Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5 лет «Чтение и пересказ художественного произведения» Центр дополнительного образования детей «Созвездие»
Конспект открытого занятия по предмету «Обучение грамоте»
для детей 5 лет Тема:
«Чтение и пересказ художественного произведения»
Педагог дополнительного образования Бачу Мария Михайловна ВОРОНЕЖ Тип
занятия: изучение нового…
Конспект ООД для детей младшего дошкольного возраста» Пересказ русской народной сказки «Колобок» Конспект ООД для детей младшего дошкольного возраста Тема: Пересказ русской народной сказки «Колобок»
Цель: создать условия для развития устной речи детей. Задачи: Образовательные: формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно…
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«Центр образования и спорта «Москва–98» Департамента спорта и туризма города Москвы ГБОУ «ЦОиС «Москва-98» Москомспорта ______________________________________________________________________________ 110607, Москва, Удальцоа, д.40 т.
(499) 432-39-01е-mail:s[email protected]mossport.ru
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ:
« ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА »
( с опорой на серию сюжетных картин)
( для детей с ТНР в старшей группе )
Подготовила учитель – логопед Неклюдова Елена Владимировна
Тема: « Пересказ рассказа
( с опорой на серию сюжетных картин)»
Цель: пересказ услышанного рассказа. Задачи:
Образовательные
: — учить детей составлять картинный план для пересказа, — учить детей пересказывать рассказ по картинному плану.
Коррекционно-развивающие:
— развивать слуховое и зрительное внимание, — определять главных героев рассказа, событий и их последовательности, — формирование навыка пересказа с опорой на серию сюжетных картин.
Воспитательная:
— повышать заинтересованность детей на занятии. Оборудование:
рассказ В.Сутеева «Три котёнка», серия сюжетных картин по содержанию рассказа.
Х о д з а н я т и я
I.Оргмомент:
Учитель-логопед:
— Здравствуйте, ребята! Вы любите, когда вам читают книжки? Какую книжку вам читали вчера вечером? ( ответы детей ).
II. Основная часть занятия
1)Постановка цели занятия
Учитель- логопед: —
Сегодня мы с вами прочитаем рассказ. Рассмотрим иллюстрации к рассказу, попробуем пересказать его. Рассказ называется «Три котёнка», а написал его для вас детский писатель Владимир Сутеев. Итак, начнём читать?
2) Чтение рассказа В.Сутеева « Три котёнка »
Учитель-логопед:
—
Рассказ называется «Три котёнка» и написал его для вас детский писатель В.Сутеев. Нужно слушать очень внимательно, чтобы потом можно было ответить на вопросы. Слушайте ( учитель-логопед читает детям рассказ).
В. СУТЕЕВ « ТРИ КОТЁНКА »
ТРИ КОТЁНКА — ЧЁРНЫЙ, СЕРЫЙ И БЕЛЫЙ — УВИДЕЛИ МЫШЬ И БРОСИЛИСЬ ЗА НЕЙ!
МЫШЬ ПРЫГНУЛА В БАНКУ С МУКОЙ. КОТЯТА — ЗА НЕЙ!
МЫШЬ УБЕЖАЛА. А ИЗ БАНКИ ВЫЛЕЗЛИ ТРИ БЕЛЫХ КОТЁНКА. ТРИ БЕЛЫХ КОТЁНКА УВИДЕЛИ НА ДВОРЕ ЛЯГУШКУ И БРОСИЛИСЬ ЗА НЕЙ!
ЛЯГУШКА ПРЫГНУЛА В СТАРУЮ САМОВАРНУЮ ТРУБ, КОТЯТА — ЗА НЕЙ!
ЛЯГУШКА УБЕЖАЛА…, А ИЗ ТРУБЫ ВЫЛЕЗЛИ ТРИ ЧЁРНЫХ КОТЁНКА.
ТРИ ЧЁРНЫХ КОТЁНКА УВИДЕЛИ В ПРУДУ РЫБУ И БРОСИЛИСЬ ЗА НЕЙ!
РЫБА УПЛЫЛА, А ИЗ ВОДЫ ВЫНУРНЫЛИ ТРИ МОКРЫХ КОТЁНКА.
ТРИ МОКРЫХ КОТЁНКА ПОШЛИ ДОМОЙ.
ПО ДОРОГЕ ОНИ ОБСОХЛИ И СТАЛИ КАКИМИ БЫЛИ: ЧЁРНЫЙ, СЕРЫЙ И БЕЛЫЙ.
3). Беседа по содержанию рассказа
Учитель-логопед:
— Давайте вспомним ,что мы узнали из рассказа. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь отвечать на них полными предложениями. Итак:
— Ребята, вам понравился рассказ? — О ком говорится в рассказе? — Какие котята были в начале рассказа? — Кого увидели котята? — Что они сделали, когда увидели мышь? — Куда прыгнула мышь? — Что сделали котята? — Поймали котята мышь? — Какие котята вылезли из банки с мукой? Догадались почему? — Кого увидели во дворе три белых котёнка? — Что они сделали? — Куда прыгнула лягушка? А котята? — Поймали котята лягушку? — Какие котята вылезли из самоварной трубы? Догадались почему? — Кого увидели в пруду три чёрных котёнка? — Поймали они рыбу? Какие котята вынырнули из воды? — Что случилось с котятами по дороге домой? Почему котята снова стали чёрным, серым и белым? Учитель-логопед , задавая вопросы и выслушивая ответы, предлагает детям выбрать сюжетную картинку, иллюстрирующую ответ ( последовательность событий). Таким образом, на доске появляется картинный план пересказа.
4) Физкуль
( выполнение движений, подходящих под содержание стихотворения)Учитель-логопед: —
Вы видели, как двигаются коты и кошки? Давайте попробуем тоже «стать кошками»? Я буду читать стихотворение и все мы — выполнять разные кошачьи движения.
У КАЛИТКИ РЫЖИЙ КОТ
Изобразить походку кошки
ОГЛЯНУЛСЯ, ПРЫГ ВПЕРЁД,
Изобразить поворот, прыжок
КОТ НА ДЕРЕВО ПОЛЕЗ,
Изобразить «лазающие» движения
ЗАТАИЛСЯ И ИСЧЕЗ.
Присесть, накрыв голову руками.
5) Повторное чтение рассказа
Учитель-логопед: —
Отдохнули? Садитесь на свои места, и давайте вспомним, что мы делали перед физкультминуткой? (ответы детей). Да, вы ответили на вопросы и выложили картинки-ответы по порядку. Сейчас я снова прочитаю вам рассказ, а после вы попробуете его пересказать.
5) Пересказ рассказа с опорой на картинный план
Учитель-логопед:
—
Молодцы, внимательно слушали. А теперь попробуйте пересказать рассказ «Три котёнка». Вспомнить рассказ и то, какие события происходили в нём, нам помогут эти картинки ( на доске серия сюжетных картин — основа для пересказа ). Давайте попробуем?
Дети начинают пересказывать рассказ, в случае затруднения, логопед помогает, задавая наводящие вопросы.
Ребята по очереди пересказывают рассказ, а после — выбирают лучший.
III. Итог занятия:
Учитель-логопед:
—
Молодцы, хорошо поработали. Что мы делали сегодня на занятии? Как назывался рассказ? Почему котята сначала были разноцветными, после — белыми, после — чёрными, затем — мокрыми, а после — снова белым, серым и чёрным? Хорошо, ни о чём не забыли и были очень внимательными. Занятие окончено. Спасибо.