Семинар — практикум «ФГОС ДО: методы эффективного взаимодействия с детьми»


Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека).

Ведущая роль педагога (взрослого), организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера и др. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы В.С. Мерлина, Я. Стреляу, А.Б. Николаевой, А.В. Петровского, Р. Бернса и др.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – воспитанник (ребенок).

Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия/несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.

2. Субъектно-субъектные отношения содействуютразвитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.

Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.

Характер взаимодействия педагога и ребенка обусловливает стиль педагогической деятельности. В отечественной науке исследованию этой проблемы посвящены работы И. В. Страхова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, В. Э. Чудновского, В. И. Моросанова и др.

А.К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса

Психологическая профилактика

– это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию ребенка; предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций со стороны педагога по улучшению социально-психологических условий самореализации с учетом социально-экономических, культурно-этнических и других условий жизнедеятельности ребенка.

Психологическое консультирование

– это оказание помощи ребенку со стороны педагога в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. Все вышеперечисленное должно способствовать непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии.

Психологическая коррекция

– это активное психологическое воздействие педагога на личность обучающегося с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.

Повышению эффективности взаимодействия (сплоченности, срабатываемости) педагога с учащимися способствуют психолого-педагогические тренинговые технологии

.

Социально-психологический тренинг

: тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, тренинг семейных отношений.

Интеллектуальные тренинги

: тренинги формирования развития внимания и наблюдения, тренинг гибкости мышления, тренинг увеличения объёма памяти и развития её характеристик, тренинг по развитию творческого мышления (креативности).

Организационные тренинги

: тренинги формирования сплоченности команды (класса), тренинг принятия решения, тренинг поведения учащихся в экстремальных ситуациях, тренинг бесконфликтного общения в классе, тренинг повышения эффективности и совместной деятельности учащихся в классе.

Тренинг саморегуляции

: психологические тренинги, аутотренинги, релаксирующие тренинги и тренинги биологической обратной связи.

Тренинги личностного роста

учащихся: тренинги динамической ориентации (психодрама), тренинги социальной перцепции, тренинги гуманистической ориентации (гештальт), ролевые тренинги, тренинги саморегуляции эмоционально-волевой сферы учащихся.

Педагог – родитель

Условия нынешнего образования провозгласили родителей субъектами образовательного процесса. А это означает, что и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. Взаимодействие с родителями является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы образовательной организации. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями значимое место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила превентивный характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Педагогическое общение как форма взаимодействия педагога с детьми

Определение 1
Педагогическое общение – это способ организации взаимосвязи и взаимодействия между педагогом и детьми при реализации процесса обучения и воспитания, который ориентирован на создание оптимальных условий для познания и оказание воспитательного воздействия.

В ходе педагогического общения происходит обмен информационными ресурсами и формируются педагогические взаимоотношения между его участниками.

Успешное достижение целей и задач образования, профессиональной работы педагога во многом определяется уровнем развития педагогического общения. оно способствует формированию благоприятного микроклимата на учебных занятиях, посредством организации правильных взаимоотношений между педагогом и детьми, между педагогом и родителями, между педагогами и между детьми в коллективе.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

От качества педагогического общения зависит личностное развитие ребенка и его социализация.

В ходе общения происходит воздействие взрослого на ребенка и развитие взаимоотношений между детьми.

Педагогическое общение является и личностным свойством педагога, отражающим его коммуникабельность, умение строить положительные взаимоотношения между детьми, а также его профессиональным качеством, ориентированным на организацию учебно-воспитательного процесса индивидуальной направленности и дифференцированного характера. В ходе педагогического общения происходит создание условий для раскрытия индивидуальности ребенка, его исключительных свойств и природного потенциала.

