МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 000, г. Череповец
Планетарий в детском саду
Предисловие
С целью создания условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях, для знакомства с планетами, вращающимися вокруг Солнца, созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмениями, педагогами нашего учреждения был задуман и реализован проект «Планетарий».
Помещение для реализации проекта нашли быстро – просторный коридор первого этажа прекрасно подходил для намеченной цели. Проведенный конкурс дизайн-проектов выявил победителя – им стала воспитатель . Для превращения коридора в планетарий требовались краски, валики, кисти и отделочные материалы. Все материалы мы приобрели на доход учреждения от оказания дополнительных платных образовательных прямо на глазах. Появились очертания нашего родного города, края, с их великолепной богатой природой, над верхушками деревьев полетели вверх вертолеты, самолеты. Цвет неба стал насыщеннее и там, в вышине, завис аэростат, стремительно понеслась ввысь ракета. Слои атмосферы становились все плотнее, и вот мы увидели космос. Там тоже работают люди. Их летательные аппараты и космические корабли разнообразны по внешнему виду. А дальше – проносятся метеориты, кометы, мерцают на звездном небе созвездия зодиакального круга. И, конечно, Солнце, такое яркое и далекое от нас.
Чтобы «купол звездного неба» имел завершенный вид, родители наших воспитанников собрали две «космические» шторы из блестящих нитей хрусталиков и бисера. Придумала такую штору мама Саши и Алены Виноградовых, Анна Викторовна. Получилось просто сказочно и завораживающе. Воспитатели и выполнили роспись стен пейзажами родного города. Мы привлекли дизайнера и изготовили для проведения занятий в планетарии откидную мебель – скамейки для детей, столик для демонстрации материала.
Педагоги разработали специальные дидактические материалы для работы в планетарии, сделали подборку книг и демонстрационного материала на тему «Космос», сшили костюмы для организации игр и занятий.
Наш планетарий дает возможность знакомить детей с основами астрономии, рассказывать о земном шаре, его атмосфере, позволяет в игровой деятельности совершить полет в неизведанный мир Космоса, увидеть вблизи все планеты Солнечной системы, расширить кругозор и повысить уровень общего развития детей. Также очень удобен планетарий для знакомства детей с видами транспорта, ведь он дает представление о наземном, водном, воздушном и космическом видах транспорта.
А в группе №7 воспитатели создали свой планетарий, который знакомит детей с проблемой загрязнения окружающей среды, с ухудшением экологических условий.
Путешествие на Луну
Конспект сюжетно-ролевой игры
Цели:
ü Формировать умение самостоятельно развивать несложный сюжет, раскрывающий события, которые могут происходить в космосе.
ü Предоставлять возможность применять свои знания из различных источников (книг, энциклопедий, бесед, рассматривания картинок, фильмов о космосе).
ü Продемонстрировать способ согласования сюжета перед игрой.
ü Дать возможность самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
ü Тренироваться в умении попеременно выполнять 2-3 роли.
ü Закреплять полученные о космосе (а, в частности, о Луне) знания.
ü Учить использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители.
ü Развивать творческое воображение.
ü
Игровые материалы: к
арта космического неба, игрушечные элементы космических кораблей, бинокли, скафандр для космонавта, костюмы инопланетян, строительный материал.
Предлагаемая предварительная работа:
ü Экскурсия в планетарий детского сада.
ü Просмотр фильма об исследовании космоса (в частности, о Луне) – может быть дано в качестве домашнего задания.
ü Чтение книг о космосе.
ü Рассматривание иллюстраций и энциклопедий про космос, планеты, инопланетян
ü Обобщающая беседа по проделанной работе.
ü Беседа о профессии космонавта.
ü Беседа «Труд людей на космических кораблях».
ü Беседа о том, как в космических кораблях живут космонавты во время полета, чем питаются и т. д.
ü Рассматривание иллюстраций о том, как устроен космический корабль.
