Внеклассное мероприятие для 5-7 классов по трудовому воспитанию. Сценарий


Общественно полезный труд. Производственный труд

Задачи трудового воспитания и обучения решаются на уроках труда. В начальных классах дети занимаются вырезанием из бумаги, лепкой из глины и пластилина, уходом за растениями, работой с деревом, пластиком и проволокой, а также работой в школьном дворе. Работа на школьном опытном поле и в мастерских в средней школе, а также в мастерских по промышленному и сельскохозяйственному труду в старшей школе формирует у учащихся общие трудовые навыки и умения, расширяет их политехнические перспективы и способствует формированию их профессиональных намерений и жизненных планов.

Общественно полезный труд. Такая работа уже давно является хорошим стимулом для учебного процесса, настоящей школой общественного служения. Общественно полезный труд, который является не только источником материальных ценностей, с первых дней пребывания в школе вовлекает учащихся в сферу общественных отношений и приобщает их к делам страны.

Спектр общественно полезной деятельности, осуществляемой студентами, достаточно широк: от шефства над детскими садами и семьями рабочих и ветеранов войны до озеленения сел и городов, создания лесополос и парков, охраны природы и исторических памятников.

Участие в делах на благо района, города, благотворительные акции — лучшая школа воспитания.

Важное место в трудовом воспитании учащихся занимает школьное самоуправление. Он заботится о чистоте и красоте классов, лабораторий, мастерских, школьной территории, спортивной площадки и пришкольного участка, а также о ремонте книг и иллюстративных материалов библиотеки. Простейшей формой самообслуживания является школьное обслуживание.

В процессе самообслуживания у учащихся воспитываются коллективизм, бережливость, аккуратность, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков. Они — хозяева класса и школы, организаторы общего труда, быта и досуга.

Производственные работы. Это та сфера педагогической действительности, где наиболее полно и последовательно реализуется принцип сочетания образования и производительного труда.

В разном возрасте формы организации производительного труда и методы его осуществления различны. Для младших школьников продуктивная работа ассоциируется с игрой. В этом случае используются инструменты и оборудование, специально изготовленные для детей. Подростки и старшеклассники работают вместе со взрослыми, используют те же инструменты, то же оборудование, работают в тех же условиях, получают собственный рабочий заказ, планируют последовательность работы, контролируют ее выполнение и оценивают результаты. Работа никогда не будет желанной и привлекательной для ребенка, если она не приносит опыта успеха и внутреннего удовлетворения.

Поэтому имеет педагогический смысл организовать рабочие задания таким образом, чтобы их выполнение приводило к ощутимым результатам, способствовало развитию ловкости, обогащало эмоции. Также выяснилось, что трудовое обучение студентов само по себе предполагает значительную концептуальную базу из многих учебных предметов. Они не могут преподаваться в полном объеме в общеобразовательной школе. Однако очевидно, что школы не могут дистанцироваться от профессионального образования. Выходом из затруднительного положения является введение предмета «Технология», который преподается в 1-9 классах и в 10-11 классах в профильных предметах.

«Технология» позволяет последовательно формировать у учащихся концептуальное понимание трудовой деятельности и ее реализацию в виде упражнений, лабораторно-практических, школьных практических, творческих и проектных работ. Учителя общеобразовательных школ, решая проблемы трудового воспитания, должны обратиться к курсу «Технология». Конечно, для профессиональной ориентации учащихся полезны ознакомительные экскурсии на предприятия различного профиля. Вполне возможно, что некоторые из этих профилей слабо представлены в курсе технологии.

Однако было бы ошибкой думать, что эффективное трудовое воспитание не нуждается в прочной концептуальной основе. В среднем общем образовании он представлен только предметом «Технология». Конечно, ему следует уделять должное внимание, не меньше, чем другим предметам, и при преподавании любой дисциплины полезно учитывать ее междисциплинарные связи с технологией.

