К трем годам маленький человек часто проявляет непослушание: не выполняет просьбы, кричит, устраивает истерики. Родители разводят руками в недоумении, не зная, как поступить в этой ситуации: броситься успокаивать малыша, ругать, наказывать, игнорировать подобное поведение. Трехлетний ребенок нуждается в родительском внимании, и от того, как поведут себя вести мама с папой, зависят не только отношения в семье, но и каким вырастет их малыш.
Кризис трех лет
Плохое поведение в трехлетнем возрасте – это не всегда показатель скверного характера или перепадов настроения. Чтобы правильно воспитать кроху, родители должны сначала разобраться, по каким причинам он так себя ведет. Стоит отметить, что в этом возрасте мальчики и девочки, как правило, капризничают и устраивают истерики одинаково.
Для начала нужно разобраться в таком психологическом термине, как фрустрация. Это состояние взрослого или ребенка, когда желания и потребности невозможно удовлетворить полностью. Малыш взрослеет, когда начинает осознавать, что не все его желания выполняются. Чуткий, понимающий родитель сразу сможет понять, когда истерика ребенка связана с тем, что его «хочу» не исполняется. Но ведь капризничать кроха может и по другим причинам: физическое недомогание, ссоры в детском саду, недопонимание со стороны воспитателя, и т. д.
Интересно: Как помочь ребенку научиться делать уроки – без скандалов и споров
Почему ребенок 3-4 лет плохо себя ведет
Причин плохого поведения может быть много. Детские психологи выделяют основные причины, на которые следует обратить внимание.
- Ребенок привлекает внимание взрослых. Когда родители постоянно заняты и не могут уделить время малышу, он любыми способами хочет привлечь к себе внимание. Поскольку трехлетка еще не умеет строить конструктивный диалог, он начинает плохо себя вести, капризничать, плакать. Пускай мама и папа поругают, зато бросят свои дела и займутся мной.
- Кроха самоутверждается. Примерно с двух лет малыш начинает проявлять самостоятельность. Наверняка мамы и папы помнят бесконечное повторение: «Я сама», «Я сам». Родители считают трехлетнего ребенка маленьким и стараются всячески его опекать. А трехлетка противится родительскому контролю, в том числе, с помощью непослушания.
- Ребенок мстит родителям. Капризы, истерики, крики могут быть местью за обиду, которую нанесли мама или папа. Родители могут даже не догадываться, что задели крошку. Например, мама заставила доедать невкусную кашу, а папа забрал планшет и запретил смотреть мультики.
- Заниженная самооценка. Если малыш в чем-то разочаровался, потерял веру в себя, он может вести себя агрессивно и неадекватно.
Развивающие занятия педагога-психолога с детьми 4-5 лет
При реализации коррекционной деятельности использовались кинезиологические упражнения (адаптированный вариант) — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Занятия подходят для детей от 4 до 5 лет, с учетом их физиологических возможностей.
Занятие №1.
- Упражнение «Большое доброе животное» (Арцишевская)
- Растяжка – Яйцо, струночка. (Сиротюк)
- Дыхательные упражнения. Лежа на спине. Руки на животе, при вдохе живот –«шарик» надувается, пауза – выдох «у».
- Глазодвигательные упражнения (Светящийся шар) Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» Их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
- Ритмическая игра на подражание.
Дождь идет,
А мы бежим –
В домик спрятаться спешим.
Будет дождь стучать в окно –
Мы не пустим все равно.
- Пальчиковая гимнастика: «Колечко», Упражнения с эспандером, «Су Джок»
- Группировка по цвету, форме, величине – геометрические фигуры
- Обобщение и классификация «Найди семью»
- Релаксация “Вибрация”.
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Занятие №2.
1 Приветствие: Хлопки, «Йоговская гимнастика для малышей» — Арцишевская
«Большое доброе животное»
2 Растяжка – Яйцо, струночка.
3 Дыхательные упражнения. Лежа на спине. Руки на животе, при вдохе живот –
«шарик» надувается, пауза – выдох «у».
4 Глазодвигательные упражнения (Светящийся шар)
5 Пальчиковая гимнастика: «Колечко», Упражнения с эспандером, «Су Джок»
6 Группировка по цвету, форме, величине – геометрические фигуры
7 Внимание – «Из каких фигур светофор и рыбка», Математика.