ü Дидактические игры «Что нужно, чтобы полететь на Луну», «На воде, в воздухе, на земле», «Кто больше назовет действий».
ü Подвижная игра «Самолеты».
ü Изобразительная деятельность и ручной труд:
— рисование самолетов, космических кораблей, звездного неба, инопланетян, космонавтов;
— лепка самолетов, летающих тарелок, планет;
— вырезание по контуру звездочек для создания декораций игры и т. д.
— совместное изготовление с родителями костюмов космонавта, инопланетян.
ü Накопление атрибутов для игры: бинокли, рули управления, элементы космических кораблей (антенны, пульты и т. д.).
ü Создание планетария в группе.
Игровые роли:
космонавты, инопланетяне, диспетчер на Земле.
Ход игры:
ü Воспитатель приглашает 3-4 детей полететь на Луну.
ü На стол приносится коробка для игры с соответствующим материалом.
ü Воспитатель:
«Для кого нужны эти вещи? Что делает космонавт во время полета? Где встречают нас инопланетяне?»
ü Из крупного строительного материала сооружается космический корабль.
ü Воспитатель берет на себя роль космонавта – показывает образец ролевых действий: запуск космического корабля, фотографирование космоса, использование бинокля, телескопа.
ü Высадка на Луну, встреча с инопланетянами. Воспитатель помогает построить ролевой диалог:
— «У вас сейчас утро или ночь?»
— «А какая у вас погода: теплая, холодная?»
— «Чем вы занимаетесь на Луне?»
— «А много ли жителей на Луне?»
— «Чем вы питаетесь?» и т. д.
Далее инопланетяне могут угостить космонавтов волшебным напитком, предложить поиграть с ними, провести экскурсию на Луне и т. д.
ü Воспитатель поощряет, поддерживает инициативу в формировании воображаемой ситуации
ü Посадка в космический корабль, возвращение на Землю.
Окончание игры:
Дети, которые только что побывали в космосе, делятся впечатлениями с остальными ребятами, отвечая на их вопросы: «Тебе понравилось или ты испугался?», «Что интересного тебе встретилось на Луне?», «Если ты полетишь в следующий раз, кем бы ты хотел быть, космонавтом или инопланетянином?», «Какими качествами должен обладать космонавт?».
Варианты игры:
ü Перед началом игры провести подготовку космонавтов к полету: знакомство с качествами космонавтов (сильные, умные, трудолюбивые, веселые и дружелюбные)
; испытание силы
(бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель)
; проверка знаний по развитию речи
(например, задаются вопросы: «На какой планете мы живем?», «Кто первый полетел в космос?», «Луна – это планета или нет?» и т. д
.); конкурс на лучшую поделку из пластилина и т. д.
Особенности бизнеса, плюсы и минусы
Изначально планетарии преследовали образовательные и просветительские цели, но со временем предприниматели увидели в них коммерческий потенциал. В данном случае именно стремление граждан проводить свой досуг интересно и разнообразно и привело к появлению мобильных версий подобных заведений. Программы планетариев больше уже не ограничиваются астрономией и демонстрацией созвездий: в их репертуар входят ролики о природе, палеонтологии, истории, естествознанию. Есть даже художественные фильмы, предназначенные для показа на полусферическом экране.
Соответственно, контент мобильных планетариев из скучных лекций превратился в настоящее шоу. Кому понравятся такие развлечения:
- Основными посетителями планетария станут дети школьного возраста. Большинство фильмов имеет познавательный характер, что соответствует интересам изучающих окружающий мир подростков.
- Дошкольников тоже может заинтересовать планетарий. Но малышей рекомендуется не пускать на сеансы, а дети старше 5 лет должны быть вместе с родителями. Яркая картинка и громкие звуки могут их испугать.