Картотека бесед с детьми 5–7 лет «Поговорим о трудолюбии»

Нина Александровна Волкова

Картотека бесед с детьми 5–7 лет «Поговорим о трудолюбии»

Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми. «Поговорим о трудолюбии».

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.

Сентябрь

Разговор «Урожай».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Доброму урожаю и добрая уборка?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, чтобы добрый, богатый урожай сохранить, добрая, быстрая уборка нужна. Доброму урожаю и добрая уборка.

Разговор «Каков мастер, такова и работа».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях ответственное отношение к полученному заданию.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему так говорят: «Каков мастер, такова и работа?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, мастер хорош, и работа хороша. А у плохого мастера и работа плохо сделана. Трудиться дети не забывайте, работу хорошо выполняйте.

Октябрь

Разговор «Без труда добра не бывает».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Без труда добра не бывает?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, без труда добра не бывает. Не зря в народе говорят, доброму урожаю и добрая уборка, без труда нет плода, чтоб в почёте быть, надо труд любить.

Разговор «Скучен день до вечера».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Дети, как вы думаете, почему так в народе говорят: «Скучен день до вечера, коли делать нечего?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто любит трудиться, тому не скучно. Не сидите, дети, сложа руки, так и не будет скуки.

Ноябрь

Разговор «Умелые руки – не знают скуки».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Умелые руки – не знают скуки?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, умелые руки – руки, которые всё умеют делать. Умелые руки – не знают скуки. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не сидите, дети, сложа руки, так и не будет скуки.

Разговор «Труд человека кормит».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Труд человека кормит, а лень портит?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, труд человека кормит, а лень портит. Кто не работает, тот не ест. Без труда добра не бывает.

Декабрь

Разговор «Делу – время, а потехе – час».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях ответственное отношение к полученному заданию.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Делу – время, а потехе – час?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, сначала дела нужные, полезные выполняйте, а затем играйте.

Разговор «Кто любит трудиться».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Не зря в народе говорят, рукам работа – душе праздник.

Январь

Разговор «Без труда и отдых не сладок».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Без труда и отдых не сладок?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, без труда и отдых не сладок. Труд здоровье укрепляет, жизненную силу повышает. Трудитесь дети, не ленитесь, а затем отдыхом наслаждайтесь.

Февраль

Разговор «Надо труд любить».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Чтоб в почёте быть, надо труд любить?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, почёт – это уважение. Чтобы вас уважали, чтоб в почёте быть, надо, дети, труд любить.

Разговор с мальчиками «Богатство млодца – труд».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так в народе говорят: «Богатство млодца – труд?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, что думаешь! Согласен или не согласен с мнением товарищей.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай суждения товарища! Каждый человек имеет право на своё мнение.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, если млодец трудолюбив, не ленив, его все уважают, в гости приглашают. Богатство млодца – труд. Трудолюбивый млодец – молодц!

Март

Разговор с девочками «Не учись безделью, а учись рукоделью».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Девочки, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так говорят: «Не учись безделью, а учись рукоделью?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Рукодельница, значить умеет всё руками делать: шить, вязать, вышивать. Девочки, рукодельницу, не бездельницу, все любили да хвалили.

Разговор «Старание и труд к счастью ведут».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Старание и труд к счастью ведут?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, старание и труд к счастью ведут. Без труда добра не бывает. Рукам работа – душе праздник. От лени – болезни, от работы – здоровье.

Апрель

Разговор «От лени – болезни».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «От лени – болезни, от работы – здоровье?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, от лени – болезни, от работы – здоровье. Лень нас ослабляет, болезни вызывает. Труд здоровье укрепляет, жизненную силу повышает. Трудитесь дети, не ленитесь.

Разговор «Птицу узнают в полёте».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Птицу узнают в полёте, а человека в работе?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, человека ценят по его трудолюбию. Трудолюбивого человека все уважают, а ленивого презирают.