8 Расскажем и покажем (для детей с 5 лет)
Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.
Руку правую – на плечо Руку левую – на плечо
Руку левую – на бочок Руку правую – на бочок
Руки в стороны, руки вниз Руки верх, руки вниз
И направо повернись И налево повернись.
Занятие №3.
1 Приветствие: Хлопки, «Йоговская гимнастика для малышей» — Арцишевская
«Большое доброе животное»
2 Растяжка – Яйцо, струночка.
3 Дыхательные упражнения. Лежа на спине. Руки на животе, при вдохе живот –
«шарик» надувается, пауза – выдох «у».
4 Глазодвигательные упражнения (Светящийся шар)
5 Пальчиковая гимнастика: «Колечко», Упражнения с эспандером, «Су Джок»
«Кулак, ребро, ладошка»
6 Развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек» – геометрические
фигуры
7 Внимание – «Веселый лабиринт», Задание на ориентацию «Раскрась ракеты»
8 Релаксация «Марионетки» (Арцишевская)
Занятие №4.
1 Приветствие: Хлопки, «Йоговская гимнастика для малышей» — Арцишевская
«Большое доброе животное»
- Растяжка – Яйцо, струночка, «Камень-звезда»
- Телесные упражнения «Эмбрион», «Качалка» (Сиротюк)
4 Дыхательные упражнения. Лежа на спине. Руки на животе, при вдохе живот –
«шарик» надувается, пауза – выдох «у».
5 Глазодвигательные упражнения (Светящийся шар)
6 Пальчиковая гимнастика: «Колечко», Упражнения с эспандером, «Су Джок»
«Лягушка»
7 Упражнения на ориентацию –
Найди паровозик, который едет на лево, бантик на левом ухе
Пароход едет на лево, бантик на правом ухе
Грузовик едет на лево бантик на правом ухе
7 Внимание – «Найди предметы, которые похожи на эти геометрические фигуры.
Соедини их линиями», «Нарисуй в каждой фигуре значки как на
образце», «Подбери заплатку к коврику»
8 Релаксация «Марионетки»
Занятие №5. (09.06.2017)
1 Приветствие: Хлопки, «Йоговская гимнастика для малышей» — Арцишевская
«Большое доброе животное»
- Укладка «Поза эмбриона» (вхождение в занятие)
- Растяжка – Яйцо, струночка, «Камень-звезда»
- Телесные упражнения: «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.
«Качалка»
5 Дыхательные упражнения. Лежа на спине. Руки на животе, при вдохе живот –
«шарик» надувается, пауза – выдох «у».
6 Глазодвигательные упражнения (Светящийся шар)
7 Пальчиковая гимнастика: «Колечко», Упражнения с эспандером, «Су Джок»
«Лягушка», «Кулак, ребро, ладошка»
8 Упражнения на ориентацию –
Найди паровозик, который едет на лево, бантик на левом ухе
Пароход едет на лево, бантик на правом ухе
Грузовик едет на лево бантик на правом ухе
9 Внимание – «Все грибы зачеркни, все флажки обведи в кружочек».
10 Релаксация «Марионетки»
Занятие №6.
- Приветствие: Арцишевская «Большое доброе животное», Пазухина «Повтори позу» стр.36
- Укладка «Поза эмбриона» (вхождение в занятие)
- Растяжка – Яйцо, струночка, «Кобра»
- Дыхательные упражнения. Лежа на спине. Руки на животе, при вдохе
живот – «шарик» надувается, пауза – выдох «у».
- Глазодвигательные упражнения на спине (светящийся шар)
- Телесные упражнения, «Велосипед».Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного. «Качалка»
7 Пальчиковая гимнастика: «Покажи руками», «Расскажи стихи руками».
(Пазухина)
- Упражнение на развитие слухового внимания и восприятия «Найди пару»
- Ассоциации: «Пчела, заяц»
- «Систематизация, Дорисуй фигурки» – «Развитие зрительной памяти и зрительного внимания».
- Релаксация «Марионетки»
Занятие №7.