- Не стоит исключать из числа зрителей взрослых. Сегодня студии выпускают много серьезных фильмов об устройстве живых организмов и Вселенной, черных дырах и темной материи. На такие сеансы приходят все.
Поскольку аудитория мобильных планетариев не имеет ограничений по возрасту или социальному положению, можно предположить, что подобный бизнес станет актуальным в любом городе и в любом обществе. Кроме того:
- Открытие мобильного планетария не требует таких серьезных вложений, как создание другого развлекательного заведения — антикафе, боулинга или бильярдной.
- В России и за рубежом есть много студий, предлагающих ассортимент фильмов для любой аудитории — от дошкольников до пенсионеров.
- Найти оборудование для планетария легко. В отличие от стационарных заведений, здесь используется обычная оргтехника, а сам купол стоит недорого.
- Для работы планетария нужно минимальное количество сотрудников. Обслуживать его предприниматель может и самостоятельно.
- Вследствие небольших накладных расходов достигается высокая рентабельность, а начальные инвестиции даже при средней загрузке окупаются менее чем за полгода.
Несмотря на такие достоинства, в интернете часто можно увидеть объявления о продаже комплектов мобильных планетариев. Это объясняется недостатками, которые начинающие предприниматели забыли учесть:
- Планетарию приходится конкурировать с другими развлечениями, в числе которых 3D-кинотеатры, аттракционы и театрализованные представления.
- Репертуар быстро надоедает зрителям, а за новые фильмы приходится платить. Лицензия на хорошую программу может стоить до двух тысяч евро.
- Из-за информационной перегрузки аудитория становится пассивной и стремится к новым знаниям далеко не так активно, как пару десятилетий назад.
«Солнечная система»
Цель: | Дать детям представление о солнечной системе; дать представление о том, что Солнце и планеты имеют шарообразную форму; развивать концентрацию внимания, воображение; развивать координацию движений |
Материал: | Коробка с 8-ю различными шариками – планетами, большим желтым шаром – Солнцем, веревочки-орбиты, «пояс астероидов», черная ткань. |
Возраст: | 5 – 6 лет |
Упражнение 1 | 1. Учитель с ребёнком приносят материал. Достают и расстилают ткань на коврике. 2. Учитель раскладывает Солнце и планеты, проводя трехступенчатый урок: a. Это Солнце. Солнце – шар. · Это планета Меркурий. Планета – шар. · Это планета Венера. Планета – шар и т. д. · Это орбита – постоянный путь, по которому планета вращается вокруг Солнца. · Это комета – глыба льда с твердыми частицами и облаком газа, которое растягивается сзади, как хвост. b. Покажи мне…· Дай мне… · Положи… c. Это что? 3. Ребенку предлагается разложить материалы самостоятельно. |
Упражнение 2. | 1. Учитель и ребенок приносят материал на коврик. 2. Достают первые три планеты: Меркурий, Венеру, Землю; 3. Учитель дает трехступенчатый урок названий. 4. Раскладывают уже известные планеты по порядку. Примечание: Таким же образом учат другие названия планет. |
Упражнение 3. | 1. Ребенок приносит материал на коврик; выкладывает Солнечную систему.Учитель показывает работу с карточками-названиями. |
Упражнение 4. | 1. То же, что и в упр.3 2. Вводятся карточки с цифрами – порядковыми номерами планет. Вариант : Достаются только планеты, карточки с названиями и цифрами. Задание: «Разложи к планетам название и порядковый номер». |
Упражнение 5. | Рисование своей Солнечной системы. |
Упражнение 6. | 1. Карточки с текстами – сведениями о планетах, о поясе астероидов, Солнце, кометах, Солнечной системе.Чтение и раскладывание |
Контроль ошибок: | Контрольный плакат «Строение Солнечной системы». |
Преимущества предложения мобильного планетария для детских учреждений
- Не нужно организовывать поездки детей, мобильный планетарий сам прибудет туда куда нужно и в любое время.