Рисунок 1. Общение в педагогическом процессе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Общение педагога с детьми в образовательном процессе 410 ₽ Реферат Общение педагога с детьми в образовательном процессе 280 ₽ Контрольная работа Общение педагога с детьми в образовательном процессе 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Педагогическое общение выступает основой построения педагогического взаимодействия. Такое взаимодействие имеет три направления развития:

  1. Функционально-ролевое направление. Общение способствует направлению деятельности детей педагогом, ее организации и проведение контроля итогов ее реализации. При таком взаимодействие, ребенок не воспринимает педагога, как личность, с которой он может общаться на равных. Педагог выступает субъектом контроля и регулирования.
  2. Личностное направление. В ходе такого взаимодействия, происходит непосредственное общение с детьми, в ходе которого педагог передает им свои навыки и умения, знания, индивидуальность. Такое взаимодействие затрагивает мотивационно-ценностную сферу детей. Это побуждает их познанию и развитию, усвоению системы ценностей и норм общественного поведения.
  3. Комплексное направление. Оно включает сочетание контроля с личностным общением т.е. педагог направляет деятельность детей, раскрывая себя и свою индивидуальность, контролируя, при этом, ход деятельности.

Функциональная роль общения в образовательном процессе

Процесс общения в образовательном процессе является деятельностью, ориентированной на развитие коммуникативных навыков учащихся и построение системы оптимального взаимодействия между детьми и педагогом.

Процесс общения педагога с детьми имеет важное функциональное значение. Оно проявляется в выполнении следующих функций в образовательном процессе:

  1. Информационная. В ходе общения происходит обмен информационными ресурсами между педагогом и учащимися. При этом, происходит передача знаний не только от педагога учащимся, но и наоборот – педагог может чему-то научиться у детей;
  2. Формирование общности. В процессе общения реализуется знаковый обмен. Он позволяет выделить тех людей, которые желают общаться и устанавливать положительное взаимодействие;
  3. Нормативное регулирование. В процессе общения между педагогом и детьми реализуется совместная деятельность по обучению, воспитанию и развитию, усвоению образовательной программы. Общение регулирует и контролирует эту деятельность;
  4. Познавательная. Общение выступает инструментом познания. В его ходе ребенок познает себя и окружающих его людей;
  5. Эмоциональная. В ходе общения происходит активизация эмоциональной стороны личности. Общение наполняет детей положительными эмоциями и мотивирует к познанию;
  6. Самовосприятия. В процессе общения происходит осознание личностью своего «Я», его устройства, понимание своего места среди других людей;
  7. Самоопределение личности. В процессе общения реализуется утверждение своего «я» в мыслях и поступках. Ребенок учится самоопределению и самоутверждению.

Факторы и условия эффективного общения в образовательном процессе

Чтобы педагогическое общение имело положительный эффект и способствовало целевому достижению образовательной деятельности, необходимо учитывать ряд факторов и условий его эффективной организации. К ним относятся:

  1. Создание положительного микроклимата, доброжелательной обстановки в коллективе.
  2. Содержание и характер обращения к ребенку, ориентированные на приобщение его к какой-то деятельности или требования по ее реализации, формирование поведения, должны быть индивидуально-ориентированными, тактичными и доброжелательными.
  3. В ходе общения необходимо использовать невербальные приемы воздействия: мимические жесты, тактильные прикосновения, интонация тон.
  4. Создание оптимальных условий и среды для проведения совместной деятельности.
  5. Помощь и поддержка ребенку в совместной деятельности и решение учебных задач.
  6. Общение должно быть эмоционально окрашенным и насыщенным.
  7. Внедрение в жизнь ребенка положительных факторов, которые усиливают роль общечеловеческих ценностей и нравственного социального поведения.
  8. Взаимодействие с ребенком должно быть добровольным. Если в его основе лежит борьба, то оно будет безрезультатным для образовательного процесса.
  9. Активная позиция ребенка в общении.
  10. Создание условий для побуждения ребенка к положительным действиям и поступкам, положительному общению.
  11. Педагог должен обладать навыками слушания ребенка и понимания его эмоционального настроя.
  12. Стиль общения педагога, его культурное развитие, профессиональные навыки и речевые особенности определяют эффективность педагогического общения.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]