Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства
Авторы – Наталия Феликсовна Сорокина, музыкальный руководитель, Людмила Григорьевна Миланович, заведующая ГОУ Детский сад № 790, Москва
Программа одобрена ведущими методистами, учёными, практиками и прошла успешную апробацию в детском саду. Представляет собой одну из первых работ, нацеленную на развитие творческого потенциала ребёнка раннего возраста.
В публикации содержатся задачи программы, учебный план на год, виды художественно-игровой деятельности, репертуар и др.
Рекомендуемый возраст: вторая группа раннего возраста (от одного года до двух лет); первая младшая группа (от двух до трёх лет)
Перечень публикаций
Кукольный театр – малышам//2006. – № 4. – С .10.
Домашний кукольный спектакль. Главное – участие!
Нашла очень хорошую статью, помогающую организовать интересную забаву для детей, самостоятельно! Пригодится для организации дней рождения и др. праздников!!!
Домашний кукольный спектакль. Главное — участие!
Многие родители радуют своих малышей домашними кукольными представлениями. Ведь для того, чтобы доставить собственному ребёнку такую радость, не нужны ни дорогие специальные куклы, ни сложные декорации. Главными героями спектакля могут быть любимые игрушки малыша, а ширмой — просто затянутые одеялом пара стульев.
Но когда представление нужно показать не только своим, но и чужим детям (например, на дне рождения малыша), даже самые творческие родители нередко смущаются и выбирают для маленьких гостей другие развлечения. Ещё бы! Вдруг сюжет покажется детям неинтересным, и они заскучают? Вдруг декорации упадут с импровизированной сцены? Вдруг…
На самом деле ничего сложного в том, чтобы увлечь ваших маленьких гостей кукольным представлением, нет. Я уже несколько лет показываю кукольные спектакли на днях рождения своих детей, и это неизменно одна из самых ярких и запоминающихся частей нашего праздника.
Поддерживаем интерес
Кукольный спектакль — очень удобный способ развлечь малышей во время торжества. Но тут есть некоторые нюансы, так как удержать внимание нескольких малознакомых карапузов труднее, чем парочки собственных детей.
Чтобы малыши 2-3 лет сосредоточились на представлении и не баловались, их надо как-то мотивировать. Поэтому в самом начале спектакля я обязательно обещаю, что в конце все зрители получат подарки. Примеры из наших домашних постановок:
- главный герой Крот несёт подарки на день рождения, а Злой Волк в самом начале представления их похищает, и далее весь спектакль мы пытаемся вернуть подарки;
- Золушка идёт на день рождения к имениннице и несёт подарки, а по дороге встречает различных сказочных героев и помогает им. «Подарки» — это обычно мешочек с шоколадными яйцами. Можно использовать и другие мелкие сувениры (блокнотики, магнитики, для девочек — небольшие, можно самодельные, украшения).
По ходу представления можно также поддерживать детский интерес небольшими презентами (например, зайчик за спасение от волка угощает малышей морковкой, мишка — мёдом или малиной, печка — пирожками и т.п.). Это помогает деткам не только сохранить интерес, но и почувствовать себя настоящими героями сказки.
Предлагаем поучаствовать
Для маленьких детей в представлении большое значение имеет момент интерактива. Возможность поучаствовать в спектакле для них гораздо важнее красивых декораций и замысловатого сюжета.
Вот несколько способов вовлечь зрителей в разворачивающееся перед ними действие — большинство из этих элементов я обычно включаю в сценарий спектакля.
Хоровое пение. Предлагаем малышам спеть вместе с куклой известную песню. Например, главный герой Крот встречает по дороге Крокодила Гену (ориентируйтесь на те игрушки, которые есть у вас дома). Крокодил спешит на встречу с Чебурашкой и не может пойти с Кротом на праздник, но предлагает спеть для именинника песенку. Включаете фонограмму на магнитофоне, кукла поёт со сцены, дети подпевают.
Ещё веселее будет, если вы раздадите деткам для исполнения песни какие-нибудь музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабан, ксилофон, деревянные ложки и т.п.). Подпевать кто-то из малышей, возможно, постесняется, а уж погреметь погремушкой не откажется никто!
