Методика проведения развивающих занятий в первой и второй младших группах


Миссия развивающих занятий в первой и второй младших группах

Развитие — это важная составляющая целей любого образовательного курса, практикуемого с воспитанниками детского сада. Более того, те или иные аспекты развития являются обязательной частью не только непосредственной образовательной деятельности (НОД), но и режимных моментов, развлечений. Поэтому, рассматривая цели и задачи занятий по развитию в таком широком смысле, уместно говорить о миссии этого направления в целом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Цели и задачи занятий по развитию определяются стратегиями изменений психолого-педагогических характеристик детей первой и второй младших групп.

Цели развития определяются возрастными особенностями малышей 1,5–4 лет

Цели занятий по развитию с детьми 1,5–3 лет

Суть занятий по развитию в первой младшей группе определяется отработкой трёх фундаментальных для малышей 1,5–3 лет жизненных приобретений — прямохождения, речи и предметного взаимодействия. Это:

  • обучение манипулированию с различными предметами, уясняя их назначение (в процессе игр);
  • формирование способности понимать и использовать речь в общении (расширяя пассивный запас слов, переводя его постепенно в активный);
  • воспитание коллективного духа (даже с учётом того, что дети первой младшей группы действуют, играют не вместе, а рядом, они видят, что все виды работы выполняются одновременно и задачи едины для всех).

Цели занятий по развитию с малышами 3–4 лет

Во второй младшей группе продолжается стратегия осуществления целей, поставленных ещё в прошлом учебном году. При этом акцент, в силу того, что в 3–4 года дети осваивают обширный комплекс звуков и грамматики языка, делается на развитии речи:

  • включение детей в диалог (со взрослым, друг с другом);
  • стимуляция любознательности как средства познания мира (в силу возраста дети постоянно задают вопрос «почему», который взрослым ни в коем случае нельзя оставлять без внимания);
  • понимание преимуществ коллективных игр (весело, интересно, ново).

Задачи развивающих занятий зависят от образовательной области, в рамках которой они рассматриваются.

Если в первой группе основными показателями развития являются освоение прямохождения, речи и предметного взаимодействия, то во второй акцент делается на развитие навыков общенияи умения работать не рядом, а вместе

Таблица: основные задачи развивающих занятий в первой и второй младших группах

Образовательная областьЗадачи для первой младшей группыЗадачи для второй младшей группы
Познание
  • Получение первичных знаний о себе (пол, имя), а также о членах своей семьи (имена, степень родства);
  • знакомство с объектами окружающей действительности (детским садом, столовой, медпунктом);
  • развитие умения объяснять назначение знакомых предметов (цвет, форма, материал);
  • знакомство с цифрами до 5 и элементарными геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником);
  • стимулирование проявления любознательности (например, в отношении поиска картинок с изображениями первых весенних цветов после рассматривания букета подснежников в группе).
  • Расширение знаний о себе (полное имя, возраст, адрес);
  • обогащение представлений о мире вокруг (знакомство с понятиями планета, страна, город);
  • формирование умения описывать предметы по набору сенсорных качеств;
  • освоение понятий больше, меньше, поровну;
  • обучение счёту до 5;
  • обогащение представлений о геометрических фигурах;
  • расширение кругозора (за счёт внесения в занятие элементов эвристического подхода, когда малыши, к примеру, сами отбирают карточки с птицами из набора картинок с изображениями животных).
Социально-коммуникативное направление
  • Приучение к самостоятельному поддержанию опрятности (через усвоение правил поведения за столом, умывание);
  • приобщение к поддержанию порядка (к примеру, дети помогают педагогу складывать игрушки);
  • выделение преимуществ игры со сверстниками (например, поиграть понравившейся машинкой товарища можно, если катать её по очереди);
  • формирование умения угадывать настроение по характерным внешним признакам (к примеру, улыбка у девочки на картинке — настроение хорошее).
  • Продолжение работы над приобщением к аккуратности и помощи в поддержании чистоты в помещении (дети помогают вытирать пыль, достают или убирают инвентарь для уборки группы);
  • расширение спектра видов игр, в том числе и начало освоения игр с правилами (к примеру, подвижные игры «Догонялки» или «Прятки»);
  • активное использование партнёрских игр (дети понимают, что играть вместе, а не просто рядом, интереснее, чему способствует и уровень развития речи).
Речевое развитие
  • Побуждение малыша на речевое взаимодействие (например, когда педагог «не понимает» то, что пытается до него донести ребёнок, провоцируя его на составление высказывания);
  • работа над освоением звукопроизнесения (гласными, «п», «б», «м», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г», «х», «й»);
  • обогащение пассивного словарного запаса по темам (например, показывая малышам картинки с изображениями примет времён года, педагог добивается того, что дети объединяют слова «зима», «снег», «Новый год» или «осень» и «листопад» в отдельные блоки).
  • Освоение звукоряда (в норме малыш к 4 годам должен произносить все звуки, кроме «л» и «р»), а также грамматических норм языка (согласования слов в предложениях, способов образования множественного числа;
  • обогащение речи словами-названиями детёнышей животных (цыплёнок, котёнок и пр.);
  • развитие умения развёрнуто отвечать на вопросы.
Физическое развитиеОбучение координации частей тела при выполнении упражнений с одним видом физической нагрузки (только бег или только прыжки).Продолжение работы по тренировке координации движений, но в упражнениях со 1–2 сменами действий (с ходьбы на бег или с ходьбы на приседания, а затем на прыжки).
Xудожественно-эстетическое развитие
  • Обучение пользоваться карандашами, фломастерами, красками и правильно держать пишущие предметы;
  • знакомство с пластичными материалами (пластилином, глиной), раскатывая их в «колбаски», «шарики», «лепёшки»;
  • выработка правильной позы во время работы.
  • Освоение простых видов аппликации (например, составление фигуры снеговика или кругов-заготовок);
  • использование цвета в соответствии с образом изображаемого объекта (так, дети рисуют солнце жёлтым, небо голубым);
  • освоение нетрадиционных техник рисования (пальчиками, ватными палочками);
  • развитие навыка создавать из пластичных материалов простые фигурки (из «шарика» и «колбаски» делать гриб).

Это интересно. Во второй младшей группе взрослый становится для ребёнка образцом для подражания, и желание копировать его действия вступает в противоречие с реальными возможностями маленького человека. Разрешению этого внутреннего конфликта способствуют сюжетно-ролевые игры, в которых малыш может исполнять роль врача, воспитателя, мамы или папы.

Примерить на себя роль взрослого ребёнку помогают сюжетно-ролевые игры

Конспекты по развивающим занятиям для детей трехлетнего возраста.

Конспекты к занятиям по развивающим играм

для детей трехлетнего возраста.

