Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ. — презентация


Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ. — презентация


Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Этапы становления речи детей 1 этап Подготовительный (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2 этап Преддошкольный (от 1 года до 3 лет). С появлением первых слов начинается этап становления активной речи. 3 этап Дошкольный (от 3 до 7 лет). Формирование фонематического восприятия, увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, монологической речи. 4 этап Школьный (от 7 до 17 лет). Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, формируется письменная речь.

Речь педагога Уместность (употребление единиц, соответствующих ситуации и условиям Богатство (умение использовать все языковые единицы) Чистота (отсутствие элементов чуждых литературному языку) Выразительность (интонация, темп, сила, высота голоса и др.) Логичность (выражение в смысловых связях компонентов речи) Правильность ( соответствие языковым нормам) Точность (соответствие смыслового содержания и информации )

хорошо владеет устной речью может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения может выделять звуки в словах у ребенка складываются предпосылки грамотности Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

овладение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение слов К концу 1 года жизни до слов К концу 2 года жизни до 1500 слов К концу 3 года жизни до 1900 слов К концу 4 года жизни до К концу 5 года жизни до слов 6 – 7 лет

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову Детская литература — это художественные, научно- художественные и научно- популярные произведения, написанные специально для детей от дошкольного до старшего школьного возраста.

Автор шаблона презентации: Ранько Елена Алексеевна

Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно исследовательской деятельности

автор: Ардатова Татьяна Николаевна

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №88»

Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно исследовательской деятельности

Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно исследовательской деятельности

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему. Познавательно-исследовательская деятельность направлена на: развитие речи, получение новых знаний, их усвоение, овладение необходимыми умениями и навыками, появление навыка воспроизводить и применять полученные знания. У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые дети сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность и развивать речь ребёнка.

Экспериментирование в дошкольном возрасте имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Детское экспериментирование, как метод в педагогической работе, является высокоэффективным и незаменимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков и конечно развитию речи.

Дошкольники – прирожденные исследователи, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации способствует мыслительной деятельности и развивает речь детей.

Поэтому мы поставили цель: создание условий для развития речи дошкольников через познавательно исследовательскую деятельность. Определили задачи:

  1. способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
  2. развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать обобщения.
  3. развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
  4. привлекать родителей к совместно — исследовательской, деятельности с детьми, способствующей речевой активности дошкольников.

При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на

следующие направления:

  1. совершенствование собственной речи. Речь педагога должна быть грамотной, а главное доходчивой и понятной детям.
  2. формирование представлений об окружающем мире.

В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно. Поэтому, образовательную деятельность, мы стараемся строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя исследователями. А для этого мы создаём проблемную ситуацию, в которой дети высказывают предположение о том, что они будут изучать в ходе деятельности. В беседе они открывают для себя новые знания, определяют правильность своих предположений, объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.

Следующее направление: развитие любознательности. Организуя деятельность, наблюдения, стараемся вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляем детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы. С целью закрепления представлений о взаимосвязях в природе, для ознакомления детей с объектами и явлениями природы регулярно проводим целевые прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы.

Игра, является одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Исследовательская деятельность проходит в свободной, практически

нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем формами.

Регулярно проводим наблюдения за объектами и явлениями природы, потом обсуждаем с детьми; рассматриваем иллюстрации в книгах с научным содержанием, детские энциклопедии; знакомимся с материалами детской мини-лаборатории.

Мы применяем следующие ситуации для развития речи в познавательно исследовательской деятельности дошкольников: реальные события, происходящие в данный период: 1) яркие природные явления (например: описание листопада, снегопада); 2) общественные события (например: предстоящий праздник); 3) специально созданные ситуации, (например, показ предметов с необычным эффектом или назначением «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).

Такими предметами могут быть: магнит, коллекция каких-либо вещей, открытки, наклейки на определенную тему. Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к устойчивым интересам и рассуждениям (например, кто-то принес свою коллекцию наклеек, роботов, динозавров, сбор фишек и т. п.), организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Познавательно исследовательская деятельность – это один из самых, часто применяющихся методов в работе с детьми. (после игровой деятельности). Мы даже не всегда осознаём, как часто мы применяем познавательно исследовательскую деятельность в повседневной жизни. С самого утра, начиная с наблюдений в уголке природы, мы экспериментируем, исследуем, увеличиваем объём знаний, умений навыков, развиваем речь и познавательную активность. На каждом занятии мы что — то исследуем. Например, занятия по ИЗО. Вода для кисточек прозрачная, она не имеет цвета, но, когда мы промываем кисточку, она окрашивается.

