш должен проявить интерес к манипуляциям с ложкой, выхватив ее из маминых рук. Можно воспользоваться этим моментом и тогда, месяцев в 15, ребенок с успехом будет трапезничать самостоятельно. Но что же делать, если этого не произошло?

С чего начинать?

Отведите на процесс побольше времени. Важно, чтобы вы сами не нервничали и никуда не торопились. Если все же время поджимает, возьмите две ложки: одну дайте ребенку для тренировки навыка, а другой кормите его сами. Морально настройтесь на то, что не вся пища попадет в пункт назначения. Под столик для кормления постелите клеенку, наденьте на малыша нагрудник, приготовьте салфетки. Можно использовать специальную тарелочку на липучке, которая не «убежит» от юного едока.

Начинайте с густой каши, творога или картофельного пюре – им легче удержаться на ложке. К двум годам многие детки смогут справиться и с жидкой пищей. Убедитесь, что пища не горячая! Иначе надолго отобьете у малыша стремление к самостоятельности. С другой стороны, можно позаботиться и о том, чтобы каша не превратилась в холодную массу. Для этого существуют тарелочки с подогревом, где в специальный отсек на днище наливается горячая вода, которая не позволяет блюду быстро остыть.

Обучение самостоятельности в еде

В преддошкольном возрасте (на втором-третьем году жизни) можно начинать обучение ребенка пользованию ложкой, чашкой самостоятельно. Вначале лучше давать ребенку маленькую кружечку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки у него еще слабые. Он будет поддерживать кружку и лишь затем научится держать ее самостоятельно. Следите, чтобы кружка не оказалась горячей – это приведет к отказу ребенка держать ее в руках. Возможно, что первое время ребенок будет выпускать кружку или ложку из рук сразу же после того, как пища попала в рот. Но со временем он научится ставить кружку на стол и класть рядом с тарелкой ложку.

Обучение пользованию ложкой обычно сопряжено с большими трудностями, чем обучение пользованию чашкой. Прежде всего, нужно познакомить ребенка с ложкой и тарелкой (обследовать и назвать их). Рукой ребенка надо потрогать дно пустой тарелки, затем положить в тарелку еду (не горячую) и тоже потрогать ее, объясняя при этом каждое свое действие. После этого можно дать ребенку ложку, сказав, что есть нужно ложкой, а не руками, и показать, как надо есть из ложки. Для этого надо зачерпнуть ложкой еду и показать это ребенку (потрогать еду в ложке его рукой). Очевидно, что делать это надо не на протяжении всего кормления, а лишь в его начале.

Ребенок может сопротивляться, если взрослый пытается действовать при кормлении его рукой. Можно попробовать положить его руку на свою. Таким образом, рука ребенка будет следовать за рукой взрослого. Движение руки будет согласовываться с движениями головы и губ. Если малыш берет ложку в кулачок, ничего страшного. Позже научится держать правильно. Для крохи самое главное поначалу – научиться соотносить в пространстве столовый прибор, тарелку и собственный рот, проще говоря, не промахнуться.

После того как ребенок научится держать в руках ложку, наиболее трудной операцией становится зачерпывание пищи. Если пища не жидкая, ребенок часто пытается положить ее в ложку левой рукой и, неся ложку ко рту, поддерживать ее. Если своевременно начать обучение, то к трем годам ребенок научится самостоятельно есть ложкой и пить из кружки.

Если ребенок устал, не настаивайте на самостоятельности, докормите его сами. Важен позитивный настрой – не приносите его в жертву навыку. Положительному восприятию процесса способствуют и специальные упражнения в игровой форме.

Игры-упражнения

1.«Варим кашу». Скорее всего, малыш уже наблюдал, как мама варит в кастрюльке кашу, помешивая ее ложечкой. В небольшую миску, кружку или кастрюлю насыпьте что угодно (хоть кусочки бумаги), дайте ребенку в руки ложку и пусть он имитирует помешивание каши. Можно потом предложить готовое блюдо сидящим рядом куклам и мишкам (малыш зачерпывает ложкой «кашу» и старается донести ее до игрушечных ротиков). Можно «покормить» и маму с папой «Ням-ням! Ах, как вкусно! Спасибо, Андрюшенька!»