- Приветствие: «Большое доброе животное», Пазухина «Повтори позу» стр.36
- Укладка «Поза эмбриона» (вхождение в занятие)
- Растяжка – Яйцо, струночка, «Кобра»
- Дыхательные упражнения. Лежа на спине. Руки на животе, при вдохе живот –
«шарик» надувается, пауза – выдох «у».
- Глазодвигательные упражнения на спине, сидя (Светящийся шар)
- Телесные упражнения: «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.
«Качалка», «Вездеход»
- Пальчиковая гимнастика: «Покажи руками», «Расскажи стихи руками – Сорока-белобока». (Пазухина, стр. 44)
- Развитие тактильного восприятия: «Узнай фигуру»
9 «Систематизация, Дорисуй фигурки» — учить рисовать геометрические
фигуры.
10 Релаксация «Марионетки»
Занятие №8.
Приветствие: Арцишевская «Большое доброе животное»
- Укладка Поза эмбриона (вхождение в занятие)
- Растяжка – Яйцо, струночка, «Кобра»
- Дыхательные упражнения. Лежа на спине. Руки на животе, при вдохе живот – «шарик» надувается, пауза – выдох «у».
- Глазодвигательные упражнения на спине, сидя (Светящийся шар)
- Телесные упражнения: «Велосипед». «Качалка», «Вездеход»
- Пальчиковая гимнастика: Под музыку «Ладошки»
- Развитие мелкой моторики: «Нарисуй в пустых квадратах такие же фигурки», «Помоги рыбкам доплыть до водорослей»;
- Мышление, Восприятие пространственное: «Разложи предметы по полкам».
- «Рисунок «Живая рука». Возьмите в руку карандаш, другую положите на середину листа и обведите свою руку, каждый пальчик отдельности. Затем раскрасьте их цветными карандашами, нарисуйте глазки, нос и рот.
10 Психомоторное развитие: «Марионетки»
Занятие №9.
Приветствие: «Поймай мяч и назови одним словом»
- Укладка «Поза эмбриона» (вхождение в занятие)
- Растяжка – «Лучики», «Кобра»
- Дыхательные упражнения. Сидя. Руки на животе, при вдохе живот – «шарик» надувается, пауза – выдох «мо-мо-мо-ма-ма-ма».
- Глазодвигательные упражнения Сидя (Светящийся шар)
- Телесные упражнения: «Велосипед». «Качалка», «Вездеход»
- Пальчиковая гимнастика: Под музыку «Ладошки», «Отгадай изображение на ощупь»
- Развитие мелкой моторики: «Нарисуй дорожки, Рисуем геометрические фигуры»;
- Восприятие пространственное: «Разложи предметы по полкам».
- Психомоторное развитие: «Марионетки»
К чему приводят родительские запреты
Когда взрослые что-то запрещают ребенку, они как бы очерчивают границу для защиты малыша. Родительские запреты выполняют определенную воспитательную функцию. Кроха учится контролировать свои эмоции, понимать, когда нужно прекратить капризничать. Безусловно, дети не любят, когда им что-то запрещают, поэтому могут реагировать со злобой, скандалами, слезами. Но родительские запреты необходимы для того, чтобы правильно воспитать малыша. С очерченными границами кроха научится быть дисциплинированным и почувствует, что родители действительно заботятся о нем.
В наше время часто встречаются случаи, когда взрослые позволяют детям практически все. Это связано, в первую очередь, с тем, что в детстве родителям многое запрещали. Ребенок растет и начинает осознавать, что с помощью манипуляции можно получить все, что захочет. Как правило, человек, которому многое разрешали в детстве, вырастает инфантильным, не способным принимать самостоятельные решения, капризным.
Другой крайностью является большое количество запретов со стороны взрослых. В этом случае человек вырастет несамостоятельным, робким, и всю жизнь будет искать одобрение мамы и папы.
Чтобы избежать ошибок в воспитании, взрослым нужно понимать, что запреты должны иметь веское обоснование. Малышу надо объяснять, почему ему что-то запрещают, и какие последствия можно ожидать, если он не послушается. Родительские запреты можно условно разделить на две основные категории.