Разработчик: Габидулина Елена Михайловна, педагог дополнительного образования.

Тема занятия «Знакомство с детьми»

Цель:

обогащать словарный запас детей по темам «Имена детей», «Размер», «Цвет».

Материалы к занятию

— кукла, машина, конструктор (большие кубики разных цветов 10 шт.)

Ход занятия

-Здравствуйте ребята, посмотрите, кто к нам приехал на машине. (Ответ детей).

-Это Кукла Маша и она хочет с вами познакомиться.

-Как тебя зовут. (Ответ детей).

-Очень приятно.

-А как зовут тебя.

-Приятно познакомится. (Имя каждого ребенка произносим вместе).

-Молодцы. А что еще лежит в машине.

-Правильно кубики. А какого они цвета?

-Давайте построим домик для Маши. (Дети достают из машины по одному кубику и еще раз называют его цвет. Составляем кубики, строим домик).

-Ребята, посмотрите какой домик у нас получился.

-Вот такой красивый, разноцветный, большой мы построили домик для Маши. Молодцы.

-Маше очень понравился домик, и она запрыгала от радости, а вы смотрите на нее глазками (Куклу поднимать вверх, вниз, вправо, влево -гимнастика для глаз).

-Молодцы. Давайте еще раз вспомним, кто к нам приезжала, как ее зовут, на чем и что привозила?

-Что строили для Маши. А кто помогал строить дом. (Называем имя каждого ребенка).

-Молодцы. При следующей встрече Маша будет рада вас видеть.

Тема занятия «Сила воображения»

Цель:

Развивать у детей наблюдательность, ловкость, воображение. Расширить словарь ребенка за счет имен прилагательных (высокий, низкий).

Материалы к занятию –

загадки про горы и реки, дорогу и автомобиль.

Ход занятия:

-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, на нашем пути будут попадаться горы, реки, высокие замки и низкие дома. Нам нужно пройти все препятствия, которые попадутся нам на пути. Мы поедем на машине и полетим на самолете. Вы готовы к путешествию.

-Итак, мы с вами пилоты самолета. Берем в руки воображаемый штурвал, выпрямляем ручки и …полетели. На нашем пути горы их нужно облететь (одну ручку опускаем).

А сейчас перед нами река
(перелетаем реку).
Сейчас идем на посадку.
(Загадываю загадки про горы и реку).
-А сейчас пересядем в автомобиль. Дорога идет ровная прямая, а теперь извилистая (двигаемся по кругу ровно, затем зигзагом), м

олодцы.
(Загадываю загадки про дорогу и автомобиль).
-Предлагаю поиграть в игру «По извилистой дорожке». Встаньте все в затылок за… (выбираем ведущего).

-Ребята идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом.

-Ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называются в ходе игры (перепрыгиваем воображаемые рвы, остальные дети повторяют его движения)

. Перепрыгивают с камня на камень, переправляются через ручей, проходят сквозь заросли леса, взбираются на горку.

-По моему хлопку ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй ребенок, стоящий в змейке.

-Когда все дети побывали в роли ведущего, игра прекращается.

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

-Что понравилось? На чем отправились в путешествие?

Тема занятия «Дегустаторы»

Задача:

учить различать овощи и фрукты по вкусу и по внешнему виду.

Материалы к занятию:

любые овощи или фрукты
(на усмотрение педагога)
, разнос, салфетки.

Ход занятия

-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами будем дегустаторами.

Дегустаторы–это такие люди, которые определяют вкус, запах продукта.

Посмотрите, что стоит у нас на столе.

-Правильно, два разноса. На одном целые огурцы, помидоры, капуста, перец, яблоко. На втором в разрезанном виде на порции, салфетки.

-Ребята, давайте назовем овощи и фрукты, которые у нас лежат на первом разносе. Правильно, молодцы.

-Наша дегустация начинается. Я сейчас подойду к каждому из вас (у ребят глаза закрыты) по очереди, а вы будете брать порции одного фрукта либо овоща.

-Пробуете на вкус и определяете, что вы взяли (назвать).

(Дегустация продолжается до тех пор, пока все фрукты и овощи не будут названы).

-Всем спасибо, что вам понравилось? Какие фрукты, и овощи мы определяли на вкус?

Тема занятия «Живое домино»

Цель:

расширение активного словаря ребенка, развитие зрительного и слухового внимания, умение рассматривать иллюстрации с изображением животных.

Материалы к занятию:

геометрические фигуры, браслеты из бумаги, обручи, бубен

Ход занятия

-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами вспомним цвета и названия геометрических фигур. Готовы?

-Давайте присядем за столики и посмотрим, что вы видите на столе?

-Правильно, на столе у вас лежат геометрические фигуры разных цветов.

-Какие фигуры вы видите на столе? (Круг, квадрат, треугольник).

-Назовите цвета фигур. (Ответы детей).

-Давайте, поиграем в игру, которая называется «Живое домино».

Сейчас я вам надену на ручку браслет с определенным цветом. Вы должны найти свою пару. На полу лежат обручи определенного цвета, вам нужно будет занять, обруч того цвета, какого цвета на вас надет браслет.

-Ребята рассмотрите, какого цвета у вас браслеты. Все готовы?

-А сейчас поиграем. Пока будет звенеть бубен, вы бегаете по ковру. Когда я скажу «найди свою пару», вам надо найти ребенка с таким же браслетом и забежать в обруч такого же цвета как ваш. (

Когда
ребята заняли свои места, педагог просит посмотреть правильно ли они нашли свою пару).
-Молодцы, называется игра, в которую мы сейчас играли? Какие геометрические фигуры лежали у вас на столе? Обручи какого цвета лежат на полу?

-Ребята, я предлагаю вам найти в кабинете предметы круглой, квадратной и треугольной формы.

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

-Что понравилось на занятии?

Тема занятия «Кому, что нужно для работы»

Задача:

формировать знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.

Материалы к занятию:

большие карточки с изображением людей разных профессий, и маленькие картинки с изображением предметов необходимых в работе.

Игровые действия

поиск нужных карточек, соревнование кто быстрее закроет все клетки на большой карте.

Ход занятия

-Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Профессий»

.

-Поедем?! Но прежде, чем отправиться я расскажу вам правила игры. Вам нужно будет закрывать клеточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют её сюжету: работа шофёра, повара, врача, учителя, строителя, почтальона.

-Садимся все в автобус. Поехали. (Дети с педагогом имитируют поездку на автобусе).

— Ну, вот мы и приехали, здесь нас уже ждут (показываю большую карточку с изображением врача).

-Кто это, ребята?

-Почему вы так решили?

-Где работает врач?

-Что он делает?