Отгадывание загадок. В интернете сейчас без труда можно найти загадки на любую тему: времена года, сказочные персонажи,Новый год, фрукты-овощи, звери-птицы и т.д. Можно загадывать загадки в конце, перед получением заветных подарков. Можно проверять сообразительность маленьких зрителей перед каким-то ответственным поворотом сюжета (например, перед встречей с Хитрой Лисой) или попросить их продемонстрировать свою осведомлённость перед положительными героями (например, чтобы Доктор Айболит согласился помочь, надо отгадать три его загадки про зверей).
Физическая активность. Маленьким детям трудно долго сидеть на одном месте, поэтому в сюжет нужно обязательно включать своего рода «физкульпружинка» с поворотом туловища влево и вправо) Лапки кверху поднимали. (прыжки, хлопая руками вверху) Вот так, вот так, Лапки кверху поднимали
Девочкам можно предложить потанцевать вместе с Золушкой, а мальчикам — изобразить гоночные машинки (жужжать и переключать скорости) вместе с любимым Мак Квином.
Помогаем персонажам. Продумывая сценарий, не забывайте о вопросах зрителям, которые также делают их участниками действия. Вопросы могут быть, например, такими:
- «Пробегал здесь Волк? А в какую сторону побежал? Влево? Вправо?»
- «Как вы думаете, чей это домик? А почему? Постучим?»
- «Как же нам победить злодея? А вы поможете?»
- «Какую песенку споём? Какая ваша самая любимая? Какая понравится Мишке? Почему?»
Также детям очень нравится помогать персонажам действиями, например:
- «Помогите кораблику быстрее плыть, подуйте вместе с ветром!»
- «Поддержите клоуна, похлопайте!»
- «Помогите зайчику собрать морковку, чтобы он тоже смог пойти на наш праздник, — выдерните каждый по одной.»
- «Давайте отвлечём Бабу Ягу, чтобы она не заметила, как Машенька спасёт братца.»
- «Злой Волк уже ушёл? Когда уйдёт, ребята, подайте, пожалуйста, зайчику знак.»
Под конец представления малышам полезно разрядиться. Я использую для этого самодельные «снежки» (маленькие мягкие мячики из белой ткани, набитые ватой). Если времени на шитьё мало, то можно высушить два десятка влажных салфеток и зашить комочки ваты в них, просто присборив по краю. На худой конец можно скатать шарики из обычных бумажных салфеток.
Полученные мячики в зависимости от сюжета можно назвать как снежками, так и шишками, камнями и т.д. «Камни» можно использовать, чтобы, например, помочь принцу сломать стену (из картона или из поставленных друг на друга рулонов туалетной бумаги), за которой злодей спрятал принцессу. «Шишками» обстрелять Злого Волка, укравшего подарки, а «снежками» просто покидаться с лесными зверями ради забавы.
Такая игра с мягкими мячиками всегда вызывает у малышей бурную радость. Но устраивать её можно только в конце представления, потому что остановить деток после этого трудно, да и сидеть снова тихо они вряд ли смогут. В одном из моих спектаклей после обстрела шишками Злой Волк по сценарию должен был загадывать загадки, но ему пришлось отдать подарки просто так, потому что как только его голова появлялась из-за ширмы, чтобы что-то спросить, на него сыпался град мячиков.
Пишем сценарий
Сюжет спектакля для детей 2-3 лет лучше выбирать попроще, получасового представления таким малышам будет вполне достаточно.
Варианты:
- на тему сказки «Заюшкина избушка» (злодей в самом начале совершает какую-то проделку, а потом разные герои стараются его «победить»);
- на тему сказки «Колобок» (главный герой идёт куда-то и встречает по пути остальных персонажей);
- на тему сказки «Репка» (главному герою требуется выполнить какую-то работу, и остальные персонажи по очереди пытаются ему помочь, демонстрируя и свои сильные стороны).
Подобные простые сюжеты хороши тем, что позволяют использовать любые игрушки, имеющиеся у вас дома. Нету «бабки» — позовите на помощь Винни-Пуха, вместо «внучки» — Барби, а вместо мышки — Супермена!
Если показывать спектакль приходится в одиночку, то «отыгравших» персонажей можно по мере продвижения сюжета отдавать маленьким зрителям в руки. Например, в одном из наших спектаклей Золушка собирала гостей на бал, посвящённый дню рождения моей дочки. Я не могла одновременно управлять целой вереницей собранных гостей, поэтому после каждой встречи согласившийся приглашённый попадал в руки зрителей, а Золушка отправлялась дальше приглашать остальных.