- Осознанные запреты. Мама или папа, запрещая что-то ребенку, тем самым защищают его от негативных последствий. Например, нельзя ходить зимой на улицу без шапки, иначе можно простудиться. Сюда же входят запреты, которые формируют дисциплину и послушание.
- Неосознанные запреты. Причиной неосознанных запретов могут стать личные переживания взрослого: «Мы не поедем в парк развлечений, потому что ты не послушал меня и не выполнил то, о чем я тебя просила». Также родители могут запрещать детям что-то из-за собственной зависти. Если у них в детстве не хватало игрушек и сладостей, они неосознанно будут проецировать свои детские обиды на собственных малышей. Также основой для неосознанных запретов может служить повышенная тревога за детей. Например, кроха хочет завести щенка. Ничего плохого в его желании нет. Наоборот, четвероногий друг подарит малышу много радости, научит заботиться и любить. Но мама отказывает сыну или дочери, потому что боится, что собака может обидеть ребенка, из-за нее у крохи появится аллергическая реакция, и т. д.
Если родители что-то запрещают трех-четырехлетке, это не нужно делать с осуждением. Запреты не должны вызывать у малыша чувство вины и стыда. В воспитательных целях не стоит запрещать ребенку играть в любимые игрушки или смотреть мультфильмы. Запрещая что-то, обязательно объясняйте, почему вы так поступаете. Только с помощью диалога можно достигнуть желаемых результатов.
Вход
Программа рассчитана на 3 года, возраст — 3-6 лет.
Пояснительная записка
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.
В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия, нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.
А также встречаются дети инофоны – это нарушение речи при восприятии иноязычного языка, которое в свою очередь влияет на психическое развитие детей в интеллектуальном развитии и в эмоциональной сфере.
Мигранты, в свою очередь, дома разговаривают на своем родном языке, а приходя в общеобразовательный детский сад, они должны разговаривать на русском языке. И, в связи с тем, что родители мигрантов разговаривают в основном на своем родном языке и дети не понимают русского языка, это, в свою очередь, влияет на психическое развитие детей.
Нарушениями же, расстройствами, пороками, дефектами или недостатками словесной речи (термины однозначны) называются всевозможные отклонения от нормы, т.е. от общепринятого в данном языке типизированного в данном языке проявления или восприятия ее (стандартная речь), начиная с нарушений отдельных компонентов слова и кончая полным отсутствием возможности словесного общения (немота).
В значительно меньшей степени речевые нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера. В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился (например, при глухонемоте, афазии, алалии, дизартрии и т.д.), обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда остаточными явлениями (головные боли, судороги и т.п.)
В большей степени, в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения.
Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. ( Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.)
В последнее время воспитатели отмечают увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей. ( В.В.Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте.)
В нашем детском саду была проведена диагностика психического развития у детей в возрасте 3-4 лет и 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся коррекционно – развивающие занятия.
Результаты диагностики показали, что у детей с нарушениями речи есть нарушения в познавательной деятельности.
Коррекционно -развивающие занятия проводятся повторно связи с тем, что не актуален уровень развития познавательной деятельности, т. е. зона ближнего развития. На повторном проведении занятий дети уже сами участвуют в игровой деятельности при минимальной поддержке ведущего. Поэтому коррекционно-развивающие занятия осуществляются повторно проведенным из зоны ближнего развития в актуальный уровень (Выготский Л.С).
Теоретические основы программы
Программа построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.(Эльконин Д.Б., Лебединский В.Д.)
Цель: формирование психологических когнитивных структур детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, посредством специально организованной деятельности.
Задачи программы:
- способствовать формированию наглядно-образного мышления;
- формированию предпосылок овладения учебной деятельностью;
- развитию речевой деятельности ребенка;
- развитию произвольности психической деятельности и поведения;
- расширению сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях;
- развитию моторных функций.
Направленность и уровень программы
Представленная коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.
Адресат: дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения.
Апробация
Данная программа разработана и прошла апробацию в течении 2-х лет на базе ГОУ детский сад №659.
Показания к применению
Предлагаемый комплекс упражнений рассчитан на детей, имеющих речевые нарушения, посещающих детский сад и имеющих низкий для своего возраста уровень психофизического развития. А именно, для детей с недостаточным развитием функций когнитивной сферы или с нарушением познавательной деятельности. Данную программу можно применять для общего развития 3-4 и 5-6 лет.