— Какие предметы нужны врачу для работы? Показываю маленькие карточки с изображением орудий труда

— Молодцы! (Затем педагог показывает карточки с изображением повара, шофёра, учителя, продавца, уточняет знания детей о профессиях и орудиях труда; раздает большие карточки детям).

-Сейчас вы будете играть так, чтобы все предметы необходимые для работы врача оказались у врача, предметы повара у повара, предметы шофёра у шофёра и встали бы на свои клеточки. (Педагог показывает клеточки на карточке. Кто первый правильно найдёт и закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети стоят вокруг стола, на котором вперемешку лежат маленькие карточки с изображением орудий труда. Дети обмениваются карточками, игра продолжается).

-Ребята вам понравилось наше путешествие?

-С какими профессиями мы познакомились? (Ответы детей) Да, ребята, в

се профессии важны и нужны.

-А сейчас нам пришло время возвращаться. Садимся в автобус. Приехали.

-Какая профессия вам больше запомнилась и почему?

Виды занятий по развитию в младших группах

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), с детьми 1,5–4 лет осуществляется НОД, нацеленная на развитие:

  • интеллекта;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • внимания;
  • речи;
  • основных движений;
  • творческих способностей;
  • культурно-гигиенических навыков (КГН);
  • нравственно-патриотических чувств.

На занятиях в ДОУ малыши в увлекательной форме изучают цвета и формы, а также развивают творческие способности

Эти векторы развития в работе с малышами 1,5–3 лет реализуются на занятиях по:

  • ознакомлению с окружающей средой (1 раз в неделю);
  • развитию речи (1 раз в неделю);
  • формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) (1 раз в неделю);
  • физической культуре (2 раза в неделю);
  • изобразительному искусству, куда входит рисование, лепка и конструирование (по одному разу в неделю);
  • музыке (2 раза в неделю).

Это интересно. Такое распределение часов соответствует требованиям ФГОС и программе «От рождения до школы», принятой за основу в большинстве детских садов в стране.

Во второй младшей группе к перечню занятий добавляется 1 час на конструирование. В остальном же расчасовка будет идентичной. Однако для воспитанников 3–4 лет в учебно-воспитательный процесс могут быть включены часы на занятия:

  • хореографией (1 или 2 часа);
  • с логопедом (обычно это групповые занятия, индивидуальные начинаются в средней, когда весь звукоряд уже сформирован);
  • английским языком;
  • экологическим воспитанием.

Это интересно. Последние два курса в программе «От рождения до школы» включены в вариативную часть, что позволяет организовать кружковую работу в этих направлениях.

Развивающие задачи для всех видов занятий едины, в зависимости от характера НОД меняется только акцент в работе

Методы и приёмы для развития младших дошкольников

При разработке занятий по развитию педагог активно обращается к копилке приёмов (средств) в рамках используемых в работе методов.

Таблица: приёмы на занятиях по развитию с детьми 1,5–4 лет

МетодПриёмыКогда и для чего может использоватьсяПример (группа)
НаглядностьПоказ объектаПри знакомстве с темой на всех видах занятий.Картинки, иллюстрирующие тему «Домашние животные», на которых представлены взрослые особи и их детёныши (первая младшая группа). Плакаты с изображениями цифр (первая и вторая младшие).
Показ образцаПри отработке практического навыка. Как правило, на занятиях изобразительной деятельностью.Прежде чем давать задание малышам второй младшей группы нарисовать одуванчик ватными палочками, педагог показывает картинки, нарисованные в этой технике.
Показ способов действияДля того чтобы дети запомнили порядок движений в подвижной игре или ход действий при создании «шариков» из пластилина, педагог сам показывает процесс выполнения.В первой младшей группе этот приём активно применяется и при проведении сюжетно-ролевых игр: у детей нет необходимого для них опыта, поэтому, чтобы показать, как ведёт себя кассир в магазине или врач, воспитатель изображает эти понятия в виде загадки, которую будут загадывать малыши своим одногруппникам.
Использование технических средств обучения (ТСО)
  • Мультимедийных проекторов;
  • ноутбуков.
Например, в первой младшей группе при обучении правильно мыть руки с малышами можно смотреть серию «Осьминог» мультфильма о малышариках.
Речевые методыРассказОбычно используется для мотивации детей перед той или иной деятельностью.Например, для введения детей второй младшей группы в тему «Элементарные фигуры: квадрат», перед выкладыванием квадрата из счётных палочек я рассказываю историю о том, как злая Баба-Яга захотела навредить доброму царю Квадрату и сломала его фигурку на столе. Дети помогают Квадрату, складывая «его» на столах.
Беседа (полноценное использование возможно только со второй младшей группы, когда у ребят уже и опыта немного есть, и словарный запас немаленький).Используется, как правило, в начале занятия для мотивации детей.К примеру, тему о семье мы с ребятами 3–4 лет начинаем с ответов на вопросы:
  • Как зовут ваших мам, пап?
  • Как вы понимаете, что такое отчество? и т. п.
Рифмовки (стихотворения, загадки), чистоговорки.Загадки и стихотворения применяются для мотивации, а чистоговорки для отработки звукопроизнесения.Например, перед рассмотрением темы «Треугольник» в первой младшей группе со своими воспитанниками при помощи загадок мы повторяем уже выученные фигуры — круг и квадрат:
  • Три вершины, Три угла, Три сторонки — Кто же я? (Треугольник).
  • Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его … (Квадрат).
Практические методы (призваны решить организационные вопросы в планировании занятия)Планирование выполнения заданийОчень важно, чтобы задания были логичными и грамотными: презентация нового материала, его связь с уже известным, отработка, закрепление.
Постановка задачиНовая задача должна логично продолжать начатую ранее работу. Например, рассмотрение темы «Птицы осенью» во второй младшей группе является продолжением начатой в первой младшей темы «Птицы».
Анализ результатов работыМониторинг необходим для выстраивания стратегии работы по развитию малышей, составления конспектов занятий.
Контроль и коррекцияПриём необходим для того, чтобы вовремя начать работу со специалистом. Например, если малыш не просто пропускает звук, не выговаривая его, а заменяет его, то есть в его сознании произошла подмена одного звука другим, и сама по себе ситуация не изменится.
Выяснение причин недостатков и разработка проекта их исправленияЕсли у детей не исправлять ошибки, то усвоение нового материала будет затруднено. Если не отследить время появления звуков, то можно пропустить момент, когда произойдёт замещение сложного звука. А это, в свою очередь, существенно снижает вероятность того, что звук, который малышом не выговаривается, появится.
Информативно-рецептивный метод (педагог презентует информационный блок, а дети пытаются его осмыслить)НаблюдениеДети на прогулке наблюдают за сезонными изменениями и обсуждают их.
ЭкскурсииЭтот приём практикуется не во всех ДОУ. Предполагает наблюдение и обсуждение представленных объектов.
ЭвристическийДети самостоятельно ищут информацию по тому или иному вопросу. В первой младшей группе не используется, а во второй только при условии включения родителей в образовательный процесс. Например, при помощи задания создать проект семейного дерева.
Игры (основной вид деятельности у детей)
  • Дидактические;
  • подвижные;
  • сюжетно-ролевые (театрализованные), пальчиковые.
  • В дидактических играх дети обогащают свой жизненный опыт, например, получают информацию о делении животных на домашних и диких.
  • Подвижные расширяют двигательный опыт, к примеру, малыши учатся переходить с бега на ходьбу и наоборот.
  • В театрализованных играх ребята примеряют на себя разные роли и выделяют в них основополагающие черты: мимику, жесты, слова в речи и пр.
  • Пальчиковые упражнения способствуют тренировке мелкой моторики, что ускоряет процесс развития речи.