Если зрителям больше 3 лет, то сюжет можно выбрать посложнее, и длиться такой спектакль может до 45-60 минут. С 3 лет я устраиваю своим детям тематические дни рождения. Продумываю сценарий праздника и подбираю конкурсы, сервировку и угощения, соответствующие теме. И если показываю кукольный спектакль, то тоже на заданную тему.
Для мальчиков
Например, для «пиратского» дня рождения отлично подойдёт спектакль про поиск сокровищ. Сценарий для него можно поискать в интернете, в специальной литературе о детских праздниках или взять за основу историю из книги («Остров сокровищ» и т.п.). А можно сочинить свой сценарий, подходящий возрасту и темпераменту вашего ребёнка. В сценарии должна быть завязка, основная часть и развязка. Например:
Завязка. Пираты находят записку с картой Острова сокровищ и решают отправиться на их поиски. Можно показать, как они искали корабль, набирали команду, запасали припасы и т.д. — и во всех этих действиях можно просить «помощь зала». Тут же можно ввести и «злодея-конкурента», который будет мешать главным героям в достижении цели.
Основная часть. Описываем путешествие пиратов к острову. На них нападают морские чудовища (например, осьминог, сшитый из колготок), корабль садится на мель (зрители помогают его вытащить — тянут за «канаты»), заезжает за припасами на экзотические острова, населённые колоритными туземцами (вместе со зрителями исполняем «танец аборигенов», чтобы задобрить местных жителей и получить провиант). Вдохновение черпаем из «Приключений капитана Врунгеля». «Злодей-конкурент» пытается навредить (испортить припасы, пробить дыру в корпусе корабля, украсть карту и т.п.), но главные герои с помощью внимательных зрителей раскрывают все козни. Если среди зрителей будут девочки, то можно добавить любовную линию (например, спасённая из индейского плена красавица влюбляется в капитана). Для вдохновения вспоминаем романы Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» и «Вокруг света за 80 дней».
Развязка. Пираты добрались до острова, нашли сокровище (поделились со зрителями, конечно). «Злодей-конкурент» повержен, а капитан женится на красавице.
Для девочек
Второй вариант: день рождения для девочек, тема «Принцессы». Вспоминаем диснеевские мультики о принцессах. Там у главной героини всегда есть помощники (у Золушки — мышки, у Белоснежки — гномы, у Русалочки — рыбка Флаундер и краб Себастьян, у Спящей красавицы — феи). Вот этими помощниками и будут ваши зрители.
Завязка. В некотором царстве, в некотором государстве однажды родилась (или жила-была) прекрасная принцесса. Слава о её красоте разнеслась по всему миру, и Злодей решил украсть её. Однажды она гуляла в лесу и встретила там прекрасного принца. Принц сразу (или не сразу) влюбился в принцессу, и уже назначили дату свадьбы. Но перед самой свадьбой Злодей украл принцессу и заточил у себя в замке.
Основная часть. Принц отправляется на поиски своей возлюбленной. По пути он узнаёт, кто её украл и как Злодея победить. Зрители ему помогают, указывая, на что обратить внимание. Злодей может расставить на пути принца ловушки, зрители помогут принцу из них выбраться. Параллельно показываем, как страдает в темнице принцесса. Зрители её подбадривают, передают приветы от принца, успокаивают, что помощь уже близко.
Развязка. Финальная битва принца и Злодея (можно закидать Злодея и его замок описанными выше «снежками», и он сдастся и пообещает исправиться (как Бармалей в сказке Чуковского: «О, я буду добрей! Полюблю я детей!..»). Свадьба принца и принцессы.
Действующие лица и декорации
Декорации, конечно, очень украшают спектакль. Но если действие происходит в разных местах, а показывает спектакль всего один человек, то быстро заменять декорации очень трудно. А любая заминка даёт маленьким зрителям повод отвлечься, и вернуть их внимание потом может оказаться сложно.
Очень эффектная, универсальная и лёгкая в исполнении декорация — домик. Я делаю его объёмным вот по такой выкройке.
По бокам от окна на канцелярских скрепках прикрепляю соответствующие сюжету детали: для медвежьего домика — улей и куст малины, для заячьего — морковку и капусту, и т.п.
Если какой-то куклы у вас не оказалось, а использовать подобный образ очень хочется, сделайте ее сами. Можно сшить настоящую перчаточную куклу, можно вырезать недостающий персонаж из картона или сложить методом оригами. И пусть вас не смущает, что полученный герой немного выделяется среди остальных «покупных» артистов, — для малышей это не имеет большого значения.
