Ребенок до полугода
Малыши этого возраста находятся в неразрывном единстве с мамой. Только при наличии тесного духовного и телесного контакта с ней, социальная ситуация будет комфортна для ребенка.
Основной, ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте — непосредственное эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая социальная потребность, которая формируется у ребенка, — это потребность в другом человеке, на развитие которой родителям необходимо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки. Кроха еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый, но это не должно быть поводом для смущения. Психологи утверждают: «Младенец беспомощен, если он один, но пара «мать и дитя» не только не беспомощна, но поражают своей жизнестойкостью».
Сказка, с которой мама обращается к малышу этого возраста, может быть названа сказкой лишь условно, потому что ее сюжет абсолютно не важен для ребенка. Сказка становится одним из компонентов комплексного контакта с ребенком. Здесь особое значение приобретает настроение, эмоциональное состояние, интонационный рисунок речи рассказчика, потому что через интонацию ребенок «впитывает» состояние взрослого, чувствует его отношение к себе. Слова при этом могут быть любыми, как правило, слова отражают какое-либо взаимодействие с ребенком.
Например, при выполнении гимнастики:
Погладим ручки вверх-вниз, вверх-вниз, погладим ножки вверх-вниз, вверх-вниз, а теперь животик — кружочком влево-вправо. Мамины пальчики поймаем: хвать-хвать-хвать! Ручками помашем вперед-вверх-в стороны. Кто такой спортсмен у мамы? Вперед-вверх и в стороны.
Эта сказка-игра не имеет ярко выраженного начала и конца, поэтому может длиться до тех пор, пока игра интересна ребенку.
Речь сопровождается соответствующими движениями, контакт мамы и ребенка приобретает комплексный характер: малыш видит маму, слышит интонацию ее голоса и ощущает прикосновения. Таким образом, достигается неразрывное единение мамы и малыша, так необходимое ребенку этого возраста.
Какие препятствия должен преодолеть Герой сочиненной сказки?
- решить маленькую или большую проблему,
- достичь какого-то пункта назначения в результате путешествия,
- помочь себе, члену семьи или просто спасти человека,
- осуществить мечту,
- получить ответ на вопрос,
- сломать заклятье,
- излечить или излечиться?
- найти друга или любимого человека.
Как Лису вокруг пальца обвели
Тут калитка и отворилась, и вышел хозяин лубяной избушки – Лис. «Чего, рыжая, ты заблудилась в лесу? Почто дома не стала ночевать?». Лиса и отвечает: «Ходила я на охоту, да замешкалась с ловлей породистой цесарки. Вот теперь возвращаться мне домой поздно. Коли пустишь меня во двор – продам тебе свою добычу по хорошей цене». «И какой же будет твоя цена, кумушка?» «За десять золотых отдам тебе целиком, да в придачу с капустным листом» — отвечала Лиса. «Хорошо, тогда проходи» — ответил Лис. Рыжая зашла в лубяную избушку, где была как раз затоплена печь. И до того она изморилась, что тут же на лавке и заснула.
Утром проснулась Лисица, а Лис тем временем по хозяйству управляется, да на охоту собирается. «В чем же здесь наука совиная?» — стала думать рыжая. А Лис ей и говорит: «Ну, коли выспалась, кума, то пей молоко из кувшина до дна. И котомку свою собирай, да избушку уже покидай – пора мне на охоту». «А как же курица?» — спросила Лисица. «А добычу свою оставь себе, видишь, я Лис благородный, странника всегда готов приютить».
Лисица отправилась домой. Глядь по дороге – цесарки в котомке ее нет. Нет и сафьяновых сапожек – берестяные лапти у нее на ножках. Сказала себе обманутая кумушка: «И зачем мне с этим Лисом было дело иметь?». Тут-то и вспомнились ей слова мудрой Совушки, и стала Лиса работать над исправлением своего характера.
Поместите героя своей короткой сказки в конкретное время и пространство
Подумайте, происходит ли действие Вашей истории в реальном или вымышленном мире.
Сейчас? Давным-давно? Или в далеком будущем?
Сколько времени понадобится герою, чтобы преодолеть все трудности и достичь цели?
День, несколько лет, столетие?
Поместите ваш персонаж в привычную или, наоборот, необычную обстановку.
Не усложняйте. Можете, например, поселить героя в вашей квартире, и представить гостиную, наполненную уютными креслами и диванами с диванными подушками. Или кухню. Или детскую. Или двор.
Не забудьте включить все свои чувства. А для этого войдите внутрь своего героя или героини и представьте.
- Что видите: ключ, странный предмет, клочок бумаги, письмо, надпись из облаков?
- Что слышите: тиканье настенных часов, движение машин на улице, чуть слышные шаги?
- Какой запах тревожит вас: странный аромат, запах гари, сладкий аромат печенья?
- Что чувствуете: дуновение ветра, озноб, мурашки, теплое прикосновение солнечного лучика?
- Может быть, во рту появился вкус горячего молока или металлический привкус страха?
Секрет 4. Как сделать книжку-самоделку с детской сказкой?