Ознакомиться с примерами разных игр для младших дошкольников можно здесь.

Метод практических заданий (чаще всего являются формой проведения рефлексии по той или иной теме)
  • Рисунки;
  • аппликации;
  • поделки.
Например, знакомство с цифрой «1» в первой младшей группе можно подытожить аппликацией или раскрашиванием шаблона красками и пальчиками или традиционно, кисточкой.

Видео: малышарики о мытье рук в серии «Осьминог»

Оформление предметно-развивающей среды в группе

Важной составляющей группы наглядных приёмов является предметно-развивающая среда, оформление которой для детей 1,5–4 лет имеет игровую направленность. При этом наполнение каждой из зон для младших дошкольников не имеет кардинальных отличий.

Это интересно. Материалы могут быть как фабричными, так и изготовленными своими руками.

Таблица: разновидности и наполнение предметно-развивающих зон для младших дошкольников

Предназначение уголкаЧто входит
Спортивный
  • Мячики разного размера, в том числе и мячики-«ёжики» для проведения пальчиковой гимнастики;
  • кегли;
  • скакалки;
  • коврики для проведения зарядки и упражнений после сна.
Для творческой активности
  • Листы писчей и цветной бумаги;
  • карандаши, краски, фломастеры;
  • твёрдая основа для выставки детских работ.

Для детей 3–4 лет список дополняется клеем и ножницами.

Игровой
  • Куклы (для игр «Дочки-матери», «В магазине»);
  • игрушки (разделённые на мальчиковые, к примеру, «В машине», для девочек — парикмахерские принадлежности, общие — животные, каталки и пр.);
  • настольные игры (например, лото «Животные», «Птицы»);
  • пазлы на 4 или 6 деталей (во второй младшей на 8 деталей);
  • пирамидки;
  • материалы для строительства.
Музыкальный
  • Аудио- и видеоматериалы по темам «Времена года», «Игрушки», «Семья» и др.;
  • ТСО (телевизор, мультимедийный проектор и магнитофон).
Речевой
  • Тематические картинки;
  • материалы для речевых игр (например, картинки из двух половинок для составления и называния цельных изображений);
  • плакат с азбукой.
Книжный (часто располагается совместно с зоной речевого развития)4–6 книг со сказками, сборниками детских рифмовок и пр. по программе (русские народные сказки, произведения К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», стихотворения С. Михалкова, А. Барто и др.).
Математический
  • Комплекты палочек для счёта;
  • кубики с изображениями животных, букв, цифр.
Зона экспериментальной деятельностиВыставки из природных материалов необычной формы или интересно оформленные (каштаны, жёлуди, икебаны из осенних листьев). Для детей 3–4 лет могут добавляться средства для проведения наблюдений, например, лупа.
Уголок для строительства из конструктораКонструкторы из разноцветных деталей.
Зона живой природы
  • Комнатные растения;
  • небольшие лейки для полива.
Уголок трудового воспитанияОформляется со второй младшей группы. В него входят:
  • фартуки для уборки;
  • график дежурств детей;
  • веники, совки.

Во второй младшей группе предметно-развивающая среда дополняется, но не меняется полностью

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Интегративное занятие для детей 3-4 лет по теме: «Части суток»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка» города Гурьевска»

Воспитатель Мартынова Людмила Анатольевна

Воспитатель Кононова Татьяна Викторовна

Непосредственная образовательная деятельность по математике и изобразительной деятельности направлена на усвоение детьми второй младшей группы знаний о частях суток, о разных эмоциональных состояниях человека и о возможности передачи цветовым пятном характера образа.

Ключевые слова: части суток, солнце, утро, вечер, день, ночь, грустный, радостный, солнечный зайчик.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребенка. Раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога.

Эта проблема решается в процессе освоения образовательных областей интегрировано. Совокупность этих областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников. При проведении организованной образовательной деятельности соблюдались следующие принципы:

  • тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор дидактического и художественного материала
  • активное включение детей в разнообразные виды деятельности: игровую, художественно-речевую, познавательную, изобразительную;
  • создание эмоционального положительного климата;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его предпочтений, склонностей, интересов;
  • использование разнообразный методов и приемов в работе с детьми, в том числе игровых.

Данная организованная образовательная деятельность получила высокую оценку коллег и родителей воспитанников на открытом просмотре в дошкольном учреждении.

Конспект поможет воспитателям дошкольных учреждений обогатить содержание работы с детьми второй младшей группы, удовлетворить их потребность к познанию, созидание и творчество.

Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, художественное творчество, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура».

Цели деятельности педагогов:

  • Формировать представление о частях суток
  • Развивать мышление, внимание, воображение и зрительное восприятие
  • Знакомить с разным эмоциональным состоянием человека
  • Учить цветовым пятнам передавать характер образа, работать с дидактическим материалом
  • Воспитывать у детей нравственно-эстетические качества личности.

Планируемые результаты освоения содержания образовательной области «Познание»: ребенок ориентируется в частях суток, получает систему знаний о предметах и явлениях.

Планируемый результат освоения содержания образовательной области «Художественное творчество»: ребенок передает цветовым пятном характер образа, проявляет аккуратность в процессе выполнения работы, самостоятельность.

Планируемые результаты интегративных качеств: ребенок интересуется новым в окружающем мире, способен самостоятельно действовать, принимает активное участие в образовательном процессе, умеет работать по правилу и образцу, принимает самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный материал: Мишка (игрушка), стенд с полками, картинки с изображением частей суток, модель солнышка, мольберт, кисть, желтая гуашь, зеркальце
  • раздаточный материал: карточки с изображением частей суток, листы бумаги, желтая гуашь, кисти
  • аудиозапись: звуки живой природы.