Общение и взаимодействие детей во время игр своей деятельности, способствует развитию познавательной сферы и раскрытию их собственных возможностей, и расширяет социальный опыт ребенка.
Содержание программы
Данная программа представляет собой концептуально обусловленный выстроенный комплекс упражнений, рассчитанный на детей дошкольного возраста. В адаптированный вариант вошли традиционные приемы работы с детьми:игры,письменные и устные задания. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи с чем программа может корректироваться по ходу работы. Планирование занятий может предусматривать вероятность смены тем и заданий в зависимости от актуального состояния детей.
Длительность программы
Программа рассчитана на детей 3-4 лет 24 занятия, а для детей 5-6 лет на 36 занятий.
Количество занятий в неделю:по два раза в неделю с детьми в возрасте 3-4 лет, а с детьми в возрасте 5-6 лет три раза в неделю.
Оптимальной групповой формой работы является занятие в группе 4-8 человек.
Условия реализации программы
Основой для успешной развивающей работы по программе является регулярное проведение и посещение детьми занятий, учет индивидуальных особенностей, выявление на первичных этапах диагностики психического развития и личностной сферы, физическое здоровье детей. При проведении занятий важно, чтобы дети понимали инструкцию. Следует предоставлять детям больше самостоятельности, ведущий должен лишь направлять и объяснить. Важно совместное обсуждение ответов детей. Занятия проводятся в группах по 4-8 человек.
Способы взаимодействия специалистов
Занятия могут проводиться педагогом-психологом, имеющим опыт работы с детьми 4-5 лет 5-6 лет. Кроме того, по основным положениям нейропсихологии (Выготский Л.С., Лурия А.Р.), необходима совместная деятельность психолога с логопедом. Плодотворным в работе психолога и логопеда оказывается факторный, синдромный подход в анализе отклонений формирования и развития высших психических функций, среди которых , разумеется, находится и речь.
Результаты реализации программы
Развитие наглядно-образного мышления формирование предпосылок овладения учебной деятельностью (см. задачи программы).
Список литературы:
Д.Б.Эльконин. Психология игры. — М., 1978
В.В.Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М.,1998
О.В. Узорова, Е.А. Нефедорова. Пальчиковая гимнастика.- М.,2002
Ю.В.Останкова. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школьному обучению. –Волгоград.,2008
О.М.Дьяченко. Развитие воображения дошкольника. – Москва 1996
Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей. – Ярославль 1997
Е.В.Колесникова. Математика для детей 4-5 лет. – М.,2007
Л.С.Волкова, С.Н.Шаховский. Логопедия. – Москва 2002
Б.П.Пузанова, С.С.Степанов, Дефектология справочник-словарь. – Москва 2007
Тематический план для детей в возрасте 3-4 лет (15 минут занятие)
№ занятия | Цель занятия | Часы |
С 1 по 10 занятие | Коррекция устойчивости внимания | 150 минут (2.5 часа) |
С 11 по 17 занятие | Коррекция памяти | 105 минут (1.75 часа) |
С 18 по 24 занятие | Коррекция логического мышления | 105 минут (1.75 часа) |
Итого :24 занятия | 360 минут |
Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)
№ занятия | Цель занятия | Часы |
С 1 по 12 занятие | Коррекция устойчивости внимания | 300 минут (5 часов) |
С 13 по 19 занятие | Коррекция памяти и воображения | 200 минут (3.3 часа) |
С 20 по 27 занятие | Коррекция логического мышления и воображения | 175 минут (2.9 часа) |
С 28 по 36 занятие | Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей | 200 минут (3.3 часа) |
Итого:36 занятий | 875 минут (14.5 часа) |
Структура занятия:
- пальчиковая гимнастика;
- работа по теме;
- физкультминутка;
- закрепление пройденного материала;
- подведение итогов занятия.
Поведение детей разного темперамента
Взрослые замечают, что малыши одного возраста могут реагировать по-разному на одни и те же слова родителей. Кто-то начнет плакать, кто-то спокойно выслушает, а некоторые закатят грандиозную истерику. На самом деле, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, ведь все люди (даже самые маленькие) – разные, со своим темпераментом и характером. Если найти подход к ребенку, исходя из его темперамента, можно справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми.