Как-то раз у нас потерялась кукла-перчатка Волк — прямо перед спектаклем. Без Волка было никак (он участвовал в сцене с Красной Шапочкой), так что я просто надела на руку большой серый шерстяной носок и сыграла Волка им. Маленькие зрители были в восторге и очень смеялись, увидев главного злодея в таком смешном обличье. Кроме того, этот случай помог деткам раскрепоститься, и они охотно принимали участие в постановке и помогали героям, подпевая, подыгрывая и подсказывая.
Не бойтесь шутить во время показа, детки любят посмеяться. Не страшно, если куклы или декорации случайно повалятся, в домашнем спектакле это вовсе не беда. Деткам будет только веселее, и их смех разрядит обстановку. Не забывайте вставлять смешные моменты и при написании сценария. Малыши оценят даже самые простые шутки. Пусть, например, Баба Яга, погнавшись за героями, застрянет в своей ступе, а Злой Волк долго будет гадать, откуда же в него летят шишки: «Да что ж такое? Что за безобразие? Кто кидается?!»
Дайте волю своей фантазии и не зацикливайтесь на мелочах — тогда показанное вами представление обязательно запомнится всем маленьким гостям, и они с нетерпением будут ждать приглашения на следующий праздник у вас дома.
28.10.2009 Чубченко Ольга
Театральные занятия с куклами
Автор – Наталия Феликсовна Сорокина, заслуженный учитель РФ, автор программ, книг, статей, посвящённых кукольному театру для детей раннего и дошкольного возраста.
Эти материалы помогут педагогам и родителям создать в детском саду и дома кукольный театр, изготовить кукол различных систем и научить детей управлять ими. В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также этюды, обучающие управлять куклами различных систем. Большой практический материал (кукольные спектакли, театрализованные игры) помогут педагогам и родителям в увлекательной форме провести утренники, досуги, развлечения, семейные праздники дома и в детском саду.
Перечень публикаций
Театральные занятия с куклами//2007. – № 6. – С. 11; № 7. – С.13; № 8. – С. 26.
Новогодний кукольный спектакль для детей младшей группы
Кукольный спектакль «Как звери елку наряжали» в новогоднем празднике для самых маленьких.
Автор: Лейко Галина Анатольевна, МКДОУ детский сад №8 г. Острогожск, музыкальный руководитель.
Материал предназначен для показа малышам в новогодний праздник. Им могут воспользоваться педагоги дошкольники и родители для показа в домашних условиях. Ребенок двух лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Именно в этом возрасте, когда ребенок только впитывает информацию и в большей степени является зрителем, сложно организовать новогодний праздник так, чтобы он дал возможность сконцентрировать внимание ребенка и доставить малышу радость. Но есть вариант, под силу которому решить поставленные задачи это театр кукол. Я продумываю действие сказки так, чтобы её герои на протяжении всего праздника, могли общаться с детьми, играть с ними, побуждать к действию. Таким образом, происходит не статичное, а активное восприятие детьми спектакля, демонстрация полученных навыков. Рекомендую всем, кто работает с такими малышами. Музыкальный материал по выбору педагога, с учетом способностей и активности воспитанников. Куклы мастерила сама.
Цель: доставить радость и вызвать эмоциональный отклику ребенка. Задачи: побудить к подпеванию, игре, выполнению по показу взрослого элементарных танцевальных движений. Атрибуты: Ширма
Куклы Би-Ба-Бо: Дед Мороз, Снегурочка, Заяц, Лиса, Медведь, Белка. Маленькая елка с гирляндой, закрепленная ни ширме. Игрушки на елку: барабанчики, шишки, грибочки, шарики. Погремушки.
Ход праздника. Дети стайкой заходят в залВедущий обращает внимание детей на украшенный зал, на большую елкуВедущий. Подойдите к елке ближе, посмотрите выше, ниже. Сколько здесь на ней игрушек, ярких шариков, хлопушек. (Дети рассматривают елку, игрушки на ней. Вдруг на елке загораются огоньки)Ведущий. Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! Елочка сверкает! Посмотрите, малыши, красота какая!
Ведущий. А давайте поиграем с елочкой. Все вместе подуем на огоньки, они и погаснут. (Дети дуют на елку, огоньки гаснут)
А теперь дружно похлопаем в ладоши.
