НОД в старшей группе «Физическая культура»
— Как вы думаете, легко ли птицам лететь в такую даль? (Ответы детей).
Многие из них не долетают, погибают в пути. Наверное, им приходится тренировать свои крылышки и лапки. Давайте представим, как птицы готовятся к полету, а заодно и сами потренируемся, ведь делать упражнения, это так полезно для здоровья.
— Первое упражнение «Подготовка к полету».
— Исходная позиция: о.с., руки вдоль туловища.
— Выполнение: на счет 1-опустить подбородок на грудь, на счет 2-запрокинуть голову назад, на счет 3-вправо, на счет 4 –наклон головы влево.
— Исходную позицию принять!
— Упражнение начинай!
— Второе упражнение «Проверим крылышки».
И.п.: о.с., руки вдоль туловища.
— Выполнение: на счет 1 –руки вперед, на счет 2- руки вверх, на счет 3-руки в стороны, на счет4-руки вниз, вернуться в и. п.
— Исходную позицию принять!
— Упражнение начинай!
— Третье упражнение «Ищем зернышки».
— Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
— Выполнение: на счет 1—наклон вперед, коснуться руками носков ног, на счет 2-выпрямиться, вернуться в и. п.
— Исходную позицию принять!
— Упражнение начинай!
— Четвертое упражнение «Подготовиться к полету».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам.
— Выполнение: на счет 1 –поворот вправо, отвести правую руку в сторону, посмотреть на нее; на счет 2 – вернуться в и.п. Тоже выполнить влево.
— Исходную позицию принять!
— Упражнение начинай!
— Пятое упражнение «Держим равновесие».
И.п.: ноги на ширине ступни, руки на поясе.
— Выполнение: на счет 1 -прямую правую ногу слегка приподнять вперед, на счет 2 — рисуем в воздухе круги, на счет 4-вернуться в и. п. Поочередно правой и левой ногой по 4 раза.
— Исходную позицию принять!
— Упражнение начинай!
-Шестое упражнение «Хлопки крыльями под ногой».
И.п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе.
— Выполнение: на счет 1-согнуть ногу в колене, хлопок под коленом, на счет 2- и. п.
— Исходную позицию принять!
— Упражнение начинай!
Седьмое упражнение «Птички прыгают».
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища.
Выполнение: на счет 1-прыжок ноги врозь — руки в стороны, на счет 2 – вернуться в и. п.
— Исходную позицию принять!
— Упражнение начинай!
Восьмое упражнение «Подуем на перышки».
И.п.: о.с., руки вдоль туловища.
Выполнение: вдох через нос руки разводим в стороны –наклон вперед и долгий выдох через рот, с потоком воздушной струи на опущенные руки .
— Исходную позицию принять!
— Упражнение начинай!
-Молодцы! А сейчас мы разделимся на две команды «Воробьи» и «Галки». И будем делать виды движений по подгруппам.
Формы и виды НОД с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Физическая культура»
Использовать разные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, круговую тренировку;
Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово, свободный темп).
Стремиться осуществлять дифференцированный подход в основных видах движений и игровых упражнениях.
При изучении сложного материала следует создать целостное представление обо всем двигательном акте и выполнить упражнение в общих чертах. При этом необходим четкий показ в определенном темпе. Далее важно отработать технику выполнения каждого элемента движения и развить у детей чувство самоконтроля за свою двигательную активность.
С целью закрепления и совершенствования приобретенных двигательных навыков и умений предоставлять детям возможность самостоятельно воспроизводить упражнения.
Обращать особое внимание на создание высокой вариативности педагогических условий, что способствует более эффективной реализации двигательной активности детей (за счет новизны упражнений, внесения новых пособий и предметов, постепенного усложнения двигательных задач).
Активизировать мыслительную деятельность каждого ребенка. Для этого следует использовать пространственную терминологию, предоставлять ребенку самостоятельный вы бор способа выполнения действий, задавать наводящие вопросы, создавать поисковые ситуации и т.д.
Создавать специальные ситуации для проявления волевых качеств ребенка, решительности, смелости, находчивости.
Формы НОД по образовательной области «Физическая культура»:
Младший дошкольный возраст
сюжетно- игровая —
построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и.т.д.). Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и.т.д.
тематическая —
посвящено, как правило, какому – либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол и.т.д. разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
классическая
Старший дошкольный возраст
Занятия – тренировки
— формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков 50% всех занятий.