2.«Ситечко». Наберите в кастрюльку воды, бросьте туда разные предметы (небольшие). Поставьте рядом пустое блюдо. Дайте малышу ситечко на ручке. Задача ребенка – выловить из воды с помощью ситечка все предметы и переложить их в пустую ёмкость. Постепенно ситечко заменяем на ложку.

  1. «Приглашаем на чаёк».Наливаем в стакан или в кружку воду. Имитируем перемешивание сахара в чае. Сначала придерживайте ручку ребенка своей рукой. Обратите его внимание на то, что ложка в стакане не должна сильно стучать (хотя это самое интересное) и вода не должна выплёскиваться. Упражнение будет особенно интересным, если стакан прозрачный, а в воде размешиваем красящие крупицы (например, марганцовку или шафран, если не жалко).

4.«Экскаватор». Берем тарелку с широким основанием, насыпаем туда крупу. В середину ставим небольшой стаканчик. Ложка – это ковш экскаватора. Зачерпнули из большой миски крупу – высыпали в стаканчик. Пытаемся его наполнить доверху. Пустая чашка может стоять и рядом с полной тарелкой.

А если малыш отказывается есть сам?

  • Возможно, вы начали слишком поздно. Не затягивайте начало обучения до двух лет. Не упустите момента, когда ребенок САМ проявляет интерес к ложке.
  • Малыш может быть не в настроении, плохо себя чувствовать (болеет, режется зубик и пр.). Переждите этот момент.
  • Не давите на малыша и не стыдите его. Не требуйте идеальной чистоты и изысканных манер. Все это со временем придет. На начальном этапе обучения главное – донести до рта содержимое ложки.
  • Попробуйте призвать на помощь сверстников. Недаром говорят, что в садике дети быстрее приобретают необходимые навыки.
  • Будьте последовательны. Начав обучение, не отступайте («Сегодня ты ешь сам, а завтра я тебя накормлю»). Договоритесь с родственниками, что ребенок уже не нуждается в кормлениях с ложечки. Заручитесь их поддержкой.
  • Оставьте ребенка наедине с тарелкой. Сделать это лучше в начале кормления, когда малыш еще полон желания утолить голод.

Одевание

Процесс одевания, прежде всего, должен происходить в замедленном темпе. Если мать, одевая ребенка, спешит, процесс одевания превращается для него в непонятные движения, которые к тому же неприятны (дергают за руки, сковывают в движениях и т.д.).

Очень важно не упускать моментов проявления ребенком активности. Сначала ребенок помогает взрослому тем, что сам принимает нужное для выполнения каждого действия положение (протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается к взрослому и т.п.). Затем он начинает стремиться выполнить самостоятельно ту или иную операцию. Взрослый должен побуждать малыша к этому словами: «Давай снимем колготки, возьмемся за резинку», направлять его руки, выполнять ту или иную операцию его руками.

Постепенно отдельные операции ребенок начнет выполнять самостоятельно. Взрослый должен строго дозировать помощь малышу при одевании: выполнять за ребенка только те операции, которые он еще не в состоянии выполнить, выполнять вместе с ним операции, которые он учится выполнять, и не делать за него то, что он уже может делать сам.

Бывает, что ребенок капризничает во время одевания: не хочет сам одеваться или, напротив, хочет все делать сам. В каждом конкретном случае нужно постараться разобраться в причине каприза.

Если ребенку трудно выполнить действие, которое он уже выполнял самостоятельно, взрослый помогает ему вспомнить последовательность операций, направляет руки ребенка, помогает поверить в свои силы:

– Ты можешь сделать это сам. Помнишь, как хорошо ты сделал это вчера?

К трем годам ребенок должен научиться самостоятельно, снимать майку, рубашку, штанишки, колготки, тапочки и одеваться с помощью взрослого. Во время раздевания нужно учить малыша не выпускать снятую одежду из рук, а протягивать ее взрослому. Перед сном следует показать малышу, как аккуратно повесить белье на стульчик, поставить тапочки около ножки кровати. Он должен также узнать, где висит верхняя одежда, стоит обувь.