(дети хлопают в ладоши, огоньки загораются)Ведущий: Ярко звездочки блестят, Ярко лампочки горят, Бусы разные висят — Замечательный наряд! Да и детки наши тоже все нарядны, хороши. Нашей елочке расскажут новогодние стишки. Дети: 1. Елочка большая, Вот она какая. 2. Огоньки блестят, сверкают, Полюбуйтесь, как мигают. Ведущий. Здравствуй, наша елочка! Здравствуй Новый год! Под елкой начинаем мы веселый хоровод! (Дети встают в круг перед елкой)Песня Елка из лесу пришла. Да! Да! Да! (идут по кругу)
Детям радость принесла. Да! Да! Да! Высока, пушиста. Да! Да! Да! Детям очень нравится. Да! Да! Да! Шарики цветные. Да! Да! Да!
(фонарики)
Бусы золотые. Да! Да! Да!
(качают кистями рук перед собой)
Дождик серебристый. Да! Да! Да!
(встряхивают кистями рук)
И снежок искристый. Да! Да! Да!
(стучат пальцем руки по ладошке другой руки)Ведущий. Ой, ребятки, малыши, как плясали от души. Тихо-тихо! Ведь сейчас сказку мы начнём для вас! В лес Снегурочка идет, Свою песенку поет. (Звучит «Песенка Снегурочки» на ширме появляется Снегурочка)
Снегурочка. Здравствуйте, ребятки. Ведущий. Здравствуй, Снегурочка. Снегурочка. Я Снегурочка, внучка дедушки Мороза. Вашу песню услыхала, Вас ребята, увидала. Рады праздник все встречать, Дружно петь и танцевать. А вы, ребятки, умеете плясать? Ведущий. У детишек наших ножки не стоят, Поплясать у елочки они хотят. Танец «Ручками мы хлопнем» Снегурочка. До чего же хороши, Все плясали от души. Как у вас весело. (слышен плач)Снегурочка. Ой, а кто это плачет, кто такой грустный? (прислушивается и подходит к маленькой Ёлочке на ширме)
Это ёлочка не спит, грустно в темноту глядит. Почему ты такая грустная, елочка?
Ёлочка. Скоро праздник новый год, Дети встанут в хоровод. А меня не наряжают! Обо мне не вспоминают! Видно, празднику не быть! Как же тут не загрустить? (Ёлочка плачет)Снегурочка. Очень скоро Новый год В каждый дом и в лес придёт. Надо ёлку нарядить, Огоньки на ней включить, Не плачь, елочка, мы тебе поможем. Колокольчиком звеню, Всех зверей к себе зову (звенит в колокольчик)
Эй, зверята, прибегайте, Елочку вы наряжайте.
(Снегурочка уходит)Ведущий. Вы тихонько посидите, Кто спешит к нам, посмотрите. По дорожкам, по снегам, по лесным лужайкам, Прискакал тут к елочке длинноухий зайка. (звучит музыка Зайчика.)
Зайчик. Прыг да скок, прыг да скок, Прыгаем мы, зайчики. Посмотрите, я принес Для елки барабанчики! Красивые, блестящие, Как будто настоящие! (Ведущий берет у зайца барабанчики и вешает их на елку)Зайчик. Посмотрите, у меня Ушки, лапки, хвостик! Нынче очень храбрый я, Раз пришел к вам в гости. Ведущий. Чей пушистый рыжий хвостик? Это кто идет к нам в гости?… Лисичка Зайчик. Ой, боюсь, боюсь, лису, лучше в лес я убегу (зайчик убегает)(звучит музыка Лисы)
Лиса: Я лисичка-лиса всему свету я краса, Черный носик, рыжий хвостик. К вам пришла я через мостик. Шары для елки принесла, Ах, какая красота. Так сверкают и блестят, Каждый будет очень рад! (Ведущий хвалит лисичку, берет шарики и вешает их на елку)(Лиса бегает, наклоняется и «принюхивается»)Лиса Чую, зайчиком здесь пахнет, Где же он, ребятки? Ведущий. Лиса, ты зайчат не обижай, Лучше с ними поиграй. Девочки и мальчики Прыгают как зайчики. Лиса. С удовольствием друзья, Поиграю с вами, я. (Ведущий снимает куклу-Лису с ширмы, надевает её себе на руку, играет с детьми в заключение песенки Лиса «ищет зайчиков», затем куклу незаметно убирают)Танец зайчиков Ведущий. Лиса зайчиков искала, Не нашла, в лес убежала. Кто так топает, идёт, Что он елочке несет? (Звучит музыка Медведя)