Почему самолёты, сделанные из альбомных листов, летают хуже, чем из тетрадных? Наблюдения на прогулке: мороз, снег скрипит под ногами, оттепель, снег липкий. Поймать снежинку на варежку, рассмотреть. Можно вынести лупу. Затем, поймать снежинку на ладошку, что с ней произойдёт? Почему на варежке снежинка не тает, а на ладошке тает? Когда отчётливо видны следы на снегу? Почему зимой снег проваливается в сугробах, а ближе к весне нет? Когда и почему образуется наст? Почему появляются сосульки. Дети формулируют свои ответы, выстраивают предложения, высказывая свои мнения.

Чтобы поддерживать интерес детей мы провели ряд опытов. Вот некоторые из них:

  • Опыты с водой: вода очень интересный объект для изучения малышами. К сведению! Во время этих экспериментов мы обратили внимание детей на то, что вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Опыт «,Превращение снега в воду»

Принесли с улицы ведерко со снегом. Вспомнили о том, что происходит со снегом в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает — его становится

меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

Познавательно-исследовательская деятельность развивает словарь при введении в речь детей обозначений новых явлений и предметов, их описаний. В результате тщательного проговаривания, заучивания, тренируются фонетические умения. Описания проводимой совместной деятельности помогают нам ввести в речь детей правильные грамматические формы, развивают коммуникативные навыки и разговорную речь.

Исследование на тему «Вулкан»

Дети просили рассказать им о вулканах, после того, когда мы прочитали книгу, Алдониной Риммы Петровны «Вулканы ужасные и манящие». Мы рассмотрели иллюстрации в книге, рассмотрели иллюстрации в энциклопедии «Почемучки», узнали много интересного. В группе есть макет вулкана, вместе с детьми мы выяснили что: «Вулкан похож на конус, из него извергается лава, вулканы бывают спящие, потухшие, действующие. Люди, которые занимаются изучением вулканов – называются вулканологами».

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Эти извержения мы с детьми наблюдали на слайдах: 1) лава, извергающаяся из вулкана, превращается в пемзу; 2) исследование в группе: «Пемза — это камень»; 3) материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.

Дети рассматривают внимательно камни и пемзу. Сравнивают их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Вопрос: дырочки пустые или в них что-то есть? (в отверстиях спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Опускаем кусочек пемзы в тазик с водой: есть ли пузырьки, пемза тонет или плавает? Почему?

Дети совместно с нами делают открытие: пемза — камень, в нем много отверстий, в них скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

В этом исследовании наглядно прослеживается, что Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, умения обобщать, и анализировать.

Опыт «Пар – это тоже вода».

Нагрели воду и увидели, как пар поднимается вверх. Накрыли сосуд крышкой, подняли крышку и показали, как пар превращается снова в капли и падает вниз.

Основное значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по — настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалоги нами используются для обсуждения детьми полученного нового опыта вовремя исследовательских занятий.

Опыты с бумагой

Казалось бы, что необычного может быть в бумаге? Дети видят ее каждый день, пользуются ею на занятиях ИЗО и делают из нее поделки и открытки. Но как они удивились, узнав про нее столько нового.

Опыт «Влияние воды на бумагу»

Мы взяли разные виды бумаги, которые есть под рукой: салфетки столовые; альбомный лист; обложку журнала; бумажные платочки; картон. Отрезали примерно равные по размеру кусочки и положили их в контейнер с небольшим количеством воды. Наглядно видно, что гофрированная бумага, салфетки, бумажные платочки, газета впитывают воду очень хорошо, а впоследствии и совсем расползаются в лотке. Картон, альбомный лист впитывают воду чуть хуже, так как являются более плотными.

После этого опыта мы связали свойство бумаги рваться с ее свойством быстро или медленно размокать в воде, дети очень быстро сделали вывод, что те виды бумаги, которые вода размачивает быстрее, и рвутся значительно легче. А вот обложка журнала, картон, обои рвутся сложнее. Делая выводы и формулируя свои ответы, дети учатся правильно строить предложения, активизируется словарь, развивается связная речь, совершенствуется грамматический строй речи.

