«Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста»методическая разработка


Массаж и самомассаж в коррекционной работе ДОУ

МБ ДОУ № 23, г. Белорецк , Республика Башкортостан

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бердникова О.Н. Массаж и самомассаж в коррекционной работе ДОУ // Совушка. 2016. №1. URL: https://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120146.html (дата обращения: 05.02.2022 ).

Самомассаж Самомассаж — это массаж, выполняемый самостоятельно, массаж — это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов, и манипуляций, выполняемых руками и специально подобранным природным материалом, а так же специального оборудования. Под влиянием самомассажа в коже образуются биологически активные вещества, которые расширяют кровеносные сосуды, оказывают положительный эффект на весь организм, происходит усиленная доставка тканям и органам массируемого участка питательных веществ, более скоростное удаление продуктов распада, повышаются обменные процессы на данном участке тела. Самомассаж улучшает функциональную способность центральной нервной системы, воздействует на биологически активные точки, активизирует глубоко лежащие сенсорные пути. Он используется для повышения работоспособности, восстановления сил, а также с целью профилактики простудных заболеваний. Методика Приемам самомассажа детей специально обучают на занятиях и в повседневной жизни, обязательно используя игровые приемы: например, воспитанию ритма и повышению эмоционального настроя у детей младшего дошкольного возраста способствуют сюжетная мотивация и речитатив. Приемы самомассажа должны стать постоянными средствами мероприятий в ритме дня дошкольника и использоваться во всех видах деятельности ежедневно. По данным В.Г. Адаменко, диаметр активных точек изменяется в зависимости от состояния человека. Во время сна и сильной усталости точки имеют диаметр меньше одного миллиметра; когда человек просыпается, диаметр точек увеличивается до одного сантиметра. Эти исследования подтверждают необходимость проведения самомассажа кистей рук, стоп, головы после дневного сна. На кистях рук выделяются определенные зоны воз­действия, через биологически активные точки на внутренние органы:

  1. большой палец — легкие, дыхательная система,
  2. указательный палец и ребро кисти — толстый кишечник,
  3. средний палец — сосудистая система (аллергия),
  4. безымянный палец — железы внутренней секреции (надпочечники, поджелудочная железа, молочная железа, щитовидная и половые железы),
  5. мизинец — сердце.

Рекомендуется использовать массаж определенного пальца при выполнении детьми самомассажа рук (более длительное время уделяется одному из пальцев, проводится тщательный массаж). Необходимо выделить конкретное время и день недели для более глубокой проработки той или иной системы внутренних органов, в то же время не должно быть заорганизованности. Рекомендуем проводить данный вид массажа в любой отрезок времени в режиме дня дошкольника, но обязательное условие — два раза в день. В осенне-зимний период нужно обратить особое внимание на массаж большого пальца, при кашле сильно массируют концевую фалангу среднего пальца. Массаж головы Массировать круговыми движениями затылок, пальцы плотно приставлены. Растирать уши ладонями снизу вверх и сверху вниз, за­тем растирать пальцами каждый миллиметр уха, поднимаясь от мочки по закрутке уха внутрь. Массаж волосяной части, сдвигая кожу головы расставленными пальцам от линии волос к средней линии головы, начинать с затылка, закончить лбом. Отделить прядь волос на площади кожи головы, примерно в 1-2 кв.см., намотать ее на палец плотно до появления боли. Оставаться в таком положении пока не исчезнет боль. В следующий раз натяжение делается чуть сильнее. Постепенно кожа головы станет эластичной, насыщаясь питательными элементами с увеличением кровообращения. Массаж лица Круговыми движениями помассировать лоб от бровей до волос, от середины лба до висков 2-3 раза. Надбровные дуги, брови, края глазных впадин, круговые мышцы глаз массировать по траектории поперечной цифры восемь с центром в переносице в двух направлениях. Нос, начиная с переносицы, ноздри, кончик носа. От носа — щеки до ушей. Губы, уголки губ. Подбородок, скулы. Главное на лице глаза — осторожно с паузами, надавливающими движениями обойти глазное яблоко двумя, указательным и средним пальцем. Внутренним зрением наблюдать изменение оттенков цветов радуги с каждым последующим массажем. Норма — светлые золотистые тона. Массаж волшебных точек ушек Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день. Массаж рук Энергично потереть ладони. Ласково, круговыми движениями потереть внешнюю сторону рук, перейти на предплечья плечи. Поочередно надавить на фаланги пальцев, начиная от их оснований до кончиков пальцев, надавив до боли на ногти. Покрутить каждый палец 2-3 раза в одну сторону, затем в другую. Прижать поочередно кончики пальцев к их основаниям внутри ладоней. Прижать поочередно пальцы к основанию ладони. Поочередно прогнуть пальцы к тыльной стороне ладони. Промассировать руки до плеч, перемежая поглаживания, растирания, мягкие прощупывания круговыми движениями пальцев. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Закаливающий массаж подошв Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных: точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

Что такое самомассаж?

Самомассаж – это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, которые человек выполняет сам по поверхности своего тела. Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида: общий (самомассаж головы, шеи, туловища), артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка) и пальчиковый.

Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна. Он тренирует сосуды и способствует лучшему снабжению кислородом внутренних органов. Делая самомассаж ребёнок укрепляет мышцы рук и пальцев, снимает мышечное напряжение, разминает ту или иную часть тела или лица.

Еще одно преимущество самомассажа состоит в его доступности: вам не надо никуда идти и менять свой режим, а делать его можно в любое удобное время.

Важное значение имеет регулярность самомассажа и контроль за его правильным выполнением со стороны взрослых.

Основные принципы массажа

  • Приступать к массажу и гимнастике можно только по достижении ребенком 1,5 – 2-месячного возраста.
  • Заниматься лучше ежедневно, назначив для этого определенное время и стараясь следовать ему.
  • Начинать массаж для новорожденного нужно через 30 – 40 минут после кормления, заканчивать — за 20 – 30 минут до приема пищи, и только если ребенок находится в спокойном состоянии и хорошем расположении духа.
  • Для первых занятий будет достаточно 5 – 6 минут, постепенно увеличивайте время до 10 – 15 минут. Оптимальная продолжительность массажа для «опытного» малыша после полугода — 30 минут.
  • Массаж проводится в проветренном помещении при температуре не ниже 20 °С.
  • Лучше всего проводить занятия на пеленальном столике или любой другой ровной поверхности, покрытой небольшой клеенкой и пеленкой. Поверхность должна быть достаточно широкой, чтобы можно было легко переворачивать малыша.
  • Малыш перед массажем должен быть чистым, руки мамы — чистыми, сухими, теплыми и с подстриженными ногтями. Лучше не пользоваться тальком или вазелином, так как они засоряют поры кожи ребенка. Чтобы не поранить нежную детскую кожу, кольца, часы и браслеты надо снять.
  • Во время массажа старайтесь не совершать резких движений и не повышать голос. Чтобы и вы и малыш получили удовольствие, а занятия пошли на пользу, обстановка должна быть спокойной.
  • Постарайтесь поддерживать хорошее настроение у ребенка во время занятий. Держите его уверенно, но очень осторожно, не допуская никакого насилия. Особенно следует оберегать от сотрясений и ушибов голову. Если ребенок беспокоен, плачет, сделайте паузу и не начинайте снова, пока он не успокоится.
  • Движения при выполнении массажа направлены по ходу кровеносных сосудов: строго снизу вверх, от периферии к центру. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также не массируются внутренняя поверхность бедер, половые органы ребенка и локти. При массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание) в области почек.
  • Противопоказания к применению массажа для малышей: острые лихорадочные состояния, различные инфекционные заболевания, тяжелые формы рахита, обширные паховые, бедренные и пупочные грыжи, врожденный порок сердца, тяжелые заболевания крови, злокачественные опухоли (до их радикального лечения), заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болями в них, обостренный туберкулез, расстройства пищеварения, а также различные воспалительные кожные заболевания.

Совместите приятное с полезным! Пока делаете массаж и гимнастику, читайте малышу стихи, потешки, пойте песенки. Называйте части тела, предметы, попадающие в поле зрения ребенка, комментируйте свои действия — так вы заодно занимаетесь и речевым развитием.

Положительный эффект самомассажа

«Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.» М. Е. Хватцев

В результате регулярного выполнения самомассажа у детей нормализуется мышечный тонус артикуляционного аппарата (в наиболее сложных случаях — уменьшается степень проявления дефектов артикуляционной мускулатуры); начинают работать те группы мышц, которые были недостаточно включены в процесс произношения; органы артикуляции готовы к формированию произвольных, координированных движений и к постановке дефектных звуков речи; уменьшается гиперсаливация. Плюсы самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в день, выполняя различные упражнения. На логопедических занятиях эти упражнения выполняются одновременно с несколькими детьми, что создает некий соревновательный элемент и способствует возникновению чувства общности.

Вариант 2

— К нам пришло новое письмо от Пилюлькина, да с ри­сунками. Он рассказывает, что еще, ребята, у нас на теле есть «волшебные точки», которые тоже помогут нам справиться с королевой Простудой и принцессой Плохое настроение. Да­вайте рассмотрим эти рисунки и найдем эти точки друг у дру­га (дети вместе рассматривают рисунки, парами изучают точ­ки на теле товарища, на своем теле). Ежедневно нежно масси­руя друг друга по десять раз каждую точку, мы станем сильными и выносливыми. Но помните, важно, чтобы ваши прикосно­вения были нежными и приятными вашему товарищу, только тогда действуют «волшебные точки».

Формирование нравственного здоровья дошкольни­ков: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64 с. С. 19-22.

Правила выполнения самомассажа

Перед выполнением артикуляционного самомассажа необходимо проверить чистоту рук и лица малыша. Желательно, чтобы у ребенка был чистый носовой платок (лучше одноразовый), потому что иногда обильное слюноотделение сопутствует выполнению отдельных упражнений. Противопоказанием к самомассажу являются открытые раны на массируемой области. Лучше если малыш будет делать артикуляционный самомассаж перед зеркалом. Единственное, о чем нужно помнить, что ребенку выполнять самомассаж надо в течение 7-10 минут, не доставляя себе неприятных ощущений. Каждое движение нужно повторять 4-6 раз. Хорошо если при выполнении упражнений ребенок будет слышать речевое сопровождение в стихотворной форме или спокойную музыку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]