Ведущий. Вышел мишка косолапый, Топнул он косматой лапой. Медведь. Берегите, дети ноги, Вылез мишка из берлоги. Ведущий. Мишка, ты детей не пугай, Лучше с ними пошагай. Наши ребятишки Топают как мишки. Упражнение «Большие ноги шагают по дороге»Медведь. Ох, какие ребятишки. По дорожкам шли как мишки. Новый год веселый, яркий, Приберёг и я подарки. Примите от мишки, Красивые шишки. Пусть на веточках висят, Вот для елочки наряд. (Ведущий благодарит Медведя и вешает игрушки на елку)(Звучит музыка Белочки)
Ведущий. Прыгает по веточкам рыженькая белочка. Белочка: А я грибочки принесла Их я с лета запасла! Ёлочке сейчас дарю, «С новым годом» — говорю! (Ведущий наряжает елку и слышит за ширмой звук погремушки)Ведущий. Дети, что такое, что шумит?.. Погремушка тут гремит. Белочка. Погремушки получайте, Пойте дружно и играйте. (Белочка убегает)Игра-танец с погремушками (Звучит музыка, выходит Снегурочка)Снегурочка. Ах, как елку нарядили, ничего не позабыли. Ёлочка: Вот спасибо вам, друзья! Украшенью рада я! Снегурочка. Наступает новый год. Дедушка Мороз идет. На поляну Дед Мороз Сказочный мешок принёс, В нём подарки для ребят, И лесных друзей, зверят. (Звучит музыка Деда Мороза)
Дед Мороз. Здравствуйте, ребятки. Здравствуй внученька моя, Снегурочка. (Дед- Мороз подходит к Ёлочке)Дед — Мороз. Эта елочка, на диво, Разукрашена красиво. Огоньки зажгу на ней, Станет елка веселей. Огоньками засверкай, Ну-ка, елочка, сияй! А теперь, ребятишки, спойте песенку порадуйте, Дедушку-Мороза. Песня «Дед Мороз, деткам елочку принес». Дед мороз. Какая хорошая песенка, и про шарики и про фонарики, как на вашей большой елке. (Подходит к маленькой Ёлочке).Дед — Мороз. А маленькую елочку кто так украшал, А маленькую елочку кто так наряжал? Снегурочка. Дедушка Мороз, Звери ёлку наряжали, Тебя в гости ожидали. Ты подарки им принес, Добрый Дедушка Мороз? Дед Мороз. Всех зверят я угостил, Никого не позабыл. Ваш теперь черед, ребятки! Получать свои подарки. У меня в мешке для вас, Вкусных сладостей припас. В группу все сейчас пойдете И подарки там найдете. Ведущий. Спасибо, Дедушка Мороз Мы с ребятками пойдем, и подарки все найдем. Дед Мороз. Ну, а нам идти пора, Дед Мороз и Снегурочка. До свидания, друзья! Ведущий и дети. До свидания! Ведущий выводит детей из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Подготовка к Новому году в детском саду. Сценарий Сценарий Новогоднего праздника для 1 младшей группы Сценарий Новогоднего праздника в первой младшей группе Сценарий новогоднего утренника в детском саду для детей младшей группы 3-4 лет
Похожие статьи:
Сценарий Нового года в первой младшей группе
Сценарий Новогоднего утренника во второй младшей группе
Кукольный театр в вариативных формах дошкольного образования (ГКП, ЦИПР и др.)
Авторы – Наталия Феликсовна Сорокина, Людмила Григорьевна Миланович
Каждое музыкальное занятие в группе кратковременного пребывания (ГКП) авторы предлагают начинать небольшим кукольным спектаклем, который разыгрывает музыкальный руководитель. Это нужно для того, чтобы малыши сразу включились в творческий процесс восприятия, понимания и осмысления увиденного. Кукольный спектакль разыгрывается педагогом на нескольких музыкальных занятиях, чтобы дети лучше поняли содержание сказки, научились эмоционально реагировать на происходящее, чтобы у них сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Таким же образом в течение месяца малыши знакомятся с другими кукольными спектаклями.
Предлагается сценарий кукольного спектакля «Репка» по мотивам русской народной сказки.