Методы и приемы:

  1. Словесные: художественное слово, наводящий вопрос, проблемная ситуация, ТРИЗ, словесная инструкция, словесная игра;
  2. Наглядные: сюрпризный момент, рассматривание;
  3. Практические: работа с дидактическим материалом, рисование;
  4. Игровые: «солнечный зайчик», «День и ночь», «Прогулка в природу».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: — Вставайте в кружок, давайте разбудим наши пальчики (пальчиковая игра)

«В прятки пальчики играли И головки убирали Вот так, вот так И головки убирали. Стали пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5 пошли пальчики спать. Вдруг проснулись, встрепенулись И начали играть Вот какие дружные Вот какие нужные.

II. Введение в тему.

Воспитатель: — Ребятки, посмотрите, кто к нам пришёл (подходит к Мишке)

Воспитатель: — Мишка, ты что такой грустный? Что случилось?

Мишка: — Меня попросили разложить картинки по-порядку на полочке, а я не знаю как правильно. Помогите, пожалуйста.

Воспитатель: — Поможем Мишке справится с заданием? (подойти к стенду, на котором размещены по одной демонстрационной картинке, содержащей основные признаки частей суток – утро, день, вечер, ночь).

Воспитатель: — Но чтобы помочь «Мишке», мы сами должны разобраться и без ошибок выполнить задание. Будем разбираться?

Воспитатель: — Я внимательно посмотрела на эти картинки и увидела что-то общее. А вы видите? (если не ответят, загадать загадку).

«Без меня, не будет света. Без меня, не будет лета. По утрам, стучусь в оконца, Просыпайтесь, встало …» (солнце)

Показать модель солнышка.

«Утром солнышко встает, Всех на улицу зовет, Выхожу из дома я Здравствуй, солнце, это я!»

Воспитатель: — Ребятки, поздоровайтесь с солнышком.

III. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: — Ребята, когда это бывает?

Утро проснулось,

Солнышко встало,

Все проснулись и потянулись.

Давайте подумаем, что же мы делаем утром (встаем, умываемся, идем в детский сад, делаем гимнастику, завтракаем).

Воспитатель: — Молодцы! Мы теперь знаем какие картинки нам надо поставить на первую полочку? Давайте помогать Мишке (дети выбирают нужные картинки из всех лежащих на столе и ставят на 1 полочку, индивидуальная работа).

Воспитатель: — А солнце тем временем поднимается все выше и выше. Покажите как оно поднимается высоко (дети приподнимаются на носочки, тянут руки как можно выше).

Воспитатель: — Наступает день и солнце зовет нас гулять. Давайте погуляем, подышим свежим воздухом, расправим плечики. На полянке много цветов, наклонитесь, понюхайте. Какой чудесный аромат.

Воспитатель: — А что же мы еще делаем днем? (занимаемся, гуляем, играем, обедаем, дневной сон) Ребята, сможем мы найти правильно картинки? Продолжаем помогать Мишке (дети выбирают картинки и ставят на 2 полочку, индивидуальная работа)

Воспитатель: — Весь день солнце работало, всех согрело.

«Солнце, солнце молодец,

Уработалось в конец».

Что мы скажем солнышку за работу? (дети благодарят солнышко).

— Поработало с утра, отдыхать уже пора. Ложится солнце и наступает… (вечер)

Воспитатель: — Что мы делаем вечером? (идем домой из детского сада, читаем, смотрим передачу «Спокойной ночи, малыши»)

Воспитатель: — Все, что мы сейчас сказали, найдем на картинках и поставим на полочку (индивидуальная работа)

Затем включить аудиозапись «Спят усталые игрушки»

Воспитатель: — Спят игрушки, спит солнышко, спят детки и наступает … (ночь)

Воспитатель: — Солнышко уснуло, а на небе появились звездочки, луна. Давайте выставим оставшиеся картинки (индивидуальная работа).

Незаметно прикрепить Мишке улыбку.

Воспитатель: — Как вы думаете, помогли мы Мишке разложить правильно картинки? А вы заметили, что у него изменилось настроение? Был Мишка какой… (грустный), а сейчас… (веселый)

Он улыбается, улыбаемся и мы с вами. Какое у вас сейчас настроение?

Воспитатель по ИЗО: — У нас сейчас появиться еще один веселый гость. Знаете ли вы, как его зовут? (появляется «солнечный зайчик», который прыгает по стенам).

Воспитатель по ИЗО: — Правильно, это солнечный зайчик, младший брат солнышка. Он уже точно развеселит самого хмурого человека. Посмотрите, как он скачет по группе. Попробуйте его поймать (дети ловят «солнечного зайчика»).

Воспитатель воспользовавшись тем, что «солнечный зайчик» прыгнул на мольберт, говорит: «А вот сейчас я тебя поймаю» и быстрым движением кисти рисует яркое желтое пятно. Затем «зайчик» начинает прыгать по разложенным на столах листочках. Дети стараются «поймать солнечных зайчиков», нарисовать их на своих листочках.

Воспитатель по ИЗО: — Молодцы, ребята! Вы поймали «солнечного зайчика» теперь, как только у вас будет плохое настроение, вы сможете посмотреть на свой рисунок, и тогда все обиды забудутся и вам станет радостней на душе!

На занятии используется музыка:

«Утро» Э. Григ,

«Полька» С.В. Рахманинов,

«Увертюра «Щелкунчик» П.И. Чайковский,

«Колыбельная Светланы» Т. Хренников

Следующая >

Методика проведения занятий по развитию в младших группах ДОУ

Поскольку развивающие цели есть в каждом занятии в детском саду, то обозначить, а значит, и проследить, общую линию реализации этого направления работы с детьми можно с помощью ежедневного планирования деятельности малышей.

Таблица: пример ежедневного планирования в первой младшей группе (фрагмент)

АвторКрасикова О. Ю., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №106, г. Ангарск, Иркутская обл.
Первая неделя сентября
ДатаУтроПрогулкаВечер
ПонедельникЗнакомство с группой. Во время приёма уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут. Подвижная игра (П/и) «Пальчики здороваются». Цель: развитие речи, памяти и мелкой моторики рук. Предложить детям игру с собачкой, которая лает. Обыграть сценку с собачкой, потом спеть песенку про собачку. Учить запоминать местонахождение игрушек в группе и класть их на свои места.Наблюдение за ветром, как дует ветер, качаются деревья, на землю падают листья. П/и «Мотылёк». Цели:
  • перешагивать через кучки песка, развивая умение преодолевать небольшое препятствие на пути;
  • учить вытирать ноги.

Выносной материал:

  • машинки,
  • куклы,
  • совочки,
  • ведёрки.

Помочь детям включиться в игру, создать сюжет игры «Кукла Таня едет в гости». Показать, как нужно делать куличики для куклы.

Знакомство детей с кукольным уголком. Цели:
  • рассмотреть с детьми имеющихся кукол, называя их по именам;
  • показать детям как, чем будем кормить их, предварительно спросив ребят, куда кукла сядет, из чего будет есть.

Во время еды следить за правильной посадкой детей за столом. Учить правильно, держать ложку и кружку, есть, и пить не проливая. Беседы с родителями о поведении детей дома с целью выявления лучшего опыта семейного воспитания.

ВторникЛасково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями. Приучать детей перед едой мыть руки, закатывая рукава, насухо вытирать их личным полотенцем. Знакомство детей со строительным уголком.Наблюдение за птицами. Какие они бывают, форма, цвет, большие и маленькие. П/и «По тропинке». Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади. Игры на поручение (соберём камушки с участка).Знакомство детей с книжным уголком. Рассматривание и чтение сказки «Курочка Ряба». Цель: учить детей слушать. Беседы с родителями о том, как ребёнок провёл день. Продолжать учить детей запоминать местонахождение игрушек в групповой комнате и класть их на свои места.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/18/kalendarnoe-planirovanie-dlya-detey-rannego-vozrasta

Ежедневный план помогает распределить задачи развития между разными видами деятельности

Таблица: пример ежедневного планирования во второй младшей группе (фрагмент)

АвторПинчук Л. В., воспитатель МБДОУ Д/с «Родничок», г. Тамбов.
День неделиРежимСовместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая, подгрупповаяИндивидуальнаяОбразовательная деятельность в режимных моментах
Последняя неделя сентября
ПонедельникУтро:
  • приём детей;
  • игры;
  • общение;
  • утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку;
  • завтрак;
  • деятельность после завтрака;
  • подготовка к ООД.
  • Подвижная игра «Жёлтый (красный) листочек, лети ко мне».
  • Игровая ситуация «Листики в садочке».

Цели:

  • знакомить детей друг с другом;
  • учить называть сверстников по имени;
  • развивать чувство уверенности в себе.
Индивидуальное задание ребёнку «Принеси много листьев (один лист)».
  • Сюжетная игровая ситуация «Миша промочил ноги». Цели: развивать разговорную речь детей и навыки общения;
  • вызвать желание помочь.
  • Наблюдение за тем, как падают осенние листья (медленно в безветренную погоду, быстро — в ветреную), отметить богатство оттенков листьев.
Дидактические игры:
  • «Волшебный мешочек»;
  • «Узнай и назови овощи».

Цель: обогащать словарь и сенсорный опыт детей.

Организованная образовательная деятельностьРисование «Красивые лесенки». Цели:
  • учить детей рисовать линии сверху вниз, проводить их прямо, не останавливаясь;
  • учить набирать краску на кисть, обмакивать её всем ворсом в краску;
  • убирать лишнюю краску о край баночки;
  • промывать кисть в воде, сушить кисть о салфетку;
  • продолжать знакомить с цветами.
Музыка по плану музыкального руководителя
Подготовка к прогулке. Прогулка:
  • игры;
  • наблюдения;
  • труд;
  • индивидуальная работа;
  • физкультурно-оздоровительная работа.
  • Игровая ситуация «Поможем собрать листья». Цели: развивать связную речь детей;
  • воспитывать желание помогать взрослым.
  • Наблюдение за трудом дворника. Цели:
    • обогащать словарь детей;
    • вызвать желание помочь.
  • Подвижная игра «Соберём урожай».
  • «Подбери листочек».
  • Беседа с детьми «Что нам осень принесла?».
  • Рассматривание «Бутоны, цветы на клумбе».
  • Трудовое поручение. Цель: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения.
Бег детей по дорожкам с опавшими листьями, слушание их шуршания. Предложение детям выбрать один понравившийся им лист.
Работа перед сномРазвивающая игровая ситуация «Овощи, фрукты, ягоды» (с использованием стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки К. Ушинского «Умей обождать»). Цели:
  • показать детям, что одни овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве;
  • предложить детям обследовать овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твёрдый), попробовать на вкус.
Вечер:
  • игры;
  • досуги;
  • общение и деятельность по интересам;
  • подготовка к ужину.
  • Подвижная игра «Солнышко и дождик»;
  • Дидактическая игра «Соберём красивый букет из листьев».
С Полиной Б., Димой Е. — беседа по игрушке «Мяч», «Кукла».Ситуация помощи «Грибочки рассыпались». Цель: развивать интерес к действиям взрослых, желание помочь.Рассматривание картинок на тему «Где что растёт» в уголке природы.
ПрогулкаТрудовое поручение «Жёлуди и шишки». Цели:
  • учить собирать природный материал;
  • поддерживать интерес детей к образным действиям и сравнениям: шишка похожа на ежа, у жёлудя шляпка, как у человека.
ВторникУтро:
  • приём детей;
  • игры;
  • общение;
  • утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку;
  • завтрак;
  • деятельность после завтрака;
  • подготовка к ООД.
  • Ситуация-инсценировка «Листочки». Цель: предложить детям изобразить листочки, летящие по ветру.
  • Дидактические игры: «Такой листочек»;
  • «Листочек, лети ко мне»;
  • «Собери жёлтые листочки». Цели:
  • формировать цветовое восприятие; побуждать детей участвовать в совместной деятельности;
  • развивать интерес к объектам природы, к листопаду.
Дидактическая игра с детьми «Что нам привёз Мишутка?». Цель: закрепить названия знакомых овощей и фруктов.Игра с народными сборно-разборными игрушками «Собери грибочки в лукошко». Цели:
  • формировать игровые действия;
  • учить вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Дидактическая игра «Найди и назови овощи на картинке». Цель: закрепить знания детей об овощах их форме, величине, цвете.
Организованная образовательная деятельностьФЭМП «Количество». Цель: закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало.
Двигательная деятельность по плану инструктора по физической культуре
Подготовка к прогулке. Прогулка:
  • игры;
  • наблюдения;
  • труд;
  • индивидуальная работа;
  • физкультурно-оздоровительная работа.
  • Наблюдение «Что выросло в саду?».
  • Подвижные игры: «Дождик и листочки»;
  • «Паровоз везёт нас в осенний лес».
  • Наблюдение «Гриб».
Разучить с детьми чистоговорки.Трудовое поручение: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележку и отвозить в определённое место.Дидактическая игра «Вейся, венок». Цель: учить составлять из листьев разноцветные дорожки.
Работа перед сномМытьё рук с потешкой:
  • Закатаем рукава, открываем кран — вода. Взяли в руки мыло, чтоб микробов смыло. Моем пальцы и ладошки! Посмотрите, крошки, на свои ладошки. А у нас ладошки! Чистые ладошки!
Вечер:
  • игры;
  • досуги;
  • общение;
  • деятельность по интересам;
  • подготовка к приёму пищи;
  • полдник;
  • ужин.
  • Беседа с детьми о правилах поведения в лесу.
  • Пантомима «Осенние листочки».
Индивидуальное задание ребёнку «Возьми одну игрушку (много игрушек)».Рассказы детей «Как мы ходили в лес». Цели:
  • формировать потребность делиться своими впечатлениями;
  • воспитывать уважение к рассказчику.
Рисование по трафарету «Что растёт на огороде?».
Прогулка
  • Игра малой подвижности «Листопад». Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев;
  • учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме;
  • конкретизировать понятие «листопад».
  • Чтение стихотворения В. Мирович «Листопад».
Цит. по: https://infourok.ru/plan-na-kazhdiy-den-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-1764067.html

Проследить динамику развивающих целей помогает ежедневное планирование

Временной план занятия

С детьми 1,5–4 лет занятие любой учебно-воспитательной направленности длится 15 минут. Это время педагог делит на 4 этапа работы с темой:

  1. Введение в изучение материала, а также мотивация малышей и актуализация знаний, навыков и умений, которые у малышей уже есть — до 2 минут.
  2. Этап презентации новой информации в связке с тем, что дети уже знают, а также проведение физкультминутки — до 7 минут.
  3. Закрепление материала в практических заданиях — до 4 минут.
  4. Этап подведения итогов, включающий положительную оценку педагогом деятельности всех детей — до 2 минут.

Таблица: пример конспекта занятия «Животные и их детёныши» в первой младшей группе (фрагмент)

АвторМедвецкая О., воспитатель МБДОУ Д/с «Ромашка», пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия.
ВведениеДети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.
  • К домашним животным Мы тех отнесём, С которыми в тесном контакте живём…>
Изложение материала<�… Дидактическая игра «Найди тень». Дети подбирают тень к животным, изображённым на слайдах презентации. Дидактическая игра «Чей малыш?». Дети называют детёныша лошади, коровы, собаки и др. Пальчиковая гимнастика «Щенок»…> <�… Дидактическая игра «Кто где живёт?». В.: Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? (Нет). Почему? (За ними некому ухаживать). Какая опасность их подстерегает? (На них могут напасть дикие звери). Как человек ухаживает за домашними животными? (Кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)…>
Закрепление<�… Рисование «Котёнок». В.: Ребята, давайте нарисуем котёнка. Только рисовать его будем необычно, с помощью ладошки и способа «примакивание»: сложенная ладонь — это туловище котёнка, кулачок-голова, пальчики-ушки, глазки, носик, ребро руки-лапки, хвостик.
Подведение итоговВ.: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного о домашних животных. Животным нужно дарить ласку, заботу и любовь.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvivayuschego-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-domashnie-zhivotnye-i-ih-det-nyshi.html

На занятиях по развитию используются разные виды игр: дидактические, подвижные, пальчиковые и театрализованные

Таблица: пример конспекта занятия «В гости кошке» во второй младшей группе (фрагмент)

АвторЧеканова Н. Г., воспитатель МБДОУ Д/с №1, г. Озёрск, Челябинская обл.
ВведениеВоспитатель приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки. В.: Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождения. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей.
Изложение материалаВ.: Что сначала надо постелить на стол? Дети: Скатерть. В.: Что мы поставим в середину и по краям стола? Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами…> <�… Стук в дверь. В.: А вот и гости пришли. (Воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком). Ребята, кто это? Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок…> <�… В.: У котёнка день рожденья, значит, будет угощенье: чай душистый и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»…> <�… В.: А теперь, ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их. Утёнок: У неё есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это? (Чашка). Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нём кипятят воду для чая, и он пузат. (Самовар)…> <�… В.: А теперь дети загадают вам свои загадки. Воспитатель вызывает желающих загадать загадку. Помогает детям с помощью шёпота на ушко, чтобы никто не слышал. Выслушиваются все желающие.
ЗакреплениеВ.: А сейчас зверята хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?». Обыгрываются игрушки — голоса животных и их детёнышей — грубый, тонкий, мягкий голосок.
Подведение итоговПедагог благодарит малышей за работу.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/10/26/seriya-zanyatiy-dlya-2-mladshey-gruppy

Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе

Видео: занятие по ФЭМП на тему «Путешествие с Колобком» во второй младшей группе

Конспект итогового занятия для детей 3-4 лет

КОНСПЕКТ

ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Маленькое путешествие»

Цель:

Выявить уровень знания детей по непосредственным образовательным областям: « Познание» (« Формирование целостной картины мира»); «Коммуникация» (« Развитие всех компонентов устной речи).

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания детей о временах года.

Уточнить знания детей о диких и домашних животных и их детенышей.

Упражнять детей в образовании форм имен существительных животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

Уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах.

Развивающие:

Развивать умения детей различать и правильно называть овощи и фрукты.

Развивать умения детей с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшую сказку.

Развивать звуковую культуру речи.

Развивать слуховое внимание, закреплять и различать на слух звукоподражание домашних животных.

Развивать речь и память

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал:

Демонстрационный:

2 корзиночки (овощная, фруктовая), руль, картинки с изображением дома и леса, настольный кукольный театр «Репка».

Раздаточный:

муляжи овощей и фруктов, картинки с изображениями диких и домашних животных.

Словарь:

Упражнять детей в подборе определений, активизировать словарный запас детей.

Методы:

Игровой, словесный, наглядный, практический.

Приемы:

Создание игровой мотивации, объяснение, указание, вопросы к детям, исправление.

Предварительная работа:

Беседы по темам: « Дикие и домашние животные», «Животные и их детеныши», рассматривание иллюстраций «Времена года», дидактические игры « Соберем в корзинку», «Чудесный мешочек», чтение произведений художественной литературы.

Форма работы:

подгрупповая.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети проходят в групповую комнату. Здороваются с гостями.

Психологическая гимнастика

Воспитатель:

Ребята, у вас хорошее настроение?… Давайте, улыбнемся друг другу, какие у вас у всех солнечные улыбки.

Игровая мотивация

.

Воспитатель:

« Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать?
(ответы детей)
Воспитатель:

« Ребята, а на чем люди ездят?
(ответы детей: на машине, на поезде, на самолете и т. д.)
Воспитатель:

А давайте мы тоже отправимся с вами в путешествие. Хотите. Тогда вставайте друг за другом, вы будете вагончиками, а я паровозиком. Поехали.

«Паровоз, паровоз,

Новенький блестящий,

Ты куда нас повез словно настоящий.