Если ко всем детям применять одинаковый подход в воспитании, это чревато серьезными психологическими проблемами в дальнейшем. Ребенок будет неадекватно себя вести, проявлять агрессию, а в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей могли отхлестать ремнем и поставить в угол, не работает.
Авторитарные, деспотичные родители даже не пытаются услышать своего ребенка, а практически переделывают его под себя, ломая при этом неокрепшую психику. Человек, которого в детстве родители оскорбляли, унижали, били, скорее всего, будет иметь зависимость от алкоголя, никотина или запрещенных препаратов. Таким людям сложно найти общий язык с окружающими, у них часто не складывается личная жизнь.
К 3-4 годам у малыша уже начинает сформировываться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент – это тип поведения, который заложен в человеке с рождения природой, а характер формируется с помощью воспитания.
Существует четыре типа темперамента:
- меланхолики;
- сангвиники;
- холерики;
- флегматики.
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в человеке наблюдается смешение нескольких видов, например, 80% холерик и 20% сангвиник. Малыши с разным видом превалирующего темперамента по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Особенно ярко отличия ощутимы в тех случаях, когда малыши не получают того, чего хотят.
Меланхолики
Такие детки требуют особого внимания к своей персоне. Они остро реагируют на любые замечания, а повышение на них голоса равносильно физическому наказанию. Меланхолики очень чувствительные, их легко обидеть и ранить. Ни в коем случае нельзя стыдить таких деток перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто нахождение среди большого количества детей и взрослых является серьезным испытанием. Вот почему адаптация к детскому саду у них проходит тяжело и болезненно. Не нужно требовать каких-то выдающихся результатов, достаточно и того, что кроха находится в окружении чужих людей.
Сангвиники
Как правило, детки с доминирующим темпераментом сангвиника не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем расположении, без перепадов настроения. Если ребенок чем-то расстроен, он не станет закатывать истерики и валяться на полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно влияет на состояние нервной системы.
Из недостатков детей-сангвиников можно назвать то, что они достаточно хитрые. Если малыш не захочет делать то, о чем его просят, он это делать не будет. Главной ошибкой родителей заключается то, что они верят малышу на слово и идут у него на поводу. Если игнорировать подобный нюанс, кроха вырастет обманщиком. Родители должны воспитывать сангвиника спокойно, без криков и упреков, но ребенок должен выполнять их пожелания и требования. Также не следует перехваливать кроху, иначе он может подхватить «звездную» болезнь. Хвалить нужно за поступки и действия, а не просто так.
Очень интересно: Можно ли обманывать детей: мнение психологов
Холерики
Всегда активные, куда-то бегут, хватаются за любые дела, но также быстро бросают. Отличаются повышенной эмоциональностью, часто имеют проблемы с засыпанием. Очень важно правильно воспитать малыша-холерика, иначе он может вырасти неуравновешенным, злобным человеком. Основные ошибки родителей:
- агрессивное отношение;
- гиперопека.
Когда маленький холерик разыграется, начнет шалить и разносить весь дом, нужно постараться сохранить спокойствие и не повышать голос. Не стоит давить, заставлять, навязывать свое мнение. Желательно, заранее договориться о каких-то вещах и обсудить запреты.
Флегматики
Дети бывают не только активными и шумными, но и спокойными, уравновешенными. Флегматики отличаются медлительностью, задумчивостью, любят долго поспать и понежиться в постели. Малыши-флегматики хорошо воспринимают информацию, если подавать ее на собственном примере. Родителям нужно активно заниматься воспитанием флегматичного ребенка, иначе он так и останется инертным.
Родителям нужно быть чуткими и внимательными, воспитывая малышей. Они должны уметь различать причины, почему кроха не слушается, и вовремя принять меры. Ежедневно мама и папа строят доверительные и теплые отношения с детьми, хотя иногда это дается с большим трудом. Если учитывать темперамент малыша, воспитательные моменты и общение будут проходить значительно легче для всех членов семьи.
Оставить комментарий