Физкультурно – познавательные занятия –
занятия как правило, какому – либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол и.т.д. разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
Перспективный план НОД по физической культуре для старшей группы
Перспективное планирование обучения детей 5-6 лет основным движениям на физкультурных занятиях
Сентябрь
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать на двух ногах на месте, отталкиваться и приземляться Учить подбрасывать и ловить мяч двумя руками, отбивать его двумя руками на месте.
На основе перспективного плана пишутся календарные планы Календарные планы физкультурных занятий с детьми старшей группы на сентябрь, октябрь, ноябрь СМОТРИТЕ ТАКЖЕ комплексно-тематическим планом физкультурных занятий в старшей группе учебно-тематическим планом использования здоровьесберегающих технологий Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы на год Планы третьего физкультурного занятия (на прогулке)для старшей группы на год Конспекты спортивных развлечений для старшей группына год
Упражнения в равновесии
- Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки
Катание, бросание, ловля, метание
- Бросание мяча вверх двумя руками (не менее 10 раз подряд)
- Бросание мяча о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд)
Ползание, лазанье
- Ползание на четвереньках змейкой между предметами
- Ползание на четвереньках в чередовании с ходьбой
Прыжки
- Прыжки на двух ногах на месте (по 30–40 прыжков 2–3 раза) в чередовании с ходьбой
Октябрь
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать на двух ногах разными способами, отталкиваться и приземляться Учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, выполняя задания. Учить чередовать ползание с перелезанием через препятствия и бегом Упражнения в равновесии
- Ходьба по веревке (диаметр 1,5–3 см)
- Ходьба по наклонной доске прямо
Катание, бросание, ловля, метание
- Бросание мяча одной рукой (правой, левой не менее 4–6 раз)
- Бросание мяча вверх и ловля его с хлопками
Ползание, лазанье
- Ползание на четвереньках в чередовании с бегом
- Ползание на четвереньках в чередовании с переползанием через препятствия
Прыжки
- Прыжки на двух ногах разными способами: ноги скрестно
- Прыжки на двух ногах разными способами:ноги врозь
Ноябрь
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать на двух ногах разными способами, отталкиваться и приземляться, продвигаться вперед Учить перебрасывать мяч из одной руки в другую, бросать мяч друг другу снизу. Учить ползать на четвереньках, толкая головой мяч, ползать на четвереньках по гимнастической скамейке, опираясь на колени и предплечья Удерживать равновесие при ходьбе разными способами по наклонной доске. Упражнения в равновесии
- Ходьба по наклонной доске боком
- Ходьба по наклонной доске на носках
Катание, бросание, ловля, метание
- Перебрасывание мяча из одной руки в другую
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения стоя снизу
Ползание, лазанье
- Ползание на четвереньках (расстояние 3–4 м), толкая головой мяч
- Ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени
Прыжки
- Прыжки на двух ногах разными способами:одна нога вперед — другая назад)
- Прыжки на двух ногах разными способами:продвигаясь вперед (на расстояние 3–4 м)
Декабрь
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать на одной ноге на месте и продвигаясь вперед Учить перебрасывать мяч друг другу из-за головы и от груди в положении стоя. Учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками и ползать на четвереньках с перелезанием через препятствия Удерживать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке обычным способом и с перешагиванием через набивные мячи Упражнения в равновесии
- Ходьба по гимнастической скамейке
- Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи
Катание, бросание, ловля, метание
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения стоя из-за головы
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения стоя от груди
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения стоя с отскоком от земли
Ползание, лазанье
- Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками
- Перелезание через несколько предметов подряд
Прыжки
- Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте
- Прыжки на одной ноге (правой и левой) продвигаясь вперед
Январь
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать в высоту с места через предметы Учить перебрасывать мяч друг другу в положении сидя снизу и из-за головы. Учить подлезать в обруч разными способами. Удерживать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке выполняя приседание на середине скамейки. Упражнения в равновесии
- Ходьба по гимнастической скамейке приседанием на середине
Катание, бросание, ловля, метание
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения сидя снизу
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения сидя из-за головы
Ползание, лазанье
- Пролезание в обруч разными способами
- Перелезание через несколько предметов подряд
Прыжки
- Прыжки в высоту с места прямо через 5–6 предметов — поочередно через каждый (высота 15–20 см)
Февраль
