Игровая деятельность
Ведущим видом деятельности является игра. Игра — это форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и приобретает те формы отношений, которые впоследствии осознает и действует. Он делает это, заменяя одни объекты другими, а реальные действия — сокращенными.
Д.Б. Эльконин утверждал, что игра — это символико-моделирующий вид деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, операции сокращены, объекты условны. Хорошо известно, что все виды деятельности дошкольников по своей сути являются моделированием, а суть моделирования заключается в воссоздании объекта в другом, не природном материале.
Предметом игры является взрослый человек как носитель некоторых социальных функций, который вступает в определенные отношения с другими людьми и следует определенным правилам в своей деятельности.
В игре формируется внутренний план действий. Это происходит следующим образом. Играющий ребенок сосредоточен на человеческих отношениях. Чтобы отразить их, он должен внутренне воспроизвести не только всю систему действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при формировании внутреннего плана действий.
Как показал Д.Б. Эльконин, игра — это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может участвовать в системе социальной работы, потому что он еще мал для этого. Но он хочет войти во взрослую жизнь, поэтому он делает это играючи, вступая в некоторый контакт с этой жизнью.
Сюжетно-ролевая игра (компоненты игры, особенности, виды сюжетов, этапы формирования).
Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. И фа и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно — ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный
мир малыша.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника
.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество
.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
Виды игр и их влияние на психическое развитие ребенка
Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время развиваются когнитивные, личностные и поведенческие процессы.
Дети играют большую часть времени. В дошкольном детстве игра проходит значительный путь развития.
Младшие дошкольники играют одни. Игра является объектом манипулятивным и конструктивным по своей природе. Игра улучшает восприятие, память, воображение, мышление и моторику. Ролевая игра воспроизводит действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Родители и близкие знакомые служат примером для подражания.
На средней стадии дошкольного детства ребенку нужен сверстник, с которым можно играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы ролевых игр разнообразны, вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается.
Направленность игр разнообразна: семейные игры, где героями являются мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; развивающие игры (няня, воспитатель детского сада); профессиональные игры (врач, командир, летчик); сказочные игры (коза, волк, кролик) и т.д. И взрослые, и дети могут участвовать в игре или заменяться игрушками.
В старшем дошкольном возрасте тематические ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Объекты могут быть условными, и игра становится символической, то есть кубик может представлять различные объекты: машину, людей, животных — все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте некоторые дети начинают проявлять организаторские способности во время игры, становятся лидерами в игре.
Во время игры развиваются психические процессы, особенно волевое внимание и память. Если игра заинтересовала ребенка, он непроизвольно концентрирует внимание на объектах, содержащихся в игровой ситуации, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, он может быть исключен из игры. Но поскольку эмоциональное поощрение и общение со сверстниками очень важны для ребенка, он должен быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.
В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с объектом-заместителем, то есть дает ему новое имя и действует в соответствии с этим именем. Появление объекта-заместителя становится основой для развития мышления. Если вначале ребенок учится думать о реальном объекте с помощью предметов-заместителей, то со временем операции с предметами-заместителями сокращаются, и ребенок учится действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в представлениях.
В процессе сюжетно-ролевой игры развивается воображение. От замены одних предметов другими и умения брать на себя разные роли ребенок переходит к идентификации предметов и действиям с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, глядя на фотографию девочки, у которой щека подперта пальцем и которая задумчиво смотрит на куклу, сидящую рядом с детской швейной машинкой, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет. По этому высказыванию мы можем судить о характерной манере игры девочки.
Игра также влияет на развитие личности ребенка. В игре он/она отражает и моделирует для себя поведение и отношения значимых взрослых, которые в этот момент выступают в качестве моделей для его/ее собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, развиваются чувства и волевая регуляция поведения.
Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия — это способность человека анализировать свои действия, поступки и мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями и с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, поскольку дает возможность контролировать выполнение действия, которое является частью процесса коммуникации. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, играя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, так как считает, что хорошо выполнил свою роль.
Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала этот интерес проявляется в форме игры — ребенок, рисуя, разыгрывает определенное действие, например, нарисованные им животные дерутся между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер раздувает яблоки, висящие на деревьях, и т.д. Постепенно рисунок переносится на результат действия, и возникает рисунок.
