Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста
Часто дети, разбирая пирамидку, кладут все кольца по порядку, а потом, собирая ее, нанизывают в обратном порядке. Достаточно перемешать кольца между собой, чтобы задание стало невыполнимым. В других случаях дети добиваются успеха иначе: вначале нанизывают кольца без разбора, а затем многократно их перемещают, пока пирамидка не станет «ровненькой».
Наиболее успешно собирают пирамидки те малыши, которых специально научили, прикладывая кольца друг к другу, выбирать самое большое из них, нанизывать его, затем выбирать самое большое из оставшихся и т. п. Отсюда – только один шаг до собирания пирамидки на глаз, т. е. до полноценного, «взрослого» способа. Значит, обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ, доступный детям.Овладевая предметными действиями, ребенок усваивает, что делают с тем или другим предметом и как это делают, и сам учится выполнять соответствующие действия. Иначе говоря, дети усваивают назначение предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.
Таким образом,
предметная деятельность ребёнка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребёнка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребёнок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребёнок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
1. Формирование интереса к сотрудничеству с взрослым у детей второго года жизни в процессе манипулятивных действий.
Чтобы установить положительный эмоциональный контакт с ребёнком, педагогу следует совершать двигательные и тактильные действия (поглаживание ребёнка и поглаживание его руками глаз, рта, щек педагога), проводить игры перед зеркалом, «заражать» ребёнка эмоциями радости, подхватывать его встречные действия, проводить игры с пальчиками, ручками, ножками ребёнка, используя потешки и короткие стихи; побуждать ребёнка проявлять положительные эмоции (целовать, обнимать и т.д.).
2. Формирование ориентировки на оценку своих действий взрослым (осуществляется на всех занятиях).
Чтобы научить детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого, проявляющуюся в виде жестов, мимики, речевых высказываний («Так», «Не так», «Правильно», «Неправильно», «Молодец», «Хорошо» и др.); сформировать представление о конечном результате действия, рекомендуется побуждать ребёнка выполнять задания так, как показал педагог, подчиняясь его контролю и оценке (положительной или отрицательной), ориентируясь на общепринятый результат, завершающий каждое конкретное действие с предметом; взглядом, жестом, словом искать оценки правильности производимого действия; в случаях затруднений побуждать малыша с помощью жестов или слов обращаться за помощью к педагогу; давать оценку выполненным действиям; отвечать на вопросы взрослого о правильности выполнения действия; побуждать завершать начатое действие (самостоятельно, с помощью), переносить усвоенные действия на другие ситуации; создавать ситуации, в которых каждое последующее действие возможно только в том случае, если предшествующее было выполнено правильно.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.
Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца. Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.
Важная роль в овладении предметной деятельностью игровой деятельности, которая способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.
К одной из таких распространённых интерпретаций относится определение психологического понятия «деятельность» через понятие «активность». Поскольку активность и предметная деятельность, (как попытаемся мы проанализировать и доказать в дальнейшем исследовании) совершенно не сводимые и не выводимые друг из друга действительности и категории, но, в то же время, в психологических работах постоянно связываемые и взаимообусловливаемые, мы полагаем необходимым показать их содержательное различие и, тем самым, обосновать ограниченность активности и перспективность предметной деятельности.
Согласно существующей в отечественной психологии периодизации психического развития, предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.
Орудийные действия формируются у детей постепенно, овладение ими требует от малышей определенных усилий, поскольку предполагает совершенно определенный, жестко фиксированный способ использования предметов.
Предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем детстве, обеспечивая развитие всех сторон жизни ребенка.
Влияние предметной деятельности на психическое развитие ребенка. Предметная деятельность способствует развитию психических процессов.
Предметная деятельность определяет также содержание общения ребенка со взрослыми.
В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид — процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений, которые начинают осознаваться ребенком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми
Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.
В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.
В процессе игровой деятельности ребенок приобретает навыки общения. Он учится проявлять инициативу, координировать свои действия, позволяющие поддерживать общение со своими сверстниками. В дальнейшем, игровая деятельность провоцирует более длительное общение. В процессе игровой деятельности ребенок приобретает навыки общения. Он учится проявлять инициативу, координировать свои действия, позволяющие поддерживать общение со своими сверстниками. В дальнейшем, игровая деятельность провоцирует более длительное общение. Ролевые игры способствуют развитию памяти и воображения, также ребенок учится регулировать свое поведение.
Изначально интерес к рисованию и конструированию связан тоже с игровой деятельностью, направленный на процесс создания рисунка. Лишь в среднем и старшем возрасте для ребенка становится важен сам результат – рисунок. Начальная стадия учебной деятельности протекает в тесном союзе с игровой деятельностью.
Следующая > |
Консультация для педагогов «Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте
Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте
В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встрече с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется ориентировкой типа «что с этим можно делать?».
Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения. Это, например, складывание пирамидок из колец, использование всяческих сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками.
К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, но чаще всего он изображает взрослых людей — маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности.
В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вносят в нее разное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.
В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.
Условия эффективного обучения предметной деятельности
Поскольку предметная деятельность очень важна для развития личности ребенка, его сознания и мышления, то ее организации отводится значимое место. Чтобы процесс обучения взаимодействию с предметами был результативным, необходимо соблюдать следующие условия ее формирования:
- Начинать с малого количества предметов, постепенно его увеличивая и, создавая условия для заинтересованности ребенка ими, их применением и вариантами действий с ними;
- Формирование предметных действий должно носить пошаговый характер и производится при непосредственном взаимодействии и сотрудничестве с ребенком;
- Развивать активность, самостоятельность, любознательность, проявление инициативы ребенка в выполнении действий с предметами;
- Взрослый должен проявлять терпимость и выдержку, не навязывать своего мнения ребенку, давая ему возможность выбирать и проявлять активность в деятельности.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы