Игры на развитие толерантности у детей дошкольного возрастакартотека (подготовительная группа) на тему


В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

В научных изданиях толерантность трактуют прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников: 1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; 3) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно”, «Бояре” и другие; 4) проведение русских народных праздников, например таких как «Масленица, «Рождество” в соответствии с народным календарем; 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран; 7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1апреля в разных странах; 8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. Наша группа начала работу по воспитанию толерантности с чтения книг-сказок, так как жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь сказка может многому научить. Чему же? Что же ценного можно узнать? Сегодня мы говорим о человеческих ценностях и наша группа постарается доказать, что и в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь. Целью нашей группы было, проанализировав некоторые произведения показать какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев. — В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека. — А в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда, ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. — В сказке И.Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь. — Сказка «Репка». И это сказка вовсе не про репку, а про дружную совместную работу. — Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного лебедя. Чем не награда? Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Чему только не учит сказка! — Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию. — Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. — Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. — Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники. — Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж. — Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. — Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства в придачу”. — Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. — Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды. — Сказка помогает побеждать зло и жестокость. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира? Проделав эту работу, мы пришли к следующим выводам. Сказки могут нас многому научить. К высшим ценностям многие писатели относят такие как: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность. Мы поняли, что ценности могут переоцениваться и от каждого из нас зависит какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей. Наша библиотека добрых сказок Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» Г.Х.Андерсен «Снежная Королева» В.Гауф «Карлик Нос» Р.Н.С «Теремок» Р.Н.С. «Репка» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» В.Катаев «Цветик – семицветик» И это ещё не все. Список добрых сказок можно пополнять бесконечно!

День толерантности в детском саду.

День толерантности в детском саду.

Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая Ваше право высказывать собственное мнение. Вольтер

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, экскурсиях, это огромная каждодневная работа педагогов. В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей, и мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто живет в нем. В ноябре в детском саду «Семицветик» прошел день толерантности. Быть толерантным – означает «Позволять» допускать, проявлять великодушие в отношении других. Мы разные, совсем не похожие друг на друга, у нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди, мы должны относиться друг к другу терпимо, с уважением, спокойно, без вражды, ценить и дорожить дружбой. Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова. В рамках дня толерантности в детском саду прошли различные мероприятия под девизом: «Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир!». Воспитатели младших групп рассказывали детям о дружбе, применяя игровые технологии, театрализацию, художественное слово. Воспитанники старшего дошкольного возраста в ходе бесед: «Мы разные, но мы дружим», «Как можно поздороваться», познакомились с понятием толерантность. Дети получили представление о людях разных национальностей, познакомились с культурой и национальными костюмами разных народов, организовали выставку «Куклы разных народов». Анализ проблемных ситуаций помог дошкольникам закрепить знания о дружбе, о хороших и плохих поступках. Не забыли помочь и пернатым друзьям, на прогулке насыпали корм в кормушки. Дети с удовольствием играли в коммуникативные и хороводные игры: «Назови соседа ласково», «Хоровод дружбы», «Матрешки», «Пузырь», «Ровным кругом», «Ходит Ваня», «Каравай». Слушали произведения из серии «Сказки народов мира». Создавали творческие работы, а вечером вместе с сердечками изготовленными в технике оригами, подарили родителям тебе тепло своего сердца. Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова.

Воспитатель Ирина Малачева

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]