Геометрическая аппликация: инструкция для детей всех возрастов с шаблонами и фото примерами

Красочная геометрическая аппликация из бумаги – самый доступный способ привить ребенку массу полезных навыков.

Работая с ножницами, клеем и бумагой, дети приучаются к аккуратности и усидчивости, получают радость от процесса творческой деятельности.

Применение простых геометрических форм упрощает создание впечатляющих картинок даже маленькими детьми.

Подготовка

Первым шагом следует подготовиться к развивающему процессу:

  • При организации рабочего места со стола убирается всё ненужное.
  • Можно накрыть поверхность клеенкой для защиты от клея.
  • Все элементы вырезаются в нужном количестве.
  • Рекомендуется использовать канцелярские ножницы с тупыми кончиками — они удобны для ребенка и он не сможет ими порезаться.
  • Подбирается фоновая основа из цветной бумаги или плотного картона.
  • Детям младшей группы удобней будет использовать клей карандаш, а не ПВА.
  • Чтобы занятие вызывало больше интереса, следует выбирать красивые и яркие цвета.

Перед созданием аппликации необходимо рассказать ребенку о геометрических фигурах — показывать заготовки, назвать их формы. Важно ознакомить с последовательностью.

Малышу будет интересно совместное занятие творчеством, а командная работа укрепит отношения. Со временем кроха сам научится собирать композиции из разных элементов.

Что дают занятия аппликацией ребенку

Любые поделки, сделанные своими руками, приносят малышам огромную пользу. Это утверждение в полной мере относится и к геометрическим аппликациям. С их помощью дети:

  • становятся более терпеливыми, усидчивыми, аккуратными;
  • знакомятся с геометрическими фигурами;
  • учат названия предметов, зверей, птиц, насекомых, транспортных средств, других объектов;
  • развивают мелкую моторику, творческие способности, интеллект;
  • получают основы конструирования, трудовой дисциплины;
  • учатся работать с инструментами и разными материалами (ножницы, кисточка, клей).

Занятия аппликацией действительно делают детей собраннее, аккуратнее, дисциплинированнее. Но внимание малышей долго удержать не получается, поэтому выбирая задания, нужно начинать с простейших поделок, изготовление которых не отнимет много времени.

Первые поделки дети выполняют совместно с родителями, старшими братьями и сестрами, друзьями, учителями. Это прививает им первые навыки коллективного труда, учит работать в команде.

Для самых маленьких

Малыши ясельного возраста только начинают знакомиться с поделками и фигурами. Изначально следует хаотично распределять фигуры на листе, чтобы ребенок научился работать с клеем.

Детский возраст 1-2 лет отличается энергичностью и неусидчивостью, поэтому приступать к занятию следует в игровой форме.

Можно рассказать сказку о мишке-циркаче, который потерял свои мячики для жонглирования. Ребенок познакомится с разными цветами, с фигурой круг и научится управляться с клеем.

Для аппликации потребуется три круга разного диаметра из цветной бумаги. Мишку можно распечатать по шаблону или использовать наклейку. Медведь приклеивается на фоновый лист, а задача ребенка найти шарики определённого цвета. Найденный круг покрывается клеем.

Важно научить ребенка держать клей под углом 90 градусов. Деталь располагается в произвольном месте.

Когда малыш научится справляться с клеем, задачу можно немного усложнить, и попробовать сделать аппликацию по контурам. Для этого на листе или картоне зарисовываются геометрические фигуры, а из цветной бумаги вырезаются детали соответствующие рисунку.

Кроха должен найти и приклеить детали по контурам рисунка.

План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

  • ГБОУ Школа № 967
  • Структурное подразделение № 3
  • Тема: «Наша ферма» — аппликация из геометрических фигур разной величины
  • Провела:
  • Воспитатель гр. 2

Юманова В.А.

  1. г. Москва
  2. 2019г.
  3. Задачи:
  4. — Научить детей создавать образы разных домашних животных на основе двух овалов, дополняя различными деталями.
  5. — Закреплять умение вырезывать овалы из прямоугольников, сложенных пополам, закругляя углы.
  6. — Учить детей передавать пространственные представления (рядом, сбоку, справа, слева, ближе, дальше).

Предварительная работа. Рассматривание изображений домашних животных и их детёнышей. Конструирование образов животных из геометрической мозаики. Чтение художественной литературы. Беседа по содержанию картины «Ферма».