- Сеанс со всеми организационными моментами занимает ровно один урок, поэтому нет необходимости ломать образовательный процесс.
- Сеансы в планетарии увеличивают интерес к развитию и обучению, повышают степень усвоения учебных материалов, так как совмещают развлекательные, воспитательные и образовательные моменты.
Мобильный планетарий является абсолютно безопасным, так как состоит из пожароустойчивого материала, он не имеет пола, поэтому возможен беспрепятственный выход. Внутри планетария постоянно работает система вентиляции, а значит и душно там не может быть.
«Солнечная система 2»
Цель: | — дать детям представление о Солнечной системе; — дать представление о том, что Солнце – это звезда и имеет шарообразную форму; — дать представление о том, что все планеты имеют шарообразную форму; — познакомить с названием планет Солнечной системы; — дать представление о движении планет вокруг Солнца. |
Материал: | Коробка с восемью различными шариками – планетами, большим желтым шаром – Солнцем, деревянное наборное полотно с углублениями для планет и нарисованными орбитами, контрольная карта. |
Показ I: | 1. Учитель с ребенком приносит материал. Достает наборное полотно. 2. Учитель показывает на наборное полотно, раскладывает шарики и говорит: «Это Солнечная система. В центре – Солнце. Солнце – это звезда. Вокруг не вращаются планеты». 3. Учитель раскладывает модели планет, дает им название, сравнивает модели планет с изображениями на контрольной карте. a. Учитель говорит: «Мы выложили Солнечную систему. А теперь, попробуй сам». |
Упражнения | 1. Учитель выкладывает на наборное полотно модель Солнца и модель Меркурия. Проводит трехступенчатый урок. — Это Солнце. Солнце это звезда. — Это планета. — Это орбита – путь, который проходит планета вокруг Солнца. 2. Учитель и ребенок приносит материал, достают первые три планеты: Меркурий, Венеру, Землю. Дается трехступенчатый урок названий. Таким образом, учат названия всех планет. 3. Рисование своей Солнечной системы. |
Возраст | 4-7лет |
Сколько можно заработать, открыв мобильный планетарий
За будние дни примерно будет совершено 8 выездов в месяц, в каждый выезд будет обслуживаться 3 группы (15 человек). В выходной день будет проводиться около 5 сеансов, но загруженность зала будет только 20%. Итого количество обслуженных людей в месяц составит: (8 х 3 х 15) + (8 х 5 х 15 х 20%) = 480 проданных билетов.
Цена 1 билета = 100 руб.
Итого выручка в месяц: 480 х 100 = 48 000 руб.
Чистая ежемесячная прибыль: 48 000 – 30 000 = 18 000 руб.
Годовая прибыль: 18 000 х 12 = 216 000 руб.
Срок окупаемости проекта «Мобильный планетарий» составит 1 год.
Данные показатели рассчитаны с учетом очень низкой загруженности проекта. В условиях достойной рекламы и ежедневной работы показатели экономической эффективности будут гораздо выше.
