Корригирующая гимнастика как здоровьесберегающая технология.


«Корригирующая гимнастика для дошкольников»

«Корригирующая гимнастика для дошкольников»

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Однако анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

У умственно отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию: со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики.

Выявление возможностей умственно отсталого ребенка и коррекция дефектов его развития требуют специальных методических приемов, которые следует, прежде всего, облечь в доступную форму. Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития детей, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Корригирующая гимнастика состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Цель вводной части — повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к нагрузкам основной части. Содержанием вводной части являются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию. Завершается эта часть построением детей в колонны или группы для выполнения общеразвивающих упражнений.

Основная часть включает — упражнения общеразвивающего характера. Упражнения даются для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины и ног, для гибкости позвоночника.

Упражнения выполняются из разных исходных положений — стоя, лежа, на спине, и животе, сидя. Это способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все группы мышц.

Для восстановления частоты пульса гимнастика завершается заключительной частью, включающей физические упражнения с постепенным снижением темпа. (приложение1)

(приложение 1)

Физические упражнения и содержание корригирующей гимнастики.

Вводная часть.

— Построение в колонну по одному. Ходьба ровным шагом.

— Ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и наружном своде стоп, с различными положениями рук.

— Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полуприсяде, с высоким подниманием коленей.

— Обычный бег. Бег с захлестыванием. Ходьба обычная. Ходьба по ребристой доске, ходьба по камешкам.

— Ходьба на палке боком приставочным шагом.

— Бег на носках с высоким подниманием коленей.

— Ходьба по наклонной плоскости на носках. Ходьба обычная.

— Перестроение из шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки в стороны.

Общеразвивающие упражнения:

1. Из исходного положения «стоя», поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.

2. И. п.: стоя на коленях, руки опущены. 1- правую руку на левое плечо.2- наклон вперед, коснуться правым локтем пола;3-4- обратное движение. То же другой рукой.

3. «Лодочка». И. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища.1- согнуть ноги, руками захватить голеностопный сустав.2-3 с помощью рук потянуться вверх, 4- вернуться в и. п.

4. «Колесо». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.1-2- поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками ног пола за головой.3-4- вернуться в и. п.

5. «Бревнышко». И. п.: лежа на спине, руки вверх перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.

6. «Самовытяжение». И. п.: лежа на спине, руки вверх. На три счета потянуться вверх, вытягивая позвоночный столб, носки на себя. И. п.: отдохнуть.

7. «Рыбка». И. п.: лежа на животе, руки над подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, разогнутые в коленях, приподнять «рыбка».

8. И. п. лежа на спине, руки под поясницей. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к животу; не поднимая высоко ноги, выпрямить их.

9. Подпрыгивание на месте с высоко поднятыми коленями.

10. Выполнить дыхательные упражнения, лежа на спине «х-х-хо», «х-х-хо» — согреть руки — выдох; «ф-ф-ф», «ф-ф-ф» — остудить воду-выдох, «понюхать цветок»- вдох.

Заключительная часть:

— Ходьба в колонне по одному.

— Бег в быстром темпе.

— Обычная ходьба.

— Массаж рук и ног — постукивание по ногам и по рукам пальцами рук.

Получить текст

Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Как правильно заниматься на массажном коврике для детей?

Гимнастика на коврике положительно скажется на здоровье Вашего ребенка. Чтобы занятия не навредили, помимо выполнения упражнений, нужно соблюдать элементарные правила:

  • Придерживайтесь чистоты – перед занятиями мойте ноги, а после – промывайте коврик под проточной водой с мылом.
  • Упражнения делаются босиком.
  • Выполняя упражнения, важно не сутулиться и не напрягать тело.
  • Жесткость коврика должна соответствовать возрасту.
  • Начните с трех минут основных упражнений, постепенно увеличивайте время и интенсивность тренировки.
  • Если появляется боль при выполнении определенного упражнения – пропустите его.
  • Обязательно выполняйте разминку перед тренировкой, особенно на первых порах.

Разминка

Разминку необходимо делать перед тренировкой на ортопедическом коврике, чтобы ноги привыкли к непривычному рельефу и не было неприятных ощущений. Простые упражнения помогут подготовить мышцы, суставы и связки ноги к нагрузке. Ее можно выполнять после тренировки для расслабления мышц. Отведите на каждое упражнение 30-60 с.