Чтобы ребенок с желанием одевался

  1. Отмечайте его трудолюбие и желание все делать самому.
  2. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «для того, чтобы мы пошли гулять, ты должен одеться».
  3. Можно предложить ему помощь «Разреши, помогу застегнуть пуговицы!».
  4. Не должно быть лишней одежды.
  5. Одевание на прогулку можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое – нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
  6. Помочь ребенку: «Трудно тебе – я пришел на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!», но при этом не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Аккуратность в воспитании ребенка имеет особенно большое значение. Все предметы обихода, личные вещи ребенка, игрушки должны лежать на определенном месте. Нужно стараться, чтобы ребенок как можно скорее запомнил, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место.

Обучение навыкам туалета

В выработке навыков туалета очень важно, чтобы мать была внимательна к поведению своего ребенка и знала способы выражения им неудобства.

Не следует начинать высаживать ребенка на горшок слишком рано; надо четко выработать время высаживания (до сна, после сна, после еды и т.д.). И если попытки не всегда увенчаются успехом, не следует настаивать, так как это часто приводит к сопротивлению ребенка, что значительно затянет время формирования навыка. Никогда не оставляйте ребенка одного на горшке до того, как у него не выработается самостоятельность, и не оставляйте его сидеть долго, так как ребенок ищет в таких случаях занятия и у него могут выработаться вредные привычки.

К двум годам ребенок способен овладеть навыками туалета.

Как правильно умываться и чистить зубы?

Пред тем как начать чистить зубы, очень важно хорошо вымыть руки с мылом. Затем необходимо зубную щетку смочить в теплой кипяченой воде, далее выдавить зубную пасту на всю щетину щетки. Начинать чистить зубы необходимо с передних верхних зубов, ставим щетку и чистим движением сверху вниз, затем таким же образом нижние передние зубы движением снизу-вверх. Далее переходим к чистке боковых зубов таким же образом сверху вниз и снизу-вверх. Затем те же движения повторяем и с внутренней частью зубов, тщательно прочищая их сверху вниз и снизу-вверх. Далее переходим к круговым массажным движениям по всей полости рта, затем переходим к полосканию зубов, для этого используем кипяченую воду, налитую в стаканчик. Рот необходимо полоскать до тех пор, пока не выполощется вся зубная паста. Данная процедура длится около 3 минут.

Уход за зубами и полостью рта

Для чего нужно ухаживать за зубами? Чтобы предотвратить гниение и разложение пищевых остатков в полости рта.

Самая лучшая щетка та, у которой:

  • Между пучками щетинок есть промежутки;
  • Щетина не жесткая.

Сколько раз нужно чистить зубы?

  • Один раз и лучше утром, перед сном лучше хорошо прополоскать рот.

Где хранить щетку?

  • Щетину щетки лучше намылить мылом и хранить в сухой посуде. Перед употреблением смыть мыло теплой водой.

Что вредно для зубов и полости рта?

  • Пользоваться металлическими предметами для чистки зубов.
  • Употреблять горячую пищу сразу после холодной и наоборот.
  • Есть сладкое на ночь.
  • Откусывать нитки, раскалывать зубами орехи, сосать пальцы.

Чтобы зубы не болели, нужно:

  • Употреблять чаще твердую пищу – яблоки, морковь.
  • Разнообразить питание, в нем должны быть витамины, углеводы, белки.
  • Полоскать рот после еды.
  • Регулярное посещать стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней.
  • Выпивать каждый день полстакана молока, задерживая во рту каждый глоток.

Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки

  1. Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
  2. Можно предложить ему помощь «Разреши, помогу!».
  3. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место».
  4. Не должно быть обилия игрушек.
  5. Сбор игрушек можно обыграть незатейливым сюжетом, придумав какое – нибудь забавное обоснование для этого нужного дела.
  6. Помочь ребенку: «Трудно тебе – я пришел на помощь. Будет трудно мне – ты поможешь!», но при этом не делать за малыша то, что он может сделать сам

Как воспитывать у детей самостоятельность?

Следует предложить ребенку самому сделать что-то очень интересное: постирать белье кукле, свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке – сказки со сказками, а раскраски – с раскрасками; самому убрать игрушки и самому построить «гараж» и самому поставить туда все машины. Взрослым можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам, но не делать за него.

Появление у ребенка стремления к самостоятельности становится притягательным и эмоционально значимым для ребенка. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению работы.

Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно…

  • Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.
  • Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
  • Добиваться того, чтобы начатое дело ребенок доводил до конца.
  • Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.
  • Внимательно оценивать его за работу, поощрять за старание.
  • Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе.
  • Не наказывать ребенка за плохую и неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить свои ошибки.