Перечень публикаций
Кукольный театр в вариативных формах дошкольного образования (ГКП, ЦИПР и др.)//2015. – № 6. – С. 17.
Конспект НОД для детей раннего возраста «Театрализованный показ сказки «Теремок»
Оля Елизарова
Конспект НОД для детей раннего возраста «Театрализованный показ сказки «Теремок»
Конспект НОД для детей раннего возраста театрализованный показ сказки «Теремок»
(в обработке М. Булатова)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели: повторить содержание русской народной сказки «Теремок»
в обработке М. Булатова; помочь запомнить
сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать детей в инсценировку сказки; активизировать речь; вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными героями; закрепить умение работать с пластилином, раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, любоваться готовыми изделием.
Планируемые результаты: с интересом слушают русскую народную сказку в исполнении воспитателя, следят за развитием действий в театрализованном показе (с помощью игрушек, владеют основными движениями при выполнении подражательного упражнения «Кто в тереме живет?»
,принимают активное участие в продуктивной деятельности (лепка палочек-бревнышек, проявляют эмоциональную отзывчивость на
сказку
Материалы и оборудование: оборудование для театрализованного показа сказки (игрушки — мышка, лиса, лягушка, заяц, волк, мишка, декорации, иллюстрации к сказке, фланелеграф, фигурки к фланелеграфу (бревнышки, крыша, пластилин, салфетки, дощечки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети садятся на ковёр и готовятся слушать сказку. На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Теремок»
, выставляет фигурки героев представления.
Воспитатель. Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам недавно читала. Посмотрите на героев этой сказки и скажите, как она называется. (Ответы детей)
Конечно, это
«Теремок»
.
Давайте расскажем ее вместе.
2. Основная часть. Рассказывание сказки.
Воспитатель рассказывает сказку «Теремок»
, выставляет фигурки персонажей на столе по ходу действия и побуждает
детей назвать ее героев, досказывать за ним отдельные фразы, слова, звукоподражания животным, рассказать, что они делают.
Воспитатель.
— Кто нашел теремок? (Мышка-норушка.)
— Как мышка бежала по полю? (Дети берут игрушку и показывают.)
— А знаете, как пищит мышка? (Дети проговаривают «Пи-пи-пи.»
.)
— Кто вторым прискакал к теремку? (Лягушка-квакушка.)
— Покажите, как скакала лягушка? (Дети берут игрушку и показывают.)
— А как разговаривает лягушка? (Дети произносят «Ква-ква-ква.»
.)
— А как прискакал зайчик? (Дети берут игрушку и показывают.)
— Кто следующим нашел теремок? (Лисичка-сестричка.)
— Как она бегает? (Дети берут игрушку и показывают.)
— А кто был следующим? (Волчок — серый бочок.)
— Зверюшки жили дружно? (Ответы детей.)
Вечерами они с удовольствием собирались вместе, пели песни и танцевали.
Вот так весело жилось зверятам.
— Кто услышал песни и пришел к теремку? (Медведь косолапый.)
— Что он сделал? (Сломал теремок.)
Да, теперь придется друзьям строить новый теремок.
Физкуль
Воспитатель предлагает детям показать, как бежит мышка, прыгает лягушка, скачет зайчик, бегут лисичка и волк, идет медведь косолапый. Дети во время выполнения упражнений могут произносить звукоподражания.
3. Лепка палочек для крыши.
Воспитатель. Стены теремка звери уже построили. Осталось построить крышу — и теремок будет готов. (Прикрепляют к фланелеграфу изображения стены, крыши.)
Но у зверюшек не хватает палочек — бревнышек для строительства. Поможем им. Сделаем палочки из пластилина. Для палочек-бревнышек нужен пластилин коричневого цвета. Возьмем из коробочки пластилин коричневого цвета, разомнем его. Затем раскатаем из комочка палочку. (
Показывает приемы раскатывания палочек. Дети повторяют движения педагога, выполняя прямые движения ладонями.)
— Если каждый из вас сделает по одной палочке, то зверятам как раз хватит, чтобы сделать крышу. Давайте поторопимся, а то вдруг дождик начнется. Принимайтесь за работу.
Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
4. Рефлексия.
Вылепленные изделия раскладываются детьми на дощечках. Воспитатель кладет палочки одну к одной.
Воспитатель. Посмотрите, вот так, бревнышко к бревнышку, и у нас получится красивая крыша. Полюбуйтесь на нее.