В процессе игровой деятельности зарождается учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вносит взрослый. Ребенок начинает учиться через игру, поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре и вскоре осваивает некоторые учебные действия..
Поскольку ребенок уделяет особое внимание сюжетно-ролевой игре, давайте рассмотрим ее немного подробнее.
Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка
Наталья Александровна Потапова
Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка
«Сюжетно — ролевая игра, роль и значение в развитии ребенка»
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.
Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.
В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Роль воспитателя в проведении сюжетно- ролевой игры
Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.
Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.
Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду — развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы. «Семья»
,
«Магазин»
,
«Больница»
,
«Аптека»
,
«Парикмахерская»
,
«Перекресток»
, – список игр для детей достаточно большой.
Роль воспитателя должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.
Основные цели и задачи, которые воспитатель выполняет при проведении сюжетно – ролевых игр: научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.
В группе для проведения сюжетно-ролевых игр должна быть создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре. Задача воспитателя направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета.
Рассмотрим алгоритм проведения игр на примере игры в «Дочки – матери»
.
Этап первый. Подготовка.
«Дочки – матери»
это очень условное название игры, в которой речь идет о семье, ее быте и отношениях.
Играть могут и папа с сыном. Здесь нам не нужно столь тщательное планирование. Суть отношений между родителями и детьми ребенок видит каждый день. И правила особо тут не надо оговаривать, равно, как и планировать заранее игру. Можно примерно оговорить сюжет, например, пускай, это будет день из жизни на даче. Вспомните, как вы проводите такие дни, обсудите роли, возможно, ваш ребенок вообще захочет играть сам при помощи двух или тех кукол.
Этап второй. Игра.
Дайте волю фантазии ребенка. Присоединяйтесь к игре в любой из моментов, если ребенок играет сам. Многие родители, наблюдая за такой игрой со стороны, видят, как выглядят из отношения с ребенком, ведь в такой игре, ребенок проигрывает именно то, что видит каждый день. Вы можете взять на себя роль дочки или сына, отдав ребенку роль мамы или папы. Посмотрите, как ведет себя персонаж, за которого играет ребенок? Вы никого не узнаете? Присмотритесь повнимательнее, этот персонаж похож на вас.
Этап третий. Обсуждение игры.
После того, как игра окончена, обсудите, все ли было логично, не получилось ли так, что персонажи сначала поужинали, потом пошли купаться и только после этого позавтракали. Если да, обсудите, почему так вышло, что было не логично. Можете прямо по горячим следам переиграть нелогичный фрагмент, обсудить, что могло быть по – другому и спланировать, что вы хотите добавить в сюжет в следующей игре.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка.Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями можно провести ряд консультаций: «Ребенок и его игрушки»
,
«Играйте вместе с детьми»
,
«Роль современной игрушки в жизни детей»
. Вся эта работа способствовала
развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.
Методическая литература:
Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников»
.
Н. В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»
.
Сюжетно-ролевая игра
Ролевая игра — это игра, в которой ребенок берет на себя роль по своему выбору и выполняет определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением реальности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, содержание и тематика ролевых игр меняются.
Структура развернутой формы ролевой игры выглядит следующим образом.
устройство, фокус игры. Эту роль выбирает сам ребенок. Существует множество профессий, семейных ситуаций, жизненных моментов, которые произвели большое впечатление на ребенка в детской игре.
игровые действия. Это действия со смыслом, они репрезентативны по своей природе. В процессе игры происходит перенос значений от одного субъекта к другому (воображаемая ситуация). Однако этот перенос ограничен возможностями представления действия, поскольку подчиняется определенному правилу: замещать предмет может только такой объект, с помощью которого можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Символизм игры приобретает огромное значение. Д.Б. Эльконин говорил, что абстрагирование от оперативно-технической стороны предметных действий дает возможность моделировать систему отношений между людьми.
Поскольку система человеческих отношений начинает моделироваться в игре, необходим компаньон. Один не может достичь этой цели, иначе игра теряет смысл.
В игре рождаются смыслы человеческих действий, линия развития действий проходит следующим образом: от операционной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от отдельного действия к его смыслу.