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья – процесс иногда длительный и трудоемкий и специалисты обязательно должны действовать в одном ключе с родителями. На родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах специалисты рассказывают о требованиях программы и по самообслуживанию, о работе, которая проводится на занятиях. Родителям даются рекомендации о том, как дети должны обслуживать себя дома, прежде чем требовать от ребенка качественного и правильного выполнения работы, надо объяснить и показать, что и как он должен сделать, не наказывать, поощрять за старание, не перегружать.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания у ребенка нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду — это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.

Во время практики я учила детей выполнять работу самообслуживанию. Но теперь уже я помогла им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. В детском саду детей я продолжала приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность.

Хозяйственно – бытовой труд.Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно — бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую — то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, я старалась обсуждать с детьми выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Я помогала всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять.

Основная форма организации хозяйственно — бытового труда детей старшей группы — включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

Дежурства — более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, я предлагала дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением проводила специальное обучающее занятие. Оформила уголок дежурства вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми отмечала ежедневно кто, где и когда дежурил. Использовала фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства были халаты, косынки, колпачки, также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, и т. д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, обсуждали их только с дежурившими. Назначение дежурных проводится ежедневно, в старших группах возможно назначение на 2-3 дня. В процессе дежурства соблюдали санитарно-гигиенические условия. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей.

Труд в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Я во время практики учила детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Дежурства по уголку природы начинается в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, мы сообща выполняли одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делила на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды) .

В начале учебного года дети старшего дошкольного возраста в ДОУ выполняли ежедневные поручения по уходу за растениями уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября — начале октября. Предварительно проводили беседы о комнатных растениях, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Дежурные назначались ежедневно. Число их зависит от количества объектов в уголке природы. Я помогала дежурным распределить работу. Постоянное доброжелательное мое внимание к работе дежурных, своевременная помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы. Весной детей привлекали к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Осматривали все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет воспитатель сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка) .

Итак, основной формой работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, — такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, я заметила, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.

Большая часть наблюдений и работы в уголке природы я проводила утром, до завтрака, или после дневного сна.

Трудовую деятельность проводила регулярно. Старалась приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Ручной и художественный трудпо своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Важность формирования навыков самообслуживания с детства

Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, умением обслужить себя. Постепенно освобождаясь от опеки взрослых, малыш начинает верить в свои силы и выполнять все необходимые действия самостоятельно.

Принимая заботу взрослых, ребенок получает пример, как заботиться о себе и об окружающих, и стремится следовать этому примеру.

Важно, чтобы взрослые создавали условия для реализации таких самостоятельных порывов, а также, чтобы целенаправленно обучали выполнению гигиенических и практических действий. Только так первые неумелые попытки постепенно преобразуются в полезные привычки.

Приучение детей к обслуживанию самих себя ценно тем, что развивает их практическую умелость и оказывает влияние на личностное развитие.

Формирование навыков самообслуживания способствует:

  • развитию самостоятельности;
  • формированию трудовых навыков;
  • привитию полезных привычек;
  • закладыванию основы ЗОЖ;
  • развитию волевых качеств личности;
  • формированию стремления к достижению цели;
  • развитию аккуратности;
  • приобретению уверенности в себе и своих действиях.

Все это взаимосвязанные навыки, которые помогают ребенку адаптироваться к жизненным ситуациям и окружающему социуму.

Памятка для родителей

Чтобы терпеливо и последовательно обучить своих детей бытовой культуре, родителям стоит взять на вооружение 7 золотых правил:

  • Поощрять стремление своего малыша к самостоятельности.
  • Показывать алгоритм правильности действий на своем примере.
  • Не торопить, давая выполнить все действия самостоятельно.
  • Не спешить помочь, понимая, что дошкольник только овладевает этими навыками.
  • Использовать игровые ситуации, потешки, небольшие стихотворения в процессе обучения.
  • Поддерживать свой позитивный эмоциональный настрой и положительное отношение к действиям у ребенка.
  • Хвалить ребенка за каждый получившийся шаг в процессе выполнения процедур.

Если родители придерживаются перечисленных правил, у детей формируются устойчивые навыки самообслуживания. В последствии навыки превратятся в привычки – действия, выполнение которых становится естественной потребностью.