Май

Разговор «Урожай сам не придёт».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Урожай сам не придёт: за посевами нужен уход?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, урожай сам не придёт: за посевами нужен уход. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Разговор «Маленькое дело лучше большого безделья».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Маленькое дело лучше большого безделья?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, от лени – болезни, от работы – здоровье. Лень нас ослабляет, болезни вызывает. Труд здоровье укрепляет, жизненную силу повышает. Трудитесь дети, не бездельничайте.

Июнь

Разговор «Землю солнце красит».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Землю солнце красит, а человека труд?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, человека ценят по его трудолюбию. Трудолюбивого человека все уважают, а ленивого презирают.

Июль

Разговор «Пчёлка маленькая, да и та работает»

.

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Пчёлка маленькая, да и та работает?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, трудитесь, не ленитесь. Кто любит труд, того люди чтут, уважают.

Разговор «Кто урожай без потерь собирает».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «Кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка)

, как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает, на зиму еду запасает. Доброму урожаю и добрая уборка.

Август

Разговор «День прозевал – урожай потерял».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Воспитывать в детях трудолюбие.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему народная пословица гласит: «День прозевал – урожай потерял?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка,

как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.

— Дети, день прозевал – урожай потерял, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает. Доброму урожаю и добрая уборка.

Разговор «Без труда нет плода».

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению; спокойно отстаивать своё мнение. Закреплять умение детей соблюдать этику общения. Побуждать детей использовать в речи пословицы. Формировать положительное отношение детей к труду.

Разговор.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете, почему так в народе говорят: «Без труда нет плода?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряя попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Подводит итог сказанному.

— Дети, урожай сам не придёт: за растениями нужен уход, день прозевал – урожай потерял, кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает. Без труда нет плода.

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на трудовое воспитание дошкольника, должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер. Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают). В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Трудовое воспитание

Многие исследователи рассматривают трудовое воспитание как ядро и высшую ступень в развитии педагогики. Швейцарский педагог Й. Г. Песталоцци (1747-1826) говорил, что детей нужно готовить к жизни в обществе уже в школе. В противном случае они попадут в рабство. Последнее звено в рассуждениях Песталоцци всегда имеет практическое значение. Он считал, что кульминацией знаний является практическая жизнь. Если нет, то теория безжизненна, изолирована от требований жизни. Именно в этом контексте профессиональное образование выходит на первый план. Песталоцци позволял детям в своей «богадельне» (1769 — 1774) летом работать в поле, а зимой учил их ткачеству.

В 1920-х годах в Германии и России наблюдался сильный всплеск интереса к трудовому воспитанию. Выдающиеся педагоги, особенно Г. Кершенштайнер в Германии и П. П. Блонский в России разработали проекты трудовой школы. Оба считали, что школа знаний не стимулирует активность учеников и не учитывает социальные условия. Теория не должна быть оторвана от практики, поэтому ее кульминацией является рабочая школа. Необходимо всегда помнить, что социальный прогресс напрямую связан с прогрессом в сфере труда.

Сторонники трудовой педагогики делают предположение о теории деятельности, но они дополняют его, ссылаясь на понятие труда. К сожалению, содержание обычно не объясняется. Проведя соответствующие исследования, мы пришли к выводу, что социальная работа — это только та деятельность, которая участвует в процессе социального обмена, то есть является полезной для других людей, в результате чего она вознаграждается или порицается. Педагогика труда в основном сосредоточена на социальной работе. Индивидуальная работа как целенаправленное усилие, как необходимое условие развития учащихся, не отрицается, но акцент делается на социальной (общественной) работе. Именно этот акцент преобладает в педагогической деятельности II. П. Блонский.

Концепция социальной работы и способы ее оценки изучаются экономическими науками. Поэтому трудовое воспитание — это вид экономического, а не политического или правового воспитания. По мнению Блонского, первые трудовые навыки школьник получает в школе и семье, затем круг его деятельности расширяется, он становится мелким фермером, мелким ремесленником, мелким гражданином. Система обучения школьников такова, что трудовая деятельность взрослых сначала изучается, а затем воспроизводится. Очевидно, что культивируются только те виды деятельности, которые доступны для студентов с той или иной формой инвалидности. Студентов поощряют проявлять инициативу и учитывают их интересы. Особое внимание уделяется безопасности при выполнении рабочих операций.