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать в высоту с места через предметы боком и в высоту на мягкое покрытие Учить перебрасывать мяч друг другу в положении сидя снизу от груди и с отскоком от земли Учить лазать по гимнастической стенке выс. 2,5 м. Удерживать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке выполняя различные задания. Упражнения в равновесии
- Ходьба по гимнастической скамейке раскладыванием и собиранием предметов
- Ходьба по гимнастической скамейке прокатыванием перед собой мяча двумя руками
Катание, бросание, ловля, метание
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения сидя от груди
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения сидя с отскоком от земли
Ползание, лазанье
- Лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м)
Прыжки
- Прыжки в высоту с места боком через 5–6 предметов — поочередно через каждый (высота 15–20 см)
- Прыжки на мягкое покрытие высотой 20 см
Март
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать в высоту с места через предметы боком и в высоту на мягкое покрытие Учить перебрасывать мяч друг другу в положении сидя снизу от груди и с отскоком от земли Учить лазать по гимнастической стенке выс. 2,5 м. Удерживать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке выполняя различные задания. Упражнения в равновесии
- Ходьба по гимнастической скамейке боком (приставным шагом)
- Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком песка на голове
Катание, бросание, ловля, метание
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения сидя от груди
- Перебрасывание мяча друг другу из исходного положения сидя с отскоком от земли
Ползание, лазанье
- Лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа
Прыжки
- Прыжки с высоты 30 см в обозначенное место
- Прыжки в длину с места (не менее 80 см)
Апрель
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать в длину с места (80), с разбега (100), в высоту с разбега (30-40), приземляясь на мягкое покрытие Учить отбивать мяч о землю с продвижением вперед, прокатывать набивные мячи и метать предметы на дальность Учить лазать по гимнастической стенке выс. 2,5 м. перелезая с пролета на пролет Удерживать равновесие при ходьбе по гимнастической доске вверх и вниз выполняя различные задания. Упражнения в равновесии
- Ходьба по наклонной доске вверх и вниз
- Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках
Катание, бросание, ловля, метание
- Отбивание мяча о землю с продвижением шагом вперед (на расстояние 5–6 м)
- Прокатывание набивных мячей (вес 1 кг)
- Метание предметов на дальность (не менее 5–9 м)
Ползание, лазанье Перелезание с одного пролета гимнастической стенки на другой Прыжки
- Прыжки в длину с разбега (примерно 100 см)
- Прыжки в высоту с разбега (30–40 см)
Май
Задачи Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить прыгать через короткую скакалку Учить метать предметы в горизонтальную и вертикальную цели Учить подлезанию между рейками гимнастической стенки Удерживать равновесие при ходьбе по наклонной гимнастической доске вверх и вниз , и после медленного кружения, стоя на полу. Упражнения в равновесии
- Ходьба по наклонной доске вверх и вниз боком (приставным шагом)
- Кружение парами, держась за руки
Катание, бросание, ловля, метание
- Метание предметов в горизонтальную цель с расстояния 3–4 м
- Метание предметов в вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3–4 м
Ползание, лазанье
- Пролезание между рейками гимнастической стенки
Прыжки
- Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад
- Прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся)
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Перспективный план по физкультуре для детей средней группы Перспективный план по физкультуре для детей 2 младшей группы
Ходьба
Первое полугодие Ходьба обычная Ходьба на носках (руки за голову) Ходьба на пятках Ходьба на наружных сторонах стоп Ходьба с высоким подниманием колена (бедра) Ходьба перекатом с пятки на носок Подключить во втором полугодии Ходьба приставным шагом вправо и влево Ходьба в колонне по одному Ходьба в колонне по двое Ходьба в колонне по трое Ходьба в колонне вдоль стен зала с поворотом Ходьба в колонне с выполнением различных заданий воспитателя
Бег
Первое полугодие Бег обычный Бег на носках Бег с высоким подниманием колена (бедра) Бег мелким и широким шагом Бег в колонне по одному Бег в колонне по двое Бег змейкой Бег врассыпную Бег с препятствиями Подключить во втором полугодии Непрерывный бег в течение 1,5–2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80–120 м (2–3 раза) Бег в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5–5,5 секунды (к концу года — 30 м за 7,5–8,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках Бег по наклонной доске вверх и вниз боком, приставным шагом. Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках боком, приставным шагом Кружение парами, держась за руки
Групповые упражнения с переходами.
Построение в колонну по одному Построение в шеренгу Построение круг Перестроение в колонну по двое, перестроение в колонну по трое Равнение в затылок Равнение в колонне Равнение в шеренге Размыкание в колонне — на вытянутые руки вперед Размыкание в шеренге — на вытянутые руки в стороны Повороты направо, налево, кругом переступанием Перспективный план непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста составлен по примерному перечню основных движений Программы «От рождения до школы»