Гимнастика по А. Н. Стрельниковой для детей от 4 лет
Александра Николаевна Стрельникова – педагог-вокалист. Когда она тяжело заболела, с ней случился приступ удушья, и ей помогла актерская гимнастика. Вся ее методика основана именно на этой гимнастике. В последствии педагог стала помогать людям укреплять свой организм, а больным — излечиться от различных недугов.
В учреждениях дошкольного образования дыхательная гимнастика Стрельниковой получила широкое распространение, картотека ее упражнений насчитывает множество разнообразных техник и приемов, позволяющих детям бороться с простудными заболеваниями, и отлично укреплять иммунитет.
Выполнять комплекс следует, соблюдая несколько правил:
- Самый главный аспект гимнастики – вдох с помощью носа (он шумный и резкий).
- Выдыхать необходимо ртом, спокойно и плавно.
- Каждому определенному движению сопутствует вдох.
- Выполнению каждого упражнения соответствует определенный, четкий ритм. Он сравним со строевым маршем.
Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»
Данное упражнение является разминочным.
- Ребенок находится в наиболее комфортной для него позиции.
- Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.
- По команде руководителя ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки.
- После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд), затем повторение всех действий несколько раз.
При возникновении головокружения следует расслабиться, сесть, увеличить время пауз.
«Погончики» или «Погонщик»
Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.
«Насос» или «Накачка»
Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде руководителя ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.
Не следует забывать о том, что каждое упражнение выполняется в ритме строевого шага. Руководителю необходимо следить за округленной спиной подопечных, а также за уровнем наклона – он не должен быть слишком низким. Выполнить данное упражнение следует 12 раз.
«Обними плечи» или «Обними себя»
Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.
Руководителю необходимо узнать, есть ли дети с пороком сердца и ишемической болезнью сердца. С таким заболеванием выполнять упражнение не следует.
«Кошечка»
В позиции стоя ребенок начинает выполнять танцевальные приседания. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.
Повторить 12 раз. Руководитель обращает внимание на легкие, пружинистые приседания, и расслабленный, произвольной выдох. Ступни во время приседаний не нужно отрывать от пола, все действия выполняются с прямой спиной.
«Повороты головой»
Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох.
Повторение упражнения – 12 раз.
Цель и значение дыхательной гимнастики
Самая главная цель, которую преследуют сторонники дыхательной гимнастики – это общее укрепление и оздоровление организма ребенка.
Ведущие специалисты рекомендуют как можно чаще обращаться к методикам, основанным на дыхательных упражнениях, так как они:
- обогащают организм кислородом;
- являются отличным методом, помогающим ребенку в управлении своим дыханием;
- улучшают работу всех внутренних органов;
- позволяют ребенку стать более спокойным, и избежать стрессовых ситуаций;
- имеют профилактическую направленность, позволяя сделать иммунитет малыша более стойким к различным простудным заболеваниям.
Гимнастика из хатха-йоги для детей от 5 лет
Для приобщения детей к здоровому образу жизни, многие педагоги используют такую современную методику, как хатха – йога. Ее внедрение позволяет улучшить физическую и умственную способность детей, воспитать в них культуру здоровья.
Дыхательная гимнастика, имеющая обширную картотеку, совместно с рациональным режимом, правильным питанием и закаливанием в детском саду, дает отличный результат.
А конкретнее:
- Сокращается число детей, болеющих ОРЗ и гриппом.
- У детей наблюдается повышение жизненного тонуса.
- Улучшается память и физическое развитие.
- Дети лучше справляются с усвоением программы.
- Повышается коммуникабельность и выносливость.
Упражнение «Змейка»
Дети сидят в комфортном положении. Правая рука зажимает левую ноздрю, и происходит вдох чрез правую.
Затем зажимается правая ноздря, и через левую происходит выдох. Воспитателю необходимо использовать различные приемы имитации: дуновение ветерка, ураган, надувание шарика.
«Водолазы»
Воспитатель использует игровую ситуацию: дети представляют, что они отважные водолазы, которые ныряют в поиске затонувших кораблей. Необходимо найти подходящие картинки, видеофрагменты и занимательные истории. Данное упражнение учит детей задерживать дыхание. Необходимо повторить несколько раз.
«Шарик»
Исходное положение – лежа. Воспитатель просит детей сосредоточить внимание на дыхании, и глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик».
Упражнение помогает детям привыкать дышать диафрагмой.
«Ветер»
Воспитатель просит детей представить, что к ним в окошко залетел теплый, летний ветерок. Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем воспитатель говорит, что подул холодный ветер, дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».
Что такое дыхательная гимнастика?
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей дошкольного и школьного возрастов.
Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга.
При регулярном проведении занятий объем легких увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. У людей, страдающих от бронхиальной астмы, снижается частота приступов.
СПРАВКА! Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе.
Игры и упражнения для дыхания в стихах
В детском саду активно используются упражнения из картотеки дыхательной гимнастики в стихах.
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений в стихах
Во время выполнения такой методики, руководителю важно наблюдать:
- За вдохом детей – он осуществляется через нос.
- За полным расслаблением плеч.
- За выдохом – он умеренный и расслабленный.
- За щеками – они не должны надуваться.
- За общим состоянием ребенка – при возникновении головокружения, упражнения следует прекратить.
Упражнение «Футбол»
Для выполнения упражнения необходим маленький мячик и ворота (можно сделать из конструктора). Задача ребенка — «забить» в ворота гол. Язык в этот момент должен лежать на нижней губе.
Перед упражнением ребенок произносит строчки стихотворения:
- «Мой веселый звонкий мяч» (во время первого знакомства с упражнением строчки произносит руководитель);
- «Ты куда пустился вскачь?» (атем происходит непосредственное выполнение упражнения, и после него необходимо про
Показания и правила проведения занятий
Дыхательная гимнастика в детском саду, картотека разнообразных методик для различных возрастов – требование обязательное для работников ДОУ. Место проведения – любое; очень полезно проведение комплекса на улице, но, если погодные условия не позволяют, комплексы проводятся в группе с воспитателем, или на музыкальных занятиях.
Для проведения некоторых упражнений имеются противопоказания. Их немного, но воспитателю необходимо проконсультироваться с родителями детей на предмет наличия у них хронических заболеваний.
- Регламент выполнения упражнений составляет от 10 минут до получаса. Выполнять комплексы следует только через час после еды.
- Следует использовать на таких занятиях разнообразные игрушки и другие демонстрационные материалы. Это повысит мотивацию и интерес детей к упражнениям.
- Используя стандартные комплексы упражнений, можно видоизменить их, добавив что-то свое, и сделав оригинальными.
- Когда позволяют погодные условия, обязательно выполнение комплекса на улице. Если гимнастика проходит в помещении, его температура не должна превышать 20 градусов.
- Для достижения наивысшего результата, необходимо ознакомить с упражнениями и родителей детей, чтобы они могли регулярно заниматься дома.