Особое внимание уделяется безопасности при выполнении рабочих операций, чтобы избежать ущерба для здоровья.

Работа рабочих школ выявила некоторые их недостатки. Энтузиасты трудового обучения явно переоценивали способность общего среднего образования подготовить учащихся к будущим профессиям. Современная система образования включает в себя среднее общее, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Фактически, сторонники рабочих школ пытались объединить среднее общее и среднее профессиональное образование в одном учебном заведении. Но для этого нет достаточного резерва учебного времени. Концептуальная база, изучаемая в средних школах, настолько обширна, что на качественное профессиональное образование просто не остается времени. Кроме того, средние специальные учебные заведения, такие как профессиональные училища и колледжи, избирательно подходят к обучению. Если деятельность средней школы будет строиться по образцу специализированной школы, то выбор высшего профессионального образования для выпускников будет ограничен, а школа должна обеспечивать максимально широкие перспективы будущей профессиональной деятельности.

Роль семьи


Воспитание ребенка и приучение его к труду начинается в семье. С ранних лет, когда малыш только начинает социализироваться, он наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родственниками, которые постоянно находятся рядом, и перенимает их отношение к труду.

Не всегда домашние хлопоты доставляют ребенку радость, приходится пересиливать себя. Это формирует характер, развивает силу воли, а если родители не скупятся на похвалу, то еще и повышает самооценку.

Трудовое воспитание в семье является важнейшим этапом формирования личности, ведь там ребенок находится большую часть своей повседневной жизни и с удовольствием выполняет сначала легкие домашние поручения мамы, папы или бабушки (убирает игрушки), а затем приучается к более серьезному труду (моет посуду, выносит мусор).

Если родители прививают ребенку любовь к труду с детства, разрешая ему принимать участие в интересующих его делах (пусть даже он будет сначала только мешать), то по мере его подрастания, они получат полноценного помощника в домашнем хозяйстве. И, наоборот, запрещая малышу помочь маме или папе, не стоит удивляться, что он затем категорически отказывается трудиться на благо семьи, а потом и общества.

Не нужно отталкивать ребенка, если он хочет помочь испечь пирог или отремонтировать машину. Можно дать выполнить несложную работу, которая ему по силам и объяснить, как все сделать правильно. Так ребенок приучается к труду и одновременно у него повышается уверенность в себе, ведь он делает «взрослую работу».

Приучение к труду школьников


Наиболее активно любовь к труду начинают прививать в школе. Младшие ученики собирают гербарии, помогают на приусадебном участке и в живом уголке (если таковой имеется), поливают в классе цветы.

Благодаря трудовому воспитанию ребенок овладевает умениями и навыками, которые затем будут требоваться ему в течение всей жизни (бытовые, самообслуживания).

Труд развивает независимость от взрослых, повышает самооценку и желание развиваться далее.

Самостоятельно выполняя даже самую простую работу, малыш учится делать все аккуратно и красиво, что развивает чувство прекрасного. Он начинает ценить чужой труд, чувствуя, что для достижения результата необходимо приложить волевые усилия.

Трудовое воспитание школьников в старших классах связано с профориентацией учеников.

Для этого проводят лекции, на которых старшеклассникам представители разных профессий:

  • рассказывают о своей работе;
  • объясняют, куда нужно поступать учиться, чтобы получить профессию;
  • отвечают на вопросы детей.

Организуют экскурсии на предприятия, где наглядно показывают труд людей. В основном детей водят в градообразующее предприятие, которое нуждается в свежих кадрах. В результате школьники не понаслышке узнают о различных видах трудовой деятельности, что позволяет им сделать осознанный выбор профессии.

Труд – это основа гармоничного развития личности. Важно с раннего детства воспитывать у ребенка уважение к нему, продуктивно работать, повышая свой профессионализм. Именно это и является основной целью трудового воспитания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]