Я всегда оформляю детские сказки в самодельные книжки. Складываю лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая страница– обложка. Ее рисует ребенок. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница). Я под диктовку пишу текст внизу страницы. А ребенок рисует рисунки.
Ребенок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребенку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!
Честно скажу, что я не видела ни одного маленького ребенка, который бы отказался сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!
У Вашей маленькой сказки должен быть счастливый конец
Несмотря на то, что мы не всегда получаем то, что мы желаем в реальной жизни, мир сказок заставляет нас верить, что все возможно.
Попробуйте вот такие идеи:
- главный герой сказки спасает себя, своих родных или кого-то еще,
- герой решает головоломку и раскрывает тайну,
- главный герой преодолевает препятствия и его характер или черта характера изменяется,
- главный герой становится счастливее, богаче, умнее, у него появляются друзья.
Рыжая отправляется в путь
Сказка про животных, придуманная детьми, должна иметь и поучительный компонент. Лиса удивилась совету Совушки. Подумала и решила послушаться: кому же охота в девках свой век коротать! Вот собрала она свою котомку, расчесала пушистую рыжую шубку, надела сафьяновые сапожки и отправилась в дальние края. Прошла она мимо дальнего озера, леса, да соседской деревни. За той деревней лес был совсем темным. Видит она – стоит на опушке лубяная избушка, украшенная красками да цветами. Постучала она в двери – никто не отвечает. Тогда стала рыжая стучать еще громче, пока из избушки не раздался голос: «Кто там меня своим шумом беспокоит?» — «Это я, рыжая кумушка, иду из дальних краев, ищу на ночь себе кров. Кто меня пустит на ночь, тому продам хороший товар, редкостный – курочку особой породы».
Что случилось с Героем или Героиней?
Обратите внимание на то, что большинство сказок всех времен и народов используют идею «дама в беде» или «у юноши неприятности». Эти идеи работают всегда!
Сочините, что произошло с главным героем
- необычное явление,
- что-то наколдовал злодей,
- какой-то поступок сдвинул равновесие,
- болезнь,
- кража чего-то жизненно важного,
- потеря,
- бедность и необходимость выжить,
- задание спасти или защитить кого-то, возможно, весь мир.
Придумайте цели
- какую цель ставит перед собой герой?
- какие действия ему нужно совершить, чтобы достичь цели?
- что заставляет его идти к цели: любовь? справедливость? свобода? сострадание? поиск приключений? Безопасность и страх? самореализация?
Енот сдался
Придумать детскую сказку про животных можно быстро, если придать ее героям качества людей. Главный персонаж этой сказки имеет характеристики, присущие человеку. Ведь и люди любят праздновать Новый Год. Енот отправился в дорогу. Но пока он вместе с тетушкой расчесывал хвост, наступила темная ночь. «Вроде бы здесь нужно поворачивать… — задумался Енот. — А может, и не здесь, а там…». Совсем запутанной показалась ему дорога. Да еще и Луна спряталась за облака – тьма в лесу настала, хоть глаз выколи.
Окончательно заблудился бедный Енот. До Нового года остались считаные часы. Бежал он, бежал, и рухнул в ледяную канаву. «Ну все, — думает Енот. — Не успеть мне к празднику». Улегся он на дно ямы и решил лечь спать. Но только он закрыл глаза, как пробежала по нему маленькая Мышка. «Хватит меня будить! — сказал Енот. — Не видишь, я сплю». «Так ты, пожалуй, проспишь весь праздник», — отвечала Мышка писклявым голоском. «А я и не собираюсь на праздник. Мне он не нужен, ясно тебе? Не видишь, я сплю. Отстань от меня». «Я бы от тебя отстала, — говорит Мышь, — да только я собираю по своим подземным ходам остатки сыра на новогодний пирог, а ты лежишь как раз у меня поперек дороги». Сказала – и юркнула в нору.
Ребенок от года до двух
В возрасте от года до полутора полное единение малыша с мамой взрывается изнутри. Появляются два независимых человека: малыш и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. В этом возрасте маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые самостоятельные шаги, первые осознанные действия с предметами. Однако диапазон возможностей малыша еще очень ограничен.
В этом возрасте слова ребенка еще ситуативны. Его речь уже является средством общения и выражения желаний и эмоций. В то же время она еще лишена постоянных значений — одним и тем же словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы, действия или явления.
Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет. Как держать ложку? Как надеть очки? Как пользоваться расческой? Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Поэтому общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.
Сказка для ребенка от года до двух становится более протяженной по времени. История может длиться столько, сколько потребуется для изучения интересного предмета, в сюжет включаются активные действия самого ребенка. Игра может быть завершена в любой момент, как только маленький слушатель потерял интерес, и к ней можно вернуться в другой раз, когда возникнет обоюдное желание.
Посредством сказки может происходить обучение нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также общее расширение кругозора. В этом возрасте могут появляться сказки, связанные с определенными ритуалами. Например, сказка, сопровождающая процесс чистки зубов.
Жили-были в ротике-домике маленькие зубки. И было их…. Открывайся, ротик-домик! … один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они стали с каждым зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с другого, спинки тоже. Зубкам щекотно, они смеются. После щетки пришла водичка — ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие. Тут и сказочки конец, а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!