Ну и сейчас мы будем создавать «огород на окне». Это тоже познавательно исследовательская деятельность. Почему мы всегда садим горох, или бобы? Потому что лучше всего проследить, как происходит процесс. Горошина очень твёрдая, сморщенная, дети трогают горошину, ощущают её на ощупь. Затем мы замачиваем для проращивания. Горошина набухает, становится гладкая, мягкая, а самое главное в ней очень хорошо виден росток. Дети всё это видят, понимают, как прорастает росточек. Потом мы его садим в землю и ждём всходы. Очень важно для развития речи в познавательно исследовательской деятельности использовать худ слово. Например, «На гряде морковь родится». Вырастут конфеты или нет? Почему? А откуда тогда берутся конфеты? Из чего их делают? А откуда берётся сахар? Шоколад?

Опыт с луком. (как растёт лук в тёмном и светлом месте)

Мы даже не всегда осознаём, как часто мы применяем познавательно исследовательскую деятельность в повседневной жизни. Очень важно развивать не только мыслительную деятельность ребёнка, но и не забывать про развитие речи.
Развитие речи детей дошкольного возраста в познавательно исследовательской деятельности

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие познавательно- речевой сферы детей»

Семинар- практикум для воспитателей

«Развитие познавательно-речевой сферы детей»

Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей.

Задачи:

— обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей;

— познакомить с приемами, используемые при формировании познавательно-речевого развития;

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

• Ухудшение состояния здоровья детей;

• Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

• Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

• Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

• Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Развитие познавательно- речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает:

-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода;

-Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;

-Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах;

-Опытническая деятельность;

-Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;

-Совместные игры- фантазирования;

-Совместная деятельность в уголке книги( беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).

Основные задачи познавательно- речевой деятельности:

-Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

-Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

-Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

-Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно- речевой деятельности.

-Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития

:

-Наглядные- наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

-Практические- упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность.

-Словесные- рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

Речь самого педагога

, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми, мы должны помнить, что дети, проводящие большую часть времени в детском саду, общаясь с нами, учатся у нас многому, в том числе и культуре речи, воспринимают нашу речь, как образец. Поэтому мы стараемся говорить, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

Формирование представлений

об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака- это вата, потому что они белые, звезды- это лампочки, потому что они светятся. Ведь, наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому, главная наша задача, чтобы ребенок получил четкие, в соответствии с возрастом, представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего используются..

Развитие любознательности.

Мы должны поддерживать любознательность ребенка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

Сенсорное воспитание.

Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел хорошую стадию своего обновления и доработки. Его наряд растет у нас в Сибири. Им пользуются все взрослые и дети. (Карандаш).

В первобытные времена люди об этом предмете и слыхом не слыхивали. Затем на помощь к ним пришла железная пластина, которую называли трутом. В 80-е годы в магазинах это был самый дешевый предмет. (Спички

Игра.

Одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников . И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по- разному действуют на познавательно-речевое развитее.

«Часть – целое» (начало)

  • винт – вертолет, самолет;
  • колесо – автомобиль;
  • руль – велосипед;
  • парус – лодка;
  • вагон – поезд;
  • крыша – дом;
  • стрелка – часы;
  • кнопка – звонок;
  • страница – книга;
  • подоконник – окно;
  • каблук – ботинок;
  • козырек – фуражка;
  • клавиатура – компьютер;
  • дверь – комната;
  • стержень – ручка;
  • ветка – дерево;
  • лепесток – цветок;
  • шишка – елка;
  • семена – растения;
  • хвост – зверь;
  • чешуя – рыба;
  • крылья – птица;
  • панцирь – черепаха;
  • грива – лев.
  • «Часть – целое» (продолжение)
  • А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:
  • дом – крыша, дверь;
  • корабль – штурвал, якорь;
  • велосипед – педали, колесо;
  • журнал – страницы, буквы;
  • компьютер – мышка, клавиатура;
  • часы – стрелки, цифры;
  • авторучка – колпачок, стержень;
  • пальто – воротник, рукава, пуговицы;
  • холодильник – лед, продукты;
  • чайник – крышка, носик;
  • удочка – поплавок, крючок;
  • цветок – лепестки, тычинки, пыльца;
  • дерево – ветки, кора, листья;
  • гриб – шляпка, ножка;
  • жук – лапки, усики, крылья;
  • бабочка – крылья, хоботок;
  • лиса – хвост, лапы;
  • яблоко – кожица, семечки;
  • кочан капусты – листья, кочерыжка.
  • Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие- это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители подходят к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникает.
  • Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьей и детским садом.
  • В нашем детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, что обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей ответственными участниками образовательного процесса.
  • К примеру «Информационный стенд»

    -дает родителям полную информацию об интересных событиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада. Содержит объявления о собраниях, праздниках, др.мероприятиях, просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада.