  1. Нужно встать перед ковриком, одну ногу поставить на изделие, а второй – держать равновесие.
  2. Слегка надавите ногой на поверхность коврика, постепенно увеличьте усилия.
  3. Плавные перекаты стопы с пятки на носок и наоборот.
  4. Поставьте ногу на внутреннюю сторону стопы и плавно поверните на наружную.
  5. Повторите упражнения второй ногой.
  6. Встаньте на поверхность массажера обеими ногами и постойте.
  7. Если выполняете разминку после тренировки, можно прилечь на поверхность коврика и полежать несколько минут.

Для чего нужно заниматься на массажном коврике?

О пользе массажного коврика мы уже подробно расписывали в статье “Как выбрать массажный коврик для детей”. Стоит выделить основные причины для занятий:

  • Хождение босиком по неровной поверхности воздействует на точки стопы, связанные с внутренними органами.
  • Воздействие на нервные окончания стимулирует нервную систему и работу коры головного мозга, помогая в общем развитии.
  • Стимуляция определенных рефлексогенных зон стимулирует иммунитет.
  • Тренировка мышц и связок ног с раннего возраста – профилактика деформаций стоп.
  • Занятия на ортопедическом коврике содействуют лечению косолапости, плоскостопия и других патологических изменений ног.

Упражнения после сна в дестком саду

Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.

День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Комплекс гимнастики пробуждения от сна для старших групп ДОУ

День детей, посещающих детский сад, разделен пополам дневным сном. Пробуждение является переходным моментом, который определяет настроение ребенка на весь оставшийся день. Отдых в послеобеденное время оказывает значительное воздействие на физическое и интеллектуальное развитие детей, помогает им восстановить силы для новых свершений. При этом очень важно правильно организовать пробуждение и взбодрить ребенка. В этом поможет ежедневная гимнастика после сна.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку

Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада.

Игры для детей с использованием массажного коврика

Из-за непривычного рельефа коврика ребенок может отказываться от занятий. Наличие ярких элементов, геометрических фигур, разноцветных выпуклостей коврика можно использовать для игры. Игра привлечет детское внимание и будет стимулировать к выполнению упражнений.

Игра “Жук”

В этой игре ребенок должен обыграть действия в стишке. В игровой форме произойдет массаж стоп и ладоней.
На цветочке два жучка танцевали гопачка
– маршируем на месте,
Правой ножкой топ-топ
– топаем правой ногой 2 раза,
Левой ножкой топ-топ-топ
– топаем левой ногой 3 раза,
Крылышки подняли вверх: “Кто летит быстрее всех?”
– нужно спрыгнуть и оббежать коврик,
Вот и прилетели, на цветочек сели
– возвращаемся на место, приседаем и дотрагиваемся ладонями к коврику.

Игра “Охотники за сокровищами”

Это групповая игра, тренирует стопы и направлена на профилактику плоскостопия.

По коврику раскидываем монеты или другие игровые элементы. Дети ждут стартовый сигнал и собирают “сокровища” пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберет их больше всего.

Игра “Гуси”

Игра укрепляет мышцы туловища, рук и стоп.

Старт – в начале коврика. Дети должны пройти по коврику “гусиным” шагом на корточках. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет к концу коврика.

Игра “Зайчики-попрыгунчики”

Игра развивает внимание игроков.

Дети должны слушать стишок и на слово “прыг” запрыгивать на коврик, а на “скок” – спрыгивать с него. Для поддержания внимания иногда вместо “скок”, говорите “прыг”. Кто ошибется, тот выбывает из игры.
Шел зайка-попрыгайка Увидел пенек – “прыг” на него Надоело сидеть на пеньке – “скок” с пенька Дальше идет Видит лису-красу – “прыг” на пенек Лиса ушла – зайка “скок” с пенька и т.д.

Игра “Кошки-мышки”

Игра поможет укрепить мышцы ног, тренирует бдительность.

“Мышки” бегают по территории от “кошки” и прячутся в домики – запрыгивают на коврик. Выигрывает последний, кого не поймала “кошка”.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]