  • Подготовка основы для будущей композиции: для детских работ воспитатель вырезает из цветной бумаги зеленые лужайки, голубые лужи (в форме клякс) и готовит основу для коллективной композиции – лист бумаги большого формата.
  • Материалы и оборудование: бумажные прямоугольники (разные по величине и по цвету), ножницы, клей, клеевые кисточки, клеевые карандаши, матерчатые салфетки, клеёнки, коробки для обрезков, фломастеры для оформления мелких деталей.
  • Ход занятия
  • Воспитатель показывает детям картину «Ферма».
  • Воспитатель: — Кто живёт на ферме?
  • Проводится пальчиковая игра, изображая домашних животных.
  • Собака
  • У собачки острый носик,
  • Есть и шейка, есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

  1. Лошадка
  2. У лошадки вьется грива,
  3. Бьет копытами игриво.

(Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши).

  • Кошка
  • А у кошки ушки
  • Ушки на макушке,
  • Чтобы лучше слышать
  • Мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

Воспитатель прикрепляет на фланелеграфе овалы: три больших и над ними на небольшом расстоянии сбоку – чуть поменьше.

Воспитатель: — Ребята, в кого или во что можно превратить эти овалы? (Ответы детей).

Воспитатель: — А теперь я вам предлагаю посмотреть, как эти овалы превращаются в разных животных. Посмотрите ребята на фигурки трёх животных (собака, овечка, лошадка) в основе которых лежат овалы — большой (туловище) и маленький (голова).

  1. Воспитатель: — Я вам буду показывать картинки, а вы должны сказать, кто это и как вы об этом догадались.
  2. Все эти животные похожи друг, на что у них есть большое овальное туловище и небольшая овальная голова; а различаются животные другими частями теля — хвостами, шеями, ногами.
  3. Воспитатель: — Я оставлю картинки на доске, чтобы вы во время работы могли сверять с ними свои представления о животных.
  4. Воспитатель: — Дети расскажите мне, как вырезать овалы.

(Ответы детей: надо сложить бумажный прямоугольник пополам, и держа за сгиб закруглять уголки, сначала один, потом другой. Когда мы развернем, то получим овал.)

Воспитатель: — Я напоминаю вам о правилах безопасности при работе с ножницами.

В одной руке я держу большой овал, а в другой – маленький, и начинаю показывать вам комбинации размещения туловища и головы.

Воспитатель: — Кто это может быть, если голова прикреплена прямо к туловищу сбоку? справа или слева? (Овечка, поросёнок).

— Кто из домашних животных может получиться, если голову приподнять над туловищем сбоку? (Лошадка, корова).

— Если голову опустить ниже туловища? (Любое животное, которое ест или пьет).

Воспитатель: — Ребята, подумайте, какое животное вы бы хотели бы изобразить из овалов. (Дети выбирают подходящую по цвету и размеру бумагу и начинают вырезать, сверяясь с рисунками или изображениями животных на картине «Ферма»).

Далее дети помещают (наклеивают) фигурки животных на лужайки, в голубые лужи, заранее вырезанные воспитателем, и размещают на общей композиции «Наша ферма», дополняют картину с помощью рисования животных и прочей атрибутики фермы.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/03/26/nasha-ferma-applikatsiya-iz-geometricheskih-figur-raznoy

Домик

Фото аппликаций для самых маленьких наглядно показывают, как из простых фигур можно собрать картину. Для поделки домик потребуется шаблон или зарисовка, клей, ножницы, цветная бумага и картон.

Из цветной бумаги вырезается большой квадрат и треугольник для домика, маленький квадратик для окошечка, а для двери использовать прямоугольник.

Все детали последовательно обрабатываются клеем, и располагаются на основе.

Полет воздушных шаров

В этой аппликации кроме цветной бумаги понадобятся нитки. Ход изготовления следующий:

  1. Нарезаются разноцветные кружочки и овалы разных диаметров.
  2. Отдельно на картонную, бумажную или фанерную основу наклеиваются нитки соответствующих заготовкам цветов. Основа красится в цвет неба.
  3. Дети должны подобрать кружочки к ниткам по цветам и наклеить их.
  4. Получаются воздушные шары с ниточками, летящие по небу в произвольном порядке.

Можно дополнить картинку облаками (нарисовать или сделать из ваты), солнцем.