Что должны уметь делать дошкольники

С каждым годом для дошкольников посильно все больше самообслуживающих действий. Постепенно необходимо сформировать у малыша навыки одевания и раздевания, принятия пищи, использования носового платка, расчески, салфетки, культурно-гигиенических процедур, самостоятельного убирания игровых принадлежностей или материала для занятий.

Если дошкольника с малых лет приучают ухаживать за собой, появится возможность своевременно приобщить его и к домашним бытовым делам: Что должны делать дети по дому.

Обучение простейшему уходу за собой детей 3-4 лет

Навыки самообслуживания у детей 3 4 лет – это основа будущей самостоятельности. В этом возрасте дети вполне успешно могут и должны справляться:

  • самостоятельно есть ложкой (к 4-м годам вилкой);
  • одеваться и раздеваться с помощью взрослого (уже умеют надевать некоторые виды одежды, застегивать пуговицы);
  • аккуратно вешать одежду;
  • умываться, мыть руки;
  • пользоваться полотенцем для рук;
  • убирать игрушки.

Обучение малышей – это обязанность окружающих взрослых. Процесс проходит с использованием объяснений, показа, игровой мотивации, небольших потешек или стихотворений.

Например, при обучении мытью рук необходимо поэтапно показать на собственном примере, как закатать рукава, чтобы они не стали мокрыми, как намылить руки и как смыть их водой. Потом повторить все действия, помогая малышу. Возможно использование игровой мотивации: «Покажи Мишутке, как надо мыть ручки».

Обучите дошкольника веселой потешке, напоминающей последовательность действий гигиенической процедуры. Так у ребенка проявится больший интерес к необходимым навыкам.

Навыки самообслуживания у детей 4-5 лет

В 4-5 лет усваиваемые навыки усложняются. Ребенок реализует возрастное стремление к самостоятельности, что помогает ему удерживать внимание на действии, даже если оно не получается на первых порах. Настойчивые попытки со временем вырабатывают автоматизм, что является главным при формировании навыков.

Пятилетний дошкольник справляется со следующими действиями и процедурами:

  • одевается и раздевается самостоятельно (взрослый лишь контролирует качество);
  • сам завязывает шнурки на ботинках;
  • соблюдает алгоритм при умывании;
  • промокает лицо полотенцем;
  • пользуется столовыми приборами и откликается на правила поведения за столом для детей;
  • пользуется салфеткой после приема пищи;
  • полощет рот после еды;
  • умело пользуется расческой;
  • осваивает навыки чистки зубов.

В этом возрасте дети начинают воспринимать культурно-гигиеническое поведение более обобщенно. Нужно не просто вымыть свои руки, а справиться так, чтобы не налить вокруг воды. Необходимо не только съесть второе блюдо с помощью вилки, но и не разбрасывать пишу вокруг тарелки.

Развитие умений и привычки обслуживать себя в 6-7 лет

6-7 лет – период подготовки к школе. К первому классу дошкольник должен хорошо овладеть умением обслуживать себя, так как это поможет ему легче адаптироваться к процессу школьного обучения.

Полученные навыки самообслуживания у детей 6-7 лет совершенствуются. Старший дошкольник кроме выполнения санитарно-гигиенических процедур, контролирует свой внешний вид – обращает внимание на грязную одежду, без напоминания идет чистить зубы или вымыть руки.

У шестилеток разрозненные гигиенические и бытовые навыки объединяются в систему, формирующую верный способ поведения. При правильном стиле воспитания в семье старший дошкольник приучен обслуживать себя в быту:

  • Умеет не только самостоятельно и аккуратно одеться, но и определиться с одеждой по температурному режиму и месту посещения (в детский сад, в гости, на прогулку и т.д).
  • Умеет убрать одежду на стул или в шкаф.
  • Имеет хорошие гигиенические навыки (умывание, гигиена полости рта, ухаживание за волосами).
  • Пользуется ложкой, вилкой и ножом, аккуратно принимает пищу.
  • Убирает постель.
  • Умеет самостоятельно поддерживать порядок в своей комнате (подсказки родителей на первых этапах необходимы).

Все действия, которым обучился ребенок за предыдущие годы, в старшем дошкольном возрасте выполняются гораздо быстрее и качественнее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]