правила. В игре у ребенка возникает новая форма радости — радость действовать по правилам. В игре в больницу ребенок страдает как пациент и радуется как игрок, довольный исполнением своей роли»
Д.Б. Эльконин уделял большое внимание игре. Изучая игру детей в возрасте 3-7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.
Первый уровень:
- Действия с определенными объектами, направленные на соигрока в игре. Это включает действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;
- Роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют реальные отношения, которые существуют между взрослыми или между взрослым и ребенком по отношению друг к другу;
- Действия состоят из повторяющихся событий, например, кормление с переходом от одного приема пищи к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не разыгрывает процесс приготовления пищи, мытья рук или посуды.
Второй уровень:
- Основным содержанием игры является действие с предметом. Но здесь основное внимание уделяется соответствию игрового действия реальному действию;
- Роли названы именами детей и обозначено разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с этой ролью;
- Логика действий определяется их последовательностью в реальном мире. Количество действий расширяется.
Третий уровень:
- Основным содержанием игры является выполнение действий, вытекающих из роли. Начинают появляться конкретные действия, передающие характер отношений с другими участниками игры, например, обращение к продавцу: «Дай хлеба» и т.д;
- Роли четко разграничены и выделены. Они называются перед игрой, определяют и направляют поведение ребенка;
- Логика и характер действий определяются принятой ролью. Действия становятся более разнообразными: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т.д. Существует специфический язык: ребенок вживается в роль и говорит так, как требует роль. Иногда в процессе игры могут проявиться настоящие отношения между детьми: они начинают ругаться, браниться, дразниться и т.д;
- Нарушение логики порицается. Это выражается в том, что один говорит другому: «Это не так». Устанавливаются правила поведения, которых дети должны придерживаться. Неправильное выполнение действий замечается со стороны, это вызывает фрустрацию у ребенка, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.
Четвертый уровень:
- Основным содержанием является выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, принятие ролей от других детей;
- Роли четко разграничены и подчеркнуты. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Язык четко зависит от роли;
- Действия происходят в порядке, который четко отражает логику реального мира. Они разнообразны и отражают богатство действий человека, которого изображает ребенок;
- Нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила и оправдывает это тем, что так положено, а также рациональностью правил.
Играя, ребенок познает мир. Ребенок осмысливает и воплощает в игре свои переживания, связанные с окружающей его действительностью. Игровое пространство ребенка — это его собственная модель мира. Ребенок сочетает кусочки реальности, которые он помнит, со своим воображением. Таким образом, он не имитирует реальность, а передает ее через призму собственных взглядов. Творчество заключается в действии игры и в ее реализации.
Игры с движением развивают моторику детей. Физическая активность не только развивает двигательные навыки, но и укрепляет нервную систему. Дидактические игры укрепляют мозг, ролевые игры развивают моральные качества и т.д.
Игра становится хорошей школой для социализации личности, для проявления волевых качеств. Сложное действие, большое количество участников, установление определенных правил способствуют развитию у ребенка чувства коллективизма. Он все больше соотносит свои интересы с интересами других детей. Игра развивает стратегическое мышление, умение ставить цель и достигать ее.
Сюжетно – ролевая игра дошкольников.статья (старшая группа) по теме
Структура сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: — сюжет;
— содержание;
— роль [17].
Рассмотрим каждый из этих структурных компонентов.
А) Сюжет игры.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) — одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад);
- производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму);
- общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну) [8].
Б) Содержание игры. Изменение содержания в зависимости от возраста детей.
Содержание игры, отмечает Д.Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [6].
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями [7]. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил — и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры – действия [17].
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др.
В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку — уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий [2]. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям [1]:
- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
В) Роль в игре. Изменение роли с возрастом детей.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры [8].
Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре. Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач.
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).
Используемая литература .
1.Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников.- Киев: Радянська школа, 1982.
2.Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. -Минск, 1997
3.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. — М.: Мысль, 1989.
4.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М.: Радуг
5.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов / С.А.Козлова, Т.А.Куликова.- М.: Издательский , 2007. а, 1988.
6.Психология и педагогика игры дошкольника. // Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. — М.: Мысль, 1986.