Машинка

При занятии с ребенком важно учитывать его интересы, например, мальчику будет гораздо интересней собрать поделку в виде машинки. Аппликацию оценят дети 3-5 лет, а для работы потребуется цветная бумага, клей, простой карандаш, ножницы и макет машинки.

Этапы работы:

  • Вырезаются фигуры — для кузова прямоугольники, для колес круги. Можно дополнить картину дымом из овалов, и трассой из черного удлиненного прямоугольника. Детали дополняются или убираются исходя из особенностей ребенка, если малыш усидчив и легко вовлекается в дело, то свободно можно дополнять композицию. Не стоит забывать о яркости цвета, именно он делает творческий процесс еще интересней.
  • Каждый элемент поочередно смазывается клеем и приклеивается к фону. В первую очередь располагается дорога и кузов, а потом колеса и дым.

Для большей выразительности можно нарисовать цветными карандашами деревья, солнышко и облака. Голубой цвет идеален для основы. В более сложном варианте ребенок сам вырезает детали по отмеченным линиям.

Космос

Мальчики 1 класса очень часто мечтают стать космонавтами. Они с радостью выполнят аппликацию на космическую тему:

  1. На основу наносится контур ракеты.
  2. Для планет и иллюминаторов ракеты вырезаются несколько кругов (от 7 до 10).
  3. Для звезд изготовляются кружочки поменьше (10-15).
  4. Треугольник нужен для носа ракеты.
  5. Другой треугольник, разрезанный надвое, играет роль хвоста ракеты.
  6. Из большого прямоугольника делается множество полосок, которые наклеиваются в качестве огня, выпускаемого ракетой.

Недостающие элементы аппликации можно дорисовать.

Для детей от 3 лет

В трехлетнем возрасте дети уже могут собирать картинку из 6 деталей в правильной последовательности. Можно выбрать для аппликации животных, которые хорошо знакомы ребенку — например курочка с цыплятами.

Для изготовления потребуется:

  • Зеленый картон.
  • Жёлтые круги-3 шт.
  • Белые круги разного диаметра-2 шт.
  • Треугольники – 1 белый, 2 жёлтых, 3 красных, 6 коричневых.
  • Цветные маркеры.
  • Клей.

Первым шагом подготавливается образец, а дети следую картине, раскладывают свою аппликацию. Желательно ориентироваться на особенности малыша, одним проще творить с образца, а другие предпочитают повторять действия поэтапно.

Наклеенным цыплятам дорисовываются глазки. Так же картину можно дополнить зеленой травой из полосок, ярким круглым солнышком, а из белых треугольников выложить ромашки.

Для самых маленьких существует большой выбор красочных аппликаций для творчества, с самоклеящимися фигурами. Комплекты продаются в книжных магазинах, или осуществляется доставка через курьера.

Готовые наборы помогают развить мелкую моторику рук.

Ваза с конфетами

Слово «ваза» в этом задании условно. Наполнить разноцветными фигурами ребенок может баночку, тарелку, поднос или стакан. Именно эти предметы (их контуры на бумаге, картоне) будут выступать в качестве основы. Поэтапно изготовление поделки выглядит так:

  1. Нужно подготовить основу с нанесенным на нее контуром базового предмета – вазочки, банки, тарелки.
  2. Вырезать из разноцветной бумаги или фольги кружочки разного диаметра, которые будут символизировать леденцы.
  3. Малыши должны заполнить контур базового предмета конфетами в произвольном порядке, не выходя за его границы.
  4. Можно дополнить аппликацию нарисованными цветочками, конфетками других размеров, солнышком.

Дети школьного возраста

Младшие классы способны самостоятельно разделять детали по образцу, и могут собрать полноценную картину, ориентируясь на свою фантазию. Изначально следует показать детям, какой получится поделка в завершении.

Для работы потребуется кисти, цветная бумага, клей, ножницы, картон, линейка и простой карандаш.

Подготавливается основа, на ней зарисовываются геометрические фигуры в определенной теме. С основы копируются все детали, вырезаются и приклеиваются по шаблону.

Аппликации для младших школьников

Тематика аппликаций из геометрических фигур для школьников – это животные и птицы, насекомые и объекты природы. Педагоги могут упростить любое задание тем, что показать готовые образцы работ и раздать заготовленные трафареты (шаблоны).

В зависимости от возрастных особенностей ребенка, им предлагается собрать картинку из готовых кругов и квадратов или вырезать их самостоятельно.