«Созвездия»
Цель: | Дать представление о созвездиях; развивать внимание, зрительное восприятие; пополнять словарный запас, стимулировать интерес к исследованию окружающего мира. |
Материал: | 1 набор: В коробочке: · Контрольные карточки с созвездиями и их названиями; · Карточки с изображением созвездий; · Карточки с названиями. 2 набор: 2 коробочки, одна с черной тканью, в другой картонные звездочки (большие и поменьше); карта звездного неба. |
Возраст: | 5-8 лет |
Упражнение 1 | С набором по типу словарных карточек. |
Упражнение 2 | Материал: объединенные 1 и 2 наборы. 1. Достают материал: контрольные карточки с созвездиями и их названиями; черную ткань и набор картонных звездочек. 2. В центр коврика вверху кладут контрольные карточки; под ними раскладывается ткань. Справа – коробочка со звездами. 3. Ребенок выкладывает на ткани звездочками разной величины первое созвездие, прочитав сначала его название. Затем убирает его, откладывает контрольную карточку в сторону; читает и составляет второе созвездие, и т. д. |
Упражнение 3 | Материал: 1 и 2 набор – карточки с изображением созвездий и карта звездного неба.Рассмотреть созвездия, найти его на карте, прочитать название (усложнение: подобрать карточку с названием) |
Упражнение 4 | Материал: карта звездного неба; коробочка со звездами, ткань.Рассмотреть созвездия на карте; выложить понравившиеся созвездия на ткани. |
Упражнение 5 | Трехступенчатый урок названий созвездий.Игра в паре: 1 ребенок показывает карточку с изображением созвездия. 2-й ребенок называет (или подбирает карточку со словом). |
Упражнение 6 | Можно изготовить свой материал: · Срисовать созвездия и подписать; · Выполнить аппликацию. Примечание: различные варианты дети могут придумать сами в процессе работы. |
Контроль ошибок | Зрительный – по контрольным карточкам ; по контрольной карте. |
Описание проекта «Мобильный планетарий»
- Надувной купол, который выполнен из прочного не пропускающего свет материала. Внутри купола идет демонстрация видеоизображения на всей внутренней поверхности на 360 градусов. Это возможно благодаря внутреннему покрытию купола, проектору и специальному полусферическому зеркалу. Таким образом создается как бы «эффект присутствия»
- Сооружение легкое и компактное по своей конструкции, его можно разместить практически везде, как на улице, так и в помещении. Главное чтобы помещение было площадью не меньше 40 кв. метров и высотой потолков 3,5 метра, это могут быть спортзалы детских садов и школ, торговые центры.
- Море незабываемых впечатлений для детей и возможно взрослых. Программы планетария позволяют погрузиться в тайны мира, познать уголки нашей планеты, улучшить свою эрудицию и повысить знания об окружающем мире. Необычная подача учебного материала делает процесс познания увлекательным и доступным для детей даже в провинциальных частях нашей страны.
Установка конструкции планетария занимает в общей сложности около 20 минут, купол надувается с помощью нагнетателя воздуха за 5 минут, остальное время затрачивается на размещение оборудования и кресел. Всего 1 человек может управлять планетарием и совершать поездки в разные школы, лагеря и детские сады. Таким образом, его можно назвать мобильным.
«Рассыпная энциклопедия по космосу»
Цель: | Учить работать со справочной литературой, составлять доклады |
Материал: | Билетик с названием; карточки с изображением предметов и явлений, тексты к ним (на обратной стороне каждой карточки стоит порядковый номер). |
Возраст: | 6-7 лет |
Показ: | 1. Этот материал называется «Рассыпная энциклопедия по космосу». 2. Ребенок выбирает любую карточку (или карточку по порядковому номеру), затем подбирает билетик с названием, и карточку с текстом. 3. Контроль осуществляется по номеру на обратной стороне. Примечание : По одной из карточек или по прочитанному и отработанному полностью материалу можно составить доклад, рассказ, который зачитывается или рассказывается на коллективном занятии. |
Какое оборудование выбрать для мобильного планетария
Сеансы могут посещать различные возрастные группы, существует множество фильмов для разных интересов и возрастов. Купол диаметром 5 метров может вмещать в себя до 15 человек.
Возможно приобретение оборудования для планетария по отдельности так и полного комплекта под ключ. В список необходимого оборудования входит:
- Купол
- Сферическое зеркало
- Проектор Full hd 1920*1080
- Плеер c соединительными кабелями
- Нагнетатель
- Акустическая система
- Подставки для проектора и зеркала
- Соединительные провода
- Фильм
Все это обойдется примерно в 155 000 рублей.
Также потребуются стулья или диванчики (15 000 руб.), а также доставка оборудования (20 000 руб.). Итого капитальные вложения составят 190 000 рублей.