Чу –Чу –Чу –Чу

Я на поезде качу…..

Воспитатель:

Вот ребята мы и приехали. Первая остановка « Во саду ли, в огороде».

( педагог подводит детей к столу, где разложены муляжи овощей и фруктов )

Мониторинг развития младших дошкольников в детском саду

Чтобы оценить уровень развития ребёнка, в детском саду дважды в год (в январе и мае в первой младшей группе, и в сентябре и мае во второй) проводится мониторинг, включающий в себя оценку деятельности малыша по всем направлениям. Алгоритм установлен ФГОС, составлен в рамках работы ДОУ по программе «От рождения до школы» и подразумевает анализ таких сфер, как:

  • познание;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие речи;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Диагностика показывает успешный или ошибочный вектор реализации целей развития ребёнка

Ознакомиться с картами диагностики для первой младшей группы можно в публикации педагога Локунёвой Н. Н. Схемы составления мониторинга для второй младшей группы представлены в работе воспитателя Кожиной Е. П.

Специфика целей и задач образовательной деятельности в первой и второй младших группах определяется особенностями развития детей этого возраста. Малыши активно познают мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, и всё это происходит на фоне активного развития речи. Именно эти направления являются приоритетными при разработке занятий с детьми 1,5–4 лет.

Комплексные занятия с трехлетними детьми

Евгения Федорова

Комплексные занятия с трехлетними детьми

Комплексные занятия с детьми 3-лет.

Занятие №1

Тема 1 : 1. Математическая ира << Что делают матрешки >>

2. Игра << Беги на носочках >>

Цель: 1. Учить малышей различать величину матрешек, формировать доброжелательные отношения.

2, Развивать слуховое внимание, координацию, чувство ритма.

Развивающая среда : Полный комплект матрешек (10-12 предметов)

или

2-3 набора 5–местных матрешек. Бубен.

Содержание.

Воспитатель ставит большую матрешку на стол : << Посмотрите,какая красавица к нам пришла!>> любуются, рассматривают ее. Воспитатель

Спрашивает :<< Во что одета матрешка? Какого цвета ее сарафан? Платочек? И т. д.Воспитатель удивленно говорит :<< Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!>>

<< Матрешка, матрешка, откройся немножко!>>

Новая матрешка ставится рядом, рассматривается, во что одета, какая выше, какая ниже. Затем воспитатель предлогает узнать, не спрятано ли что-нибудь во второй матрешке. Дети снова говорят хором те же слова

(<< Матрёшка, матрешка, откройся немножко!>>)

, и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову.

Дети ставят матрешек в кружок и играют в игру <<�Каравай>>(и учат

Матрешек играть)

<< А теперь поиграем по-другому, -говорит воспитатель. -Матрешки

Будут друг друга прятать >>.Воспитатель от имени самой маленькой матрешки просит: << Сестричка, сестричка, спрячь меня!>>.

<<�А ты скажи,какого цвета на мне палточек, -отвечает матрешка, -тогда спрячу!>>.

И так до тех пор пока не спрячутся все матрешки.

Воспитатель и дети играют с бубном. Воспитатель стучит тихо в бубен тихо, дети идут на носочках, громко – бегут.

Занятие №2

Тема : 1. Математическая игра <<�Приходи на лужок>>

2. Подвижная игра <<�Затейник>>

Цель: 1. Учить сравнивать различные предметы по величине ю

2. Развивать способность к подражанию, расширять словарный

Запас.

Развивающая среда : Одноцветные пирпамидки всех имеющих цветовых тонов по числу детей (или цветные палочки Кюизенера)

. Картонный круг зеленого цвета -15-20 см.

Содержание.

На столе стоят пирамидки, дети выбирают ту, которая нравится. Дети

Разбирают свои пирамидки и выстраивают колечки перед собой.

Воспитатель кладет картонный круг зеленого цвета и говорит :

<< Это будет лужок с зеленой травкой. Сюда будут приходить колечки поиграть >>. Воспитатель берет самое маленькое колечко своей пирамидки,

Кладет на середину лужка и говорит :<<�Приходите на лужок,становитесь в кружок!>> Дети вокруг кружка выкладывают свои маленькие колечки.

Воспитатель берет одно из колечек, накладывает его на колечко-образец и спрашивает, одинаковые ли они по величине, чтобы проверить, те ли колечки пришли.

Затем все дети по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зеленого круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него.

Воспитатель предлагает поиграть в игру <<�Затейники>> Выбирается затейник, он становится в середину круга. Дети, взявшись за руки,идут по кругу и произносят :

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно, вместе

Сделаем вот так!

Опуская руки, играющие останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение. Все дети повторяют это движение.

Занятие №3

Тема: Путешествие на кораблике <<�Плюх-Плюх>>

Цель: Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук, внимания, памяти, речи.

Развивающая среда : Пятимачтовый кораблик <<�Плюх-Плюх>>(по числу детей)

;игрушки: гусь, лягушата.

Содержание.

Воспитатель показывает детям кораблик <<�Плюх-Плюх>>. Дети рассматривают флажки, называют цвет. Воспитатель приглашает их в путешествие.

Отважный кораблик плывет в океан,

Лягушки-матросы, а Гусь-капитан.

Лягушки, забыв про усталость и скуку,

В пути изучают морскую науку.

<<�Снять все флажки!>>? – командует Гусь-капитан. Малыши снимают флажки со всех мачт. <<Надеть флажки!>> — раздается новая команда.

Малыши надевают флажки в точно таком же порядке (если дети затрудняются, можно флажки снять только с одной мачты и надеть обратно, потом – с двух, с трех и т. д.).

Но вот подул сильный ветер, все флажки перепутались. Как быть лягушкам-матросам? Малыши снимают флажки со всех мачт кораблика и сортируют по цветам.

Флажков какого цвета больше всего? Какого цвета меньше всего?

Покажите самую низкую мачту. Покажите самую высокую мачту.

Предложить надеть флажки на самую низкую мачту. Можно ли все флажки надеть на эту мачту? Почему? Малыши надевают флажки таким образом, чтобы мачты стали <<�одноцветными>>. На какой

Мачте флажков больше всего? На какой – меньше всего? (мачты по высоте распределяются следующим образом : самая высокая, высокая, средняя, низкая, самая низкая) .

И вот плывет кораблик с красивыми разноцветными мачтами. Самая высокая мачта – какого цвета? Самая низкая мачта – какого цвета? Малыши называют цвета, играют с корабликами. Кораблик плывет все дальше и дальше, навстречу новым приключениям.

По быстрой речушке плывут в океан

Три бравых лягушки и Гусь-капитан.

Дети повторяют за воспитателем слова и фразы стихотворения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]