Далее задание можно усложнить – выложить фрагменты симметрично или изменить форму, но так, чтобы изображение получалось узнаваемым.

Предлагаем галерею лучших работ дошкольников и аппликации детей 1-2 классов из геометрических фигур.

Фото геометрической аппликации

С какого возраста можно начинать учить с ребенком геометрические фигуры

По мнению ученых, обучать малыша следует с самого рождения, при этом его проводят в несколько этапов:

  1. После рождения малыш почти ничего не запоминает, однако приучается смотреть на мир во всех его аспектах. В это время рекомендуется разговаривать с младенцем, проговаривая каждую фигуру, читать небольшие детские стихи, петь песни.
  2. Когда ребенку исполнится 6 месяцев, он постарается узнать о мире побольше. Для этого он будет трогать и покусывать предметы. Важно подобрать правильные игрушки. Подойдет набор мягких квадратов, на которых нарисованы цветы, бабочки, птички.
  3. Следующий этап начинается тогда, когда малыш учится говорить. Необходимо проговаривать все названия фигур, начиная с самых простых (круг, треугольник, квадрат). Затем придет черед трапеции, прямоугольника и других. На этом этапе поможет игрушечная пирамидка, пластмассовые кубики, из которых строят башню, и рисование.

Изучение геометрических фигур с ребенком можно начинать с самого раннего возраста
Таким образом, обучение можно с рождения ребенка, используя разные методики.

Ход урока

II. Постановка цели и задач урока.

Мы часто говорим: «Учиться творчеству, развивать самостоятельность, конструкторские способности, художественный вкус…» Какой вид трудовой деятельности нам в этом поможет? (Работа с бумагой). А конкретно? (Аппликация).

III. Беседа.

Что такое аппликация? Аппликация – это декоративная работа, состоящая в изготовлении различных изображений (узоров, орнаментов, рисунков, картин) путем вырезания и укрепления на поверхности бумаги, ткани, кожи, древесины или пластмассы. Какие различия бывают между аппликациями ? Разнообразие форм, материалов, цвета и фактуры деталей из тех или иных специально подобранных листовых материалов: цветная бумага, ткань, кожа, засушенные растения, солома, береста.

Где используется аппликация? В одежде, в декоративно-прикладном искусстве, на обложках, закладках, открытках и предметах быта. Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и красивыми.

IV. Основная часть урока.

Обратите внимание на работы, представленные на демонстрационной доске и скажите: какую аппликацию мы сегодня выполним. (Аппликацию с использованием геометрических фигур)

Назовите геометрические фигуры, используемые при работе. (Квадрат, треугольник, круг, овал, дуга, прямоугольник). Взрослые художники-конструкторы чаще всего показывают свои конструкторские идеи в чертежах и технических рисунках, мы же можем эту работу показать и в аппликации.

Какие этапы различаются при конструировании, с чего начинают работу. Её придумывают, чертят, создают. В аппликации тоже применяются эти этапы.

Прежде, чем приступить к основной работе, давайте потренируемся. Разделимся на две команды и проведем соревнование. Каждой команде дано панно «Лего» и техническая карта. На технической карте изображен «Клоун». Что нужно сделать: быстро, качественно и без шума достроить конструкцию. Каждый игрок должен поставить по две фигурки на полотно (фигурки разложены по изображенным геометрическим фигурам на столах).

Проведение соревнования. Подведение итогов соревнования.

V. Практическая работа.

Итак, мы переходим к практической работе. Назовите инструменты, используемые при работе с бумагой. (Ножницы, кисточка для клея, карандаш).

Повторим технику безопасности при работе с ножницами.

VI. Планирование практической работы.

Возьмите техническую карту и рассмотрите. С чего начать выполнение аппликации ?

  • Определение геометрических фигур (в помощь дана перфокарта-шаблон с изображением геометрических фигур).
  • Количество фигур и цвет.
  • Выполнение аппликации.

Подумайте, как быстро и экономно использовать бумагу, вырезая ту или иную фигуру.

VII. Выполнение аппликации.

Построение контрольной линии, на которой строится аппликация. В зависимости от рисунка линия будет находиться вверху или внизу. Приступая к работе, не забудьте, что при подведении итогов будет учитываться:

  • Качество работы;
  • Цветовое решение;
  • Расположение на листе.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]