  • «Стенд творчества»

    -оформляется творческими работами детей, воспитателей, родителей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями, материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей.

  • Оформление «Домашней игротеки»

    для родителей.

  • Цель: убедить родителей ,что расширение кругозора и развитие речи ребенка не требуют каких-то специально организованных занятий, предусматривающих особую подготовку ,материальные вложения, специально отведенное время.
  • Родителям предлагаем не упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение» , без диалога- малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором- пассивная(умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное).
  • Вот что можно предложить родителям:
  • Развиваем познавательно — речевую сферу на кухне.
  • Появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам «Семья», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
  • Здесь можно рассказать сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо готовите, какие действия при этом совершаете.
  • Назвать свойства( цвет, форму, размер, вкус) продуктов( горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый т.д.),задать ребенку соответствующие вопросы («Попробуй какой получился салат?», «Что мы еще можем положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Обязательно называть свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывать ребенку, что и как делаете. Ребенок должен повторять слова. Поручить ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
  • Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом своей игрушечной посудой и продуктами, копирует слова и действия: готовит еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает о том, что он делает.
  • Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как « Четвертый лишний», «Чего не стало?» , «Что поменялось местами?», «Что изменилось», «Победи пару», «Кому что подходит», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
  • Отличное занятие для тренировки мелкой моторики- вместе лепить фигурки из теста. Рецепт теста легкий: вода, мука, соль, немного растительного масла. Тесто должно быть соленым, в таком случае малыш не пожелает его пробовать. Полученные фигурки можно раскрашивать, украшать пуговицами, крупой, макаронами и т.п.
  • Нанизывать разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложить малышу сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок.
  • Можно кормить червячка: червячок- это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становиться толстым и сытым.
  • -Сервируйте и украшайте вместе с ребенком стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, составить композиции: кораблик из огурца, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков овощей с сыром или фруктов. Такое занятие прекрасно развивает фантазию и воображение детей.
  • Развитее познавательно-речевой сферы в ванной.
  • Купания в ванной- это отличный и интересный способ завершения дня.
  • Все, что нужно делать- предложить интересные задания и эксперименты, а так же время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению. Спросить его, например: «Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?».
  • В играх с водой малыш освоит, что значит «полный» и «пустой» , «объем» , «глубина», «плотность материала» и т.п.
  • Для игр с водой пригодятся губки разных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть ( игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камушки, ракушки), воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.
  • Все игры с ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положить пластиковый контейнер на воду. Положить в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружать вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объяснить ребенку, почему он пошел ко дну.
  • Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.
  • Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.
  • Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть дома в четырех стенах. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать речь малыша. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. То, какими словами ребенок будет называть предметы вокруг, напрямую зависит от родителей. Используя те или иные слова, интонацию мама учит малыша характеризовать ситуации и предметы вокруг правильно.
  • Во время прогулки старайтесь больше разговаривать с ребенком, называть все, что видите вокруг, обращать внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните, почему все так происходит. Малыш накапливает свой пассивный словарный запас, и придет время, когда он воспроизведет все, что услышал однажды.
  • В это время ребенку можно прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», « Осень», « Зима», « Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
  • Мы предлагаем следующие пути решения проблем:
  • 1. Создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения педагогами новых профессиональных знаний.
  • 2. Распространение лучших образовательных практик по речевому развитию детей.
  • 3. Создание условий для реализации инновационных педагогических технологий, направленных на повышение качества работы по речевому развитию дошкольников.
  • 4. Усиление работы по развитию устной речи дошкольников по всем направлениям (произносительная сторона, словарь, грамматический строй, связная речь и т.д.).
  • 5. Образование системы работы в тесной взаимосвязи всех специалистов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]